Время от времени Ли казалось, что из-за необычной красы её не воспринимают серьёзно как актрису, но основным препятствием на пути к ролям было её нехорошее здоровье. Находясь под воздействием маниакальной депрессии в протяжении большей части взрослой жизни, Вивьен Ли заполучила репутацию актрисы, с которой тяжело работать, потому в её карьере нередко наблюдались периоды упадка. В предстоящем повторяющиеся приступы туберкулёза ослабили здоровье актрисы. Таковой диагноз был в первый раз поставлен ей посреди 40-х годов. Вивьен и Оливье развелись в 1960 году, и потом Ли только время от времени снималась в кино и игралась в театре до собственной погибели от туберкулёза.
Современными киноведами и историками кино считается одной из величайших актрис в истории. Актёрская работа Ли в «Трамвае „Желание“» часто именуется одним из более доскональных перевоплощений всех времён.
Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Детство и карьера актрисы
- 1.2 Встреча с Лоуренсом Оливье
- 1.3 Интернациональный фуррор
- 1.4 Свадьба и совместные проекты
- 1.5 Последние годы
- 2 Избранная фильмография
- 3 Заслуги и номинации
- 3.1 Заслуги
- 3.2 Номинации
- 4 Примечания
- 5 Литература
- 6 Ссылки
Биография
Детство и карьера актрисы
Вивиан Мэри Хартли родилась в индийском городке Дарджилинге. Её отец, Эрнест Хартли, британец по происхождению, был офицером индийской кавалерии. Мама, Гертруда Робинсон Яки, имела ирландское, французское и армянское происхождение. Предки поженились в Кенсингтоне, Лондон, в 1912 году. В 1917 году Эрнеста Хартли перевели в Бангалор, в то время как Гертруда и Вивиан остались в Утакамунд. Вивиан Хартли впервой выступила на сцене в возрасте трёх лет, прочитав стихотворение «Маленькая Бо Пип» в составе любительской театральной группы собственной мамы. Гертруда Хартли старалась привить дочери любовь к литературе и знакомила её с произведениями Ганса Христиана Андерсена, Льюиса Кэрролла и Редьярда Киплинга, также с рассказами из греческой мифологии. Единственный ребёнок в семье, Вивиан Хартли, была выслана в Монастырь Святого Сердца в Великобритании в 1920 году. Её наилучшей подругой в монастыре была будущая актриса Морин О'Салливан, с которой Вивиан делилась своим желанием стать «великой актрисой».
Вивиан Хартли продолжила своё образование в Европе, возвратившись в 1931 к своим родителям в Великобританию. Она желала стать актрисой, и предки оказывали ей поддержку. Отец посодействовал ей поступить в Царскую Академию Драматических искусств в Лондоне.
В конце 1931 года она встретила Герберта Ли Холмана, адвоката, который был старше её на 13 лет. Невзирая на то, что он не одобрял «людей, связанных с театром», они поженились 20 декабря 1932 года. Вивиан заканчивала своё обучение уже будучи замужем. 12 октября 1933 года она родила ребёнка — девченку, которую окрестили Сюзанна, но Вивиан задыхалась от навязанной ей роли домохозяйки. Друзья рекомендовали её на маленькую роль в картине «Дела идут на лад», и эта роль стала дебютом Вивьен на киноэкране. Она наняла агента Джона Гиддона, который заверил её, что имя «Вивиан Холман» не подходит для актрисы, и, отказавшись от предложенного псевдонима «Айприл Морн», она берёт имя «Вивьен Ли». Гиддон посоветовал её Александру Корда как вероятную киноактрису, но тот счёл, что в ней нет потенциала.
