Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Начало артистичной карьеры
- 1.2 В Берлине
- 1.3 После 1933 года
- 1.4 2-ая глобальная война
- 1.5 Послевоенные годы
- 1.5.1 В Восточном Берлине. Искусство и политика
- 1.5.1.1 Дела с управлением СЕПГ
- 1.5.1.2 Последние годы
- 1.5.1 В Восточном Берлине. Искусство и политика
- 2 Творчество
- 2.1 Театральные работы
- 2.1.1 Актёрские
- 2.1.2 Режиссёрские
- 2.2 Фильмография
- 2.2.1 Киноленты об Эрнсте Буше
- 2.3 Более известные песни
- 2.1 Театральные работы
- 3 Заслуги и премии
- 4 Примечания
- 5 Литература
- 6 Ссылки
Биография
Эрнст Буш родился в Киле в семье строительного рабочего Фридриха Буша и портнихи Анны Буш. Отец был членом Социал-демократической партии Германии, но демонстративно вышел из неё в 1914 году, когда фракция СДПГ в рейхстаге проголосовала за военные кредиты, тем поддержав начавшуюся войну.
Проф артистов в роду не было, но пели в семье Бушей все; отец был членом хорового союза строй рабочих «Гармония» и часто брал Эрнста с собой на спевки. Весной 1915 года Буш поступил учеником слесаря на судостроительную верфь «Германия», где проработал 6 лет, получив квалификацию слесаря-инструментальщика.
От отца Эрнст Буш унаследовал и политическую активность, — в 1917 году он вступил в Социалистический альянс молодёжи Германии. В конце октября 1918 года в Киле вспыхнуло восстание моряков, поддержанное рабочими судоверфи, в числе их был и Буш. После Ноябрьской революции он интенсивно участвовал в политической жизни родного городка, стал одним из организаторов и управляющим промышленного, а позднее и районного комитета «Социалистической рабочей молодежи», в 1919 году вступил в только-только образованную Коммунистическую партию Германии.
Начало артистичной карьеры
Сразу Буш участвовал в театральной самодеятельности заводской молодёжи; на любительской сцене в 1920 году его увидел главный режиссёр Кильского драматического театра Робин Роберт и порекомендовал серьёзно заняться исследованием сценического искусства. Под управлением Роберта Буш подготовил ряд ролей для любительского театра, в том числе Франца Моора в «Разбойниках» Ф. Шиллера. В 1921 году, как и миллионы германцев, он оказался безработным и был принят в качестве волонтёра в Городской театр Киля, которым управлял в то время узнаваемый режиссёр и актёр Макс Пенсген-Альберти; в это время в театре начинал свою карьеру Густаф Грюндгенс, которому предстояло стать наикрупнейшим театральным деятелем нацистской Германии.
В Городском театре вместе с драматическими спектаклями ставились и оперы, и тут в октябре 1921 года состоялся дебют Буша на проф сцене — в опере П. Масканьи «Сельская честь», где ему пришлось в одной из сцен размахивать опахалом. Но очень скоро Буш получил и реальную роль — Сиверса в драме И. В. Гёте «Гёц фон Берлихинген». За два года Буш сыграл ряд ролей традиционного и современного репертуара, наибольшей фортуной, по признанию критиков, стал деспот Геслер в «Вильгельме Телле» Ф. Шиллера.
Юный актёр приобрёл известность за пределами родного Киля, получал заманчивые предложения из других городов, но Бушу хотелось повидать мир, и в 1924 году с 2-мя товарищами он отправился в Италию, с гитарой и без гроша в кармашке. Три месяца они вели жизнь кочевых комедиантов, зарабатывая на проезд и пропитание германскими народными и неаполитанскими песнями, посетили многие городка, но в конце концов были арестованы по подозрению в шпионаже и выдворены из Италии.
