Воскресенье, 31 мая 2015 13:25

Щепкин Михаил Семёнович

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Михаил Щепкин

Портрет работы художника Н. В. Неврева
Имя при рождении:

Михаил Семёнович Щепкин

Когда родился (Дата рождения):

6 17 ноября 1788 1788-11-17

Где родился (Место рождения):

село Красное, Обоянский уезд, Курская губерния

Когда умер (Дата смерти):

11 23 августа 1863 1863-08-23 74 года

Где умер (Место смерти):

Ялта, Таврическая губерния

Кто по профессии:

актёр

Какое имеет гражданство:

Российская империя

Годы активности:

1805—1863

В каких театрах играл:

Полтавский театр, Малый театр

Какие роли играл:

Фамусов, Городничий, Шейлок


Биография актера Щепкин, Михаил Семёнович

Михаи́л Семёнович Ще́пкин (6 ноября 1788, село Красноватое, Курская губерния — 11 августа 1863, Ялта, Таврическая губерния) — российский актёр, один из основателей российской актёрской школы, отец Дмитрия Михайловича Щепкина и Николая Михайловича Щепкина, дед Евгения Николаевича Щепкина.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Погибель
    • 1.2 Семья
  • 2 Роли в театре
    • 2.1 Домашний театр
    • 2.2 Театр братьев Барсовых, г. Курск
    • 2.3 Полтавский театр
    • 2.4 Малый театр
  • 3 Увековечение имени
  • 4 Достойные внимания факты
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Биография

М. С. Щепкин родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красноватом Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных графа Г. С. Волькенштейна.

С 1799 по 1801 год Щепкин учился в Суджанском народном училище. Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль слуги Розмарина в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». В 1801—1802 годах играл в домашнем театре графа Волькенштейна. Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803) был суфлёром в Курском городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, также переписывал тексты ролей для актёров. В 1805 году в первый раз выходит на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье он подменяет запившего актёра в роли Андрея-почтаря. С сих пор с разрешения графа Волькенштейна играет в театре братьев Барсовых.

В 1816 году Щепкин поступает в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и играет в Харькове. В 1818 году становится актёром Полтавского театра, управляющим которого был писатель И. П. Котляревский, и занимает в труппе ведущее положение: специально для него Котляревский пишет роли в собственных пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровник». Не считая того, Котляревский совместно с С. Г. Волконским организует сбор средств по подписке, чтоб купить Щепкина у барина — и в 1822 году актёр получает свободную.

После распада театра Котляревского в 1821 году Щепкин возвратился в труппу Штейна, выступал в Тульском театре.

В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые различные роли, в том числе и дамские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной смешной опере, Д. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках различных жанров. Конкретно в это время начинает формироваться актёрский способ Щепкина: «искусство так высоко, как близко к природе». Актёр кропотливо прорабатывает роли, стремясь воспроизводить нрав персонажа как можно более актуально, правдоподобно, обобщая в их актуальные наблюдения за типажами; заносит в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Больший фуррор ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие наружных и внутренних трансформаций.

Бюрократ Конторы столичных театров В. И. Головин вспоминал позже:

«Михаил Семёнович играл в пьесе „Опыт искусства“ в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тыще видах этот Протей заблистал передо мною, как драгоценный алмаз, всеми своими гранями».

Конкретно по инициативе В. И. Головина Щепкина в 1822 году пригласили в труппу столичного театра (с 1824 года — Малый театр), в каком он остался до конца собственной жизни. Дебют в столичном театре состоялся 20 сентября 1822 года в ролях Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов, либо Провинциал в столице» на сцене Театра на Моховой. За актёром стремительно закрепляется слава «первого смешного актёра для ролей соответствующих в так именуемых больших комедиях, для амплуа старых холостяков, великодушных отцов, уникальных мужей и вообщем для представления самых тяжелых смешных лиц». Но даже в смешных ролях ему удавалось отыскивать драматический подтекст.

Освободиться от чисто смешного репертуара Щепкину удаётся в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра ставятся «Горе от мозга» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В их актёр делает многогранные, выпуклые образы Фамусова и Городничего.

могила М. С. Щепкина на Пятницком кладбище Москвы (22 уч-к) надпись на надгробном камне

В 1835 году Щепкин в собственный бенефис в первый раз сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье — это заного раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но потом стали восприниматься как достижение актёра.

Щепкин был дружен с А. Н. Островским, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Т. Н. Грановским, В. Г. Белинским, И. С. Тургеневым. Специально для актёра В. Г. Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядя, либо Странноватая болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», также роль Мошкина в пьесе «Холостяк»; А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш переводят для него пьесу Ф. Мессинджера «Новый метод платить старенькые долги», Н. Х. Кетчер — «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира. Но Щепкин все равно чувствует однообразие предлагаемых ему ролей и тем.

