Содержание
- 1 Биография
- 2 Премии и номинации
- 3 Фильмография
- 4 Режиссёр
- 5 Сценарист
- 6 Документальные
- 7 Ссылки
Биография
Родилась в семье рыбака (отец — Адам Тулин, мама — Нанна Ларссон) в г. Соллефтео (лён Вестерноррланд, провинция Онгерманланд, Северная Швеция). В молодости занималась балетом, а в 1948 году закончила актёрскую школу при Стокгольмском царском драматическом театре.
С середины 50-х годов игралась в театре, где исполнила огромное количество неоднозначных ролей традиционного и современного репертуара. Примечательна работа Тулин в «Пер Гюнте» Г. Ибсена, поставленном Ингмаром Бергманом в стокгольмском «Драмматене», также их совместные работы в театре городка Мальмё.
В кино Тулин дебютировала в 1948 г. Из ранешних работ примечательна роль в кинофильме «Судья» классика шведского кино Альфа Шёберга. В 1950—1980-х годах сыграла главные и второстепенные роли более чем в 70 кино- и телефильмах самых различных жанров: от мелодрам до кинофильмов ужасов.
Работала с режиссёрами: Лукино Висконти, Альфом Шебергом, Гансом Абрамсоном, Джулиано Монтальдо, Оке Обергом, Рольфом Хасбергом, Шелдоном Рейнольдсом, Ингве Гамлин, Тони де Грегорио, Мауро Болоньини, Аленом Рене, Вильготом Шеманом, Пьером Гранье-Дефера, Марко Феррери, Франко Джиральди, Николя Гесснером.
Особенное место в творческой судьбе актрисы занимают работы в авторском синематографе шведского режиссёра Ингмара Бергмана, у которого она, начиная с 1957-го по 1983 годы, снялась в 9 фильмах. В 1957 году Бергман приглашает Тулин на центральную женскую роль в картине «Клубничная поляна». Актриса создаёт образ Марианны Борг — невестки головного героя, старого доктора Борга, чувствовавшего приближение погибели. Предстоящая совместная работа Бергмана и Тулин связана с фильмами «У истоков жизни», «Лицо», «Причастие», «Молчание», «Обряд», «Шёпоты и клики», и позже «После репетиции». В фильмах Бергмана Тулин разрабатывает серию сложных дамских нравов: саморазрушительных и ментально раздвоенных, обнажающих противоречия сознательного и чувственного, прохладного рационализма и бурлящих внутренних страстей. В картинах известного режиссёра Тулин достаются трагически-роковые, но, в то же время, очень людские и ранимые образы. Сам Бергман в книжке Картины. так описывал 1-го из её персонажей: «Женщина Тея (Ингрид Тулин), как мне представляется — полусознательная попытка показать мою свою интуицию. У неё нет лица, она не знает, сколько ей лет, она покладиста, испытывает потребность нравиться. Подвержена неожиданным импульсам, разговаривает с богом, ангелами и демонами, верует, что она святая, пробует симулировать стигматизацию, чувствительна до максимума, даже прикосновение одежки к коже иногда вызывает у неё боль. Она не несет внутри себя ни созидательного, ни деструктивного начала. Она — параболическая антенна для приема загадочных сигналов потусторонних передатчиков».
Роль в главных картинах Бергмана делает Ингрид Тулин одной из более интригующих звезд евро умственного синематографа. В 1958 году на Международном каннском кинофестивале, вкупе с Эвой Дальбек, Биби Андерссон и Барброй Юрт аф Урнес, актриса удостаивается премии за наилучшее выполнение женской роли в кинофильме «На пороге жизни».
В 70-е годы «бергмановский» период в творчестве и жизни Ингрид Тулин сменяется «итальянским». Поселившись в этой стране, актриса существенно расширяет собственный творческий спектр, снимаясь у именитых, а иногда и достаточно скандальных режиссёров. В эти годы Тулин, оставаясь верной европейскому умственному синематографу, обращается к игровым коммерческим лентам, в том числе брутально-эротическим, таким, как лента Тинто Брасса «Салон Китти».
В конце 1980-х годов, будучи уже шестидесятилетней, Тулин снимается в кинофильме М. Феррери «Дом улыбок», где её героиня на склоне лет переживает внезапное любовное увлечение. После чего кинофильма Ингрид Тулин совсем отходит от актёрской деятельности.
В 1965 году актриса дебютирует в качестве режиссёра. В соавторстве с А.Эдваллом она снимает малометражную ленту «Молитва». Потом, в 1978, вместе с Э.Юсефсоном и С.Нюквистом, Тулин ставит полнометражную картину «Один и Один», в какой параллельно играет главную роль. В 1982 на экраны выходит самостоятельная картина Тулин «Расколотое небо», основанная на мемуарах актрисы о собственном детстве в провинциальном шведском городе.
В 1980 году Ингрид Тулин председательствует в жюри Интернационального кинофестиваля в Западном Берлине.
Тулин была два раза замужем. Поначалу (с 1952 по 1955 годы) за шведским театральным режиссёром и сценографом Клаесом Сюльвандером, а позже в течение 33 лет (с 1956 по 1989 гг.) за Харри Шайном (1924—2006), кинокритиком, основоположником и директором Шведского института кинематографии (Svenska Filminstitutet, Swedish Film Institute).
Последние годы собственной жизни актриса провела в Риме. Возвратиться на родину её принудила затяжная болезнь, в итоге прервавшая её жизнь. В Стокгольме, незадолго до собственного 78-летия Ингрид Тулин скончалась от рака.
