Среда, 10 июня 2015 16:29

Колетт

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Сидони́-Габриэль Коле́тт
Полное имя актрисы на родном языке: Sidonie-Gabrielle Colette
Имя при рождении:

Сидони-Габриэль Колетт

Когда родилась (Дата рождения):

28 января 1873 1873-01-28

Где родилась (Место рождения):

Сен-Совёр-ан-Пюизе, Бургундия

Когда умерла (Дата смерти):

3 августа 1954 1954-08-03 81 год

Где умерла (Место смерти):

Париж, Франция

Какое имеет гражданство:

Франция

Чем занимается (Род деятельности):

прозаик, сценарист

Язык произведений:

французский

Дебют:

«Диалоги животных»

Произведения в Викитеке

Биография актрисы Колетт

Коле́тт, полное имя Сидони́-Габриэль Колетт (фр. Sidonie-Gabrielle Colette, 28 января 1873, Сен-Совёр-ан-Пюизе, Йонна — 3 августа 1954, Париж) — французская писательница, одна из звёзд Прелестной эры; член Гонкуровской академии с 1945 года.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Признание и значение
  • 3 Колетт и кино
  • 4 Литература
    • 4.1 Публикации на российском языке
    • 4.2 Биографическая и критичная литература
  • 5 Ссылки

Биография

Дочь офицера, родилась и выросла в Бургундии. В 1893 вышла замуж за пользующегося популярностью в ту пору писателя, журналиста, музыкального критика Анри Готье-Виллара (англ.)русск. (1859—1931), известного под псевдонимом «Вилли». Он ввёл её в литературные и артистичные круги столицы, но при всем этом нецеремонно использовал в качестве «литературного негра»: с 1896 Колетт написала для него серию автобиографических романов о Клодине (фр.)русск., которые он опубликовал под своим именем-псевдонимом. Под своим именем-псевдонимом Колетт начала печататься только в 1904. Отдаляясь от супруга и ища свой путь, она с 1906 стала выступать в мюзик-холле, в театре Мариньи, Мулен Руж и др. Тогда же она развелась с супругом, пережила несколько романов с дамами (в том числе — художницей, писательницей и актрисой Матильдой де Морни, маркизой де Бельбёф, известной в полусвете под именованием Мисси, актрисой и певицей Эмили-Мари Бушо, выступавшей под псевдонимом Полер) и мужиками (посреди их — Габриэле д’Аннунцио, узнаваемый боксёр и плейбой Огюст-Олимп Эрио и др.). Её откровенный поцелуй с Матильдой де Морни в пантомиме «Египетский сон» (1907) на сцене Мулен Руж наделал в столице много шума и вызвал вмешательство префекта милиции.

В 1912 году Колетт вышла замуж за политика и журналиста, барона Анри де Жувенеля, родила ему дочь. Завела роман с его семнадцатилетним отпрыском, будущим политиком и журналистом Бертраном де Жувенелем. В 1923 году развелась и с этим супругом.

Жак Эмбер. Портрет Колетт, 1896

Во время Первой мировой войны инициативно помогала раненым. Дружила и сотрудничала с Морисом Равелем, написала либретто для его оперы-балета «Дитя и чудо» (премьера в 1925). Дружила с женой Альберта I, царицой Бельгии Елизаветой, актрисой Маргаритой Морено (их переписка размещена в 1959), писательницей Натали Барни, ссорилась с Лианой де Пужи.

В 1935 вышла замуж за Мориса Гудеке (после погибели писательницы он написал о ней биографическую книжку). На время 2-ой мировой войны переселилась в деревню в департаменте Коррез, оставила ежедневник военных лет «Вечерняя звезда» (1946). После войны поселилась в Пале-Рояле, посреди её соседей был Жан Кокто, с которым она сблизилась ещё в 1920-х. В последние годы жизни мачалась от ожесточенного артроза и не покидала кровати, которую называла «кровать-плот».

Могила Колетт на кладбище Пер-Лашез

Слава писательницы к тому времени была уже очень велика. После её погибели Французская республика устроила Колетт официальные похороны (церковная церковь отказалась совершать погребальный ритуал над умершей как разведённой). Её останки покоятся на кладбище Пер-Лашез.

Признание и значение

Послевоенные годы — время государственного признания Колетт. В 1948—1950 вышло собрание её сочинений в 15-ти томах, в целом она выпустила около 50 книжек. Колетт была избрана членом Гонкуровской академии (1945), в 1949 стала её президентом. Кавалер Ордена Почётного легиона (1953). В 1966 площадь в Париже перед зданием Комеди-Франсез была названа её именованием.

