Содержание
- 1 Жизнь и творчество
- 2 Литература
- 3 Галерея
- 4 Ссылки
Жизнь и творчество
Г. Г. Бётлихер родился в обеспеченной буржуазной семье в маленьком городе близ Лейпцига. Его отец — живописец и создатель более 40 книжек детской литературы Георг Бётлихер; мама была дочерью обладателя деревообрабатывающего предприятия. В 1886 году семья переезжает в Лейпциг. Тут мальчишка обучается в 1894—1897 годах в гимназии, из которой был исключён за конфликт с педагогом. Доучивается он в личной реальной школе, которую кончает в 1901 году.
Желая стать мореплавателем, юноша поступает на службу на парусник «Элли», с которым плавает с апреля по сентябрь 1901 года. Реалии морской жизни отрезвили И. Рингельнаца так, что, прибыв в Английский Гондурас, он бежит с корабля. Заблудившись в тропических зарослях, он позже был найден и на оборотном пути в Европу подвергался ещё огромным издевкам со стороны команды, чем ранее. В Гамбурге И. Рингельнац занят на случайных работах (так, на народном праздничке Гамбургского кафедрального собора он в качестве подсобного рабочего переносил с места на место удавов и других циклопических змей). Всего же за время собственного «морского периода», когда плавания в заокеанские страны перемежались с периодами безработицы, И. Рингельнац сменил около 30 разных специальностей. В 1903 году юному человеку было отказано в предстоящей работе матросом в связи со слабеньким зрением. Все же будущий писатель смог выдержать экзамен во время квалификационного плавания и в 1904 году ушел служить добровольцем в германский ВМФ, где прослужил год (проходил службу в Киле).
В 1905 году И. Рингельнац создаёт 1-ые известные нам из собственных полотен. В этот и следующие годы он ведёт растерянный стиль жизни, выступает как артист, совершает поездку в Великобританию и Голландию, где ведёт бедный стиль жизни, ночует в притонах. В Амстердаме он, по доносу местного германского священника, был арестован за мошенничество и посажен за решётку, а потом отправлен в Германию.
В 1909 году И. Рингельнац начинает выступать как артист и чтец собственных стихотворных произведений в мюнхенском ресторане «Симплициссимус», где тогда собиралась умственная элита баварской столицы. Тут он скоро становится пользующимся популярностью поэтом и заводит дружественные дела с такими классиками германской культуры, как Людвиг Тома, Франк Ведекинд, Бруно Франк, Макс Рейнхардт и др. В то же время выступления в «Симплициссимусе» плохо оплачивались и артист повсевременно находился на грани бедности. Под разными именами И. Рингельнац публикует в сатирическом журнальчике «Симплициссимус» свои стихотворения и автобиографическое эссе «Многолюбимый друг (Viellieber Freund)». В 1910 году в первый раз выходят в свет две его книжки для деток и сборник стихотворений, посвящённый папе поэта. В том же году в журнальчике «Югенд» печатается новелла И. Рингельнаца «Дикая мисс из Огайо (Die wilde Miss von Ohio)». Чувствуя дефицитность приобретенного образования, в особенности после вступления в масонскую ложу «Герметическое общество (Hermetische Gesellschaft)», он берёт у барона Тило фон Зеебаха личные уроки латыни, истории и истории литературы, изучает традиционную литературу. В то же время наступает и разочарование в богемном существовании, наложившееся на бессовестное отношение к его таланту хозяйки ресторана «Симплициссимус», платившей сначало артисту за вечерние выступления кружкой пива, а позже — кружкой пива + 2 марки. В 1911 году И. Рингельнац уезжает из Мюнхена, посещает Тироль и Ригу, а лето проводит в Курляндии. Скоро он вновь остаётся без средств к существованию и зарабатывает тем, что, переодетый в гадальщицу, предвещает в борделях будущее путанам и их клиентам. Хотя он продаёт в Курляндии на художественной выставке два собственных пейзажа, вещественное положение его остаётся чертовским. Зиму живописец проводит на заброшенной даче на Рижском взморье.
В 1912—1913 годах И. Рингельнац работает библиотекарем у разных аристократических фамилий, потом — экскурсоводом в замке Лауэнштейн. В эти годы выходят в свет его сборник стихотворений «Табакерка», в который вошли ряд наилучших стихотворений поэта, и книжка новелл «Так каждый живойёт». Вобщем, жить на вырученные маленькие гонорары было нереально (за «Табакерку» И. Рингельнац получил около 200 марок).
Ещё до начала Первой мировой войны, в 1914 году, И. Рингельнац добровольцем вербуется в германский ВМФ. Начало войны он, как и большая часть германских интеллектуалов, принял экзальтированно, погружённый в военную романтику. Все же, в связи со слабеньким зрением ему было отказано в участии в боевых походах — не посодействовало даже прошение лично кайзеру Вильгельму II. И. Рингельнац служит сначала на заградительном судне, потом — на миноносце. Равномерно его начальная восторженность проходит, и поэт всё более проникается трагичностью этой глобальной бойни. В 1917 году И. Рингельнац — лейтенант флота и командир минного тральщика близ Куксхафена. Написанный им сборник военных рассказов «Волна» был запрещён к публикации цензурой. В 1918 году, когда И. Рингельнац был в отпуске в Берлине, погибает отец писателя. Подделав отпускные документы, И. Рингельнац приезжает на похороны в Лейпциг.