В конце 1924 года Буш возвратился в Городской театр, который после погибели Пенсгена-Альберти возглавил Ганс Брокман, ученик Макса Рейнхардта. Под его управлением Буш с огромным фуррором сыграл Марка Антония в «Юлии Цезаре» У. Шекспира и в первый раз запел в его комедии «Как вам это понравится». С того времени каждый раз, когда роль добивалась поющего актёра, Брокман выбирал Буша; он с схожей легкостью пел как в баритоновой, так и в теноровой тесситуре, — какой у него был глас, так и осталось загадкой. «Многих поражала, — писал десятилетия спустя И. Нестьев, — стихийная одарённость Буша-певца, точность и рельефность его интонационной манеры, свобода владения голосом… Тяжело поверить, что этот уникальный певец не получил практически никакой проф певческой выучки, а завладевал своим редчайшим искусством в процессе долговременной и самостоятельной творческой практики…»
Скоро совместно с Брокманом Буш перешёл в Городской театр Франкфурта-на-Одере; тут «очень симпатичный, стройный блондин» (по описанию Г. Эйслера) с равным фуррором выступал как в амплуа героя-любовника, так и в соответствующих ролях; но больший фуррор выпал на долю его Яго, одной из сложнейших ролей шекспировского репертуара. Слух о выдающемся достижении 25-летнего актёра достигнул столицы, — Эрих Энгель, специально прибывший глядеть «Отелло» Брокмана, позднее вспоминал: «…Буш мне очень приглянулся, хотя тогда я и не был полностью доволен его трактовкой роли. Но я сообразил, что предо мной актёрская особенность особенного масштаба». Энгель рекомендовал юного актёра собственному другу Эрвину Пискатору, и эта рекомендация, как он считал, принесла фортуну всем троим.
В Берлине
Рекомендацией Энгеля Буш пользовался не сходу: летом 1926 года он вступил в труппу «Передвижного театра» Померании, который обслуживал округ Кёслин и выступал обычно в гостиницах и трактирах. Только в июне 1927 года Буш приехал в Берлин и был принят в Театр на Ноллендорфплац, который в том же году возглавил Пискатор и преобразовал в Театр Пискатора.
1-ый же поставленный Пискатором спектакль — «Гоп-ля, мы живем!» по пьесе Эрнста Толлера — принудил гласить о для себя всю Германию; в этом спектакле, в роли Альберта Кроля, Буш дебютировал на столичной сцене. В последующей постановке Пискатора, «Распутин, Романовы, война и восставший народ», представлявшей собой переработку пьесы А. Н. Толстого и П. Щёголева «Заговор императрицы», Буш сыграл несколько маленьких ролей и спел две песни на музыку Эдмунда Майзеля, — его певческие данные и умение донести до слушателя каждое слово не остались незамеченными: после временного закрытия театра весной 1928 года Буш получал предложения не только лишь от разных драматических театров, да и от кабаре. В Театре Пискатора свершилась и 1-ая его встреча с Гансом Эйслером, написавшим музыку к самому скандальному спектаклю театра — «Берлинский купец»; 5 песен, исполненных Бушем в этом спектакле, положили начало долголетнему сотрудничеству певца и композитора. Сначала 30-х годов написанные специально для Буша песни Эйслера на стихи Б. Брехта, Э. Вайнерта и К. Тухольского расползались на грампластинках по всей Европе.
Сразу Буш выступал и на других сценах, в 1928 году в Театре на Шифбауэрдам он сыграл маленькую роль констебля Смита в первой постановке «Трехгрошовой оперы» Брехта—Вайля; после окончательного закрытия Театра Пискатора в 1930 году он стал актёром «Фольксбюне», где с равным фуррором выступал как в драмах У. Шекспира и Ф. Шиллера, так и в современных пьсах — Б. Брехта, Г. Кайзера, Ф. Вольфа. В 1932 году он сыграл в Театре на Шифбауэрдам Павла Власова в пьесе Брехта «Мать» (по мотивам романа А. М. Горьковатого): «Эрнст Буш, — писал Альфред Польгар в „Вельтбюне“, — светлый, резкий, как обычно, очевидно, прекрасный снаружи, и по голосу… с той неразрушимой внутренней бодростью, которая связана с волей, свободной от испуга и сомнения».
В эти годы Буш нередко выступал и на концертной эстраде — как певец и как чтец, работал на радио. В 1929 году он дебютировал в синематографе, снявшись в кинофильме «Катарина Кни» — в роли жонглёра и акробата Фрица Кни, которого он годом ранее сыграл на сцене «Лессинг-театра». Последующим фильмом с его ролью стала экранизация «Трёхгрошовой оперы» (1931), — в именитом кинофильме Г. В. Пабста Буш играл уличного певца, исполнявшего, а именно, балладу о Мекки Мессере.
