Воскресенье, 31 мая 2015 11:58

Богарт Хамфри

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Хамфри Богарт
Полное имя актера на родном языке: Humphrey Bogart

Когда родился (Дата рождения):

25 декабря 1899 1899-12-25

Где родился (Место рождения):

Нью-Йорк, США

Когда умер (Дата смерти):

14 января 1957 1957-01-14 57 лет

Где умер (Место смерти):

Лос-Анджелес, США

Какое имеет гражданство:

США

Кто по профессии:

актёр

Карьера (с какого - по какое):

1921—1956


Биография актера Богарт, Хамфри

Ха́мфри Дефо́рест Бо́гарт (Humphrey DeForest Bogart; 25 декабря 1899 года, New-york, США — 14 января 1957 года, Лос-Анджелес, США) — южноамериканский актёр. Южноамериканский институт киноискусства именовал Богарта наилучшим актёром в истории южноамериканского кино.

Сменив несколько занятий, в 1921 году Богарт стал актёром, и в 1920-х—1930-х годах участвовал в бродвейских постановках. Когда случился биржевой крах 1929 года, Богарт пришёл в кино. Его первым огромным фуррором стала роль в кинофильме «Окаменелый лес» (1936), после которой он снимался в гангстерских фильмах, включая «Ангелы с запятанными лицами» (1938), и в фильмах категории B, вроде «Возвращение доктора Х» (англ.)русск. (1939).

Перелом в карьере наступил в 1941 году с выходом «Высокой Сьерры» и «Мальтийского сокола». «Касабланка» стала верхушкой его карьеры и закрепила его кинообраз циника, который в конце концов открывает своё благородство. Потом последовали другие удачные картины, в том числе «Иметь и не иметь» (1944), «Глубокий сон», «Чёрная полоса» (1947) и «Ки-Ларго» (1948), в каких он снимался вкупе с Лорен Бэколл; «Сокровища Сьерра-Мадре» (1948); «Африканская королева» (1951), принёсшая ему премию «Оскар»; «Сабрина» и «Бунт на „Кейне“» (1954).

Последним возникновением на дисплее стал кинофильм «Тем тяжелее падение» (1956). Всего за свою практически тридцатилетнюю кинокарьеру Богарт появился в семидесяти 5 полнометражных фильмах.

Содержание

  • 1 Ранешняя биография
    • 1.1 Детство
    • 1.2 Образование
    • 1.3 Служба на флоте
      • 1.3.1 Шрам
  • 2 Ранешняя карьера
    • 2.1 Театр и 1-ые роли в кино
    • 2.2 «Окаменелый лес»
    • 2.3 После «Окаменелого леса»
  • 3 Слава
    • 3.1 «Высокая Сьерра»
    • 3.2 «Мальтийский сокол»
    • 3.3 «Касабланка»
  • 4 Богарт и Бэколл
    • 4.1 Знакомство
    • 4.2 «Глубокий сон»
    • 4.3 Свадьба
  • 5 Поздняя карьера
    • 5.1 «Сокровища Сьерра-Мадре»
    • 5.2 Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности
    • 5.3 «Santana Productions»
    • 5.4 «Африканская королева»
    • 5.5 Последние роли
    • 5.6 Работа на телевидении и радио
  • 6 The Rat Pack
  • 7 Шахматы
  • 8 Погибель
  • 9 Избранная фильмография
  • 10 Заслуги
  • 11 Память
  • 12 Цитаты
  • 13 Примечания
  • 14 Литература
  • 15 Ссылки

Ранешняя биография

Богарт родился 25 декабря 1899 года в Нью-Йорке, в семье Белмонта ДеФореста Богарта (июль 1867, Уоткинс Глен — 8 сентября 1934, New-york) и Мод Хамфри (1868—1940). Белмонт и Мод поженились в июне 1898 года. Отец Богарта был пресвитерианцем, а мама принадлежала к Епископальной церкви. Богарт воспитывался в религии собственной мамы.

Денек рождения Богарта был предметом обсуждений. Числилось, что дата 25 декабря 1899 года (праздничек Рождества) была легендой, сделанной компанией «Warner Bros.» для романтизации вида, и что реальная дата рождения — 23 января 1899 года. На данный момент эти сомнения признаны необоснованными. Хотя свидетельство о рождении не было найдено, о рождении Богарта упоминала нью-йоркская газета сначала января 1900 года, это подтверждает и перепись 1900 года. Последняя супруга Богарта — актриса Лорен Бэколл всегда настаивала на дате 25 декабря.

Детство

Отец Богарта был доктором, который специализировался на операциях на сердечко и лёгких. Мама была маркетинговым иллюстратором, она обучалась в Нью-Йорке и во Франции, в том числе в студии Джеймса Уистлера, а позже стала основным художником в женском журнальчике «The Delineator». Она была воинствующей суфражисткой. Она отрисовывала малеханького Хамфри и один из рисунков использовала в известной в то время маркетинговой кампании детского питания Mellin’s (англ. Mellin's Food For Infants and Invalids). В наилучшие годы она зарабатывала 50 тыщ баксов в год, а её супруг — только 20 тыщ. Богарты жили в Нью-Йорке, в фешенебельных апартаментах квартала Помандер-Уок в верхнем Вестсайде, также имели роскошный коттедж и 55 акров земли на севере штата New-york на озере Канандайгуа Лэйк (англ.)русск..

Хамфри был старшим из троих деток, у него было две сестры — Фрэнсис и Кэтрин Элизабет (Кей). Предки были чопорны, заняты каждый собственной карьерой и нередко ссорились — детям доставалось мало духовной теплоты. Богарт говорил:

Моё воспитание не изобиловало сантиментами, но было исполнено прямодушия. Поцелуй в нашей семье был событием. С моими сёстрами и со мной мама с папой не нежничали. Уникальный текст (англ.)

I was brought up very unsentimentally but very straightforwardly. A kiss, in our family, was an event. Our mother and father didn't glug over my two sisters and me.

В детстве Богарта дразнили за кудряшки, за опрятность, за «милые» портреты, которые отрисовывала с него мама, за одежку в стиле «Маленького лорда Фонтлероя» и за имя Хамфри. От собственного отца Богарт унаследовал язвительность, увлечение рыбалкой, любовь к парусниками и страсть к волевым дамам.

Образование

Богарты учили собственного отпрыска в личных школах. Он был средним, нелюдимым ребёнком, который не интересовался внешкольной работой. Благодаря родительским связям он был принят в престижную Академию Филлипса. Предки возлагали надежды, что он поступит в Йельский институт, но в 1918 году Богарта исключили.

Подробности исключения неясны. По одной версии, его исключили за то, что он бросил директора школы (либо садовника) в пруд. По другой — за курение и распитие алкогольных напитков и за общую неуспеваемость. Может быть, он ушёл сам. Во всяком случае, его предки были обескуражены тем, что их планы на будущее отпрыска провалились.

