Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 2.1 Избранные партии
- 3 Достойные внимания факты
- 4 Примечания
- 5 Литература
- 6 Ссылки
Биография
Уроженец еврейской семьи из местечка Полонного Волынской губернии (сейчас город Хмельницкой области, Украина). В детские годы был певчим в хоре синагоги. Серьезно заниматься пением начал в Одессе, где благодаря успешной женитьбе стал обеспеченным вещественно. Тут и началась его сценическая карьера. В 1890-е годы обучался и стажировался в Италии, выступал под именованием Леопольдо Спиваккини в театрах «Сан-Карло» (Неаполь) и «Ла Гора». Итальянская певческая школа обусловила его последующую исполнительскую манеру.
С конца 1890-х годов был солистом разных оперных театров Русской империи, в том числе Киевской оперы, Огромного театра, Бакинской, Тифлисской, Харьковской опер. Исключительной красы глас захватил певцу обширное признание. Его пригласили в Мариинский театр, где солист выступал в 1902—1904 и 1909—1921 годах; чтоб стать актером императорской сцены, он был должен принять крещение и взял девичью фамилию супруги - Сибиряков. Но певец не забывал о собственном происхождении и в 1910 году выступил с концертом в родном местечке, где исполнял, вместе с оперными ариями, российские, украинские и еврейские песни.
Не один раз выезжал на гастроли по Русской империи и за предел; пел в Бостоне, Лондоне, Берлине. Выше 450 певческих произведений в его выполнении были записаны на грампластинки.
Сначала 1920-х годов Л. М. Сибиряков эмигрировал в Польшу. Там он продолжал гастрольную деятельность, выступал в почти всех городках Европы и Америки. В 1930-е годы — преподаватель, доктор Варшавской консерватории. По более всераспространенной версии, скончался в Варшаве в 1938 году. Встречается, вобщем, утверждение, что его актуальный путь оборвался в 1942-м в Антверпене.
Л. М. Сибиряков — Василий Собакин в опере «Царская невеста».Творчество
Певческие данные Льва Сибирякова были превосходны: его глас звучал с равной мощностью во всех регистрах, отличался приятным тембром и был отлично обработан благодаря итальянской выучке — «мягкий, певучий, как струна высококлассной виолончели», хотя у певца с юношества и до старости сохранялся южный акцент. В то же время исполнитель, как многие певцы итальянской школы, присваивал второстепенное значение актерской игре, жесту, мимике, не стремился к созданию всеполноценных драматических образов. Все это подменял ему фактически вокал. «Сама стихия отлично воспитанного, выхоленного, поразительно культивированного звука привносила в пение Сибирякова ту образность, а где-то и поэтичность, которые иногда уверяли слушателя не меньше, чем отлично обмысленное, хорошее пение артиста с средним голосом».
Избранные партии
- Иван Сусанин
- Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского)
- Владимир Галицкий («Князь Игорь» А. Бородина)
- Мельник («Русалка» А. Даргомыжского)
- Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского)
- Досифей («Хованщина» М. Мусоргского)
- Василий Собакин («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
- Варяжский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
- Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
- Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно)
- Нилаканта («Лакме» Л. Делиба)
- Кардинал де Броньи («Жидовка» Ф. Галеви)
- Рамфис («Аида» Дж. Верди)
- Вотан («Золото Рейна» и «Валькирия» Р. Вагнера)
- Генрих Птицелов («Лоэнгрин» Р. Вагнера)
- Герман(«Тангейзер» Р. Вагнера)
Достойные внимания факты
Пением Сибирякова увлекался Миша Булгаков, который в юные годы сам грезил об оперной карьере. Сестра писателя Надежда Булгакова-Земская говорила: «На столе у него, гимназиста, стояла фотографическая карточка артиста Киевской оперы Льва Сибирякова — с надписью, которую брат с гордостью отдал мне прочитать: „Мечты время от времени претворяются в реальность“».