Сотрудничество с Пабстом продолжилось в кинофильме «Товарищество», — Буш играл в нём управляющего спасательного отряда германских рабочих, которому пришлось нарушить границу ради оказания помощи французским сотрудникам, пострадавшим при взрыве на угольной шахте. «Актёрских задач, — писал один из рецензентов, — в этом кинофильме практически нет. Перед нами — просто люди. Угольная пыль, осевшая на лицах, делает всех парней схожими друг на друга… Только одно лицо останавливает на для себя пристальное внимание. Это лицо Буша». За четыре года Буш снялся в 10 фильмах, в том числе в «Куле Вампе» Златана Дудова и антимилитаристической «Нейтральной полосе» Виктора Триваса. Конкретно по поводу кинофильма «Нейтральная полоса» германский критик писал: «В чём сила воздействия этого Эрнста Буша? В убежденности и спокойствии, с которым он держится на сцене и на дисплее? В пробивной силе его голоса? Либо в поразительной концентрированности? Может быть, во всех этих качествах вместе взятых. Но есть ещё кое-что: за Бушем-актёром стоит собственный юноша. И он играет не ради наслаждения, но искусство для него путь к цели…».
После 1933 года
На рубеже 20—30-х годов Буш-певец выступал на антифашистских митингах не пореже, чем в концертах, которые также порою преобразовывались в митинги, — его звали «красным Орфеем» (Roter Orpheus) и «Таубером баррикад» (Barrikaden-Tauber), в честь известного австрийского оперного певца, и после прихода нацистов к власти в январе 1933 года он чудом избежал ареста. 27 февраля, в денек поджога рейхстага, Буш играл в Магдебурге премьеру социальной драмы Г. Кайзера «Серебряное озеро»; на последующий денек спектакль был запрещён.
По возвращении в Берлин актёр 6 марта прочёл в одной из газет: «Известно ли вам, что Эрнст Буш всё ещё находится в Берлине?» 9 марта 1933 года друзья посодействовали Бушу вкупе с супругой — актрисой и певицей Евой Циммерман пересечь голландскую границу.
На радиостанциях Голландии и Бельгии были организованы специально созданные для Германии передачи, в каких учавствовали германские антифашисты, в числе их и Буш. Он давал концерты в различных городках Европы, совместно с Эйслером записывал пластинки в Лондоне. Не получивший музыкального образования Буш не умел читать нотки, полагался только на свою память и слух. «Если он будет читать нотки, — гласил по этому поводу Эйслер, — он растеряет свою непосредственность. Иногда Буш кое-что меняет в моей композиции. Но я ничего не имею против. Так, как он поет, — всегда лучше».
В 1935 году Буш получил официальное приглашение из СССР — от Интернационального объединения революционных театров, которое возглавлял Пискатор, и в ноябре один, без Евы, прибыл в Москву. Тут Буша, кроме бессчетных поклонников, уже ожидали друзья — германские антифашисты,, отсюда, по столичной радиоволне, он обращался к своим соотечественникам — в передачах под заглавием «Магический рог мальчугана», заимстсвованным у пользующегося популярностью в Германии собрания народных песен.
В СССР Буш не только лишь выступал с концертами (одному из его выступлений — в Ленинграде перед германскими мореплавателями — Вс. Азаров предназначил цикл стихов «Волшебный рог мальчика»), да и продолжил свою кинокарьеру, снявшись в кинофильме Густава фон Вангенхайма «Бойцы». В 1936 году Пискатор в Горьком приступил к съёмкам кинофильма «Красное германское Поволжье», в каком одну из основных ролей играл Буш. Когда Пискатор кратковременно отправился в Париж, исполнительница главной женской роли Карола Неер была арестована совместно с супругом — германским коммунистом по обвинению в шпионаже. Предупреждённый об этом друзьями, Пискатор в СССР не возвратился, а Буш в январе 1937 года отправился в Испанию, где принял роль в штатской войне в составе германской 11-й международной бригады.
В июле 1938 года Буш покинул Испанию; обнаружив для себя прибежище в Бельгии, где влиятельной политической фигурой и бургомистром Антверпена был его фанат Камиль Гюисманс, он выступал по радио, в концертах и на митингах — собирал средства для бойцов международных бригад. Тем временем состоялось Мюнхенское соглашение, и в началае октября интернациональные бригады в Испании были распущены. Уже в конце августа Буш думал о переезде в США, — желания возвратиться в СССР у него не было (в Москве прямо до 1945 года его считали погибшим в Испании); но и получить южноамериканскую визу, невзирая на активное содействие Эрнеста Хемингуэя, оказалось нелегко.
Успев за время пребывания в СССР полюбить советскую музыку, Буш, по свидетельству Григория Шнеерсона, много содействовал организации в городках Бельгии и Голландии открытых концертов русской музыки, в каких исполнялись сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна и других композиторов, специально по его просьбе присланные из Москвы. В Антверпене в конце ноября 1938 года Буш поставил «Трёхгрошовую оперу» и на этот раз сыграл в ней Мехкита — на фламандском языке. В 1939 году, ещё за длительное время до начала 2-ой мировой войны, политика в Бельгии и примыкающей Голландии начала изменяться: сейчас из его репертуара вычёркивали антифашистские песни, воспрещали в концертах касаться тем, связанных с Германией.
2-ая глобальная война
Отплыть в Соединённые Штаты Бушу так и не удалось; 10 мая 1940 года началось вторжение германских войск в Бельгию, — правительство спешно интернировало германских эмигрантов и послало поездом во Францию, где они были помещены в концентрационный лагерь Сен-Сиприен в Пиренеях — в тот лагерь, в каком находились интернированные бойцы испанских интернбригад.
В конце 1940 года Буш был переведён в концентрационный лагерь Гюрс; в декабре 1942-го при помощи участников французского Сопротивления ему удалось бежать из лагеря, но неподалеку от швейцарской границы он был арестован жандармерией правительства Виши и в январе 1943 года выдан гестапо. Помещённый в берлинскую кутузку Моабит, Буш инкриминировался в «подготовке к гос измене», ему угрожала смертная казнь; но в судьбу его вмешался друг молодости Густаф Грюндгенс: нанятый им юрист смог обосновать, что Буш не может инкриминироваться в гос измене, так как ещё в 1937 году был лишён германского гражданства. Актёр был приговорён к четырём годам лишения свободы и отбывал их в бранденбургской каторжной кутузке, в какой, по показаниям заключённых, на самом деле расстреливали без суда и следствия.
Меж тем глас Буша, сохранившийся на грампластинках, звучал и в германском антифашистском подполье, и на фронте: записи песен Эйслера в выполнении Буша агитподразделения Русской Армии через полевые радиоустановки передавали на другую сторону полосы фронта. «…Я в первый раз услышал Буша не в театре, но в сырой грязной траншее на российском фронте, — вспоминал германский режиссёр и драматург Хайнар Киппахард, создатель пьесы „Дело Оппенгеймера“. — Это было осенью 1943 года… Вечерком мы услышали еще одну пятиминутную программку из громкоговорителя агитгруппы Красноватой Армии. Короткие сообщения, информация. Позже песня, передаваемая с заигранной пластинки массивным громкоговорителем, с дистанции практически 2-ух км. Я не знал эту песню, не знал и человека, который её пел… Не знаю почему, кроме собственной воли, но я не мог не слушать её… Что все-таки приковало моё внимание к этому голосу? Был ли он прекрасным? Естественно, он был и прекрасным. Но не краса голоса захватила меня, не поразительная ясность дикции, не острота звучания… Этот глас знал то, чего не знал я. Этот глас знал, что человек, разум, правда восторжествуют… Это был глас Эрнста Буша, доносившийся до нас с заезженной пластинки через мощнейший репродуктор».
