Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Казанский драматический театр
- 1.2 Театр Революции. Начало работы в кино
- 1.3 МХАТ
- 1.4 Работа в кино
- 1.5 Другая творческая деятельность
- 1.6 Преподавательская деятельность
- 2 Признание и заслуги
- 3 Творчество
- 3.1 Роли в театре
- 3.1.1 Столичный художественный академический театр
- 3.1.2 Театр Революции
- 3.1.3 Казанский Большой драматический театр
- 3.2 Фильмография
- 3.1 Роли в театре
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Биография
Владимир Белокуров родился 25 июня (8 июля) 1904 года в селе Нижний Услон (сейчас — Верхнеуслонский район Татарстана, Наша родина), (по другим источникам — в Казани), в многодетной семье сельского священника. Обучался в казанской гимназии, потом работал униформистом в местном цирке, потом в оперетте у антрепренёра Григория Розенберга.
Казанский драматический театр
Во время работы в Казанском драматическом театре. 1925 годВ 1918 году закончил театральное отделение Высшего института народного образования в Казани. После окончания института работал в труппе И. Н. Певцова в Казанском драматическом театре (сейчас Казанский академический российский Большой драматический театр имени Качалова). Дебютировал в пьесе Д. C. Мережковского «Павел I», в роли поручика Долгорукого.
В 1920 году поступил в Казанскую губернскую драматическую студию при Большенном драматическом театре под управлением З. М. Славяновой, после окончания которой был принят в труппу Казанского Огромного друматического театра. В это время начал преподавать в Монгольском театральном техникуме.
В 1919—1923 годах в казанском театре Владимир Белокуров сыграл Костылёва в «На дне» М. Горьковатого, Яшу в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова, Шприха в «Маскараде» М. Ю. Лермонтова, Кудряша в «Грозе» А. Н. Островского.
В 1924 году уехал из Казани в Москву.
Театр Революции. Начало работы в кино
В возрасте 20 лет Владимир Белокуров перебрался в Москву и поступил в Театр имени МГСПС — будущий Театр имени Моссовета. Но проработал меньше года, и осенью 1924 года перешёл в Театр Революции (сейчас Столичный академический театр им. Вл. Маяковского), который к этому времени уже покинул В. Э. Мейерхольд, но где всё ещё шли поставленные им пьесы. Белокуров сыграл в какой-то из них — роль Белогубова в «Доходном месте» Островского, за что был отмечен рецезентами и самим Мейерхольдом. Последующим принципиальным шагом в работе артиста стало сотрудничество с режиссёром А. Д. Поповым: Белокуров получил отличные отзывы за выполнение ролей партийца Андрона в «Моём друге» Н. Ф. Погодина и Меркуцио в «Ромео и Джульетте» Шекспира.
В Театре Революции Владимир Белокуров прослужил 12 лет, сыграл более 30 ролей, в главном в пьесах современного репертуара. В это время он начал заниматься педагогической деятельностью в театральной школе юниоров и в училище при Театре Революции, также сниматься в кино. Первой его киноработой стала роль аудитора-заики в кинофильме Василия Фёдорова «Мёртвый дом» (1932), снятому по роману Ф. М. Достоевского.
МХАТ
В 1936 году Владимир Белокуров пришёл в Столичный художественный академический театр, где проработал всю оставшуюся жизнь. Всего во МХАТе Белокурову довелось сыграть 51 роль. Одна из первых ролей нового артиста — Лёнька в «Земле» Н. Е. Вирты — направила на себя внимание, и Белокурова начинают вводить в текущий репертуар. Посреди первых ролей Белокурова во МХАТе — Отшельников в «Половчанских садах» Л. М. Леонова (1938). В пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1940) Белокуров воплотил образ победителя-подлеца Молчалина. Посреди других ролей — Родэ («Три сестры» А. П. Чехова, 1940).