Служба на флоте

Весной 1918 года, не имея никаких способностей для выбора карьеры, Богарт поддался собственной любви к морю и завербовался в Военно-морские силы США. Позже он вспоминал:

В восемнадцать война была забавой. Париж! Французские девицы! Мечта! Уникальный текст (англ.)

At eighteen, war was great stuff. Paris! French girls! Hot damn!

Богарт служил на судах, перевозивших боец из Европы после Компьенского перемирия, и числился примерным матросом.

Шрам

Может быть, во время морской службы у Богарта появился его шрам, приведший к соответствующей шепелявости, хотя подлинные происшествия неясны. По одной версии, при обстреле корабля «Левиафан» его губа была повреждена осколком шрапнели, хотя некие говорят, что он не выходил в море до подписания Компьенского перемирия. По другой версии, которую поддерживал друг Богарта, писатель Натаниель Бенчли (англ.)русск., Богарт был ранен во время транспортировки заключённого в военную кутузку Портсмут. Заключённый попросил у Богарта закурить, а пока тот находил спички, стукнул его по лицу кулаками, повредив губу, и сбежал. В конце концов, заключённый был пойман. Согласно книжке Дарвина Портера «Humphrey Bogart: The Early Years», шрам появился после ссоры с папой.

К тому моменту, когда Богарт попал к доктору, шрам уже сформировался. Богарт позже говорил актёру Дэвиду Нивену: «Чёртов доктор заместо того, чтоб зашить его, всё испортил» (В оригинале также находится игра слов: Goddamn doctor instead of stitching it up, he screwed it up). Нивен гласит, что на вопрос о шраме Богарт ответил ему, что это итог злосчастного варианта в детстве. Нивен утверждает, что истории о том, что шрам появился во время войны, были выдуманы киностудиями. Но в описаниях Богарта, относящихся к послевоенным годам, шрам не упоминается, так что, может быть, он появился позже. Когда актриса Луиза Брукс встретила Богарта в 1924 году, у него был шрам на верхней губе, который Белмонт мог отчасти залечить до того, как Богарт пришёл в кино. Она утверждает, что шрам никак не влиял на его речь.

Ранешняя карьера

Когда Богарт возвратился домой, он нашел, что его отец болен, его мед практика расстроена, и он растерял много средств, вложив их в заготовку леса. Во время службы Богарт привык к независимости от семьи. Он протестовал против ереси и снобизма, не признавал ничью власть, нарушал обыденные рамки приличия. Эти черты он передаст и своим киноперсонажам. С другой стороны, он сохранял отличные манеры и речь, пунктуальность и неприязнь к прикосновениям других людей.

Богарт работал грузоотправителем и торговцем. Он был зачислен в военно-морской резерв.

Театр и 1-ые роли в кино

После службы Богарт возобновил дружбу с товарищем юношества Биллом Брэйди-младшим, папой которого был театральный продюсер Уильям Алоизиус Брэйди. В конце концов, Богарт был принят на работу в новейшую компанию Уильяма Брэйди «World Films». Богарт попробовал себя в написании сценариев, режиссуре, продюсировании, но ни в чём не выделился. Недолго он был менеджером сцены в пьесе Элис Брэйди «A Ruined Lady». Несколько месяцев спустя, в 1921 году, он дебютировал на сцене как актёр в роли японского дворецкого в спектакле по пьесе Элис Брэйди «Drifting», произнеся одну строку текста. Потом последовали роли в других пьесах Элис Брэйди. Богарт услаждался вниманием, которое он завлекал как актёр. Он утверждал: «Я был прирождённым ленивцем, и это было самое лёгкое из развлечений» (I was born to be indolent and this was the softest of rackets).

Он проводил много времени в спикизи и пристрастился к алкоголю. Может быть, в некий ссоре в баре он и повредил губу, что совпадает с описанием Луизы Брукс.

Богарт воспитывался с убеждением, что актёрство — низкое занятие. Он никогда не брал уроки актёрского мастерства, но упрямо и напористо занимался своим ремеслом. В 1922—1935 годах он появился, по последней мере, в семнадцати бродвейских постановках. Он играл романтичные роли второго плана в лёгких комедиях. Критик Александр Уолкотт писал о ранешних работах Богарта: «Они обычно милостиво описываются как неточные» (Is what is usually and mercifully described as inadequate). Другие обозреватели были добрее. Хейвуд Браун, рецензируя «Nerves», писал: «Игра Хамфри Богарта производит воспоминание… она и суха, и свежайша, как это возможно» (Humphrey Bogart gives the most effective performance…both dry and fresh, if that be possible). Богарт не обожал свои ранешние, малозначительные роли.

Сначала собственной карьеры, играя в «Drifting», Богарт познакомился с актрисой Хелен Менкен. Они поженились 20 мая 1926 года в Нью-Йорке, развелись 18 ноября 1927 года, но остались друзьями. 3 апреля 1928 года он женился на актрисе Мэри Филипс. Как и у Менкен, у неё был запальчивый нрав, и, как другие супруги Богарта, она была актрисой. Он познакомился с Филипс в 1924 году, когда они игрались в спектакле «Nerves».

После биржевого краха 1929 года количество сценических постановок резко уменьшилось, и многие актёры направились в Голливуд. Самым первым фильмом Богарта стала короткометражка «Танцующий город» (1928), в каком он сыграл с Хелен Хэйс, полная копия кинофильма утеряна. Он также сыграл с Джоан Блонделл и Рут Эттинг в короткометражке «Broadway’s Like That» (1930), которая был найдена в 1963 году.

Потом Богарт подписал договор со студией «Fox Film Corporation» за 750 баксов в неделю. Он стал другом и собутыльником серьёзного бродвейского актёра Спенсера Трейси, которым восторгался. Конкретно Трейси в 1930 году в первый раз именовал Богарта «Боги» (Bogey; в почти всех источниках указывается, что сам Богарт писал это прозвище как Bogie). Трейси и Богарт вкупе появились на дисплее только в один прекрасный момент — в ранешном звуковом кинофильме Джона Форда «Вверх по реке» (1930), где они игрались заключённых. Это был дебютный кинофильм Трейси. Потом Богарт сыграл эпизодическую роль в драме «Плохая сестра» (1931) с Бетт Дэвис.

В 1930—1935 годах Богарт переезжал из Голливуда в New-york и назад, длительно оставаясь без работы. Его предки развелись. Отец погиб в 1934 году, оставив долги, которые Богарт, в конце концов, оплатил. Богарт унаследовал от отца золотое кольцо, которое носил всегда, даже на съёмках многих кинофильмов. Только перед гибелью отца Богарт сказал ему, как он его обожал.