Послевоенные годы
Эрнст Буш в 1946 годуВ ноябре 1943 года в кутузку Моабит, где находился в то время Буш, попала южноамериканская бомба, — в итоге приобретенного ранения лицо его оказалось отчасти парализовано, он утратил свою выразительную мимику и после освобождения русскими бойцами в апреле 1945 года длительное время не решался выходить на концертную эстраду, тем паче что к этому времени он был уже больше известен за рубежом, чем у себя на родине. В первый раз он выступил в концерте в мае 1946 года, на праздничном открытии временного помещения театра «Фольксбюне», — Константин Симонов предназначил этому выступлению стихотворение «Немец» («В Берлине на прохладной сцене…»). Поменялся и глас Буша: стал ниже, утратил прежнюю чистоту, но приобрёл новые краски
Всё поменялось: сейчас уже Буш ходатайствовал за арестованного органами госбезопасности Грюндгенса (которого он называл «немецким Качаловым») — и достигнул его освобождения. Изуродованное шрамом лицо отлучило Буша от синематографа, но не могло отлучить от сцены: уже в ноябре 1945 года он играл в Театре Геббеля в южноамериканском секторе Берлина в пьесе Р. Ардри «Маяк» («Скала грома») бывшего журналиста, живущего уединённо на маяке, изверившегося во всём и ничего не желающего знать об внешнем мире: он сражался в Испании, в составе интернбригад, — и чем всё завершилось?..
В июне 1946 года в Театре Геббеля («Фольксбюне» на Саарландштрассе) свершилась премьера пьесы А. М. Горьковатого «На дне», в какой Буш играл Сатина, — играл, по словам А. Гулыги, как босяка-мечтателя, как правдолюбца, за которым остаётся последнее слово. В том же году в Театре на Шифбауэрдам он поставил пьесу Ф. Вольфа «Матросы из Каттаро», в какой с фуррором исполнял главную роль в 1930 году, — в 1946-м фуррор Буша-режиссёра превзошёл все ожидания, даже радиокомментатор в южноамериканском секторе рекомендовал: «Посмотрите этот спектакль. Я нахожу его замечательным».
С 1950 года Буш был членом Академии искусств ГДР.
В Восточном Берлине. Искусство и политика1-ые годы после освобождения Буш жил и работал в западной части Берлина: там оказался и дом, в каком он жил до 1933 года, — Колония живописцев (Künstlerkolonie) на Лауберхаймерплац, позднее превратившаяся в штаб Сопротивления, там же открылся и 1-ый в послевоенном Берлине театр. Но в 1949 году вернувшийся из эмиграции Брехт сделал в восточном секторе столицы театр «Берлинер ансамбль», и с весны 1951 года Буш выступал сразу на 2-ух сценах Германского театра: на одной давал спектакли фактически Германский театр, руководимый В. Лангхофом, на другой — «Берлинер ансамбль».
Для «эпического театра» Брехта Буш был безупречным актёром — прошедшим ещё в довоенные годы и «школу представления» в Театре на Шиффбауэрдамм, и «школу переживания» на других сценах, сроднившимся с драматургией Брехта ещё на рубеже 20—30-х годов, актёром поющим, что для театра Брехта было только принципиально, и в конце концов, актёром-гражданином, который только и мог быть для Брехта реальным единомышленником. Узнаваемый немеций критик Герберт Иеринг ещё в 1932 году отмечал, что Буш — сначала актёр и поёт он как актёр, которому музыка нужна для усиления слова; тогда же Иеринг с сожалением констатировал, что, став уже практически классиком в песенном жанре, Буш не оценён полностью как драматический актёр; но так оно в большинстве случаев и бывает: широкую известность приносит побочное занятие. В послевоенные годы Буш-актёр был оценён полностью: «Для Буша, — писал в 60-х Александр Дымшиц, — нет рамок амплуа. От напряженнейшей катастрофы до комедийного гротеска — такой его спектр. Я лицезрел его в „Фаусте“ наиумнейшим и изящнейшим Мефистофелем, в „На деньке“ — поэтом гуманизма Сатиным, в „Кавказском меловом круге“ Брехта — лиричнейшим певцом и комичнейшим судьей»
С театром «Берлинер ансамбль» Эрнст Буш гастролировал по всему миру, в том числе в СССР в 1957 году. Гастроли открывал спектакль «Жизнь Галилея», главную роль в каком критики считают вершинным достижением актёра. «…Исполнитель роли Галилея — Эрнст Буш, — писал в те деньки Павел Марков, — актёр подлинной катастрофической наполненности. Он дает очертание вида увлекательного и сложного в грубоватой, но умной манере. Не сходу угадаешь величавого ученого в этой сильной и таковой земной фигуре, с опытными и цепкими повадками мастерового, с твёрдой и уверенной походкой. Но за наружными чертами, потрясающе схваченными актёром, равномерно различаешь напряженный мозг, здоровый скептицизм, крепкую иронию, полнокровное жизнелюбие творца нового. И тем страшнее потухший и угасший Галилей конца, сохраняющий ещё внешнюю крепость фигуры, но уже невесело шаркающий ногами, кутающийся в тёплый халатик, флегмантично ужинающий — с ясным и ясным сознанием безнадёжности совершенного им поступка».