Сыграв в спектакле «Маска добродетели» в 1935 году, Вивьен получила хорошие отзывы, за которыми последовали интервью и статьи в газетах. Посреди этих статей была одна из «Дэйли экспресс», в какой журналист увидел, как «молниеносная перемена произошла на её лице». Это был 1-ый раз, когда публика увидела резвые смены настроения Вивьен, выделявшие её посреди других актрис. Джон Бенджаман обрисовал её как «дух британского девичества». Когда настало время премьерного показа, Корда сообразил свою ошибку и подписал с ней договор, в каком она назвалась своим псевдонимом «Вивьен Ли». Она продолжала играть, но когда Корда перенес постановку в больший театральный зал, Ли обвинили в неумении держать в напряжении такую огромную аудиторию и принудили корректировать собственный глас, чтоб его было слышно во всех концах зала. Из-за этого спектакль закрыли.
В 1960 году Ли гласит о собственном двояком отношении к её первому одобрению критиков и неожиданной славе, комментируя:«Некоторые критики ничего более глуповатого не выдумали, чем сказать тогда, что я была величавой актрисой. И я пошевелила мозгами, что это было тупо, подло так сказать, так как на меня были возложены такое бремя и такая ответственность, которую я просто не могла нести. Мне потребовались годы обучения и мастерства, чтоб оправдать тот титул, который они мне присвоили в собственных первых отзывах обо мне. Это было так тупо с их стороны. Я помню того критика прекрасно, и я никогда его не прощу».
Встреча с Лоуренсом Оливье
Лоуренс Оливье увидел Вивьен в «Маске добродетели». Он поздравил её с выступлением, и меж ними завязались дружественные дела. Играя любовников в кинофильме «Пламя над Англией», Ли и Оливье сообразили, что их дружба переросла в сильное желание, а после съёмок — в роман.
Вивьен с Лоуренсом ОливьеВ это время Ли прочитала книжку Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» и настояла на том, чтоб её агент в Америке порекомендовал её Дэвиду Селзнику, продюсеру кинофильма, на роль Скарлетт. Она гласила журналистам: «Я лицезрела себя в роли Скарлетт О’Хара», а кинокритик Лежон вспомнил разговор тех пор, в каком Ли «потрясла нас всех» своим утверждением, что Оливье «не будет играть Ретта Батлера, но я буду играть Скарлетт О’Хара. Подождите и вы увидите!».
Ли игралась Офелию в «Гамлете» в постановке Оливье в театре Олд-Вик. Оливье позже вспоминал один инцидент, который произошёл в один прекрасный момент, пока она готовилась к собственному выходу. Без всякой на то предпосылки она вдруг начала орать на него, позже притихла и стала глядеть в одну точку. Она выступала на сцене без схожих инцидентов, и уже на последующий денек возвратилась в обычное состояние, напрочь забыв об этом событии. В первый раз Оливье стал очевидцем такового поведения Ли. Они стали жить совместно, так как ни Холман, ни супруга Оливье, актриса Джилл Эсмонд, не соглашались дать супругам развод.
Ли снялась с Робертом Тейлором, Лайонелом Берримором и Морин О'Салливан в кинофильме «Янки в Оксфорде». Это был 1-ый кинофильм с ролью Вивьен, заставивший направить на себя внимание в Соединённых Штатах. Во время съёмок она заработала для себя репутацию сложной и невразумительной в работе, и Корда порекомендовал агенту Ли предупредить актрису, что у неё будет маленькой выбор ролей, если она не изменит своё поведение. Её последующая роль была в кинофильме «Путь Святого Мартина» с Чарльзом Лоутоном.
Интернациональный фуррор
Оливье развивал карьеру в кино, но невзирая на фуррор в Британии, его не очень-то знали в Штатах, а ранешние пробы представить себя на южноамериканском рынке провалились. Согласившись на роль Хитклиффа в кинофильме «Грозовой перевал», он уехал в Голливуд и оставил Вивьен в Лондоне. Продюсер картины Сэмюэл Голдвин и режиссёр Уильям Уайлер предложили Вивьен роль второго плана, Изабеллу. Она отказалась, заявив, что будет играть только главную роль, Кэти, но эту роль уже дали Мерл Оберон.