Премии и номинации
- «Серебряная премия за наилучшую женскую роль» Каннского кинофестиваля в 1958 году за образ Сесилии Эллиус в кинофильме «У истоков жизни»
- Премия «Guldbagge» в 1964 году в номинации «Лучшая актриса» за роль Эстер в кинофильме «Молчание»
- Особая премия «Давид ди Донателло» в 1974 году за роль Карин в кинофильме «Шепоты и клики»
- Номинация на премию «BAFTA» в 1974 году в категории «Лучшая актриса» за роль Карин в кинофильме «Шепоты и клики»
Фильмография
- Дом улыбок/La Casa del sorriso (1988), роль: Adelina
- Сердечко мамы (кинофильм, 1988)/Il Cuore di mamma (1988), роль: Eloisa
- Orn (1987)
- Денек поначалу/Il Giorno prima (1987), роль: Mrs. Havemeyer
- Пират/Il Corsaro (ТВ) (1985)
- После репетиции/Efter repetitionen/After the Rehearsal (ТВ) (1984), роль: Rakel Egerman
- В денек, когда я ушел, всю ночь шел дождик/It Rained All Night the Day I Left (1980)
- Один и один/En och en (1978), роль: Ylva
- Il Viaggio nelle vertigini (1977)
- Аньезе идет на погибель/L' Agnese va a morire (1976), роль: Agnese
- Перевал Кассандры/Мост Кассандры/The Cassandra Crossing (1976), роль: Dr. Elena Stradner
- Салон Китти/Salon Kitty (1976), роль: Kitty Kellermann
- Клеточка/ La Cage (1975), роль: Helene
- Моисей (1975)
- Monismanien 1995 (1975)
- E cominciò il viaggio nella vertigine (1974)
- En Handfull kärlek (1974), роль: Inez Crona
- Святое семейство/La Sainte famille (1972)
- Шепоты и клики/Viskningar och rop (1972), роль: Karin
- N.P. il segreto (1971), роль: N.P.'s Wife
- Маленькая ночь стеклянных кукол/La Corta notte delle bambole di vetro (1971), роль: Jessica
- Смерть богов/La Caduta degli dei (1969), роль: Sophie Von Essenbeck
- Обряд/Riten (ТВ) (1969), роль: Thea
- O.K. Yevtushenko (1968), роль: Nando Girl
- Adélaïde (1968), роль: Elisabeth Hermann
- Badarna (1968), роль: Cook
- Diablo bajo la almohada, Un (1968), роль: Camila
- Час волка/Vimmenargt/Hour of the Wolf (1968), роль: Veronica Vogler
- Domani non siamo più qui (1967), роль: Gioia
- Ночные игры/Nattlek (1966), роль: Irene
- Война окончена/La Guerre est finie (1966), роль: Marianne
- Молитва/Hängivelse (1965)
- Return from the Ashes (1965), роль: Dr. Michele Wolf
- Der Film den niemand sieht(1964)
- Леди/Die Lady (1964)
- Секстет/Sekstet (1963), роль: Elaine
- Молчание/Tystnaden/The Silence (1963), роль: Ester
- Ett Drömspel (ТВ) (1963), роль: Agnes
- Agostino (1962), роль: Agostino’s Mother
- Причастие/Nattvardsgästerna/ Winter Light (1962), роль: Märta Lundberg, Schoolteacher
- Четыре наездника Апокалипсиса/The Four Horsemen of the Apocalypse (1962), роль: Marguerite Laurier
- Syskon (ТВ) (1961), роль: Irène
- Арбитр/Domaren (1960), роль: Brita Randel
- Vår ofödde son (ТВ) (1959), роль: Helena Andersson, teacher
- Älska (ТВ) (1959), роль: Hélène
- Лицо/Ansiktet (1958), роль: Manda Vogler
- На пороге жизни/У истоков жизни/Nära livet (1958), роль: Cecilia Ellius
- Клубничная поляна/Smultronstället/Wild Strawberries (1957), роль: Marianne Borg
- Aldrig i livet (1957), роль: Lily
- Зарубежная интрига/Foreign Intrigue (1956), роль: Brita Lindquist
- Danssalongen (1955), роль: Cecilia
- Hoppsan! (1955), роль: Malou Hjorthage
- Två sköna juveler (1954), роль: Lilly Fridh
- I rök och dans (1954), роль: Woman in haystack
- En Skärgårdsnatt(1953), роль: Ingrid
- Göingehövdingen (1953), роль: Anna Ryding
- Встреча с судьбой/Möte med livet (1952), роль: Viola
- Kalle Karlsson från Jularbo (1952), роль: Elsa
- Зарубежная интрига/Foreign Intrigue (сериал) (1951—1955), роль: Ilsa
- Leva på 'Hoppet' (1951), роль: Yvonne
- När kärleken kom till byn (1950), роль: Agneta
- Грабители сердец/Hjärter knekt (1950), роль: Gunvor Ranterud
- Любовь возьмет верх/Kärleken segrar (1949), роль: Margit Dahlman
- Отпрыск моря/Havets son (1949), роль: Gudrun
- Känn dej som Hemma (1948), роль: Elsa Carlsson
- Куда дуют ветры/Dit vindarna bär (1948), роль: Girl
Режиссёр
- Расколотое небо/Brusten himmel (1982)
- Один и один/En och en (1978) — вместе с Свеном Нюквистом и Эрландом Юзефсоном
- Молитва/Hängivelse (1965) — вместе с А. Эдваллом
Сценарист
- Расколотое небо/Brusten himmel (1982)
Документальные
- Лукино Висконти/Luchino Visconti (1999)