Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Личная жизнь
- 2 Творчество
- 2.1 Театральные работы
- 2.2 Фильмография
- 2.3 Дискография
- 3 Заслуги и премии
- 4 Примечания
- 5 Литература
- 6 Ссылки
Биография
Гизела Май родилась в Вецларе (сейчас в составе земли Гессен) в семье писателя, коммерсанта, социал-демократа, деятеля германского антимилитаристического движения Фердинанда Мая (Ferdinand May) и актрисы-коммунистки Кете Май (Käte May). Получила домашнее музыкальное образование под управлением друга семьи — музыкального преподавателя, пианиста Альфреда Шмидта-Заса (Alfred Schmidt-Sas), в 1943 году казнённого нацистами за антимилитаристическую пропаганду. В 1940—1942 годах училась актёрскому мастерству в Лейпциге; дебютировала на сцене в Дрездене. До 1945 года игралась в театрах Данцига и Гёрлица, потом, в 1945—1951 годах, в Шверине и Халле.
В 1951 году Вольфганг Лангхоф пригласил Гизелу Май в столичный Германский театр; известность ей принесли главные дамские роли в «Минне фон Барнхельм» Г. Э. Лессинга, «Норе» Г. Ибсена и «Воццеке» Г. Бюхнера. В 1961 году, по приглашению Лены Вайгель, Май перебежала в «Берлинер ансамбль», где ей пришлось осваивать непривычный «эпический» стиль выполнения; все же очень скоро она стала одной из ведущих актрис театра, получив признание в том числе и в брехтовском репертуаре. На сцене «Берлинер ансамбль» Май выступала более 30 лет; её вершинным достижением стала мама Кураж в новейшей постановке пьесы Б. Брехта. Выдержав сопоставление с знаменитой Кураж Лены Вайгель, Май игралась эту роль в течение 13 лет, до собственного принужденного ухода: в 1992 году она оказалась в числе 15 нелегально уволенных сенатом актёров и служащих театра Брехта.
Покинув «Берлинер ансамбль», Гизела Май выступала на различных сценах, в том числе в берлинском Театре Возрождения (Renaissance-Theater). В родной театр она возвратилась в 2000 году, когда «Берлинер ансамбль» возглавил Клаус Пайман, — с моноспектаклем, посвящённым Курту Вайлю («Gisela May singt und spricht Kurt Weill»).
В синематографе Гизела Май дебютировала в 1951 году в маленький роли в кинофильме Фалька Харнака «Топор Вандсбека». Много работала на телевидении, но всегда оставалась в большей степени театральной актрисой; наряду с работой в «Берлинер ансамбль» выступала в мюзиклах: игралась главную роль в «Хелло, Долли!» Дж. Хермана на сцене «Комише опер» и фройляйн Шнайдер в именитом «Кабаре» Дж. Кадера в Театре Запада.
Широкую международную известность Гизеле Май принесли концертные программки, в том числе и литературно-музыкальные (с пользующимся популярностью актёром Альфредом Мюллером), составленные из сочинений Ганса Эйслера и Пауля Дессау, Б. Брехта, Э. Вайнерта, К. Тухольского и Э. Кестнера. С этими программками, также с французским шансоном актриса гастролировала в почти всех странах Европы, сделала турне по Америке и Австралии, выступала на сценах Карнеги-холла и «Ла Гора». На Западе её называли «первой леди политической песни». В протяжении многих лет концертмейстером Гизелы Май был узнаваемый германский композитор, аранжировщик и пианист Манфред Шмитц.
С 1972 года — член Академии искусств (до объединения Германии — Академии искусств ГДР).
Гизела Май является создателем книжек «Моими очами. Встречи и впечатления» (Mit meinen Augen. Begegnungen und Impressionen, 1977) и «Времена изменяются. Воспоминания» (Es wechseln die Zeiten. Erinnerungen, 2002).
Личная жизнь
В 1956—1965 годах Гизела Май состояла в браке с журналистом Георгом Хонигманом (Georg Honigmann). С 1965 по 1974 год жила в штатском браке с философом-марксистом, доктором Берлинского института имени Гумбольдта Вольфгангом Харихом (Wolfgang Harich).
