Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Императорские театры
- 1.2 После революции
- 1.3 ГосТиМ
- 1.4 Арест и смерть
- 2 Семья
- 3 Творчество
- 3.1 Театральные работы
- 3.1.1 Актёрские
- 3.1.2 Режиссёрские
- 3.2 Фильмография
- 3.1 Театральные работы
- 4 Наследство
- 5 Память
- 6 Сочинения
- 7 Адреса
- 8 Музеи и театры
- 9 Примечания
- 10 Литература
- 11 Киноленты о Мейерхольде
- 12 Ссылки
Биография
Карл Казимир Теодор Майергольд был восьмым ребёнком в лютеранской германской семье винозаводчика Эмилия Федоровича Майергольда (мозг. 1892) и его супруги Альвины Даниловны (урождённой Неезе).
В 1895 году он закончил 2-ю мужскую гимназию в г. Пензе, в какой позднее обучался выдающийся актёр немого кино Иван Мозжухин (историческое здание 2-й Пензенской мужской гимназии в г. Пензе по улице Володарского, 5 сохранилось до наших дней и является монументом истории и культуры федерального значения; в текущее время в нём размещается управление образования г. Пензы).
После окончания гимназии поступил на юридический факультет Столичного института. В том же году, по достижении совершеннолетия (21 года), Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь возлюбленного писателя Всеволода Гаршина.
В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Столичного филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко.
В 1898 году Всеволод Мейерхольд закончил училище и вкупе с другими выпускниками (Ольга Книппер, Иван Москвин) вступил в труппу создаваемого Столичного Художественного театра. В спектакле «Правитель Фёдорвей Иоаннович», которым 14 (26) октября 1898 года открылся Художественно-общедоступный театр, играл Василия Шуйского.
В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вкупе с А. С. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила заглавие «Товарищество новейшей драмы». В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей.
В мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему приготовить спектакли «Смерть Тентажиля» Мориса Метерлинка, «Комедия любви» Генрика Ибсена и «Шлюк и Яу» Герхарта Гауптмана для Театра-студии, который он замыслил открыть на Поварской улице в Москве. Но Студия была недолго: как оказывается, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её предназначение. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл вероятным выпускать их на публику. Годы спустя в книжке «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пробовал закрыть собою артистов, которые в его руках являлись обычной глиной для лепки прекрасных групп, мизансцен, при помощи которых он производил свои достойные внимания идеи. Но при отсутствии артистичной техники у актёров он сумел только показывать свои идеи, принципы, искания, производить же их было нечем, не с кем, и поэтому достойные внимания планы студии перевоплотился в отвлечённую теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд возвратился в провинцию.
В 1906 году он был приглашён В. Ф. Комиссаржевской в Петербург в качестве головного режиссёра её собственного Драматического театра. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: «Гедду Габлер» Г. Ибсена, «Сестру Беатрису» М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева.
Императорские театры
Режиссёр Императорских театров.В 1910 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона «Поклонение кресту». Режиссёр и актёры длительно находили подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М. В. Крестовской в Молодёжном (фин. Metsäkylä). Тут был красивый сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка. Спектакль, по плану, был должен идти ночкой, «при свете пылающих факелов, с большой массой всего близлежащего населения». В Александринском театре поставил «У королевских врат» К. Гамсуна (1908), «Шут Тантрис» Е. Харта, «Дон Жуан» Мольера (1910), «На полпути» Пинеро (1914), «Зеленое кольцо» З.Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона (1915), «Гроза» А. Островского (1916), «Маскарад» М. Лермонтова (1917). В 1911 поставил в Мариинском театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика»(живописец — Головин, балетмейстер — Фокин).
После революции
Б.Григорьев. Портрет В.Мейерхольда, 1916Член партии большевиков с 1918 года. Работал в Тео Наркомпроса.
После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В. Маяковского (1918 год). С мая 1919 по август 1920 года находился в Крыму и на Кавказе, где пережил несколько смен власти, арестовывался белоснежной контрразведкой. С сентября 1920 г. по февраль 1921 г. — заведующий ТЕО. В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве. В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, Мейерхольдом была поставлена пьеса А. Блока «Незнакомка». В 1920 году предложил и потом интенсивно проводил в теорию и практику театра программку «Театральный Октябрь».
