Содержание
- 1 Биография и карьера
- 1.1 Личная жизнь
- 2 Частичная фильмография
- 2.1 Немое кино
- 2.2 Звуковое кино
- 3 Примечания
- 4 Ссылки и литература
Биография и карьера
Родилась в 1911 году, младшая дочь в семье. Мамой Зубейды была Фатьма-бегум (актриса, позже 1-ая индийская женщина-режиссёр). Её папой считается наваб Сачинского княжества Сиди Ибрахим Мухаммад Якут Хан III Бахадур, хотя не осталось никаких официальных документов, подтверждающих его брак с Фатьмой либо отцовство над её дочерьми. Зубейда, как и её старшие сестры Султана-бегум и Шехзади-бегум, вступила в актёрскую профессию в ранешней молодости, сделав дебют во вспомогательной роли на студии Kohinoor Film Company в кинофильме Veer Abhimanyu (1922) Манилала Джоши, где в более принципиальных ролях участвовали её мама и Султана, а через пару лет начала сниматься и в основных ролях.
В течение 1925 года Зубейда приняла роль в 9 кинолентах, включая Laka Chor, Devdasi и Desh Ka Dushman, а в 1926 году совместно с обеими сёстрами снялась в кинофильме Bulbul-e-Paristan (букв. «Соловей Страны Фей») по сценарию и с режиссурой Фатьмы-бегум, ставшей таким макаром первой индийской женщиной-режиссёром.
В 1927 году, в ряду других немых кинофильмов, Зубейда снялась совместно с Сулочаной, Витхалом Рагхунатхом и Джалом Кхамбаттой в социально-направленном кинофильме Balidaan по Рабиндранату Тагору, поднимавшем тему устаревших негуманных жертвоприношений, сохранявшихся в неких храмах Кали. Кинофильм имел значимый фуррор как у зрителей, так и у проф искусствоведов в Комитете Индии по кинематографии, европейские члены которого рекомендовали этот «превосходный и по-настоящему индийский фильм» для экспортных показов.
На рубеже 1930-х годов Зубейда была выбрана киностудией Imperial Films для выполнения главной роли в первом звуковом кинофильме Индии «Свет мира» (1931). Звуковые съёмки были в новинку как для съёмочной группы, так и для актёров (кроме Зубейды в картине учавствовали такие звёзды, как уже сотрудничавший с ней Витхал, Зиллу, Сохраб Моди, Якуб, Притхвирадж Капур, Элизер, Вазир Мохаммед Хан и Джагдиш Сетхи), не обладавших опытом совмещения «языка тела» и игры голосом, включавшей и вокал. Натуральное владение урду и неплохой глас давали Зубейде начальное преимущество перед другими кандидатками, но она также проявила себя как очень старательная исполнительница, смогшая после ряда неудач «поймать» подходящий стиль, в отличие от ряда актёров, покинувших кинофильм, и даже оставшегося её партнёром в кинофильме, но так и не достигшего подобного эффекта Витхала. Alam Ara был очень успешен в прокате и принес актрисе большой спрос на её выполнение с гонорарами, существенно превышавшими средние для тех пор. Выработанный ей в процессе съёмок стиль позже использовали другие актрисы, а именно, многократная носительница Filmfare Awards Мина Кумари.
В 1932 году актриса подкрепила собственный фуррор исполнением главной роли в кинофильме Эзры Мира Zarina и в течение 1930-х годов актриса продолжала интенсивно сниматься в звуковом кино, сыграв ряд героинь индийской мифологии и традиционной литературы, а именно, Драупади, Уттару и Субхадру; в ряде кинофильмов партнёрствовала с Джалом Мерчантом. Кроме актёрской работы, в 1934 году Зубейда вместе с режиссёром Нанубхаем Вакилом основывает студию Mahalakshmi Cinetone.
С конца 1930-х годов, находясь на верхушке фуррора, Зубейда фактически ушла из профессии, посвятив себя семье, и в предстоящем снималась только время от времени (примерно в полутора 10-ках кинолент за 1940—1980-е годы).
Личная жизнь
В 1930 Зубейда-бегум вышла замуж за хайдерабадского раджу Нарсингира Дханраджгира Гьян Бахадура, перейдя при всем этом из ислама в индуизм и провела огромную часть жизни после ухода из профессии в бомбейском дворце Дханрадж-махал, посвятив себя семье. При воспитании малышей, невзирая на свой фуррор, придерживалась представления о преимуществе неплохого образования и ряда других профессий перед профессией актёра. Её отпрыск Хумаюн Дханраджгир стал влиятельным предпринимателем в лекарственной отрасли, дочь Дхуррешвар — доктором. Посреди её внуков и внучек — две супермодели (одна из их — Мисс Индия 1978 года), актёр-телеведущий, художница и популярная поэтесса на языке телугу.
Зубейда Дханраджгир погибла в сентябре 1988 года от почечной дефицитности, похоронена в мумбайском районе Колаба.