В 1853 году во время единственной собственной поездки за границу М. С. Щепкин встречался с А. И. Герценом; потом писал ему:

Рабы ещё не желают быть свободными. С чего напала на тебя людская гордость делать их свободными против их воли, быть так сказать, творцом их счастия… Оставьте мир расти по своим естественным законам и помогайте его росту развитием в человеке нравственного чувства, сейте идея, но не поливайте кровью… Я знаю, у тебя много логики, и поэтому ты знаешь, что это будет неравный бой, и поэтому это будет нечестно, в любви к человеку я бы поборолся с тобой, тогда и Бог знает, чья бы взяла

— Кучина А. В. Миша Семенович Щепкин // Столичный журнальчик. — 2005. — № 7. — С. 37. — ISSN 0868-7110.

Эстетические механизмы работы над ролью, глубочайшего проникания в нрав, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в предстоящем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.

Погибель

Летом 1863 года Щепкин по настоянию докторов отправился на исцеление в Ялту.

По мемуарам Александры Шуберт посреди обстоятельств поездки конкретно в Ялту была надежда на встречу с Императрицей, отдыхавшей тогда в Ливадии. С августейшей покровительницей Щепкин желал обсудить финансирование актёрской школы в Москве и тяжелое положение начинающих актёров. «Разумеется, все осталось в мечтах, — писала А. Шуберт, — до Ливадии его не допустили…».

По пути в Крым нездоровой уже Щепкин всё же давал спектакли, — в Нижнем, в Царицыне, в Таганроге. Прибыв в Керчь пароходом из Таганрога, Щепкин и тут поддался на уговоры и сыграл два спектакля: «Ревизор» и «Москаль-чарівник», — 3-ий был отменён из-за отвратительного самочувствия актёра. Из-за заболевания же Щепкин, по пути в Ялту, не сумел принять приглашение Айвазовского навестить его в Феодосии.

В Ялте он тормознул в доме у собственных друзей — управляющего императорским имением в Ливадии Я. Лазаревского и головного доктора городка Ялты, украинского поэта С. Руданского, — и, как казалось, ощутил себя лучше. Скоро князь Воронцов прислал за ним коляску, доставившую его в Алупкинский дворец. — В тот вечер у Воронцовых собирались гости, и хозяева попросили Щепкина прочесть отрывок из «Мертвых душ». Во время чтения Мише Семеновичу стало плохо. Осмотревший его доктор констатировал, что положение очень серьезно. Перепугавшиеся Воронцовы выслали знаменитость в гостиницу:

За три денька до погибели сознание Миши Семеновича потеряно не было, — вспоминал о последних деньках жизни величавого артиста его верный слуга Александр Алмазов, — несколько времени могли отвечать на вопросы, а время от времени не могли… В это время М. С. вдруг подзывают меня и спрашивают: "Александр, а куда Гоголь ушел? Я им говорю: «Какой Гоголь?» — «Николай Васильевич». — «Он издавна уже умер». — «Как погиб? Издавна ли?» — «Давно». — «Да, вот оно что…». Это были его последние слова. Отвернулся лицом к стенке, чтоб больше не вставать.

Это вышло в полдень 11 августа 1863 года. Отпевали Миши Семеновича через два денька в ялтинском соборе. «Были придворные певчие и музыка, и церемония была очень приличная». На панихиде находился и генерал-губернатор Тавриды — Г. В. Жуковский.

Цинковый гроб с телом Щепкина привезли в Москву на лошадях 20 сентября. 22 сентября его похоронили на Пятницком кладбище; согласно последней воле Миши Семеновича, похоронили его рядом с могилой друга — доктора Т. Грановского.

Семья

  • Супруга — Лена Дмитриевна Чаликова; родом была турчанка. — При осаде Анапы, в 1791 году, в одной из деревень бойцы тогда ещё полковника Чаликова подобрали брошенного малыша; когда выяснилось, что это девченка, будущий генерал-майор взял её к для себя и растил как свою дочь. С Щепкиным они познакомились в театре. Брак Лены Дмитриевны в 1812 году с крепостным тогда ещё Щепкиным автоматом делал крепостной и его свободную супругу, и охарактеризовывает Лену Дмитриевну как даму исключительного характера, а Щепкина как очень находчивого и образованного крепостного.. В браке, не считая упомянутых уже 2-ух отпрыской Дмитрия и Николая, родились и две дочери:
    • Фёкла (Фаина) Михайловна (1814—1852) — в замужестве Барсова, актриса, на сцене выступала под фамилией Щепкина 1-я;
    • Александра Михайловна (1816—1841) — актриса, на сцене выступала под фамилией Щепкина 2-я;

Роли в театре

Домашний театр

  • 1800 — «Вздорщица» А. П. Сумарокова — слуга Розмарин (1-ая театральная роль)
  • 1801—1802:
    • «Опыт искусства» Н. Р. Судовщикова — Актер
    • «Сбитенщик» Я. Б. Княжнина — Степан-сбитенщик
    • «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина — помещик-галломан Фирюлин

Театр братьев Барсовых, г. Курск

  • 1805 — «Зоа» Л.-С. Мерсье — Андрей-почтарь (дебют на проф сцене)

Полтавский театр

  • «Наталка-Полтавка» И. П. Котляревского — Макогоненко
  • «Солдат-чародей» И. П. Котляревского — Михайло Чупрун

Малый театр

Многие постановки шли на сцене столичного Огромного театра, так как это была единая труппа — столичное отделение Императорских театров.