Колетт в текущее время — классик французской словесности. Но она — не только лишь большая, по сегодняшний денек пользующаяся популярностью писательница, да и колоритная символическая фигура дамы нового времени. Не напрасно Юлия Кристева предназначила ей один из трёх томов монографии о выдающихся женщинах XX века.

Колетт и кино

Многие романы писательницы, начиная с 1913, были экранизированы. Посреди режиссёров, обращавшихся к её книжкам, — Марк Аллегре, Макс Офюльс, Марсель Л’Эрбье, Роберто Росселлини, Эдуар Молинаро, Клод Отан-Лара, Жак Деми, Каролина Юппер. Пьеса по роману «Жижи» (1951, в большей роли — Одри Хепберн) имела долгий фуррор на Бродвее, как и поставленный Винсенте Минелли одноимённый мюзикл с Морисом Шевалье, Луи Журданом и Лесли Кэрон (1958, получил девять Оскаров). Еще одну экранизацию её романа «Шери» с Мишель Пфайффер и Рупертом Френдом сделал Стивен Фрирз (2009).

О Колетт снято несколько кинофильмов. Посреди их: документальный кинофильм (1950) Янника Беллона (Yannick Bellon), художественный кинофильм режиссера Денни Хьюстона (1991, в роли Колетт — Матильда Мей, в роли Вилли — Клаус Мария Брандауэр), также телевизионный кинофильм режиссера Надин Трентиньян (2003, в роли Колетт — Мари Трентиньян; во время съемок Мари погибла).

Литература

Публикации на российском языке

  • Клодина в Париже. Клодина в школе М.: Книгоиздательство «Основа», 1908
  • Конец Шери: Роман. М.: Артель писателей "Круг", 1927
  • // Французская новелла XX века, 1900—1939. М.: Художественная литература, 1973, с.210-220
  • Странница. Ранешние ростки. Рождение денька. Закуток: Романы. М.: Художественная литература, 1987
  • Избранное. М.: Художественная литература, 1992
  • Изнанка мюзик-холла: Избранные произведения. Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 1993
  • Незапятнанное и грешное: Романы, повести, эссе. М.: АСТ; Орлов и отпрыск, 1994
  • Ангел мой: Романы. М.: АСТ; Орлов и отпрыск, 1994
  • Ангел мой. Рождение денька. 2-ая. Дуэт: Романы. М.: Терра—Книжный Клуб, 2004
  • Собрание сочинений в 7-ми томах. М.: Терра, 2008

Биографическая и критичная литература

  • Bonmariage S. Willy, Colette et moi. Paris: C. Frémanger, 1954 (переизд. 2004)
  • Goudeket M. Près de Colette. Paris: Flammarion, 1956 (переизд. 1966)
  • Marks E. Colette. New Brunswick: Rutgers UP, 1960
  • Crosland M. Colette—the difficulty of loving: a biography. Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1973
  • Mitchell Y. Colette: a taste for life. New York : Harcourt Brace Jovanovich, 1975
  • Pichois Cl., Pichois V., Brunet A. Album Colette: iconographie. Paris: Gallimard, 1984
  • Richardson J. Colette. New York: F. Watts, 1984
  • Benstock Sh. Women of the Left Bank: Paris, 1900—1940. Texas: University of Texas Press, 1986
  • Lottman H.R. Colette: a life. London: Secker & Warburg, 1991
  • Thurman J. Secrets of the flesh: a life of Colette. New York: Knopf, 1999 (переизд. 2000)
  • Del Castillo M. Colette, une certaine France. Paris: Stock, 1999
  • Francis Cl., Gontier F. Creating Colette. Vol.1-2. South Royalton: Steerforth Press, 1999—2000
  • Kristeva J. Colette. Paris: Fayard, 2002
  • Bonal G., Rémy-Bieth M. Colette intime. Paris: Phébus, 2004
  • Lucey M. Never say I: sexuality and the first person in Colette, Gide, and Proust. Durham: Duke UP, 2006
  • Literarische Gendertheorie, Eros und Gesellschaft bei Proust und Colette/ Ursula Link-Heer, Ursula Hennigfeld, Fernand Hörner (Hrsg.). Bielefeld: Transcript, 2006
  • Мангуэль А. Чтение наедине с собой// Мангуэль А. История чтения. Екатеринбург: У-Фактория, 2008, с.177-192
  • Michineau S., L’autofiction dans l’oeuvre de Colette, Paris: Publibook, 2008

Прочитано 1182 раз
Другие материалы в этой категории: « Компанеец Нина Койни Санрайз »