Во время Ноябрьской революции 1918 года И. Рингельнац сначало поддерживает её, сотрудничает с рабочими и солдатскими Советами, но позже — неудовлетворённый предложенными должностями в Советах — отходит от революции. 1918—1919 годы были для него малоудачными и голодными, написанные им пьесы театры для постановок не брали, к тому же в одной из стычек он лишился глаза. В декабре 1919 года в свет выходит 1-ое стихотворение, подписанное псевдонимом «И. Рингельнац».
В 1920 году Рингельнац женится на учительнице Леонарде Пипер, которая была младше его на 15 лет. Жена становится его верной помощницей и первым рецензентом всех его следующих литературных публикаций. Рингельнацы переезжают в Мюнхен, где живут в неизменной нужде 10 лет прямо до февраля 1930 года, когда они ворачиваются в Берлин. В эти годы писатель вновь выступает в ресторане «Симплициссимус». Ещё осенью 1920 года И. Рингельнац очень удачно выступает в берлинском кабаре «Звон и дым». С этого дебюта начинается его жизнь странствующего артиста, работавшего на сценах многих германских городов. И. Рингельнац, повсевременно выступающий в матросском костюмчике, скоро становится известен и очень популярен. Предложений становится столько, что он обязан часть из их отклонять.
В 1924 году погибает его мама.
В 1926 году И. Рингельнац приезжает на три недели в Париж, где знакомится с Жаном Кокто и Жюлем Паскином. В 1928 году он гастролирует в Лондоне.
В 1927 году начинаются выступления И. Рингельнаца на германском радио. С его репризами также были выпущены 16 граммофонных пластинок. В 1920-е годы выходят в свет 2 его известнейших сборника стихотворений «Куттель Даддельду (Kuttel Daddeldu oder das schlüpfrige Leid, 1920)» и «Гимнастические стихи (Turngedichte)». В следующие годы Рингельнац выпускает фактически раз в год свои новые произведения. Все же семья Рингельнацев, никогда не умевшая уместно обращаться с средствами, повсевременно находилась в затруднительном вещественном положении. Для поддержания бюджета поэт обязан был повсевременно разъезжать с выступлениями, что плохо сказывалось на его и без того слабеньком здоровье. В 1932 году актёр совершает гастрольную поездку по Германии, играя совместно с труппой из Нордхаузена в своей пьесе «Бутылка».
В 1920-е годы И. Рингельнац, художник-самоучка, много времени посвящает живописи. В 1923 году проходит 1-ая, удачная выставка его работ в Берлине, ей следуют новые — как в Германии, так и за её пределами. В 1925 году работы И. Рингельнаца выставляются в берлинской Академии искусств, две из их были куплены. Живописец занимался в большей степени акварелью. Пришедшие в 1933 году к власти в Германии национал-социалисты воспретили выступления И. Рингельнаца — сначало в Мюнхене и в Гамбурге, позже — и в Дрездене. Книжки его были конфискованы, а потом подверглись общественному сожжению. После чего семье, главным источником доходов которой были театральные и кабаре-выступления Рингельнаца, стало всё сложнее биться с бедностью. Помогали выжить только гастроли артиста, которые он давал в Швейцарии (в 1934 году). Тогда же он захворал туберкулёзом в тяжёлой форме, от которого и скончался, живя фактически в бедности.
Именованием И. Рингельнаца названы улицы в почти всех германских городках, а том числе две — в Берлине. В 1986 году город Куксхафен организовал премию Рингельнаца, которой раз в два года награждаются более заслуженные поэты Германии. В этом же городке открыт его музей. В 2008 году, к 125-летию со денька рождения поэта и художника, германской почтой была выпущена особая марка в его честь.
Литература
- Herbert Günther: Joachim Ringelnatz in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Rowohlt (rm 96), Reinbek 1964; 7. akt. A. 2001, ISBN 3-499-50096-5
- Walter Pape: Joachim Ringelnatz. Parodie und Selbstparodie in Leben und Werk. De Gruyter, Berlin 1974, ISBN 3-11-004483-8
- Helga Bemmann: Daddeldu, ahoi. Leben und Werk des Dichters, Malers und Artisten Joachim Ringelnatz. Der Morgen, Berlin 1980; 3. A. 1988, ISBN 3-371-00182-2; Fischer Taschenbuch, Frankfurt am Main 1982, ISBN 3-596-25090-0
- Frank Möbus, Friederike Schmidt-Möbus, Frank Woesthoff, Indina Woesthoff (Hrsg.): Ringelnatz! Ein Dichter malt seine Welt. Wallstein, Göttingen 2000, ISBN 3-89244-337-8
- Heinz Ludwig Arnold (Hrsg.): Joachim Ringelnatz. Edition text + kritik (Band 148), München 2000, ISBN 3-88377-641-6
Галерея
-
Фабричный пейзаж (1928)
-
Портовый трактир (1933)
-
Набросок И. Рингельнаца как Куттель Даддельду
-
Плакат работы И. Рингельнаца
-
Набросок к «Куттель Даддельду».
Фабричный пейзаж (1928)

Портовый трактир (1933)

Рисунок И. Рингельнаца как Куттель Даддельду

Плакат работы И. Рингельнаца

Рисунок к «Куттель Даддельду».