Вторник, 09 июня 2015 19:50

Троепольская Татьяна Михайловна

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Татьяна Троепольская
Имя при рождении:

Татьяна Михайловна Троепольская

Когда родилась (Дата рождения):

1744 1744

Когда умерла (Дата смерти):

23 мая 1774 1774-05-23

Кто по профессии:

актриса


Биография актрисы Троепольская, Татьяна Михайловна

Татьяна Михайловна Троепольская (1744—1774) — трагическая актриса, одна из первых русских проф актрис.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Литература
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Биография

Сценическую деятельность начала в 1757 в Институтском театре в Москве. Расширявшийся театр уже не мог обходиться силами одних студентов и в 1757 году в «Московских ведомостях» (№ 52) возникает объявление, в каком предлагалось: «Женщинам и девушкам, имеющим способность и желание представлять театральные деяния, также петь и учить тому других, явиться в канцелярии Столичного Университета». Разумеется, конкретно по этому объявлению в театр пришла Татьяна Михайловна Троепольская.

В 1762 году была принята на петербургскую придворную сцену.

Вкупе с ней нередко выступал в спектаклях ее супруг, Василий Алексеевич Троепольский (1737 — мозг. ок. 1800), судейский бюрократ, который был известным актёром-любителем, играл на сцене Институтского театра, потом некое время в Петербурге.

Свои более значимые роли исполнила в трагедиях А. П. Сумарокова: Ильмена («Синав и Трувор»), Семира (одноимённое произведение), Зенида («Вышеслав»), Ксюша («Димитрий Самозванец»), Ольга («Мстислав»).

Игралась также в трагедиях друних российских драматургов: Флавия («Борислав» Хераскова), Агриопа (одноименное произведение Майкова). Выступала и в комедиях российских и европейских драматургов (Клеопатра и Маремьяна — «Мот, любовью исправленный» и «Пустомеля» Лукина, Изабелла — «Менехмы» Реньяра), мещанских драмах (г-жа Беверлей — «Беверлей» Сорена).

16 мая 1774 года была дана 1-ый раз катастрофа Сумарокова "Мстислав". Главную женскую роль Ольги игралась Троепольская, уже издавна носившая внутри себя смертельную болезнь — чахотку. Троепольская собрала последние силы, чтоб выступить, и игралась, по выражению современников, «пленяя разумы зрителей». Это был последний выход Троепольской на сцену. Через некоторое количество дней она получила отпуск на минеральные воды для исцеления, а в виде пособия на поездку ей был назначен бенефис на 23 мая. Погибла Троепольская в денек собственного бенефиса, перед самым началом представления, в собственной театральной уборной.

Но её образ ещё длительно не забывался в театральном мире. Российские театральные журнальчики 19 столетия о ней писали самые возвышенные слова: «соединяла красоту и благородство с приятнейшим голосом и редчайшей чувствительностью» («Драматический вестник», 1808, ч. 1, с. 53), «почиталась всеми знатоками, в том числе самим Дмитревским, не уступавшею в искусстве первейшим артистам того века: Лекуврёр, Клерон, Дюмениль» («Отечественные записки», 1822, ј 32, ч. 12, с. 388).

В 1820—1821 г. появилась пьеса — одноактная опера-водевиль Хмельницкого и В. Н. Всеволжского «Актеры меж собою, либо 1-ый дебют актрисы Троепольской» (некие источники именуют создателем Н. Куликова). В базу положена настоящая история сначала ее сценической деятельности, и все действующие лица именитые российские актёры: Шумский, Попов и другие — пьеса была сыграна 3-го января 1821 г. в бенефис М. А. Колосовой. Позднее в этом водевиле роль Троепольской исполняли известные актрисы, в том числе Е. Я. Сосницкая, А. Е. Асенкова.