2-ой брак рушился, Богарт впал в депрессию и много пил.

«Окаменелый лес»

Основная статья: Окаменелый лес Богарт в трейлере «Окаменелого леса»

В 1934 году Богарт играл в бродвейском спектакле «Приглашение на убийство» (англ. Invitation to a Murder). Прослушав пьесу, режиссёр и продюсер Артур Хопкинс (англ.)русск. пригласил Богарта сыграть беглого правонарушителя Дюка Манти в спектакле по пьесе Роберта Шервуда «Окаменелый лес». Хопкинс вспоминал:

Когда я его увидел, я был несколько обескуражен, так как не питал особенного почтения к такового рода актёрам. Он был из числа тех нескончаемых юнцов, что проводят бо́льшую часть собственной сценической жизни в белоснежных шортах, размахивая теннисной ракеткой. Казалось, он так отдалёк от хладнокровного убийцы, что далее некуда, но его глас, сухой и усталый, был убедителен, и это был глас Манти. Уникальный текст (англ.)

When I saw the actor I was somewhat taken aback, for he was the one I never much admired. He was an antiquated juvenile who spent most of his stage life in white pants swinging a tennis racquet. He seemed as far from a cold-blooded killer as one could get, but the voice (dry and tired) persisted, and the voice was Mantee’s.

В 1935 году спектакль был сыгран в Нью-Йорке 197 раз с Лесли Говардом в главной роли. Комментируя игру Богарта в спектакле, театральный критик Брукс Аткинсон писал в «The New York Times», что тогда «Хамфри Богарт сыграл наилучшую роль в собственной актёрской карьере».

Студия «Warner Bros.» заполучила права на экранизацию пьесы. Студия была известна своими реалистическими низкобюджетными фильмами, и пьеса совершенно ей подходила по всем характеристикам. К тому же, публика восторгалась реальными правонарушителями, такими как Джон Диллинджер и Голландец Шульц. Главные роли предназначались Бетти Дэйвис и Лесли Говарду. Говард, пользуясь тем, что ему принадлежат права на создание, отдал осознать, что в роли Дюка Манти он желает созидать Хамфри Богарта. Все же студия провела пробы нескольких голливудских ветеранов на эту роль и избрала Эдварда Г. Робинсона, известность которого, по её расчётам, должна была оправдать его очень дорогой договор. Богарт телеграфировал об этом Говарду, который находился в Шотландии. Говард ответил: «Джеку Уорнеру. Настаиваю. Богарт играет Манти. Нет Богарта — нет сделки» (англ. Att: Jack Warner Insist Bogart Play Mantee No Bogart No Deal). Видя, что Говард неприклонен, студия сдалась и дала роль Богарту. Джек Уорнер, узнаваемый собственной конфликтностью по отношению к актёрам, пробовал вынудить Богарта взять псевдоним, но тот наотрез отказался. Богарт не запамятовал о поступке Лесли Говарда и в 1952 году именовал в честь Лесли, погибшего во время 2-ой мировой войны, свою единственную дочь — «Лесли Говард».

Роберт Шервуд остался близким другом Богарта.

После «Окаменелого леса»

Киноверсия «Окаменелого леса» вышла в 1936 году. Игра Богарта была названа «блестящей», «неотразимой» и «превосходной». Невзирая на фуррор в кинофильме категории А, Богарт получил двадцатишестинедельный договор за 550 баксов в неделю и роли гангстеров в преступных драмах категории B. Богарт был горд фуррором, но необходимость играть гангстеров подавляла его.

Роли Богарта были не только лишь скучноватыми, да и выматывающими (на студиях тогда не было кондюков). Работа с загруженным графиком не была той беспечной актёрской жизнью, на которую он возлагал надежды. Все же, он мастерски делал свои обязанности, и другие актёры, в главном, уважали его. За годы игры в фильмах категории B актёр развил собственный кинообраз — усталого, мужественного, меркантильного, очаровательного, ранимого, самоироничного, но, на самом деле, великодушного одиночку.

Конфликты Богарта со студией из-за ролей и средств были похожи на такие же конфликты с другими актёрами — Бетт Дэвис, Джеймсом Кэгни, Эрролом Флинном и Оливией де Хэвилленд.

Богарт, Джеймс Кэгни и Джеффри Линн в кинофильме «Судьба бойца в Америке» (1939) — последней совместной работе Богарта и Кэгни

В то время крепчала студийная система, которая ограничивала актёра работой на одну студию, и студия «Warner Bros.» не была заинтересована в том, чтоб сделать из Богарта звезду. Перерыв меж съёмками кинофильмов занимал деньки либо даже часы. Хоть какой актёр, который отрешался от роли, мог быть лишён оплаты. Богарту не нравились роли, избранные для него, но он продолжал упрямо работать. В 1936—1940 годах он снимался, в среднем, в одном кинофильме каждые два месяца, время от времени съёмки происходили сразу в 2-ух фильмах. Богарт считал, что гардероб студии очень беден, и нередко для съёмок надевал собственные костюмчики.

Главные роли в фильмах студии игрались не только лишь такие звёзды, как Джеймс Кэгни либо Эдвард Г. Робинсон, да и малоизвестные сейчас Виктор Маклаглен, Джордж Рафт и Пол Муни. Наилучшие сценарии шли к ним, а Богарт наслаждался тем, что оставалось. Приметной стала роль в кинофильме «Тупик» (1937), где он сыграл персонажа, срисованного с гангстера по прозвищу Нельсон — Детское лицо. Он сыграл много увлекательных второстепенных ролей, к примеру в фильмах «Ангелы с запятанными лицами» (1938). Богарта не один раз «убивали» в фильмах, в том числе Джеймс Кэгни и Эдвард Г. Робинсон. В «Чёрном легионе» (1937) он играл человека, который разрушает расистскую компанию. Грэм Грин именовал этот кинофильм «умным и волнующим» (intelligent and exciting).

В 1938 году он сыграл спортивного промоутера в мюзикле «Закружи свою подружку». Позже он, видимо, считал этот кинофильм худшим в собственной карьере. В 1939 году Богарт сыграл сумасшедшего учёного в «Возвращении доктора Х» (англ.)русск..

«Одолеть мглу» (1939) — один из последних кинофильмов Богарта, где он сыграл роль второго плана

Мэри Филипс в 1935 году отказалась кинуть Бродвей, чтоб уехать с Богартом в Голливуд. Она приезжала в Голливуд, но настаивала на продолжении собственной работы (она тогда была более большой звездой, чем Богарт), и в 1937 году супруги решили развестись.