В 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений; в 1921 году Мейерхольд употребляет этот термин для занятий сценическим движением.
ГосТиМ
Основная статья: Муниципальный театр имени Вс. МейерхольдаМуниципальный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) был сотворен в Москве в 1920-м сначало под заглавием «Театр РСФСР-I», потом с 1922 года именовался «Театр Актёра» и Театр ГИТИСа, с 1923 — Театр имени Мейерхольда (ТиМ); в 1926-м театру был присвоен статус муниципального.
В 1922—1924 год Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию собственного театра, управлял Театром Революции.
В 1928 году ГосТиМ чуть не был закрыт: отправившись совместно с супругой за предел — для исцеления и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, так как в это самое время из забугорных поездок не возвратились Миша Чехов, возглавлявший в то время МХАТ 2-й, и управляющий ГОСЕТа Алексей Грановский, Мейерхольд также был заподозрен в нежелании ворачиваться. Но он не собирался эмигрировать и возвратился в Москву ранее, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр.
В 1930 году ГосТиМ с фуррором гастролировал за рубежом, — Миша Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, в собственных мемуарах говорил: «Я старался передать ему мои чувства, быстрее предчувствия, о его ужасном конце, если он возвратится в Русский Альянс. Он слушал молчком, тихо и обидно ответил мне так (четких слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в последних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы гласите. Но в Русский Альянс я вернусь. На вопрос мой — для чего? — он ответил: из честности».
В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в каком игралась Райх, поглядел Сталин, и спектакль ему не приглянулся. Критика обвалилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве.
8 января 1938 года театр был закрыт. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда» размещен в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. С. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей скоро погибели К. С. Станиславского Мейерхольд стал основным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой «Риголетто».
Арест и смерть
Фото НКВД после ареста20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; сразу в его квартире в Москве был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его супруги 3инаиды Райх, протестовавшей против способов 1-го из агентов НКВД. Скоро (15 июля) она была убита неустановленными лицами.
После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его винили по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР. В январе 1940 года Мейерхольд писал В. М. Молотову:
…Меня тут лупили — хворого шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом лупили по пяткам и по спине, когда посиживал на стуле, той же резиной лупили по ногам боль была такая, что казалось, на нездоровые чувствительные места ног лили крутой кипяточек…
Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в выполнение. О месте захоронения Мейерхольда пишет журнальчик «Театрал»: «Внучка Вс. Э. Мейерхольда Мария Алексеевна Валентей ещё в 1956 году, добившись его политической реабилитации, но не зная тогда, как и когда умер её дед, установила на могиле Зинаиды Николаевны Райх, что на Ваганьковском кладбище, общий монумент — ей, актрисе и любимой супруге, и ему. На монументе выгравирован портрет Мейерхольда и надпись: „Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду и Зинаиде Николаевне Райх“. В 1987 году ей стало понятно и подлинное место захоронения Мейерхольда — „Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г. — 1942 г. включ.“ на кладбище столичного крематория у Донского монастыря. (По решению Политбюро от 17 января 1940 года № II 11/208, подписанного лично Сталиным, было расстреляно 346 человек. Их тела были кремированы, и останки, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых.)».
В 1955 году Верховный трибунал СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.
Семья
- С 1896 года женат на Ольге Михайловне Мунт (1874—1940):
- Мария (1897—1929), вышла замуж за Евгения Станиславовича Белецкого.
- Татьяна (1902—1986), вышла замуж за Алексея Петровича Воробьева.
- Ира (1905—1981), вышла замуж за Василия Васильевича Меркурьева.
- Отпрыск Иры и В. В. Меркурьева — Пётр Васильевич Меркурьев (он сыграл роль Мейерхольда в кинофильме «Я — актриса», 1980, и в сериале «Есенин», (2005).
- С 1922 года женат на Зинаиде Николаевне Райх (1894—1939), в первом браке она была замужем за Сергеем Есениным.
