Содержание
- 1 Биография
- 2 Творческое наследство
- 3 Режиссёрский почерк
- 4 Фильмография
- 5 В синематографе
- 6 Примечания
- 7 Ссылки
Биография
Родился в Париже в семье промышленника, воспитывался вкупе со старшим братом — Гастоном. Будучи обеспеченным человеком, Мельес уделял много времени своим увлечениям, посреди которых основное место занимали театр и искусство сценической иллюзии. В качестве иллюзиониста он выступал в принадлежавшем ему театре «Робер-Уден». В 1895 году он оказался на одном из первых киносеансов братьев Люмьер и сразу стал жарким фанатом синематографа. Не сумев приобрести у Люмьеров сконструированную ими камеру-проектор (он предлагал огромные средства, но Люмьеры отказали, потому что пробовали сохранить монополию на новое развлечение, полагая, что оно очень скоро выйдет из моды и необходимо ковать железо, пока жарко), Мельес нашёл возможность приобрести аналогичный аппарат британского производства и начал интенсивно экспериментировать.
Star FilmУже в 1896 году он нашёл метод сотворения первых эффектов, основанных на стоп-кадре, покадровой съёмке, двойной и неоднократной экспозиции, ускоренной и замедленной протяжке плёнки, кашировании и других приёмах.
В 1897 году Мельес основал свою студию «Стар фильм» (фр. Star Film) в своём поместье в Монтрё и начал активное создание малометражных кинофильмов. Также снимал «псевдохронику» — постановочные сюжеты, воспроизводившие реальные действия. К примеру, известны снятые им короткометражки «Дело Дрейфуса», «Коронация Эдуарда VII» (Le couronnement du roi Édouard VII, 1902) и другие. Для неких из их, как для «Извержения вулкана на Мартинике» (Éruption volcanique à la Martinique, 1902), Мельес также использовал эффекты.
Студия Жоржа Мельеса в МонтрёС 1896 по 1913 год Мельес снял более 500 кинофильмов продолжительностью от одной до 40 минут (различные источники указывают от 517 до 666 кинофильмов), из которых сохранилось около 200. Пожалуй, из его работ более известна комедия «Путешествие на Луну» (1902) — 1-ый в истории синематографа научно-фантастический кинофильм.
Мельес пробовал зарабатывать, продавая кинозалам копии собственных кинофильмов, но самый большой рынок — южноамериканский — оказался для него закрыт, потому что Томас А. Эдисон считал себя обладателем всех американских патентных прав на кинотехнологии и считал, что имеет право копировать и продавать для показа хоть какой изготовленный без его санкции кинофильм, в том числе киноленты Мельеса. В итоге Мельес не получил фактически ничего за показ собственных кинофильмов в США и в 1914 году обязан был реализовать студию. Негативы собственных кинофильмов он в припадке ярости сжёг.
К 1909 году Мельес был должен отрешиться от собственной самостоятельности и начал работать для конторы «Пате».
В 1925 году женился на Жанне д’Альси.
Мельес длительное время работал торговцем игрушек на Монпарнасе. О его вкладе в развитие синематографа никто не вспоминал до 1932 года, когда Синематографическое общество приютило его, совсем разорённого, в замке Орли, где он и прожил остаток жизни.
Я родился с душой артиста, одарённого ловкостью рук, изворотливостью разума и врождённым актёрским талантом. Я был сразу и интеллектуальным и физическим работником.— Жорж Мельес
За свои награды Жорж Мельес был удостоен ордена Почётного легиона. Он окончил свои деньки в пансионе для престарелых актёров в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Биография Жоржа Мельеса положена в базу снятого в 2011 году кинофильма «Хранитель времени». Роль самого Мельеса исполнил Бен Кингсли. В том же году Эрик Ланж и Серж Бромберг сняли документальный кинофильм «Чрезвычайное путешествие» (фр. «Le voyage extraordinaire»), посвящённый жизни и творчеству режиссёра.
Творческое наследство
Сейчас точно установить, сколько кинофильмов было снято Жоржем Мельесом, не представляется вероятным. Историки кино именуют разные числа: так, Морис Бессп, Жозеф-Мария Ло Дюк и Марсель Лапьер именуют цифру 4000, а Шарль Форд и Рене Жанн молвят о 1000 фильмах.
Жорж Садуль разъясняет такое расхождение в цифрах тем, что в каталоге собственных кинофильмов Мельес давал отдельный номер каждому отрезку плёнки длиной 20 метров вне зависимости от того, является этот кусочек самостоятельным фильмом либо же только его частью. Все киноленты Жоржа Мельеса отличаются особенной, непревзойденной эстетикой, вполне отвечавшей требованиям синематографа тех пор при том, что в техническом и художественном плане его киноленты превосходят все известные картины других режиссеров тех пор. В наше время есть много поклонников этого жанра, также встречается много пародий на его ранешние картины.
Режиссёрский почерк
Многие киноленты Мельеса сняты как театральные постановки со эффектами. Мельес сам писал сценарии, разрабатывал декорации и ставил мизансцены. Для его кинопостановок свойственны малая «глубина кадра» (всё действие разворачивается на сцене) и недвижная камера.
Искусно применённый трюк, с помощью которого можно сделать видимыми сверхъестественные, воображаемые, мистические явления, позволяет создавать в настоящем смысле этого слова художественные вида, дающие большущее удовольствие тем, кто может осознать, что все искусства соединяются воединыжды для сотворения этих зрелищ.— Жорж Мельес
Фильмография
Кадр из кинофильма «Дело Дрейфуса» Основная статья: Фильмография Жоржа Мельеса- 1896 — Поливальщик / L’Arroseur
- 1896 — Страшная ночь / Une nuit terrible
- 1896 — Замок беса / Le manoir du diable
- 1896 — Малыш и девченки / Bébé et fillettes
- 1897 — Заколдованная гостиница / L’auberge ensorcelée
- 1897 — Замок с привидениями / Le château hanté
- 1897 — Кабинет Мефистофеля / Le Cabinet de Méphistophélès (магия)
- 1897 — Фауст и Маргарита / Faust et Marguerite
- 1897 — После бала / Après le bal (эротика)
- 1897 — Последний патрон / La dernière cartouche
- 1897 — Взятие Турнавоса / La Prise de Tournavos (батальный)
- 1897 — Меж Дувром и Кале / Entre Calais et Douvres
- 1898 — Приключения Вильгельма Телля / Les Aventures de Guillaume Tell
- 1898 — Четырёхголовый человек / Un homme de têtes
- 1899 — Дело Дрейфуса / L’affaire Dreyfus
- 1899 — Золушка / Cendrillon
- 1899 — Моментальные перевоплощения / L’Homme Protée
- 1900 — Жанна д’Арк / Jeanne d’Arc
- 1900 — Человек-оркестр / L’homme-orchestre
- 1901 — Человек с резиновой головой / L’homme à la tête de caoutchouc
- 1901 — Душ полковника / La douche de colonel'
- 1902 — Путешествие на Луну /Le Voyage dans la Lune
- 1902 — Извержение вулкана на Мартинике / Éruption volcanique à la Martinique
- 1902 — Робинзон Крузо / Les Aventures de Robinson Crusoé
- 1902 — Бес и скульптура / L’Oeuf du sorcier ou L’oeuf magique prolifique
- 1903 — Смерть Фауста / La damnation de Faust
- 1903 — Меломан /Le mélomane
- 1903 — Монстр /Le monstre
- 1903 — В королевстве фей / Le royaume des fées
- 1903 — Дьявольский кэк-уок / Le Cake-walk infernal
- 1904 — Путешествие через неосуществимое (Неописуемое путешествие) /Le voyage à travers l’impossible
- 1904 — Фауст и Маргарита / Faust et Marguerite
- 1904 — Магический фонарь / La lanterne magicue
- 1905 — Рейс Париж — Монте-Карло /Le raid Paris-Monte Carlo en deux heures
- 1905 — Рождественский ангел / L’Ange de Noël
- 1906 — Поджигатели (История 1-го злодеяния) / Histoire d’un crime
- 1906 — Четыреста проделок беса / Les Quatre cents farces du diable
- 1906 — Мыльные пузыри / Les Bulles de savon animées
- 1907 — Гамлет / Hamlet
- 1907 — История цивилизации / La Civilisation à travers les âges
- 1907 — Туннель под Ла-Маншем, либо Франко-английский ужас / Tunnel sous la manche ou Le cauchemar franco-anglais
- 1907 — Двести миль под водой, либо Ужас рыболова / Deux Cents Milles sous les mers ou le Cauchemar d’un pêcheur
- 1908 — Рейд Париж — New-york на автомобиле / Le Raid Paris-New York en automobile
- 1911 — Галлюцинации барона Мюнхгаузена / Les Aventures de baron de Munchhausen
- 1912 — Завоевание полюса /À la conquête du Pôle
- 1913 — Путешествие семьи Бурришон / Le Voyage de la famille Bourrichon
В синематографе
- В 1952 году во Франции был снят художественно-документальный кинофильм режиссёра Жоржа Франжу «Великий Мельес» (фр. «Le grand Melies»), в каком были изложены некие эпизоды биографии пионера кинематографии. Роль Мельеса сыграл его отпрыск Андре Мельес. В кинофильме также снялись в ролях самих себя 87-летняя Жанна д’Альси и дочь Мельеса Мари-Жорж Мельес.
- Одна из наград, вручаемых Южноамериканским обществом эффектов (Visual Effects Society), носит имя Жоржа Мельеса (англ. Melies Award). В различные годы этой заслуги были удостоены Роберт Абель (2005), Джон Лассетер (2006), Фил Типпет (2009), Эд Кэтмул (2010) и Дуглас Трамбал (2012).
- Биография Жоржа Мельеса отчасти описана в кинофильме "Хранитель времени".