Посреди наилучших ролей, сыгранных Бушем в театре «Берлинер ансамбль» — Повар в «Маме Кураж и её детях», Семён Лапкин в пьесе «Мать» (об этой роли экзальтированный отзыв оставил Брехт, назвавший Буша «великим народным артистом»), Аздак в «Кавказском меловом круге» Б. Брехта. «Во всех ролях, которые исполняет Буш, — отмечал Ю. Юзовский, — есть… принципная черта земного (нельзя вспомнить без ухмылки, как он — Повар в „Матушке Кураж“ — чистит морковку, с наслаждением, со познанием дела, ловко и забавно потом бросая её в воду). Это самочувствие человека, который отлично ориентируется во вселенной, который обладает умением, даже талантом отлично ощущать себя на земле — особенность, которая не мешает его интеллектуальным полетам, когда он в виде Галилея; его духовной проницательности, когда он в виде судьи Аздака; его трагизму, когда он в виде Повара, — здесь ему принципиальна земная закваска всего духовного».
К наилучшим созданиям Буша на сцене Германского театра критики относят Председателя укома в «Шторме» В. Билль-Белоцерковского (конкретно для этого спектакля Эйслер по заказу актёра написал именитый «Левый марш»). Мефистофеля в «Фаусте» И. В. Гёте, шекспировского Яго. «Фауст» в постановке Лангхофа вызвал споры, как и выполнение ряда ролей в спектакле, но о Мефистофеле Ф. Эрпенбек в журнальчике «Театр дер цайт» писал: «Мефистофель — Эрнст Буш мог бы оправдать постановку „Фауста“, даже если б мы её признали на сто процентов неудачной».
Дела с управлением СЕПГПо поводу Аздака, сыгранного Бушем в «Кавказском меловом круге», Брехт в своём рабочем журнальчике записал, что пригодилась вся жизнь Буша, — «пришедшая через борьбу в Веймарской республике, штатскую войну в Испании к горькму опыту после 40 5-ого года, — чтоб сыграть этого Аздака». Начавшаяся в 1950 году сталинизация Восточной Германии привела к конфликту Буша с управлением СЕПГ. Во ходе партийной очистки 1951/1952 годов он был исключён из СЕПГ, так как отказался, прилюдно и не выбирая выражения, принять условия проверки; но это исключение никогда на публике не разглашалось. Буш категорически отрешался выступать на официальных мероприятиях и в течение 10 лет вообщем не выступал в концертах, — сейчас он много и с удовльствием пел в театре. Композитор «Берлинер ансамбль» Пауль Дессау, который в 1951 году в конфликте меж Бушем и Э. Хонеккером (в то время уже кандидатом в члены политбюро ЦК СЕПГ) принял сторону последнего, семь лет спустя в узеньком кругу каялся: «Это было моей политической ошибкой, потому что я был должен разъяснить Хонеккеру, кто таковой Эрнст Буш и что его слова нельзя принимать всерьёз. Отлично, он невоздержан на язык. Анархист, но идеальный, нужный, неподменный человек… И по сегодняшний денек, и кто знает, как длительно ещё он остается незаменимым». Сам Буш, но, ни в чём не раскаивался; о его «грубости и вызывающем поведении», о «невозможности отыскать с ним контакт» доводилось слышать из уст восточногерманских функционеров и Г. Шнеерсону в 1957 году.
В 1961 году Буш покинул сцену, по официальной версии — в связи с заболеванием, но существует и другая версия — политическая: родившаяся ещё в 60-х легенда о том, что Буш на заседании ЦК СЕПГ отдал пощёчину Хонеккеру, не доказана надёжными источниками, но фанаты актёра в неё веруют. В денек собственного 60-летия, в январе 1960 года, Буш отдал в Академии искусств ГДР концерт, составленный в главном из репертуара литературных кабаре 20-х годов; его торжественно приветствовали высокопоставленные партийные бюрократы, но и тут не вышло без инцидентов, которые свидетели помнили и 30 лет спустя. Так, Буш исполнил очень пользующуюся популярностью в конце 20-х годов «Мыльную песню»: во время очередных выборов в рейхстаг в 1928 году социал-демократы раздавали избирателям мелкие куски мыла с вытесненным на их призывом: «Голосуйте за СДПГ!» На эту предвыборную акцию откликнулись друзья Буша — написали сатирическую песенку, которая припоминала социал-демократам и голосование за военные кредиты в 1914 году, и расстрел рабочих в 1919-м, и почти все другое, — и каждое деяние сопровождалось рефреном: «Мы мыльную пену взбиваем, / Мы втираемся в доверие, / Мы опять отмываем свои руки». И вдруг оказалось, пишет биограф Буша Йохен Фоит, что этот рефрен из времён Веймарской республики отлично вписывается в политику СЕПГ в ГДР. Партийных чиновников это открытие повергло в шок, а Буш тем временем (конкретно в этой песне и ни в одной другой) жестами призывал: «Подпевайте!» — не оставляя бывшим товарищам по партии другого выхода, как подпевать с невинным видом: «Мы опять отмываем свои руки…».
Могила Эрнста Буша Последние годыПокинув сцену, Буш в течение ряда лет записывал на студии грамзаписи цикл «Хроника в песнях, балладах и кантатах»; изданный позднее на компакт-дисках, цикл включал в себя 200 песен. Но в целом Буш удалился в личную жизнь: овдовев, он в 1964 году в 3-ий раз женился и в первый раз стал папой.
Актёр погиб 8 июня 1980 года в Бернбурге и был похоронен в Берлине, на древнем кладбище Панков III (нем. Friedhof Pankow III) в районе Нидершёнхаузен. В 1981 году его имя было присвоено Высшей школе театрального искусства, которая и в текущее время именуется Hochschule für Schauspielkunst «Ernst Busch» Berlin.
Творчество
Театральные работы
Актёрские Театр Пискатора- 1927 — «Гоп-ля, мы живем!» Э. Толлера. Постановка Э. Пискатора — Альберт Кроль
- 1927 — «Распутин, Романовы, война и восставший народ», по мотивам пьесы А. Н. Толстого и П. Щёголева «Заговор императрицы». Постановка Э. Пискатора — маршал Фош и ещё несколько ролей
- 1928 — «Берлинский купец» В. Меринга. Постановка Э. Пискатора — несколько ролей, хор
- 1928 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта и К. Вайля. Постановка Э. Энгеля — констебль Смит
- 1928 — «Пигмалион» Б. Шоу — доктр Хиггинс
- 1932 — «Мать» Б. Брехта по мотивам романа А. М. Горьковатого. Постановка Эмиля Бурри — Павел Власов
- 1946 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа. Постановка Э. Буша — Франц Раш
- 1930 — «Ткачи» Г. Гауптмана. Постановка К. Х. Мартина — Пекарь
- 1930 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа — Франц Раш
- 1932 — «Товарищ Каспер» П. Шурека — Каспер
- 1930 — «Мероприятие» Б. Брехта. Постановка З. Дудова — Агитатор (Берлинская филармония)
- 1945 — «Маяк» («Скала грома») Р. Ардри. Постановка К. Х. Мартина — смотритель маяка Чарлстон
- 1946 — «На деньке» А. М. Горьковатого. Постановка К. Х. Мартина — Сатин
- 1951 — «Мама Кураж и её малыши» Б. Брехта. Постановка Э. Энгеля и Б. Брехта — Повар
- 1952 — «Мать» Б. Брехта по роману А. М. Горьковатого. Постановка Б. Брехта — Семён Лапкин
- 1954 — «Кавказский меловой круг» Б. Брехта. Постановка Б. Брехта — Чхеидзе и Аздак
- 1957 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта. Постановка Э. Энгеля и Б. Брехта — Галилей
- 1951 — «Прага остаётся моей» Ю. Буряковского. Постановка В. Лангхофа — Фучик
- 1953 — «Отелло» У. Шекспира — Яго
- 1953 — «Глубокая разведка» А. Крона — Майоров
- 1954 — «Фауст» И. В. Гёте. Постановка В. Лангхофа — Мефистофель
- 1957 — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского. Постановка В. Лангхофа — Председатель укома
- 1938 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта—К. Вайля — Антверпен
- 1946 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа — Театр на Шифбауэрдам
- 1952 — «Кремлёвские куранты» Н. Погодина. Живописцы Джон Хартфилд и Виланд Херцфельде — «Берлинер ансамбль»
Фильмография
- 1929 — Катарина Кни / Katharina Knie — Фриц Кни
- 1931 — Трёхгрошовая опера / Die Dreigroschenoper — Уличный певец
- 1931 — Уличные песенки / Gassenhauer — певец Петер
- 1931 — Приятельство / Kameradschaft — Бергман Витткопп
- 1931 — Нейтральная полоса / Niemandland — Германец
- 1932 — Куле Вампе, либо Кому принадлежит мир? / Kuhle Wampe oder Wem gehört die Welt — Фриц
- 1932 — Уголовное дело Гельдерна / Strafsache van Geldern — Ханс Лерзе, судебный репортер
- 1932 — Двое с Южного экспресса / Die zwei vom Südexpress — Машинист локомотива
- 1932 — Одна из нас / Eine von uns — Петер
- 1933 — Море кличёт / Das Meer ruft
- 1936 — Бойцы / Kämpfer — арбитр Зийверт
- 1971 — Гойя, либо Тяжкий путь зания
- 1967 — Таубер баррикад / Der Barrikadentauber — телевизионный кинофильм Эрвина Буркерта (ГДР)
- 1976 — Эрнст Буш и его столетие / Ernst Busch und sein Jahrhundert — телевизионный кинофильм Ганса Христиана Норрегаарда (Дания)
- 1980 — Эренст Буш — певец рабочего класса / Ernst Busch — Arbeitersänger — телевизионный кинофильм Эрвина Буркерта (ГДР)
- 1982 — Буш поёт / Busch singt — 6-серийный телевизионный кинофильм Конрада Вольфа (ГДР)
- 2000 — Я — Эрнст Буш / Ich bin Ernst Busch — документальный кинофильм Петера Фойгта (Германия)
Более известные песни
- «Мыльная песенка» (Seifenlied, 1928) — на стихи Юлиана Арендта, музыка Отто Странцки
- «Песнь Коминтерна» (Kominternlied, 1928), в Рф популярная как «Заводы, вставайте»
- «Гвардия калек» (Die Krüppelgarde, 1930) — на стихи Давида Вебера, музыка Ганса Эйслера
- «Тревожный марш» (Der Heimliche Aufmarsch, 1931) — на стихи Эриха Вайнерта, музыка Ганса Эйслера
- «Песня солидарности» (Solidaritätslied, 1931) — на стихи Бертольта Брехта, музыка Б. Брехта и Г. Эйслера
- «Песня о болванчиках» (Das Lied von den Murmeln, 1932) — на стихи Макса Офюльса, музыка Гарри Ралтона
- «Песня штурмовика» (Das Lied vom SA-Mann, 1932) — на стихи Бертольта Брехта, музыка Ганса Эйслера
- «Болотные солдаты» (Die Moorsoldaten, 1933) — написана коммунистами-политзаключенными в концлагере Бёргермор, расположенном на болотах
- «Песня Одного фронта» (Einheitsfrontlied, 1934) — на стихи Бертольта Брехта, музыка Ганса Эйслера
- «Левый марш» (Linker Marsch, 1957) — на стихи В. Маяковского (германский перевод Хуго Хупперта), музыка Ганса Эйслера
- «Траншеи» (Der Graben, 1957) — на стихи Курта Тухольского, музыка Ганса Эйслера
Заслуги и премии
- Государственная премия ГДР (1949, 1956, 1966, 1979)
- Премия за выдающиеся заслуги в искусстве (Kunstpreis des FDGB, 1977)
- Орден «За награды перед Отечеством» (1965)
- Орден Карла Маркса (1970)
- Орден Дружбы народов (1975)
- Интернациональная Ленинская премия «За укрепление мира меж народами» (21.01.1975)
Имя Буша носит улица в Берлине и площадь в его родном Киле