Огромную известность принесла актёру роль Чичикова, ставшая традиционной в репертуаре МХАТа. В первый раз в этой роли Белокуров вышел на сцену за некоторое количество дней до начала войны, заменив В. О. Топоркова. Спектакль «Мёртвых душах» в инсценировке М. А. Булгакова был поставлен в 1932 году В. Г. Сахновским и Е. С. Телешёвой под художественным управлением К. С. Станиславского и к 1941 году стал одним из основных в репертуаре. Ввод нового исполнителя на такую роль в первом театре страны, естественно, вызвал большой энтузиазм, тем паче что спектакль собрал практически всех самых ярчайших исполнителей Художественного театра. Белокуров — Чичиков получил обширное признание у зрителей и критиков, актёр ввёл свою необычную трактовку этого вида. Эта роль оставалась в репертуаре актёра более 30 лет. Когда много позднее, в 1960 году, кинорежиссёр Л. З. Трауберг взялся за поставку кинофильма по мотивам спектакля, на роль Чичикова, естественно, был приглашён Владимир Белокуров. Спектакль «Мёртвые души» относится к шедеврам Художественного театра и стал темой огромного количества исследовательских работ и публикаций.
В том же 1941 году, но уже после начала Величавой Российскей войны, вышел кинофильм «Валерий Чкалов» (1941), в каком Владимир Белокуров сыграл прославленного лётчика. Кинофильм имел большой фуррор, потому что вселял оптимизм, крепил веру в победу. У Владимира Белокурова появились перспективы стать удачным киноактёром — исполнителем романтико-героических ролей, но как оказывается в предстоящем, этот путь был не для него.
В годы Величавой Российскей войны Владимир Белокуров продолжал работать в театре и сниматься в кино. Так, в 1943 году он сыграл Гетманова в «Глубокой разведке» А. А. Крона. А в 1945 году на экраны вышел один из первых русских военных детективов «Поединок», где Белокурову досталась роль матёрого диверсанта. Роль была специфичной, актёру приходилось сыграть три различных нрава, и Белокуров искрометно совладал с этой задачей, закрепив за собой репутацию острого, неоднозначного, хара́ктерного актёра.
Последовали и новые театральные работы: Яша в «Вишнёвом саде» (1945), где Белокуров сделал собственные уникальные трактовки, прислужник Григорий («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, 1951), Лопахин («Вишнёвый сад», 1958), Нечай («Над Днепром» А. Е. Корнейчука, 1961), Городничий («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1967), Гровс («Обратный счёт», 1970) и др.
Работа в кино
Владимир Белокуров повсевременно снимался в кино с 1932 года. Всего он сыграл в пятидесяти фильмах. Не считая ярчайших ролей в фильмах «Валерий Чкалов» (1941) и «Поединок» (1945), принципиальные киноработы в послевоенной карьере Владимира Белокурова: один из главарей Третьего рейха Мартин Борман в кинофильме «Секретная миссия» (1950) и академик С. А. Чаплыгин в «Жуковском» (1950).
Владимир Белокуров — мастер киноэпизода и второплановых ролей. В особенности калоритные его работы: боцман в «Полосатом рейсе» и персонажи в трилогии о «неуловимых мстителях», в каждой из частей которой Белокуров исполнил маленькие, но запоминающиеся роли: отец-философ, конферансье, «лохматый император» в дуэте с «лысым императором» Р. А. Быкова — в то время как роли других актёров были «сквозными». В особенности запомнился он зрителям в роли Лёвы Задова в экранизации повести А. Н. Толстого «Нахмуренное утро», породившей ряд крылатых фраз: «Я Лёва Задов, со мной шютить не нужно!», «Засыписся, котик!», «Я бью дважды — раз по голове, другой по крышке гроба», «Выдь у тамбур» и т. д. Колоритную эпизодическую роль (скрипача Коркина) сыграл актер в именитом кинофильме А. Митты по сценарию А. Володина «Звонят, откройте дверь».