Вивьен Ли в «Унесённых ветром» (1939)В это время в Голливуде интенсивно находили актрису на роль Скарлетт в «Унесённых ветром» (1939). Южноамериканский агент Вивьен Ли предложил её кандидатуру в феврале 1938 года. В том же месяце Дэвид Селзник поглядел её работы «Пламя над Англией» и «Янки в Оксфорде», и отныне Вивьен стала серьёзной претенденткой на роль. В период меж февралём и августом, Селзник просмотрел все её английские картины, а к августу он вел переговоры с продюсером Александром Корда, с которым у Вивьен Ли был подписан договор. 18 октября Селзник написал потаенную записку режиссёру кинофильма Джорджу Кьюкору: «Я все ещё надеюсь на эту новейшую девушку». Вивьен переехала в Лос-Анджелес под предлогом того, чтоб быть рядом с Оливье. Когда Майрон Селзник (брат Дэвида), который также представлял и Оливье, повстречал Вивьен Ли, он сообразил, что она обладает всеми теми свойствами, которые его брат так длительно находил. Майрон отвёл Вивьен и Оливье на площадку к Дэвиду, где снимали сцену пожара в Атланте. На последующий денек Вивьен прочитала отрывок из сценария для Селзника, который устроил кинопробы. Селзник написал тогда собственной супруге: «Она Скарлетт — черная лошадь и смотрится катастрофически презентабельно. Говорю для тебя в строжайшем секрете: круг претенденток сузился до Полетт Годдар, Джин Артур, Джоан Беннетт и Вивьен Ли» Режиссёр Джордж Кьюкор согласился с общим воззрением и восхвалял «невероятную безудержность» Вивьен, которая получила свою роль скоро после чего.
Киносъёмки оказались сложными для Вивьен. Кьюкор был уволен и заменён Виктором Флемингом, с которым Ли нередко ссорилась. Она и Оливия де Хэвилленд (Мелани Гамильтон) потаенно встречались с Кьюкором ночами и на выходных, чтоб спросить у него совета в выполнении собственных ролей. Вивьен сдружилась с Кларком Гейблом (Ретт Батлер) и его супругой Кэрол Ломбард, также и с де Хэвилленд, но нередко ссорилась с Лесли Говардом (Эшли Уилкс), с которым должна была сыграть несколько чувственных эпизодов. Также её раздражала необходимость время от времени работать 7 дней в неделю, нередко до поздней ночи, к тому же она скучала по Оливье, который работал тогда в Нью-Йорке. Она писала Ли Холману: «Я не выношу Голливуд… Я никогда к этому не привыкну — как я терпеть не могу сниматься в кино».
В 2006 году де Хэвилленд опровергла заявления о маниакальном поведении Вивьен Ли во время съёмок «Унесенных ветром», размещенные в биографии Лоуренса Оливье. Она встала на защиту Ли, говоря: «Вивьен была безупречно профессиональна, безупречно дисциплинирована на съемках. У неё были 2 большие задачки: делать все, что в её силах в работе над очень сложной ролью и находиться в разлуке с Ларри (Оливье), который был в Нью-Йорке.».
«Унесенные ветром» одномоментно принесли Вивьен Ли внимание и славу, но она произнесла:«Я — не звезда. Я — актриса. Быть звездой — просто звездой — это как липовая жизнь, прожитая во имя липовых ценностей и ради известности. Актёрство это навечно и в нём всегда есть потрясающие роли, которые можно сыграть».
Из 10 премий «Оскар», выигранных «Унесенными ветром», была и премия за наилучшую женскую роль, которую получила Вивьен Ли. Она также выиграла заслугу как наилучшая актриса, полученную от «New York Film Critics Circle».
Свадьба и совместные проекты
В феврале 1940 года Джилл Эсмонд согласилась дать Оливье развод, а Холман отдал согласие на развод с Ли. Они сохраняли дружественные дела в протяжении всей жизни. Отпрыск Эсмонд и Оливье остался с мамой, а дочь Вивьен, Сюзанна, осталась с папой. 30 августа Оливье и Вивьен поженились в Санта-Барбаре, штат Калифорния. Единственными очевидцами на церемонии были Кэтрин Хепбёрн и Гарсон Канин.
Вивьен и Лоуренс Оливье (1948)Ли возлагала надежды работать совместно с Оливье и пробовалась на роль в кинофильме «Ребекка», режиссёром которого был Альфред Хичкок. После её кинопроб Селзник написал: «Она играет недостаточно от всей души и взросло». Режиссёр же увидел, что она не проявляла никакого интереса, пока главную роль не дали Оливье. В конечном итоге на роль утвердили Джоан Фонтейн. Вивьен также не получила роль в кинофильме «Гордость и предубеждение», где играл Оливье.
Ли и Оливье вкупе сыграли в кинофильме «Леди Гамильтон» (1941), где Лоуренс исполнил роль Горацио Нельсона, а Вивьен — Эммы Гамильтон. Эта роль утвердила статус Ли как голливудской звезды, и кинофильм был не только лишь одобрен критиками и популярен посреди зрителей, но стал возлюбленным фильмом самой актрисы. Кинофильм воспользовался большущим фуррором не только лишь в США и Англии, да и в СССР. Уинстон Черчилль организовал закрытый показ, на котором находился Франклин Д. Рузвельт, и в конце показа обратился к пришедшим, сказав: «Джентльмены, мне показалось, что этот кинофильм заинтригует вас, он указывает величавые действия, подобные тем, в каких вы только-только воспринимали участие». Оливье и Ли стали любимчиками Черчилля. До конца собственной жизни он приглашал их на званые обеды, считал Вивьен примером для подражания.
Вивьен и Лоуренс поставили пьесу «Ромео и Джульетта» для Бродвея. Нью-Йоркские газеты стали публиковать статьи о начале отношений Ли и Оливье, винили их в отсутствии нравственности, потому что они не возвратились в Великобританию после войны. Критики не оценили постановку подабающим образом. Брукс Аткинсон из «Нью-Йорк таймс» писал: «Несмотря на юность и красоту мисс Ли и мистера Оливье, это навряд ли можно именовать актёрской игрой». В то время как большая часть критиков ругали игру и постановку Оливье, один журналист написал про Ли, что её глас похож на глас продавщицы. Оливье и Вивьен вложили огромную часть скопленных ими средств в эту постановку, и её провал оказался для их катастрофой.
Пара возвратилась в Великобританию. В 1943 году у Ли началось турне по Северное Африке, она выступала прямо до того момента, когда у неё начался кашель и лихорадка. В 1944 ей поставили диагноз — туберкулёз в левом легком. Но после того, как Вивьен провела несколько недель в поликлинике, ей показалось, что болезнь оставила её. Весной она сыграла в кинофильме «Цезарь и Клеопатра» (1945), в это время выяснилось, что Вивьен ждёт ребёнка. К несчастью, у неё произошёл выкидыш. Она впала в глубокую депрессию, которая достигнула собственного пика, когда Ли чуть не накинулась на супруга, словесно и на физическом уровне атакуя его до того времени, пока рыдая не свалилась на пол. Оливье эти симптомы показались знакомыми — некоторое количество дней гиперактивности, и, как следствие, чувственный срыв, после которого Вивьен ничего не помнила, но была очень смущена и раскаивалась.
Вивьен Ли в 1958 годуОна уже довольно окрепла и в 1946 году сыграла в удачной английской постановке Торнтона Уалдера «The Skin of Our Teeth». Киноленты, в каких она исполнила роли в то время — «Цезарь и Клеопатра» и «Анна Каренина» — не имели звучного фуррора.
В 1947 году Оливье был посвящен в рыцари, и Вивьен аккомпанировала его в Букингемский дворец на церемонию. Она стала леди Оливье, и сохранила этот титул даже после развода. К 1948 году Оливье был в Совете Директоров театра Олд-Вик и совместно с Ли отправился в турне по Австралии и Новейшей Зеландии, целью которого был сбор средств для театра. В течение 6 месяцев Оливье играл в «Ричарде III» и совместно с Ли в спектаклях «The School for Scandal» и «The Skin of Our Teeth». Турне имело большой фуррор, невзирая на то, что некое время Ли мачалась от бессонницы. Целую неделю, пока Вивьен болела, её роли исполняла актриса-дублёр. Вивьен совладала с тяжёлым грузом ответственности, и даже Оливье увидел, как она «очаровала прессу». Участники труппы позже вспоминали скандалы, которые случались, к примеру, в Крайстчерче, когда Ли отказалась выходить на сцену. Оливье отдал ей пощечину, но Ли в ответ тоже стукнула его по лицу и вышла на сцену. К концу турне оба были измотаны и больны. Оливье признался журналистам: «Возможно, вы не замечаете, что разговариваете с парой остывающих трупов».
Фуррор турне приободрил пару, и они в первый раз появились совместно в Вест-Энде. Они игрались те же спектакли, добавив «Антигону». На этом настояла Вивьен, потому что она всегда желала испытать свои силы в катастрофической роли. Ли достигнула роли Бланш ДюБуа в Вест-Энде, в постановке по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай „Желание“», и была утверждена после того, как создатель пьесы и продюсер узрели её игру в других спектаклях. Оливье стал режиссёром этой постановки. Пьеса содержала намеки на изнасилование, гомосексуальность и хаотичные связи, вокруг неё велись горячие споры и дискуссии. Из-за дискуссий в средствах массовой инфы Вивьен беспокоилась ещё больше. Игру Ли в этой пьесе много критиковали. Гласили, что она совсем не подходит для этой роли, а английские актёры очень отлично воспитаны, чтоб проявлять подобные эмоции на сцене. Оливье и Ли были огорчены этими рецензиями. Но энтузиазм публики обеспечил постановке коммерческий фуррор.
Было сыграно 326 спектаклей «Трамвая», после этого Вивьен пригласили принять роль в разработке киноверсии этого спектакля. Её часто неприличное чувство юмора посодействовало в разговоре с Марлоном Брандо, который также участвовал в картине. Но у Вивьен были сложные дела с режиссёром Элиа Казаном, который не ценил её как актрису. Он гласил, что у неё нет огромного таланта. Но работа длилась, и вот он уже восторгался её решимостью отличаться от всех других актрис собственного времени. «Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если б задумывалась, что это поможет ей лучше исполнить свою роль». А Ли гласила, что роль очень выматывает её: «Девять месяцев я была Бланш ДюБуа, и она до сего времени управляет мною». Рецензии на кинофильм были хорошие, и Ли получила 2-ой «Оскар» в номинации «Лучшая актриса», также премию «BAFTA» за наилучшую женскую роль. Теннеси Уильямс произнес, что в игре Вивьен было всё, что он желал, и больше, чем то, о чём он грезил. Пару лет спустя Вивьен Ли произнесет, что конкретно роль Бланш ДюБуа привела её к безумию.
Последние годы
В мае 1967 года у Ли начались новые приступы туберкулёза. 7 июля во время еще одного приступа она скончалась. Была кремирована в крематории Голдерс-Грин, а её останки развеян над прудом около ее дома в деревне Блэкбойз в графстве Восточный Сассекс.
Избранная фильмография
Заслуги и номинации
Заслуги
- 1940 — Премия «Оскар» — наилучшая женская роль, за кинофильм «Унесённые ветром»
- 1952 — Премия «Оскар» — наилучшая женская роль, за кинофильм «Трамвай „Желание“»
- 1953 — Премия BAFTA — наилучшая женская роль, за кинофильм «Трамвай „Желание“»
- 1963 — Премия «Тони» — наилучшая женская роль в мюзикле, за мюзикл «Товарищ»
Номинации
- 1952 — Премия «Золотой глобус» — наилучшая женская роль в драме, за кинофильм «Трамвай „Желание“»