Творчество
Гизела Май и Манфред Векверт на репетиции спектакля «Мама Кураж и её детки». Театр «Берлинер ансамбль», 1978Театральные работы
Германский театр- 1951 — «Минна фон Барнхельм» Г. Э. Лессинга — Минна фон Барнхельм
- 1957 — «Нора», по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом» — Нора
- 1958 — «Воццек» Г. Бюхнера — Мари
- 1962 — «Бобровая шуба» Г. Гауптмана — фрау Вольфен
- 1962 — «Дни Коммуны» Б. Брехта. Постановка М. Векверта и Й. Теншерта — мадам Кабе
- 1963 — «Швейк во 2-ой мировой войне» Б. Брехта. Постановка Эриха Энгеля и Вольфганга Линцки — пани Копецка
- 1964 — «Пурпурная пыль» Шона О’Кейси. Постановка М. Векверта и Х.-Г. Зиммгена
- «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта — госпожа Пичем
- 1978 — «Мама Кураж и её малыши» Б. Брехта. Постановка М. Векверта — Анна Фирлинг
- «Хелло, Долли!» Дж. Хермана — Долли («Комише опер»)
- «Кабаре» Дж. Кадера — фройляйн Шнайдер (Театр Запада)
Фильмография
- 1951 — Топор Вандсбека / Das Beil von Wandsbek — работница
- 1958 — Тильман Рименшнайдер / Tilman Riemenschneider — эпизод
- 1959 — Древняя любовь / Eine Alte Liebe — Фрида Вальковиак
- 1960 — Жизнь начинается / Das Leben beginnt — главный доктор
- 1960 — 5 дней, 5 ночей / Fünf Tage — Fünf Nächte (СССР, ГДР) — заключённая концлагеря
- 1960 — Решение доктора Арендта / Die Entscheidung des Dr. Ahrendt — фрау Крёгер
- 1960 — Шаг за шагом / Schritt für Schritt — фрау Хельвиг
- 1961 — Голубий свет (ТВ) / Blaulicht — Иза Бекманн
- 1963 — Карл фон Осецкий (ТВ) / Carl von Ossietzky — Эдит Якобсон
- 1965 — Орфей спускается в ад (ТВ) / Orpheus steigt herab — Леди Торренс
- 1968—1972 — Беспримерные уголовные дела (ТВ) / Kriminalfälle ohne Beispiel — Мария-Анна Крёйцер / Вера Брюне
- 1971 — Последнее слово (ТВ) / Das letzte Wort — Анна Розье
- 1971 — Очевидец происшествия (ТВ) / Der Unfallzeuge — Наоми Шон
- 1975 — Снег с крыши (ТВ) / Dachlawine — Эдна
- 1977 — Маркиза (ТВ) / Die Marquise — маркиза Элоиза де Кестурнель
- 1977 — Обольщения (ТВ) / Die Verführbaren — Адель Фукс
- 1978 — Флёр Лафонтен (ТВ) / Fleur Lafontaine — Кете Лафонтен
- 1979 — Кумир из Мордасова (ТВ) / Das Idol von Mordassow — Москалёва
- 1983 — Два доктора (ТВ) / Zwei Ärztinnen — доктор Эрика Дёрге
- 1984 — Три красивые сестры (ТВ) / Drei reizende Schwestern — фройляйн Бирнштенгель / Вера Унентвегт
- 1985 — Исключительно в кино / Csak egy mozi (Венгрия) — мама Петера
- 1990 — Die Hallo-Sisters — Майка
- 1994 — Молчание сердца (ТВ) / Le silence du coeur (Франция) — Марта
- 2000 — Доктор Зоммерфельд (ТВ) / Dr. Sommerfeld — Neues vom Bülowbogen — Лина Блюм
- 2007 — Адельхайд и её убийца (ТВ) / Adelheid und ihre Mörder — Роза Мюллер-Граф-Кледич
Дискография
- 1965 — Erich Weinert — Den Gedanken Licht, den Herzen Feuer, den Fäusten Kraft
- 1966 — Gisela May singt Brecht, Eisler, Dessau (куски из «Happy End», «Расцвета и падения городка Махагони» и «Трёхгрошовой оперы»)
- 1966 — Gisela May — Brecht/Weill
- 1967 — Kämpfendes Vietnam
- 1968 — Gisela May singt Erich Kästner
- 1968 — Günther Cwojdrak (Auswahl): Im Banne einer blassen Stunde (с Эльзой Грубе-Дайстер, Фредом Дюреном и др.)
- 1969 — Gisela May u. Wolf Kaiser — Irgendwer hat einmal gesagt…
- 1969 — Die spezielle Note — Neue Chansons
- 1972 — Brecht-Songs mit Gisela May
- 1972 — Gisela May singt Tucholsky
- 1972 — Gert Natschinski — Mein Freund Bunbury. Musical nach Oscar Wilde
- 1972 — Hallo Dolly!
- 1974 — Hoppla wir leben
- 1975 — Hanns Eisler. Lieder
- 1976 — Gisela May singt Brecht/Dessau
- 1976 — Die Mädchen von La Rochelle. Chansons aus dem alten Frankreich
- 1977 — Canto General / Der große Gesang (музыкально-поэтическая композиция по мотивам произведений Пабло Неруды)
- 1979 — Gisela May — Chansons bleiben Chansons (Jacques Brel)
- 1980 — Gisela May und Alfred Müller — Im Ernst, wir meinen es heiter…
- 1988 — Mikis Theodorakis — Lieder (с Танассисом Мораитисом)
- 2002 — MarLeni (с Гизелой Улен)
- 2004 — Bernd Alois Zimmermann — Die fromme Helene
- 2005 — Die May (8 CD / 1 DVD, буклет). — Bear Family Records. — ISBN 978-3-89916-155-7
Заслуги и премии
- Государственная премия ГДР — 1963, 1973, 1988
- Премия за заслуги в области искусства и литературы (ГДР) — 1969
- Премия Объединения свободных германских профсоюзов за заслуги в области искусства (ГДР) — 1979
- Орден «За награды перед Отечеством» 1-й степени (ГДР) — 1980
- Орден «За награды перед Федеративной Республикой Германия» (крест наград 1-й степени) — 2004