Другая творческая деятельность
В 1956 году Белокуров попробовал себя в режиссуре, вместе с Н. Д. Ковшовым поставив спектакль по пьесе А. Д. Салынского «Забытый друг».
Не считая работ в театре и кино, Белокуров снимался на телевидении (роль лукавца Вассеркопфа в телепостановке Татьяны Забаровской «Верните плату за обучение»), записывался на радио, выступал на эстраде.
Преподавательская деятельность
Преподавательская деятельность Владимира Белокурова длилась более 40 лет. В 1934—1948 годах он преподавал в ГИТИСе, в 1944 году выпустил курс, составивший базу Театра имени А. П. Чехова в Таганроге. В 1946 года Белокуров получил звание доктора кафедры актёрского мастерства ГИТИСа. В этом же году начал преподавать во ВГИКе.Посреди учеников Владимира Белокурова:
- выпускники ГИТИСа: Е. М. Солодова (1944), Л. М. Аринина (1948)
- выпускники ВГИКа: Н. П. Гребешкова (1954), Т. А. Логинова (1954), И. А. Арепина (1954), Феликс Яворский (1954), С. Н. Хитров (1959), А. В. Шенгелая (1960), В. Н. Рыжаков (1967), В. И. Теличкина (1967), Е. С. Васильева (1967), Ингрида Андриня (1967), Антонина Лефтий (1967), Нина Ильина (1972), Андрей Праченко (1972), Л. Ф. Ефименко (1972), Г. Логинова (1972), И. Б. Шевчук (1972).
Владимир Белокуров погиб после тяжеленной длительной заболевания 28 января 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Признание и заслуги
- Заслуженный артист РСФСР (26 октября 1938)
- Народный артист РСФСР (28 октября 1954)
- Народный артист СССР (10 марта 1965)
- Сталинская премия 2-ой степени (1951) — за выполнение роли С. А. Чаплыгина в кинофильме «Жуковский» (1950)
- Медаль «За доблестный труд в Величавой Российскей войне 1941—1945 гг.» (15 мая 1946)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
- два ордена Трудового Красноватого Знамени (26.10.1948), (30.7.1964)
- медали.
Творчество
Роли в театре
Столичный художественный академический театр- 1937 — «Земля» Н. Е. Вирта. Режиссёры: Л. М. Леонидов, Н. М. Горчаков — Лёнька
- 1939 — «Половчанские сады» Л. М. Леонова. Режиссёр: В. Г. Сахновский, худ. рук. В. И. Немирович-Данченко — Отшельников
- 1940 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Режиссёры: В. И. Немирович-Данченко, Е. С. Телешева — Алексей Степанович Молчалин
- 1940 — «Три сестры» А. П. Чехова. Режиссёры: В. И. Немирович-Данченко, Н. Н. Литовцева, И. М. Раевский — Родэ
- 1941 — «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. Режиссёры: В. Г. Сахновский, Е. С. Телешева, худ. рук. В. И. Немирович-Данченко — Павел Иванович Чичиков
- 1943 — «Глубокая разведка» А. А. Крона. Режиссёр: М. Н. Кедров — Андрей Михайлович Гетманов
- 1945 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Режиссёры: К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко — Яша
- 1951 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого. Режиссёры: М. Н. Кедров, Н. Н. Литовцева, П. В. Лесли — прислужник Григорий
- 1958 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Режиссёр: В. Я. Станицын — Ермолай Алексеевич Лопахин
- 1961 — «Над Днепром» А. Е. Корнейчука. Режиссёр: М. Н. Кедров, С. К. Блинников, И. М. Раевский — Нечай
- 1967 — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр: М. Н. Кедров — Городничий
- 1970 — «Обратный счёт» Е. Г. Рамзина. Режиссёр: О. Н. Ефремов — Гровс
- «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Режиссёр: А. Д. Попов — Меркуцио
- «Мой друг» Н. Ф. Погодина. Режиссёр: А. Д. Попов — партиец Андрон
- «Доходное место» А. Н. Островского — Онисим Панфилович Белогубов
- «Памяти Парижской коммуны» З. М. Славяновой — Флуранс
- «Роман» Э. Шелдона — Гарри
- «Два подростка» П. де Курселя — Фадер
- «Павел I» Д. С. Мережковского — Николай Александрович Зубов
- «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Князь Волынский, Шут
- «Идиот» Ф. М. Достоевского — Лебедев
- «Гамлет» У. Шекспира — Осрик
- «Кража» Дж. Лондона — Губерт
- «Гроза» А. Н. Островского — Кудряш
- «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — Адам Петрович Шприх
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Яша
- «На дне» М. Горьковатого — Костылёв
- «Павел I» Д. С. Мережковского — поручик Долгорукий
Фильмография
- 1932 — Мёртвый дом — аудитор-заика
- 1935 — Конец полустанка — Вася Гнедочкин
- 1936 — Зори Парижа — Риго, прокурор
- 1941 — Валерий Чкалов — Чкалов
- 1944 — Поединок — Петер Вайнегер
- 1947 — Сельская учительница — Буков
- 1950 — Жуковский — С. А. Чаплыгин
- 1950 — Скрытая миссия — Борман
- 1951 — Белинский — Барсуков
- 1953 — Величавый вояка Албании Скандербег — повелитель
- 1953 — Серебристая пыль — Эптон Брюс
- 1953 — Застава в горах — Марроу
- 1954 — Запасной игрок — Растений
- 1955 — Отпрыск — Лавров
- 1955 — Михайло Ломоносов — заводчик
- 1956 — Длинный путь — Латкин
- 1956 — 300 лет тому… — Лизогуб
- 1957 — Поединок — штабс-капитан Диц
- 1958 — Лавина с гор — Шкуро
- 1958 — Шли бойцы — генерал
- 1959 — Нахмуренное утро — Лёва Задов
- 1959 — Василий Суриков — Пётр Кузнецов, меценат
- 1960 — Рыжик — ткач
- 1960 — Мёртвые души — Чичиков
- 1961 — Полосатый рейс — Боцман
- 1961 — Воскресение — Масленников
- 1962 — Трибунал безумных — Фред Хаггер
- 1962 — Цветок на камне — сектант
- 1963 — Царица бензоколонки — Медведь
- 1964 — Сон — Дубельт
- 1964 — Сейчас пусть уходит — Лео Моргенштерн
- 1964 — Москва — Генуя — Ллойд-Джордж
- 1965 — «Ревизия» (в к/а «Фитиль» № 41) (малометражный) — бухгалтер
- 1965 — Пока фронт в обороне — Шорохов
- 1965 — Звонят, откройте дверь — Коркин
- 1965 — Залп «Авроры» — Министр Временного правительства
- 1965 — Альпийская баллада — Австриец
- 1965 — Через кладбище — Сазон Иванович Кулик
- 1966 — Я родом из юношества — учитель-инвалид
- 1966 — Неуловимые мстители — священник-философ
- 1967 — Егозы — Вор
- 1967 — Запомним сей день — Равинский
- 1967 — Война под крышами — Стрельцов
- 1968 — Ошибка Оноре де Бальзака — Зарицкий
- 1968 — Новые приключения неуловимых — конферансье
- 1968 — Взрыв после полуночи — священник
- 1969 — Грех и наказание — трактирщик (нет в титрах)
- 1969 — Сыновья уходят в бой
- 1969 — Похищение — камео
- 1969 — Инкриминируются в убийстве — очевидец Ферапонтов
- 1969 — Кура неукротимая — Семёнов
- 1970 — Семья Коцюбинских — «Морда»
- 1970 — Посланники вечности — Министр
- 1970 — Крушение империи — Кучеров
- 1971 — Рудобельская республика — Ревинский
- 1971 — Корона Русской империи, либо Опять неуловимые — Пушистый правитель
- 1973 — Чиполлино — синьор Помидор после потрясения