Творчество
Театральные работы
Актёрские- 1898 — «Правитель Фёдорвей Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёры-постановщики К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Василий Шуйский
- 1898 — «Венецианский купец» У. Шекспира — царевич Арагонский
- 1898 — «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Треплев
- 1899 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Иоанн Суровый
- 1899 — «Антигона» Софокла — Тирезий
- 1899 — «Одинокие» Г. Гауптмана. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Иоганнес
- 1901 — «Три сестры» А. П. Чехова. Режиссёры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко — Тузенбах
- 1907 «Балаганчик» А.Блока — Пьеро
- 1907 — «Балаганчик» А.Блока
- 1918 — «Мистерия-Буфф» В. Маяковского
- 1920 — «Зори» Э. Верхарна (вместе с В. Бебутовым). Живописец В. Дмитриев
- 1921 — «Союз молодежи» Г. Ибсена
- 1921 — «Мистерия-буфф» В. Маяковского (2-ая редакция, вместе с В. Бебутовым)
- 1922 — «Нора» Г. Ибсена
- 1922 — «Благородный рогоносец» Ф. Кроммелинка. Живописцы Л. С. Попова и В. В. Люце
- 1922 — «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина. Режиссёр С. Эйзенштейн
- 1923 — «Земля дыбом» Мартине и С. М. Третьякова. Живописец Л. С. Попова
- 1924 — «Д. Е.» Подгаецкого по И. Эренбургу. Живописцы И. Шлепянов, В. Ф. Фёдорвеев
- 1924 — «Учитель Бубус» А. Файко; режиссёр Вс. Мейерхольд, живописец И. Шлепянов
- 1924 — «Лес» А. Н. Островского. Живописец В. Фёдорвеев.
- 1925 — «Мандат» Н. Эрдмана. Живописцы И. Шлепяннов, П. В. Вильямс
- 1926 — «Ревизор» Н. Гоголя. Живописцы В. В. Дмитриев, В. П. Киселев, В. Э. Мейерхольд, И. Ю. Шлепянов.
- 1926 — «Рычи, Китай» С. М. Третьякова (вместе с режиссёром-лаборантом В. Ф. Фёдоровым). Живописец С. М. Ефименко
- 1927 — «Окно в деревню» Р. М. Акульшина. Живописец В. А. Шестаков
- 1928 — «Горе уму» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от мозга». Живописец Н. П. Ульянов; композитор Б. В. Асафьев.
- 1929 — «Клоп» В. Маяковского. Живописцы Кукрыниксы, А. М. Родченко; композитор — Д. Д. Шостакович.
- 1929 — «Командарм-2» И. Л. Сельвинского. Живописец В. В. Почиталов; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова.
- 1930 — «Выстрел» А. И. Безыменского. Режиссёры В. Кроликов, С. Кезиков, А. Нестеров, Ф. Бондаренко, под управлением Вс. Мейерхольда; живописцы В. В. Калинин, Л. Н. Павлов
- 1930 — «Баня» В. Маяковского. Живописец А. А. Дейнека; сценическая конструкция С. Е. Вахтангова; композитор В. Шебалин.
- 1931 — «Последний решительный» Вс. В. Вишневского. Конструктивная разработка С. Е. Вахтангова
- 1931 — «Список благодеяний» Ю. Олеши. Живописцы К. К. Савицкий, В. Э. Мейерхольд, И. Лейстиков
- 1933 — «Вступление» Ю. П. Германа. Живописец И. Лейстиков
- 1933 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Живописец В. А. Шестаков.
- 1934 — «Дама с камелиями» А. Дюма-сына. Живописец И. Лейстиков
- 1935 — «33 обморока» (на базе водевилей «Предложение», «Медведь» и «Юбилей» А. П. Чехова). Живописец В. А. Шестаков
- 1923 — «Озеро Люль» А. Файко — Театр Революции
- 1933 — «Дон Жуан» Мольера — Ленинградский театр госдрамы
Фильмография
- «Портрет Дориана Грея» (1915) — режиссёр, сценарист, исполнитель роли Лорда Генри
- «Сильный человек» (1917) — режиссёр
- «Белоснежный орёл» (1928) — сановник
Наследство
Монумент Мейерхольду в Пензе (1999)Четкая дата смерти Всеволода Мейерхольда стала известна только в феврале 1988 года, когда КГБ СССР позволил внучке режиссёра Марии Алексеевне Валентей (1924—2003) ознакомиться с его «делом». 2 февраля 1990 года в первый раз был отмечен денек погибели Мейерхольда.