  • 1822 — «Г-н Богатонов, либо Провинциал в столице» М. Н. Загоскина — Богатонов
  • 1822 — «Марфа и Угар, либо Лакейская война» Ж.-Б. Дюбуа — Угар
  • 1824 — «Хлопотун, либо Дело мастера боится» А. И. Писарева — Репейкин
  • 1825 — «Школа жён» Мольера — Арнольф
  • 1828 — «Школа мужей» Мольера — Сганарель
  • 1830 — «Жадный» Мольера — Гарпагон
  • 1831 — «Горе от разума» А. С. Грибоедова — Фамусов
  • 1835 — «Венецианский негоциант» У. Шекспира — Шейлок
  • 1835 — «Матрос» Т. Соважа и Ж. Делюрье — Симон
  • 1836 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Городничий
  • 1839 — «Пятидесятилетний дядя, либо Странноватая болезнь» В. Г. Белинского
  • 1839 — «Лев Гурыч Синичкин, либо Провинциальная дебютантка» Д. Т. Ленского — Лев Гурыч Синичкин
  • 1842 — «Семейные дела, либо С нездоровой головы на здоровую». Водевиль в 1 действии Э, Кормона и Ж. Шабо де Буэна (ориг.назв.: Le beau-pere). Пер. с фр. М. К. (в помещении Огромного театра)
  • 1845 — «Новый метод платить старенькые долги» Ф. Мессинджера
  • 1850 — «Холостяк» И. С. Тургенева — Мошкин
  • 1852 — «Комедия ошибок» Шекспира
  • 1853 — «Жадный рыцарь» А. С. Пушкина — Барон
  • 1853, 1855 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — Муромский
  • 1854 , 1855 — «Бедность не порок» А. Н. Островского — Коршунов, Любим Торцов
  • 1861 — «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского — Большов
  • 1862 — «Нахлебник» И. С. Тургенева — Кузовкин
  • «Свадьба» Н. В. Гоголя — Подколесин, Кочкарев
  • «Игроки» Н. В. Гоголя — Утешительный
  • «Тяжба» Н. В. Гоголя — Бурдюков

Увековечение имени

Щепкинское театральное училище дом-музей в Москве
ул. Щепкина, 47 Мемориальная доска в Курске на «Доме офицеров»
  • Имя актёра носит областной драматический театр в г. Белгороде. Перед театром установлен монумент Щепкину.
  • Имя актёра носит Высшее театральное училище при Муниципальном академическом Малом театре, сам Малый театр также называли Домом Щепкина.
  • В Липецке есть переулок Щепкина.
  • В Липецке так же есть кафе Щепкин, расположенное по адресу ул. Ворошилова, д.3
  • В Москве есть улица Щепкина (бывшая 3-я Мещанская), на которой размещен Дом-музей М. С. Щепкина — филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина.
  • В Алма-Ате есть улица имени Щепкина.
  • В Курске есть улица имени Щепкина и кинозал.
  • В Древнем Осколе одна из улиц Юго-Западного окрестность названа в честь М. С. Щепкина.
  • В родном селе Алексеевка Белгородской области действует историко-театральный музей М. С. Щепкина.
  • В 1980 году во дворе ЦДРИ установлен бюст Щепкина.
  • В Сумах есть улица Щепкина, также областной театр драмы и музыкальной комедии им. М. С. Щепкина. Около него установлен монумент.
  • В Судже Щепкину установлен памятник-бюст, в его честь названы улица, парк и краеведческий музей.

Достойные внимания факты

  • М. С. Щепкин был актёром-универсалом. В собственной работе он не ограничивался драматическими ролями. Так, не все знают, что М. С. Щепкин пел на сцене Огромного театра, исполняя большую партию в опере Л.Керубини «Водовоз». Более того, актёр считал эту роль одной из собственных самых возлюбленных.
  • Популярная российская писательница, драматург, поэтесса, переводчица Татьяна Щепкина-Куперник приходится Щепкину правнучкой, стихи, посвящённые собственному известному прадеду она написала, когда ей было 12 лет.
  • Прочитано 1402 раз
    Другие материалы в этой категории: « Юра Гнат Петрович Шутько Николай Алексеевич »