Частичная фильмография
Немое кино
Год | Заглавие | Кинокомпания | Роль | Примечания |
---|---|---|---|---|
1922 | Veer Abhimaniyu | Kohinoor & Imperial | Вспомогательная роль (основная у Султаны-бегум), 1-ый коммерчески удачный кинофильм с её ролью. | |
1924 | Gul-e-Bakavali | Kohinoor & Imperial | Бакавали | 1-ая основная роль |
Kalyan Khajina | Kohinoor & Imperial | |||
Kala Naag | Kohinoor & Imperial | |||
Manorama | Kohinoor & Imperial | |||
Prithvi Vallabh | Ashoka Pictures | |||
Sati Sardarba | Saraswati Film Company | Сардарба | ||
1925 | Black Thief | Laxmi Pictures | ||
Deva Dasi | Laxmi Pictures | |||
Desh Ka Dushman | Kohinoor & Imperial | |||
Indra Sabha | Kohinoor & Imperial | |||
Ra Navghan | Royal Arts | |||
Rambha of Rajnagar | Kohinoor & Imperial | |||
The Divine Punishment | Kohinoor & Imperial | |||
1926 | Abola Rani | Excelsior Film Company | ||
Bulbul-e-Paristan (букв. «Соловей Страны Фей») |
Fatima Film Corporation | 1-ый индийский кинофильм с женщиной-режиссёром, участвуют Зубейда и обе её сестры | ||
Kashmeera | Excelsior Film Company | |||
Man & His Destiny | Royal Arts | |||
Missing Bracelet | Royal Arts | |||
Sati Menadevi | Royal Arts | |||
1927 | Laila Majnu | Excelsior Film Company | ||
Nanand Bhojai | Excelsior Film Company | |||
Balidaan | Oriental Pictures | Апарна | ||
1928 | Chamakti Chanda | Jagtap Film Company | ||
Emperor Ashok | Lokmanya Film Company | |||
Golden Gang | Jagtap Film Company | |||
Heer Ranjha | Victoria Fatima Film Company | Хир | ||
1929 | Kanak Tara | Fatima Film Company | ||
Mahasunder | Precious Pictures corporation | |||
Milan Dinar | ||||
Wonderful Prince | Victoria Fatima Film Company | |||
Young India | Indulal Yagnik | |||
1930 | Devdasi | International Pictures Corporation | ||
Fall of Pride | Vivekanand Pictures | |||
Love Angle | Ranjit Film Company | |||
Veer Rajput | Oriental Pictures | |||
1931 | Eye For An Eye | Sagar | ||
Land Of Pyramids | Sagar | |||
Romantic Prince | Sagar | |||
Underworld | Kohinoor U.A | |||
Wages of Sin | Sharda Mysore Pictures Corporation |
Звуковое кино
Год | Заглавие | Кинокомпания | Роль | Примечания |
---|---|---|---|---|
1931 | Свет мира | Imperial Film Company | Алам Ара | 1-ый звуковой кинофильм Индии |
Meri Jaan | Sagar | |||
Veer Abhimaniyu | Sagar | |||
1932 | Zarina | Sagar | Зарина | |
1933 | Bulbul-e-Punjab (букв. «Соловей Пенджаба») |
Mahalaxmi Cinetone | ||
Mahabharat | Sagar | |||
Pandav Kaurav | Sagar | |||
The Untouchable | The British India Film Company | |||
1934 | Gul Sanobar | Imperial Film Company | ||
Nanand Bhojai | Mahalaxmi Cinetone | |||
Nand Ke Lala | Mahalaxmi Cinetone | |||
Rashk-e-Laila | Mahalaxmi Cinetone | Лайла | ||
Seva Sadan | Mahalaxmi Cinetone | |||
1935 | Birbal Ke Beti | Mahalaxmi Cinetone | ||
Gulshan-E-Alam | Mahalaxmi Cinetone | |||
1936 | Laylo Nehar | Imperial Film Company | ||
Maa | Prafulla Pictures | |||
1937 | Aurat Ki Zindagi | Sunrise Pictures | ||
Девдас | Sunrise Pictures | Парвати | Кинофильм на ассамском языке | |
Kiski Pyari | Sunrise Pictures | |||
1939 | Mirza Sahiban | Сахиба | ||
1946 | Badnaami | |||
1948 | Nek Dil | |||
Teri Yaad / Memories | Pancholi Art Studio (Лахор, Пакистан) | |||
1949 | Nirdosh Abla | |||
1957 | Mak Aru Marom | |||
1958 | Anarkali | Nigar Pictures | Джодха Бай | |
1961 | Ганга и Джамна | Citizen Films | ||
1964 | Aap Ki Parchhaiyan | Emkay Productions | ||
1970 | Heer Ranjha | Punjab Pictures | мама Хир | |
1977 | Sandhya Raag | |||
1981 | Prem Geet | Ramayana Chitra | ||
1984 | Meri Izzat Bachao | |||
1986 | Palay Khan | |||
1989 | Ajala Kokai | мама | Кинофильм выпущен в прокат после погибели актрисы |
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |