Содержание
- 1 Биография
- 2 Режиссёрский почерк
- 3 Фильмография
- 3.1 Режиссёр
- 3.2 Актёр
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Биография
Родился в семье эльзасских евреев. Участвовал во 2-ой мировой войне, в том числе в Южно-французской операции. Во время войны принял псевдоним Мельвиль как дань возлюбленному писателю Герману Мелвиллу и потом сохранил его в качестве артистичного. Возвратившись с фронта, подал заявку на лицензию помощника режиссёра; получив отказ, решил ставить киноленты своими средствами.
Независящее положение Мельвиля и его «репортажный» стиль (он одним из первых французских режиссёров повсевременно использовал натурные съёмки) оказали решающее воздействие на французскую «новую волну». Когда Годар столкнулся с трудностями при монтаже кинофильма «На последнем дыхании» (1959), конкретно Мельвиль, участвовавший в кинофильме как актёр, предложил просто смонтировать наилучшие части дублей, положив тем начало известной новаторской технике «рваного монтажа».
Сам себя Мельвиль охарактеризовывал как «крайнего индивидуалиста» и «анархиста правого крыла». Чтоб сохранить независимость от диктата продюсеров, предпочитал работать на своей студии.
Погиб от сердечного приступа во время обеда в ресторане с другом — кинорежиссёром Филиппом Лабро.
Возрождение энтузиазма к творчеству Мельвиля пришлось на 1990-е годы, когда его стали именовать в числе собственных кумиров такие животрепещущие режиссёры, как Квентин Тарантино и Джон Ву.
Режиссёрский почерк
Мельвиль захватил известность катастрофическими, минималистскими фильмами на преступную тему («Самурай», «Красный круг»), в каких главные роли исполняли более харизматичные актёры Франции — Ален Делон, Ив Монтан, Жан-Поль Бельмондо, Лино Вентура, Серж Реджани. Их герои полностью проявляют себя исключительно в критериях ежеминутной близости погибели, которые предоставляет преступное либо партизанское подполье.
Режиссёрский стиль Мельвиля, сложившийся под воздействием синематографа США, фетишизирует обычные девайсы гангстерских кинофильмов — орудие, костюмчики и в особенности шапки. В поведении гангстеров режиссёра занимают не столько содержание и цель, сколько его наружняя сторона — процедура, обряд.
Художественную вселенную Мельвиля именуют вакуумной, для неё характерна разреженность событий и персонажей, упругость лично переживаемого времени: «ноющее затишье прошито резкими взрывами действия» (Дэйв Кер). Последние киноленты Мельвиля «столь же обдуманны, бесстрастны и абстрактны, как игра в шахматы».
Фильмография
Режиссёр
- 1945 — 24 часа из жизни клоуна / Vingt-quatre heures de la vie d’un clown (к/м)
- 1949 — Молчание моря / Le silence de la mer
- 1950 — Ужасные малыши / Les enfants terribles
- 1953 — Когда ты прочтёшь это письмо / Quand tu liras cette lettre
- 1955 — Боб — прожигатель жизни / Bob le flambeur
- 1959 — Двое на Манхэттене / Deux hommes dans Manhattan
- 1961 — Леон Морен, священник / Léon Morin, prêtre
- 1962 — Стукач / Le doulos
- 1963 — Старший Фершо / L’aîné des Ferchaux
- 1966 — 2-ое дыхание / Le deuxième souffle
- 1967 — Самурай / Le samouraï
- 1969 — Армия теней / L’armée des ombres
- 1970 — Красноватый круг / Le cercle rouge
- 1972 — Полицейский / Un flic
Актёр
- 1950 — Орфей
- 1959 — Двое на Манхэттене / Deux hommes dans Manhattan
- 1959 — Символ льва / Le Signe du Lion
- 1960 — На последнем дыхании
- 1963 — Ландрю