21 августа 1938 года Богарт вступил в собственный 3-ий брак — с актрисой Майо Мето, страдавшей паранойей и алкоголизмом. Она была убеждена, что супруг околпачивает её. Она нередко злилась на него, ранила его ножиком, чуть ли не устроила пожар, пару раз резала вены. Богарт же подшучивал над ней и, казалось, услаждался конфликтами. Пресса отдала им прозвище «Воюющие Богарты» (англ. the Battling Bogarts). «Брак Богарта и Мето был продолжением Штатской войны» (The Bogart-Methot marriage was the sequel to the Civil War), — произнес их друг, сценарист Джулиус Эпштейн. В это время Богарт купил моторную лодку, которую именовал прозвищем собственной супруги «Sluggy» (от англ. slug — очень лупить). Невзирая на заявления Богарта, вроде «Мне нравится ревнивая жена», «Мы вкупе поэтому, что не питаем иллюзий друг о друге» и «Я не отдал бы и 2-ух центов за даму без характера», это были гибельные дела.

Слава

«Высокая Сьерра»

Кинофильм 1941 года «Высокая Сьерра» был поставлен режиссёром Раулем Уолшем, сценарий написал друг и собутыльник Богарта Джон Хьюстон по роману Уильяма Барнетта («Небольшой Цезарь»). Пол Муни и Джордж Рафт отказались от роли, дав возможность Богарту сыграть персонажа с более сложным нравом. Богарт работал с Айдой Лупино, у их были близкие дела, что провоцировало ревность Майо Мето.

Кинофильм укрепил личные и проф дела Богарта и Хьюстона. Богарт восторгался возможностям Хьюстона-сценариста. Хотя Богарт плохо обучался, он всю жизнь много читал. Он мог цитировать Платона, Александра Поупа, Ральфа Уолдо Эмерсона и Уильяма Шекспира. Он подписывался на журнальчик «Harvard Law Review». Он восторгался писателями, и посреди его близких друзей были сценаристы Натаниель Бенчли (англ.)русск., Луис Бромфилд и Наннэли Джонсон. Богарт, как и Хьюстон, получал удовольствие от напряжённых дискуссий и от крепкой выпивки. Оба они обладали мятежным нравом и обожали ребяческие выходки. Хьюстон восторгался Богартом не только лишь за актёрский талант, да и за умение сосредоточиться на съёмках.

«Мальтийский сокол»

Джордж Рафт отказался от съёмок в режиссёрском дебюте Джона Хьюстона «Мальтийский сокол», так как по договору не мог сниматься в ремейках. Литературный первоисточник, роман Дэшила Хэммета в первый раз был размещен в палп-журнале «Black Mask» в 1929 году. К тому времени вышло уже две его экранизации: «Мальтийский сокол» (1931) и «Сатана встречает леди» (1936). Совместно с Богартом снимались Сидни Гринстрит, Петер Лорре, Элайша Кук-младший, также Мэри Астор в роли каверзной кросотки.

Богарт получил похвалы за роль личного сыщика Сэма Спейда, а режиссёр — за оживленное действие и скорострельные диалоги. Кинофильм стал кассовым хитом. Богарт был особенно доволен им, заметив: «Это фактически шедевр. У меня не настолько не мало вещей, которыми я горжусь… но им я горжусь» (It is practically a masterpiece. I don’t have many things I’m proud of… but that’s one). Считается, что «Мальтийский сокол» стал первым фильмом-нуар, заложив базы этого киножанра.

«Касабланка»

Сидни Гринстрит и Богарт в «Касабланке»

Первую по-настоящему романтическую роль Богарт получил в кинофильме 1942 года «Касабланка». Он сыграл Рика Блейна — обладателя ночного клуба, скрывающего своё прошедшее и принужденного иметь дело с нацистами, Французским Сопротивлением и режимом Виши. Кинофильм поставил Майкл Кёртис, продюсировал Хэл Уоллис, а партнёрами Богарта были Ингрид Бергман, Клод Рейнс, Пол Хейнред, Конрад Вейдт, Сидни Гринстрит, Петер Лорре и Дули Уилсон.

В жизни Богарт участвовал в шахматных турнирах и нередко играл с членами съёмочной группы. Это была его мысль, чтоб Рик Блейн играл в шахматы, которые служили метафорой соперничества меж персонажами Богарта и Рейнса. Но Хенрейд обосновал, что он играет лучше.

Мистика отношений Богарта и Бергман была результатом неплохой актёрской игры, а не реального увлечения, хотя ревнивая супруга Богарта утверждала оборотное. Вне кадра актёры практически не говорили. Из-за того, что Бергман была выше партнёра, в неких сценах Богарт носил башмаки с каблуками высотой 76 мм (3 дюйма). Позже Бергман гласила: «Я целовала его, но никогда его не знала» (I kissed him but I never knew him).

«Касабланка» была награждена «Оскаром» в 1944 году как наилучший кинофильм. Богарт номинировался как наилучший актёр, но его обошёл Пол Лукас с ролью в «Дозоре на Рейне». И всё же «Касабланка» стала триумфом Богарта. Благодаря этому кинофильму Богарт перепрыгнул с четвёртого места на 1-ое в перечнях звёзд студии, обогнав Джеймса Кэгни, и сейчас получал в два раза больший гонорар. В 1946 году он зарабатывал 460 тыщ баксов в год, став самым высокооплачиваемым актёром в мире.

«Касабланка» занимает верхние строки в 2-ух версиях перечня 100 наилучших американских кинофильмов, которые были составлены Южноамериканским институтом синематографа. В 1998 году она заняла 2-ое место, уступив «Гражданину Кейну», а в 2007 году — третье место после «Гражданина Кейна» и «Крёстного отца». А в перечне 100 самых страстных кинофильмов «Касабланка» стоит на первом месте.

Богарт и Бэколл

Богарт и Бэколл дают интервью во время 2-ой мировой войны

Знакомство

Богарт повстречал Лорен Бэколл во время съёмок в кинофильме «Иметь и не иметь» (1944), очень свободной адаптации романа Эрнеста Хемингуэя. Кинофильм имел много похожего с «Касабланкой» — те же неприятели, тот же тип героя и даже пианист — друг головного героя (его сыграл Хоги Кармайкл).

Когда они повстречались, Бэколл было девятнадцать, а Богарту — 40 5. Он называл её «Малышкой» (Baby). Бэколл работала моделью с шестнадцати лет и сыграла в 2-ух провалившихся спектаклях. Богарта завлекали в Бэколл высочайшие скулы, зелёные глаза, светлые волосы, стройная фигура, уравновешенность, практичность и откровенная честность. Их чувственная связь была очень сильна с самого начала, а разница в возрасте и актёрском опыте создавала дополнительные дела учитель-ученик. В противоположность голливудской норме, это были 1-ые дела Богарта с актрисой, играющей главную роль. Богарт был ещё женат, и его 1-ые встречи с Бэколл были недлинные и усмотрительные, а во время разлуки они писали друг друг пылкие любовные письма.