Сходу после официальной реабилитации Вс. Мейерхольда, в 1955 году, была сформирована Комиссия по творческому наследству режиссёра. С момента основания по 2003 год бессменным учёным секретарём Комиссии была М. А. Валентей-Мейерхольд; возглавляли Комиссию по наследству в различные годы Павел Марков (1955—1980), Сергей Юткевич (1983—1985), Миша Царёв (1985—1987), В. Н. Плучек (1987—1988). С 1988 года председателем Комиссии является режиссёр Валерий Фокин.
В конце 1988 года было принято решение о разработке мемориального Музея-квартиры в Москве — филиала Театрального музея им. А. А. Бахрушина
С 25 февраля 1989 года в Театре им. М. Н. Ермоловой, который в то время возглавлял Валерий Фокин, проводились вечера памяти Мейерхольда.
В 1991 году по инициативе Комиссии по наследству и при поддержке Союза театральных деятелей Рф, на базе учреждённого ещё в 1987 году Всероссийского объединения «Творческие мастерские», был основан Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ). Центр занимается научной и образовательной деятельностью; за два с излишним десятилетия собственного существования он перевоплотился в обычное место проведения интернациональных фестивалей и государственного фестиваля «Золотая маска», площадку для гастролей наилучших европейских и русских спектаклей.
Память
- В Пензе 24 февраля 1984 года был открыт Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» (директор Наталия Аркадьевна Кугель), в каком с 2003 года работает Театр Доктора Дапертутто.
- В 1999 году в Пензе был открыт монумент В. Э. Мейерхольду.
- В честь 140-летней годовщины со денька рождения В. И. Мейерхольда в Санкт-Петербурге на ул. Бородинская д.6 (в Санкт-Петербургском техникуме жд транспорта), 10 февраля 2014 года была открыта памятная доска в зале, где работал Мейерхольд.
Сочинения
- Мейерхольд В. К возобновлению «Грозы» А. Н. Островского на сцене Александринского театра: Речь режиссёра к актёрам // Любовь к трём апельсинам. 1916. № 2-3.
- Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть 1-ая: 1891—1917 — Часть 2-ая: 1917—1939 М.: Искусство, 1968.
- Мейерхольд В. В. Э. Мейерхольд. Лекции: 1918—1919 / Составитель О. М. Фельдман. Вступление Б. И. Зингермана. М.: ОГИ, 2001. — 280 с — ISBN 5-900241-10-1 (ошибоч.)
- В. П. Коршунова, М. М. Ситковецкая. Библиографический указатель книжек, статей... В. Э. Мейерхольда. Библиографический указатель книжек, статей, переводов, бесед, докладов, выражений, писем В. Э. Мейерхольда. ВТО (1974). Испытано 6 июля 2012. Архивировано из первоисточника 6 августа 2012.
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич: Собрание сочинений. az.lib.ru. Испытано 6 июля 2012. Архивировано из первоисточника 6 августа 2012.
Адреса
Пенза
- Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда»
Москва
Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград
- 1909—1914 — доходный дом С. И. Андреева — Театральная площадь, 2.
Подмосковье
- С 1926 по 1939 годы жил и работал на даче № 3 Горенского парка Балашихи (с 1970 года — улица С.Есенина). В этот период им были подготовлены более значимые спектакли: «Клоп», «Баня» Маяковского, «Последний решительный» Вишневского, «Ревизор» Гоголя и многие другие. Дом, в каком жил и работал Мейерхольд, объявлен монументом истории и подлежит охране. Тут установлен памятный символ. Его создатель — архитектор Ю. Хмелевской
Музеи и театры
- Музей-квартира Вс. Э. Мейерхольда
- Театр Доктора Дапертутто — театр, входящий в состав Центра театрального искусства «Дом Мейерхольда», расположенный в городке Пензе.
- Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» — музей-театр в Пензе.
- Культурный Центр им. Вс. Мейерхольда (Херсон)
- Центр им. Вс. Э. Мейерхольда в Москве