Максимилиан Гольдман (псевдоним Макс Рейнхардт появился в 1904 году) родился в Бадене близ Вены, в еврейской семье. Его отец, фабрикант Вильгельм Гольдман (1846—1911), происходил из Ступавы; мама, Роза Венграф (1851—1924), была уроженкой Никольсбурга.
В 1920 году организовал 1-ый Зальцбургский фестиваль. После аншлюса работал в США, где поставил, а именно, киноверсию «Сна в летнюю ночь». Как и Эдвард Гордон Крэг, Рейнхардт тяготел к неоромантизму и символизму. Вошёл в историю сценического искусства как новатор театральной техники: посреди любимых приёмов — крутящаяся сцена, перенос авансцены в зрительный зал, отказ от рампы, разделяющей актёров и публику.
Театральная деятельность
1-ый актёрский опыт Рейнхардт получил в 19 лет в Зальцбургском театре. 1-ый период режиссёрской деятельности начался в Берлине в конце 90-х годов в труппе Цикелля «Сецессионе бюне». Самостоятельную режиссёрскую деятельность начинает в 1901 году в Берлине, в артистичном кабаре «Шум и Дым», которое сам и основал. В 1902 году это кабаре стало называться «Малым театром», там ставились сатирические пародии на современную драму и театр. С ошеломительным фуррором в Малом театре (спектакль «Ночлежка» по пьесе М. Горьковатого «На деньке»), он организовывает более большой театр в Берлине «Новый театр», которым управлял с 1903—1906 гг.
Благодаря унаследованным близким к реальности традициям у Г. Лаубе, О. Брама, смог соединить в «Ночлежке» натуралистические особенности местного колорита, черты нравов героев с магическими и умопомрачительными мотивами. Драматургия Нового театра была более разносторонняя, ставились пьесы Шиллера, Лессинга, Шекспира, поставил пьесу Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» (1903 год). После окончания театральной школы при Венской консерватории (1893 год) работал в разных театрах Зальцбурга и Братиславы. С 1895 года состоит актёром в труппе Deutsches Theater в Берлине. Тогда театр возглавлял О. Брам, литературный критик и режиссёр. Он и привлёк в труппу Рейнхардта. Брам пробовал убирать из спектаклей лишний пафос, декламационность, которые были неотъемлемой частью придворных театров. Добивался этого оковём прибегания к натурализму, всё это приводило к подчёркнутости быта, будничной жизни и к совсем неоправданному лишению героики. Но это время не прошло для него напрасно, отлично слаженный актёрский ансамбль Брама отдал ему красивый опыт работы на сцене. Потом пост директора театра занимал не длительное время литературный критик П. Линдау. И с 1905—1933 год режиссёром театра становится Макс Рейнхардт, прославившийся ранее собственной режиссёрской деятельностью в «Малом» и «Новом» театрах.
Отныне начинается 2-ой период его режиссёрской деятельности. Управлял театром с маленькими перерывами, связанными с первой мировой войной, ему приходилось эмигрировать из фашистской Германии, потому что был еврейского происхождения. При Германском театре открывает драматическую школу, основной акцент делает на актёрское мастерство и сценическую речь. В 1906 году оставляет Новый театр и организовывает в качестве экспериментальной сцены «Камерный театр» («Каммершпиле»). Потому что в Германском театре Рейнхардт ставил в главном традиционные пьесы, в Камерном театре он перебегает к современной драматургии.
C 1915—1919 гг. наряду с Камерным и Германским театрами управлял берлинским театром «Фольксбюне». В 1919—1920 гг. был управляющим театра «Гроссе шаушпильхауз». А в 1924 открыл в Берлине театр «Комедия» и давал спектакли в «Театре ам Курфюрстендамм», управлял в 1923—1937 «Йозефштадттеатром» в Вене.
Рейнхардт всегда стремился реформировать германское театральное искусство, так как никогда не осознавал натурализма, педантичной имитации людского поведения на сцене. Он ставил традиционные и древние пьесы. И был первым режиссёром, который ставил на намецкой сцене современных германских драматургов, и пьесы огромнейших зарубежных драматургов. Также ставил пантомимы и оперетты. Присваивал огромное внимание ритмичности спектакля (в особенности в массовых сценах, пробовал возродить древние и средневековые массовые действа), его целостности.
Макс Рейнхардт был сначала экспериментатором. Он экспериментировал со светом, музыкой, шумами, декорациями, с размерами и видами сцен. Он был один из инициаторов организации театрально-музыкального фестиваля в Зальцбурге в 1920 году. Изображен на австрийской почтовой марке 1973 года.
Известные ученики
Макс Рейнхардт на Викискладе? |
- Мартель, Карл Герман — актёр
- Грановский, Алексей Михайлович — режиссёр
Литература
- Stefan, Paul. Max Reinhardt. Eines Künstlers Heimweg nach Wien. — Wien-Leipzig: Goldschmiedt-Verlag, 1923.
Это заготовка статьи о театральном режиссёре. Вы сможете посодействовать проекту, дополнив её. |
|