Режиссёр Говард Хоукс не одобрял этих отношений. Хоукс сам считал себя учителем и заступником, а Богарт узурпировал эту роль. Хоукс тоже был увлечён Бэколл (обычно он избегал собственных актрис, к тому же он был женат). Хоукс гласил ей, что она ничего не означает для Богарта и даже стращал тем, что вышлет её на «Monogram» — худшую студию Голливуда. Богарт успокаивал её. Джек Уорнер разрешил споры, и съёмки возобновились. Из ревности Хоукс гласил о Бэколл: «Боги втюрился в персонаж, которого она сыграла, потому ей придётся играть его всю оставшуюся жизнь» (Bogie fell in love with the character she played, so she had to keep playing it the rest of her life).

«Глубокий сон»

Через несколько месяцев Богарт и Бэколл опять повстречались на съёмках нуара «Глубокий сон» по сценарию Уильяма Фолкнера, основанного на одноимённом романе Рэймонда Чандлера. Чандлер восторгался игрой Богарта: «Богарт может быть крутым без орудия. А ещё у него есть чувство юмора, в каком прячется колер презрения» (Bogart can be tough without a gun. Also, he has a sense of humor that contains that grating undertone of contempt).

Богарт ещё разрывался меж собственной новейшей любовью и замужним долгом. Настроения на площадке были сложными, оба актёра были чувственно истощены, Богарт пробовал отыскать методы решения собственной проблемы. Диалоги опять были полны сексапильных намёков, а Богарт был убедителен в роли личного сыщика Филипа Марлоу. Кинофильм был очень успешен, хотя некие критики посчитали сюжет очень запутанным.

Свадьба

Бракоразводный процесс начался в феврале 1945 года. 21 мая 1945 года Богарт и Бэколл сыграли женитьбу в Огайо, в доме близкого друга Богарта — сценариста Луиса Бромфилда.

Богарт и Бэколл поселились в коттедже за 160 тыщ баксов в Холмби-Хиллс в Лос-Анджелесе. Брак оказался счастливым, хотя появлялись некие напряжённости из-за несхожести супругов. Он был домосед, а она обожала ночную жизнь. Он обожал море, а она мачалась морской заболеванием. Бэколл позволяла Богарту проводить уикэнды на его лодке. Время от времени напряжение появлялось из-за пьянства Богарта.

6 января 1949 года Лорен Бэколл родила Стивена Хамфри Богарта. Стивен был назван в честь персонажа Богарта в «Иметь и не иметь». Стивен станет писателем и биографом. 23 августа 1952 года родился 2-ой ребёнок — девченка Лесли Говард Богарт, нареченная в честь британского актёра Лесли Говарда.

Поздняя карьера

Большой фуррор «Касабланки» воздействовал на карьеру Богарта. Невзирая на улучшившееся положение, по договору он пока не мог отрешаться от ролей, потому, получив нехороший сценарий, длительно спорил со студией, как это было с фильмом «Конфликт» (1945). В 1943—1944 годах Богарт сотрудничал с публичной организацией United Service Organizations, которая поддерживала американских боец, и вкупе с тогдашней супругой Майо Мето побывал в Италии и Северной Африке, в том числе в Касабланке.

«Сокровища Сьерра-Мадре»

Богарт в «Сокровищах Сьерра-Мадре»

Заключив в 1947 году новый договор, по которому он имел права отрешаться от неких сценариев и право сделать отдельную продюсерскую компанию, Богарт опять соединил силы с Джоном Хьюстоном в кинофильме «Сокровища Сьерра-Мадре» — истории о трёх золотоискателях, которая разворачивалась в Мексике. Богарт сыграл Фреда Си Доббса, жадность которого привела к самым катастрофическим последствиям. При отсутствии какой-нибудь любовной полосы и хеппи-энда кинофильм числился рискованным проектом. Позже Богарт произнес о партнёре по съёмкам (и отце Джона Хьюстона) Уолтере Хьюстоне: «Возможно, это единственный актёр в Голливуде, которому я с радостью позволил бы себя переиграть» (He’s probably the only performer in Hollywood to whom I’d gladly lost a scene). На съёмках предшествующего кинофильма «Чёрная полоса» Богарт быстро оплешивел из-за алкоголизма и недочета витамина B, потому в «Сокровищах…» ему пришлось носить парик.

Кинофильм создавался в страшных критериях и был отмечен величайшим реализмом. Джон Хьюстон получил за него два «Оскара» — за режиссуру и сценарий, а Уолтер Хьюстон — «Оскар» как наилучший актёр второго плана, но кинофильм имел средние кассовые сборы. Богарт сетовал: «Умный сценарий, отлично срежиссирован… незначительно непохожий… и таковой прохладный приём у публики» (An intelligent script, beautifully directed—something different—and the public turned a cold shoulder on it).

Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности

Богарт, либерал по убеждениям, был в числе организаторов делегации в Вашингтон, нареченной Комитетом по защите Первой поправки и выступившей против Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, которая преследовала голливудских актёров и сценаристов. В марте 1948 года Богарт написал статью «Я не коммунист» (I’m No Communist) для журнальчика «Photoplay», в какой дистанцировался от Голливудской 10-ки. Богарт писал: «Мы не поддерживали десятерых человек, которые были названы Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности» (The ten men cited for contempt by the House Un-American Activities Committee were not defended by us).

«Santana Productions»

В 1948 году Богарт сделал свою продюсерскую компанию «Santana Productions», нареченную в честь его парусной яхты (не считая того, яхта с таким заглавием фигурировала в кинофильме 1948 года «Ки-Ларго». Договор Богарта позволял создавать свою компанию, что привело в ярость Джека Уорнера, боявшегося, что другие звёзды поступят также, и студии-мейджоры растеряют свою власть. Но студии уже находились под огромным давлением не только лишь из-за таких актёров-фрилансеров, как Богарт, Джеймс Стюарт, Генри Фонда и других, но также из-за телевидения и антимонопольного законодательства. Последними фильмами Богарта для «Warner Bros.» стали «Молния» и «Насаждающий закон».

Богарт снялся в нескольких фильмах собственной компании: «Стучись в всякую дверь» (1949), «Токийский Джо» (1949), «В скрытом месте» (1950), «Сирокко» (1951) и «Одолеть беса» (1954). Хотя большая часть этих кинофильмов получили нехорошую кассу, что привело к закрытию «Santana Productions», по последней мере два из их до сего времени не позабыты. «В скрытом месте» на данный момент общепризнанный шедевр нуара. Богарт играет запальчивого сценариста Диксона Стила, который подозревается в убийстве и влюбляется в неудавшуюся актрису, сыгранную Глорией Грэм. Многие биографы Богарта согласны, что эта роль поближе всего к личности Богарта, и именуют её в числе наилучших его работ.

«Победить дьявола» — последний кооперативный кинофильм Богарта и его близкого друга и возлюбленного режиссёра Джона Хьюстона. Соавтором сценария стал Трумен Капоте. Это пародия на «Мальтийского сокола», повествующая о группе безнравственных мошенников, которые охотятся за труднодоступным сокровищем, на этот раз за ураном.

В 1955 году Богарт продал свою долю акций компании «Columbia» за 1 млн баксов.

«Африканская королева»

Богарт в «Африканской королеве»

В 1951 году Богарт вкупе с Кэтрин Хепбёрн снялся в кинофильме собственного друга Джона Хьюстона «Африканская королева». Когда продюсер Сэм Шпигель выслал Кэтрин Хепбёрн роман Сесила Скотта Форестера, она предложила на главную мужскую роль Богарта, твёрдо уверенная, что «он единственный человек, который сумеет сыграть эту роль» (he was the only man who could have played that part). Любовь Хьюстона к приключениям, возможность поработать с Хепбёрн и предшествующее успешное сотрудничество с Хьюстоном уверили Богарта бросить комфортные условия Голливуда ради тяжёлых съёмок в Бельгийском Конго в Африке. Богарт был должен получить 30 % прибыли, а Хепбёрн — 10 %. Звёзды повстречались в Лондоне.

Бэколл ехала с Богартом, оставив малеханького ребёнка. Богарт начал с поездки по Европе, во время которой повстречался с отцом римским Пием XII. Вся съёмочная группа заразилась дизентерией, кроме Богарта и Хьюстона, которые поправлялись консервами и пили спиртные напитки. Богарт разъяснял: «Я ел только печёные бобы, консервированную спаржу и шотландский виски. Каждый раз, как муха кусала Хьюстона либо меня, она валилась замертво» (All I ate was baked beans, canned asparagus and Scotch whisky. Whenever a fly bit Huston or me, it dropped dead). Хепбёрн, не употреблявшая алкоголь, тяжело переживала съёмки, растеряла вес и в один прекрасный момент серьёзно захворала. Богарт сопротивлялся требованиям Хьюстона использовать реальных пиявок в главный сцене, где Богарт тащит лодку через болото. Съёмочная группа была истощена заболеваниями, вторжениями муравьёв, нездоровой пищей и водой, нападением гиппопотамов, лютой жарой, изоляцией и пожаром на лодке.

«Африканская королева» стала первым фильмом системы Technicolor, в каком появился Богарт. Броско, что он снялся только в нескольких цветных картинах: не считая «Африканской королевы», это «Мятеж на «Кейне»», «Босая графиня», «Мы не ангелы» и «Левая рука бога».

В 1952 году за роль Чарли Оллната Богарт получил собственного единственного «Оскара» за наилучшую мужскую роль. Богарт считал, что это наилучшая роль в его карьере. Богарт рекомендовал Клер Тревор, когда её номинировали за «Ки-Ларго»: «Просто скажи, что сделала всё сама и никого не благодари» (Just say you did it all yourself and don’t thank anyone). Но когда сам Богарт получил «Оскара», он произнес: «Это длинный путь — от Бельгийского Конго до сцены в этом театре. Тут намного приятнее. Спасибо вам огромное. Никто не достигнул бы этого в одиночку. Как в теннисе, нужен неплохой оппонент либо партнёр для того, чтоб стать лучше. Джон и Кэти посодействовали мне оказаться здесь» (It’s a long way from the Belgian Congo to the stage of this theatre. It’s nicer to be here. Thank you very much…No one does it alone. As in tennis, you need a good opponent or partner to bring out the best in you. John and Katie helped me to be where I am now).

Последние роли

Богарт и Одри Хепбёрн в «Сабрине»

Богарт понизил собственный гонорар, чтоб сняться в роли капитана Куига в кинофильме Эдварда Дмитрыка «Мятеж на «Кейне»», так как ощущал что-то общее с персонажем. Невзирая на удачливость, ему всё ещё приходилось вести войну со студией, а его здоровье начало ухудшаться.

Капитан Куиг почти во всем походил на персонажей из «Мальтийского сокола», «Касабланки» и «Глубокого сна» — усмотрительный одиночка, который никому не доверяет — но у него не было чувства юмора, которое делало тех персонажей такими симпатичными. Как и в «Сокровищах Сьерра-Мадре», его персонаж был жалеющим себя параноиком, и эти свойства равномерно разрушали его. Три месяца спустя после выхода кинофильма Богарт появился в костюмчике Куига на обложке журнальчика «Time», а в это время на Бродвее шла театральная версия, где ту же роль играл Генри Фонда.

Билли Уайлдер, режиссёр «Сабрины», не имея способности пригласить Кэри Гранта, избрал Богарта на роль персонажа, который борется со своим младшим братом-плейбоем (Уильям Холден) за внимание «золушки» Сабрины (Одри Хепбёрн). Богарт не испытывал интереса от таковой роли, но согласился, даже не видя окончательного сценария. Но дела актёра с режиссёром и партнёрами по площадке не сложились. Богарт сетовал на сценарий и на то, что Уайлдер больше направлял внимания на Хепбёрн и Холдена на съёмках и вне съёмок. Основная неувязка заключалась в том, что Уайлдер был полной противоположностью Джона Хьюстона — возлюбленного режиссёра Богарта. Богарт гласил прессе, что Уайлдер «что-то вроде прусского немца с кнутом. Он относится к тому типу режиссёров, с которыми я не люблю работать… эта картина — кувшин с дерьмом» (is the kind of Prussian German with a riding crop. He is the type of director I don’t like to work with… the picture is a crock of crap). Невзирая на это, кинофильм был успешен. «The New York Times» написала о Богарте: «Он неописуемо ловок… мастерство, с которым он смешивает шуточки и мужественную трогательность, — это одно из бессчетных наслаждений, приобретенных от этого представления» (He is incredibly adroit… the skill with which this old rock-ribbed actor blend the gags and such duplicities with a manly manner of melting is one of the incalculable joys of the show).

«Босая графиня», снятая Джозефом Манкевичем в 1954 году в Риме, принесла Богарту одну из самых тонких ролей. Богарт опять играет сломленного жизнью человека, режиссёра, который выручает свою карьеру, делая звезду из танцовщицы фламенко (Ава Гарднер), макетом которой стала Рита Хейворт. Богарту было нелегко с Гарднер, так как она только-только разошлась с его товарищем Фрэнком Синатрой и встречалась с матадором Луисом Мигелем Домингином. Богарт гласил ей: «Половина дам мира ринулась бы к ногам Фрэнка, а ты крутишься вокруг мужчин, который носят накидки и мелкие балетные тапочки» (Half the world’s female population would throw themselves at Frank’s feet and here you are flouncing around with guys who wear capes and little ballerina slippers). Он также гласил о её актёрской неопытности. Игра Богарта была признана наилучшим, что есть в кинофильме. Во время съёмок, пока Бэколл находилась дома, Богарт флиртовал с Веритой Петерсон, его долголетней студийной ассистенткой, с которой он катался под парусом и выпивал. Но когда Бэколл внезапно появилась на площадке и увидела их совместно, она отнеслась к этому тихо.

Богарт поддерживал актёров, в особенности тех, кто находился в Чёрном перечне, вытерпел беды либо переживал личные трудности. Во время съёмок «Левой руки бога» (1955) он опекал Джин Тирни, переживавшей тяжёлые времена. Она была близка к духовной заболевания, и Богарт уговаривал её начать исцеление. Он также настаивал на том, чтоб Джоан Беннетт игралась с ним в кинофильме «Мы не ангелы», когда она стала личностью нон-грата из-за скандала с Джеком Уорнером.

В 1955 году Богарт снялся в трёх фильмах: «Мы не ангелы» Майкла Кёртиса, «Левая рука бога» Эдварда Дмитрыка и «Часы отчаяния» Уильяма Уайлера. Последним фильмом стала спортивная драма Марка Робсона «Тем тяжелее падение» (1956).

Работа на телевидении и радио

Бэколл, Богарт и Генри Фонда в телепостановке «Окаменелого леса»

Богарт изредка возникал на телевидении. Все же, вкупе с Лорен Бэколл он участвовал в телепередаче «Person to Person», также снимался в комедийном телесериале «The Jack Benny Show». Богарт и Бэколл снялись в телеверсии «Окаменелого леса» (1955) для канала NBC, но сохранилась только чёрно-белая версия.

Богарт исполнил свои самые известные роли в радиоверсиях «Касабланки» и «Мальтийского сокола». Не считая того, они с Бэколл участвовали в телесериале «Bold Venture».

The Rat Pack

Богарт был основоположником группы «Rat Pack». Весной 1955 года, после долговременной вечеринки в Лас-Вегасе с ролью Фрэнка Синатры, Джуди Гарленд, Сидни Свободного хода, Майкла Романоффа и его супруги Глории, Дэвида Нивена, Энджи Дикинсон и других, Лорен Бэколл увидела: «Вы выглядите, как чёртова свора крыс» (You look like a goddamn rat pack).

Формально «Rat Pack» появились в ресторане «Romanoff’s» в Беверли-Хиллс. Синатра был назван Фаворитом своры (Pack Leader), Бэколл — Мамой логова (Den Mother), Богарт — Директором по публичным связям (Director of Public Relations), а Сидни Свободный ход — Управляющим клеточки (Acting Cage Manager). Когда журналист Эрл Уилсон спросил, какова цель группы, Бэколл ответила: «Пить много бурбона и допоздна не ложиться спать» (To drink a lot of bourbon and stay up late).

Шахматы

Богарт был потрясающим шахматным игроком. До того, как он начал зарабатывать актёрским трудом, он нередко бывал посреди шахматистов, играющих на мелочь в нью-йоркских парках. В начальном сценарии «Касабланки» не было эпизода с шахматами, он был добавлен по настоянию Богарта. Он достигнул ничьей в сеансе одновременной игры, которую провёл в 1955 году в Беверли-Хиллс гроссмейстер Самуэль Решевский и играл против Джорджа Колтановского в Сан-Франциско в 1952 году.

Богарт был турнирным директором Шахматной федерации США, участвовал в работе Шахматной федерации штата Калифорния и нередко посещал Голливудский шахматный клуб. В 1945 году на обложке журнальчика «Chess Review» появилась фото Богарта, играющего против актёра Шарля Буайе. Когда в июне 1945 в интервью журнальчику «Silver Screen» его спросили, что имеет для него самое огромное значение в жизни, он ответил, что один из его основных интересов — это шахматы. Он добавил, что играет в шахматы практически каждый денек, в особенности в перерыве меж съёмками. Он обожал играть всю жизнь.

Погибель

К середине 1950-х здоровье Богарта было подорвано. Богарт сделал новейшую продюсерскую компанию для собственного нового кинофильма «Melville Goodwin, U.S.A.» Его кашель и трудности с принятием еды стали настолько серьёзными, что не обращать на их внимания стало просто нереально и он бросил проект. Кинофильм был переименован в «Сверхсекретное дело», и в нём снялись Кирк Дуглас и Сьюзен Хейворд.

Богарт, имевший пристрастие к сигаретам и алкоголю, захворал раком пищевого тракта. Он практически не мог гласить, но отрешался обращаться к доктору до января 1956 года. Диагноз был поставлен несколько недель спустя, и болезнь уже нельзя было приостановить.

Кэтрин Хепбёрн и Спенсер Трейси приходили повидать его. Частым гостем был Фрэнк Синатра. Богарт был очень слаб, чтоб ходить по лестнице. Он шутил:

Положите меня на кухонный подъёмник, и я с шиком спущусь на нижний этаж. Уникальный текст (англ.)

Put me in the dumbwaiter and I’ll ride down to the first floor in style.

Для передвижения он использовал инвалидную коляску. Хепбёрн в интервью обрисовала последний раз, когда они с Трейси лицезрели Богарта (в ночь перед тем, как Богарт погиб):

Спенс похлопал его по плечу и произнес: «Спокойной ночи, Боги». Боги тихо оборотился к Спенсу, с милой ухмылкой покрыл его ладонь собственной и произнес: «Бывай, Спенс». Сердечко Спенса замерло. Он сообразил. Уникальный текст (англ.)

Spence patted him on the shoulder and said, «Goodnight, Bogie». Bogie turned his eyes to Spence very quietly and with a sweet smile covered Spence's хэнд with his own and said, «Goodbye, Spence». Spence's heart stood still. He understood.

Богарт погиб 14 января 1957 года после того, как впал в кому. В момент погибели он весил 36 кг (80 фунтов). Он погиб в 2:25 ночи в своём доме на Меплтон-Драйв, 232 в Холмби-Хиллс (англ.)русск.. На умеренных похоронах звучала музыка возлюбленных композиторов Богарта — Иоганна Себастьяна Баха и Клода Дебюсси. На похоронах присутствовали актёры Кэтрин Хепбёрн, Спенсер Трейси, Дэвид Нивен, Рональд Рейган, Джеймс Мейсон, Дэнни Кей, Джоан Фонтейн, Марлен Дитрих, Эррол Флинн, Грегори Выпекал и Гэри Купер, режиссёры Билли Уайлдер и Джон Хьюстон, продюсер Джек Уорнер. Бэколл просила Трейси произнести речь, но он был очень расстроен. Речь произнёс Джон Хьюстон, который напомнил собравшимся, что хотя жизнь Богарта оборвалась очень рано, но она была насыщенной.