Но правдивость истории ставится под колебание. См. Лонгинов М. Несколько заметок для истории российского театра и для биографии неких древних российских актеров // Российский архив, 1870. — :

Всякому, несколько знакомому с реальным предметом, понятно напр. имя известной катастрофической актрисы Троепольской; но нет способности представить для себя всех несообразностей, которыя о ней говорились. Непременно, что она была женою сенатскаго регистратора; дебютировала она в Москве и должно быть около 1759 г. Но как и когда попала она в Петербург? Кажется, что она переведена туда в 1761 году, по закрытии вольнаго Локателлиевскаго театра (у Краснаго пруда), где она игралась до тех пор. Это вышло скоро после поездки в Москву Волкова и Шумскаго, которые имели поручение устроить там верный театр и рекомендовали ее к принятию на Петербургскую сцену. Меж тем Арапов, не отвергая этого (Лет. Русск. театра, стр. 84) и упоминая, что игра ея приглянулась императрице Елизавете Петровне, значит днемъ ея дебюта в Петербурге 13 Февраля 1757 г., то-есть ранее, и здесь же утверждает, что ее «отыскал в Москве Василий Ильич Бибиков». Но Бибиков стал заведывать Русскою труппою (под общей дирекцией над театрами И. П. Елагина) только при Екатерине II, и конкретно не ранее 1767 г. Еще в 1762 г. при восшествии ея на престол, которому он много способствовал, Бибиков был осьмнадцатилетним офицериком и никак не старше, так как младшая из единокровных сестер его от перваго брака его отца (след. старшая его по летам) Е. И. Голенищева-Кутузова родилась в 1743 г. (Род. книжка кн. Долг., ч. 3, стр. 292); а в 1757 (к которому Арапов относит переезд Троепольской в Петербург) Бибиков был по летам еще школьником. Итак, скорее всего, что переезду этому точно способствовал Волков, и ее перевели туда конкретно в 1761 г., еще при Елизавете.

Дальше тоже рассказывается о различных сплетнях и несусветицах.

Троепольская несомненнейшим образом погибла в половине 1774 года, скоро после перваго представления девятой и последней катастрофы Сумарокова «Мстислав», игранной 15 Мая 1774 (Драм. Слов., 1787, стр. 83) … Но Шушерин сам разсказывал Аксакову, что вступил на Московскую сцену после чумы 1771 года. В это время Троепольская была уже во всей славе в Петербурге. Из такого же разсказа (потому что в нем Шушерин гласит, что вступил сначало на театр Медокса), можно заключить, что он вышел на подмостки не ранее 1776 г. (только с сих пор сделался Медокс содержателем), то-есть не ранее 2-ух лет после погибели Троепольской. Во всяком случае, Шушерин как актер много лет ограничивался тем, что бывал «на выходе» и исполнял самыя пустыя роли и притом на Столичной сцене. Как следует он не мог разсказывать о том, что «часто и много игрывал с Троепольской и задерживал ее в границах благопристойности» (стр. 424): ибо она была первой Петербургской актрисой только до 1774 года, когда Шушерин был неведомым юношею в Москве. Навряд ли мог он ее даже когда-нибудь созидать на сцене, ибо она уехала из Москвы, как сказано выше, в 1761 году, когда Шушерину было двенадцать лет, и он не принадлежал к той публичной сфере, в какой водят деток в театр. Плавильщиков еще наименее ежели Шушерин, если только это может быть, мог играть с Троепольскою и давать ей советы, как это разсказано у Аксакова (ibid., стр. 428). … Пишите после чего историю нашего стараго театра, когда даже известия, взятыя так сказать из первых рук, исполнены доныне таких несообразностей!

Эти очерки только еще раз обосновывают, как осторожно нужно обращаться с фактами, так как порою некие из их на поверку оказываются хвастливыми неверными сплетнями.

Литература

  • Сумароков П. И., О Русском театре, от начала оного до конца царствования Екатерины II, «Отечественные залиски», 1822, ј 32, 1823, .ј 35;
  • А. Н. Сиротинин. Татьяна Михайловна Троепольская. Биографический очерк // Российский архив, 1887. — Кн. 3. — Вып. 11 — С. 424—437.
  • Всеволодский-Гернгросс В. Н., Российский театр 2-ой половины XVIII века, М., 1960, с. 102-05, 358-59.

Прочитано 1806 раз