Содержание
- 1 Биография
- 2 Роли в театре
- 3 Литература
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Биография
Родилась 31 декабря 1901 года в семье ковенского обывателя, кандидата права Иосифа Хаимовича Гидони (1861–1916) и его супруги Хаи-Гуты Гиршевны (в девичестве Орелович; 1865–1925). В 1918–1922 годах обучалась в Школе российской драмы в Петрограде, где её учителями были Ю. М. Юрьев, Е. П. Карпов и Л. С. Вивьен. Сценическую деятельность начала в 1920 году в 6-й передвижной труппе Политпросветуправления Петроградского военного окрестность. С 1922 по 1925 год выступала на сцене муниципального академического театра драмы, позднее участвовала в гастролях театра в Москве (1926) и Каунасе (1928). В 1920-е годы игралась также в петроградских театрах малых форм – «Карусели», «Свободном театре».
В 1927 году вышла замуж за литовского бизнесмена Моисея Симховича Копельмана и переехала в Каунас. В 1930-е годы выступала на литературных вечерах в Каунасе, гастролировала в Рижском театре российской драмы (1930), исполняла роли Мей («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу, с ролью М. Чехова) и Савеловой («Мысль» Л. Н. Андреева, с ролью Г. Хмары) в гастрольных спектаклях пражской группы МХТ в Каунасе (1933), игралась роль Влеки в «Чужом ребёнке» В. В. Шкваркина в постановке российской труппы при каунасском обществе «Культура и Жизнь» (1934).
Три 1-ые года Величавой Российскей войны Гидони с супругом и отпрыском Дмитрием (род. 1928) пережила в каунасском гетто, откуда им удалось бежать 10 июля 1944 года во время ликвидации гетто. 4 сентября 1944 года её супруг, Моисей Копельман, был арестован НКГБ и осуждён на 15 лет ИТЛ, но уже в будущем году погиб в Тайшете. В 1945 году Евгения Гидони переехала в Вильнюс. С 1947 по 1949 год – актриса Вильнюсского муниципального российского драматического театра.
Похоронена на Большеохтинском кладбище в Ленинграде.
Роли в театре
Муниципальный академический театр драмы
- «Шут Тантрис» Э. Хардта — Гимелла
- «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира — Хармиана
- «Торжество в Венеции» Н. В. Смолича — Ваноцци
- «Стакан воды» Э. Скриба — баронесса Мальборо
- «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — леди Мильфорд
- «Ткачи» Г. Гауптмана — Анна Вельцель
- «Рыцарь Ланваль» Э. Штуккена — Леонора
- «Идеальный муж» О. Уайльда — леди Чилтерн
- «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — баронесса Штраль
- «Тот, кто получает пощёчины» Л. Н. Андреева — Зинида
- «Эуген Несчастный» Э. Толлера — Грета
- «Сарданапал» Дж. Байрона — Мирра
- «Авантюрист» У. С. Моэма — леди Венлей
- «Когда спящий проснётся» М. Б. Загорского — Лена
Рижский театр российской драмы
- «Любовь — книжка золотая» А. Н. Толстого — княгиня Серпуховская
- «Обнаженная душа» Г. Уитлея —
Вильнюсский муниципальный российский драматический театр
- «Русский вопрос» К. М. Симонова — Мэг
- «Губернатор Провинции», братьев Тур и Л. Р. Шейнина — Лилиан Шервуд
- «Доходное место» А. Н. Островского — Вышневская
- «Стакан воды» — Э. Скриба — баронесса Мальборо
Литература
- Абашидзе С. К. Мысли и параллели. – Театр, 1924, № 10, с. 4–5.
- Абашидзе С. К. Когда же, в конце концов, спящий проснется. – Рабочий и театр, 1925, № 5, с. 12–13.
- Новенькая артистка Театра Российской Драмы Е. О. Гидони. – Сейчас (Рига). – 1930, 29 янв., с. 8.
- Русский театр: документы и материалы, Т. 3. – Л., 1975, с. 308–310.
- Вербинина, Н. В. В школе российской драмы. – M., 1978, с. 86, 99, 112, 213, 224, 247, 255.
- Мейерхольд репетирует. Т. 2. – M., 1993.
- Пушкин в эмиграции. 1937. – M., 1999, с. 641.
- Шварц Е. Л. Предчувствие счастья. – M., 1999, с. 66.
- Александринская энциклопедия. Актеры и режиссеры (1756-2006). (В печати)