Тело Богарта кремировали в Глендейле. Его похоронили на кладбище Форест-Лаун с небольшим золотым свистком, который он подарил Лорен Бэколл до того, как они поженились. Это была отсылка к их первому кинофильму «Иметь и не иметь», где прозвучала реплика:

Если для тебя чего-нибудть пригодится, только свистни. Уникальный текст (англ.)

If you want anything, just whistle.

Избранная фильмография

Год Российское заглавие Оригинальное заглавие Роль
1930 ф Ввысь по реке Up the River Стив Джордан
1931 ф Нехорошая сестра The Bad Sister Валентин Корлисс
1932 ф Трое в паре Three on a Match Харв
1936 ф Окаменелый лес The Petrified Forest Дюк Мэнти
1937 ф Чёрный легион Black Legion Фрэнк Тейлор
1937 ф Меченая дама Marked Woman Дэвид Грэм
1937 ф Кид Галахад Kid Galahad Тёрки Морган
1937 ф Тупик Dead End Хью «Мордашка» Мартин
1938 ф Умопомрачительный доктор Клиттерхаус The Amazing Dr. Clitterhouse «Рокс» Вэлентайн
1938 ф Ангелы с запятанными лицами Angels with Dirty Faces Джеймс Фрэйзир
1939 ф Одолеть мглу Dark Victory Майкл О'Лири
1939 ф Судьба бойца в Америке The Roaring Twenties Джордж Холли
1939 ф Возвращение доктора Икс The Return of Doctor X доктор Морис Ксавье ака Маршалл Кене
1939 ф Невидимые полосы Invisible Stripes Чак Мартин
1940 ф Они ехали ночкой They Drive by Night Пол Фабрини
1941 ф Высочайшая Сьерра High Sierra Рой Эрл
1941 ф Мальтийский сокол The Maltese Falcon Сэм Спейд
1941 ф В протяжении всей ночи All Through the Night Альфред «Главс» Донахью
1942 ф Через океан Across the Pacific Рик Лиланд
1942 ф Касабланка Casablanca Рик Блейн
1943 ф Сахара Sahara сержант Джо Ганн
1943 ф Путь в Марсель Passage to Marseille Жан Матрак
1944 ф Иметь и не иметь To Have and Have Not Гарри «Стив» Морган
1945 ф Конфликт Conflict Ричард Мэйсон
1946 ф Глубочайший сон The Big Sleep Филип Марлоу
1947 ф Рассчитаемся после погибели Dead Reckoning капитан «Рип» Мердок
1947 ф Чёрная полоса Dark Passage Винсент Пэрри
1948 ф Сокровища Сьерра-Мадре The Treasure of the Sierra Madre Фред С. Доббс
1948 ф Ки-Ларго Key Largo Фрэнк Макклауд
1949 ф Стучись в всякую дверь Knock on Any Door Эндрю Мортон
1950 ф Молния Chain Lightning полковник Мэттью «Мэтт» Бреннан
1950 ф В скрытом месте In a Lonely Place Диксон Стил
1951 ф Насаждающий закон The Enforcer Мартин Фергюсон
1951 ф Африканская царица The African Queen Чарли Оллнат
1953 ф Посрами беса Beat the Devil Билли Даннройтер
1954 ф Мятеж на «Кейне» The Caine Mutiny лейтенант-коммандер Филип Фрэнсис Куигг
1954 ф Сабрина Sabrina Лайнус Лэрраби
1954 ф Босая графиня The Barefoot Contessa Гарри Доус
1955 ф Мы — не ангелы We’re No Angels Джозеф
1955 ф Левая рука Бога The Left Хэнд of God Джеймс «Джим» Кармоди
1955 ф Часы отчаяния The Desperate Hours Гленн Гриффин
1956 ф Тем тяжелее падение The Harder They Fall Эдди Уиллис

Заслуги

Звезда Богарта на Голливудской аллее славы

21 августа 1946 года Богарт оставил следы собственных рук и ног на цементе в церемонии у Китайского театра Граумана. 8 февраля 1960 года, после погибели Богарта, в честь него была заложена звезда на Голливудской аллее славы.

В течение собственной карьеры Богарт номинировался на различные премии, включая премию BAFTA в 1952 году как наилучшему зарубежному актёру за кинофильм «Африканская королева». Богарт два раза номинировался на премию «Оскар» и один раз выиграл.

  • 1943 — премия «Оскар» за наилучшую мужскую роль — номинация («Касабланка»)
  • 1951 — премия «Оскар» за наилучшую мужскую роль — лауреат («Африканская королева»)
  • 1954 — премия «Оскар» за наилучшую мужскую роль — номинация («Бунт на „Кейне“»)

Память

В конце 1950-x кинозал Brattle Theatre городка Кембридж (Массачусетс) основал традицию показывать киноленты с ролью Богарта в течение недели выпускных экзаменов в Гарвардском институте, породив так именуемый «культ Боги»: фанаты актёра часто приходили на сеансы в костюмчиках богартовских героев и слово в слово цитировали высказывания и диалоги Богарта.

В 1997 году журнальчик «Entertainment Weekly» именовал его легендой номер один в истории кино. В 1999 году Южноамериканский институт киноискусства именовал его наилучшим актёром в истории южноамериканского кино.

«На последнем дыхании» Жана Лючка Годара стал первым фильмом, где была отдана дань почтения Богарту. Призрак Богарта возникает в комедии «Сыграй это ещё раз, Сэм» (1972).

В 1997 году Почтовая служба США выпустила марки с Богартом в серии «Легенды Голливуда».

Цитаты

Богарт 5 раз упомянут в составленном Южноамериканским институтом киноискусства перечне 100 наилучших цитат — больше, чем хоть какой другой актёр:

  • 5-е место: «Вот смотрю на тебя, малыш» (Here’s looking at you, kid) — «Касабланка»
  • 14-е место: «Вещь, из которой созданы мечты» (The stuff that dreams are мейд of) — «Мальтийский сокол»
  • 20-е место: «Луи, я думаю, это начало прелестной дружбы» (Louis, I think this is the beginning of a beautiful friendship) — «Касабланка»
  • 43-е место: «У нас всегда будет Париж» (We’ll always have Paris) — «Касабланка»
  • 67-е место: «Из всех забегаловок во всех городках всего мира она пришла в мою» (Of all the gin joints in all the towns in all the world, she walks into mine) — «Касабланка»

Прочитано 803 раз
Другие материалы в этой категории: « Абдул-Джаббар Карим Бобо Джона »