Биография
Уотерс в продукции Дербского фарфора — 1825-48 годы, на данный момент в коллекции Музея и художественной галереи ДербиБилли Уотерс в первый раз упоминается в качестве нищего, играющего на улицах Лондона и развлекающего городскую публику за вознаграждение в полпенни. В описаниях его вида содержатся упоминания об его африканском происхождении, военно-морской форме, ноге-колышке, скрипке и шапке с перьями. Как утверждает писатель Питер Фрайер в собственной книжке «Стойкость: история чёрных в Британии», Уотерс растерял ногу во время службы на Царском флоте, упав с такелажа, хотя ходившие в то время слухи утверждали, что Уотерс растерял ногу, участвуя в войне за независимость США.
В 1810-е годы Уотерс выступал у театра «Адельфи» и своими типичными проделками захватил такую популярность посреди английской публики, что его, в конце-концов, пригласили выступать на театральную сцену.
Уотерс был одним из 5 знаков Лондона, упоминающихся у Пирса Игана в его «Томе и Джерри» в 1821 году, невзирая на то, что являлся только одним из 10-ка тыщ чернокожих, живших в это время в Великобритании. Он был очень беден, и повсевременно говорил, что два раза спасался от принудительных работ, присуждаемых в то время в качестве наказания за нищенство, едва благодаря собственной древесной ноге.
В конце собственной жизни Уотерс был общенародно избран в окружении святого Джильса «королём нищих», что вышло благодаря его известности и отношению его «собратьев». Его пенсия, назначенная ему за службу в Царском флоте была настолько мала, что ему пришлось реализовать свою скрипку. Уотерс утверждал, что продал бы и свою древесную ногу, если б она стоила чего-нибудть. В 1823 году Уотерс захворал и был обязан пойти в работный дом St Giles' workouse, где через 10 дней погиб.
Похоронен на кладбище Сент-Панкрас в Лондоне.
Имел супругу и двоих деток
Упоминания в культуре
После погибели образ Уотерса был воссоздан в фарфоре в гончарных мастерских Стаффордшира и в Дербском фарфоре. Также фигура, изображающая Уотерса выставлена в музее Виктории и Альберта, и её перевыпуск был приурочен к 1862 году. Фигуры были изготовлены практически через 40 лет после погибели Уотерса; модель Эдварда Кейса преследовала цель сделать фигурку более дешёвую, чем у соперников. Существует карикатура Томаса Лорда Басби из книжки Costume of the Lower Orders of London («Костюмы низших слоёв Лондона»). Более реалистический портрет Уотерса связан с именованием сэра Дейвида Уилки.
На веб-сайте Английского Музея: упоминается эпитафия, написанная неведомым поэтом на погибель Билли Уотерса:
Thus poor Black Billy's мейд his Will, His Property was small good lack, For till the day death did him kill His house he carried on his back. The Adelphi now may say alas! And to his memory raise a stone: Their gold will be exchanged for brass, Since poor Black Billy's dead and gone. |
Свободный перевод на российский:
Итак, нищий Чёрный Билли выполнил Его волю, Он был не без милых малеханьких недочетов, До тех пор, когда погибель забрала Его долю, которую он тащил на своём горбу. В Театре Адельфи сейчас могут гласить: как досадно бы это не звучало! И в его память воздвигнут камень: Их золото будет обменяно на медь, Так как бедный Чёрный Билли мертв… |