Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Ранешние годы
- 1.2 Карьера
- 2 Избранная фильмография
- 3 Примечания
- 4 Ссылки
Биография
Ранешние годы
Петер Лорре родился в городке Ружомберок в Татрах (сейчас — Словакия) в семье служащего местной текстильной фабрики, венгерского еврея Алоиза Лайоша Лёвенштайна (27.1.1877 — 1958), родом из Чёнге, и его супруги Эльвиры Фрайшбергер (ок. 1883-17.4.1908), местной уроженки. Позже в семье родились ещё два ребёнка — Ференц (15.4.1906) и Андраш (8.3.1908).
В 1908 году мама Лорре погибла, и отец женился опять — на её наилучшей подруге Мелани Кляйн. В этом браке родилось двое деток — Элиза (17.7.1909) и Гуго. Некое время семья, по долгу службы отца, жила в румынском городке Браила, где Ладислав посещал личную немецкую школу, а с сентября 1913 года — в Вене. Там Ласло прогуливался в реальную гимназию. В марте 1915 года Алоиз был призван в армию, и семья переселилась в Мёдлинг близ Вены, чтоб меньше платить за квартиру. Уже в будущем году отец возвратился с Восточного фронта в чине обер-лейтенанта, демобилизованный после томного ранения в лёгкое, и в 1917 году семья вновь поселилась в столице, где отец получил работу на оружейной фабрике Штейр. В том же году было приобретено маленькое имение в Каринтии, где семья проводила часть года (потом эта территория вошла состав Югославии).
В 1922 году Лорре закончил школу и начал по желанию отца учить банковское дело. Работал ассистентом в обменном пт Англо-Австрийского банка, потом — служащим в венском филиале чешского Живностенского банка, но скоро спровоцировал свое увольнение. Увлекшись театром, он посещал литературные кафе городка, в том числе известное кафе Централь, где собирались литературно-артистические круги. Был принят в труппу театра импровизации Якоба Морено; импровизационный способ позднего основоположника «психодрамы» значительно воздействовал на выразительные средства Ладислава; в протяжении всей собственной жизни он серьёзно увлекался психоанализом.
Карьера
От Морено он получил псевдоним Петер Лорре ещё до того, как Лео Миттлер пригласил его в театр в Бреслау. В 1925—1926 годах он выступал в Цюрихе, в 1926—1928 годах — в Вене. На рубеже 20-х и 30-х годов, выступая в «Фольксбюне», Лорре участвовал в опытах Брехта по созданию «эпического театра» и выработке нового стиля выполнения на Шиффбауэрдамм. Весной 1929 года Бертольт Брехт поручил Петеру Лорре роль Фабиана в пьесе «Саперы в Ингольштадте» Марилуизы Фляйсер. В 1931 году он сыграл главную роль — Гэли Гэя — в пьесе Брехта «Человек есть человек» («Что тот боец, что этот»), поставленной создателем в Муниципальном театре; но «эпическая» манера выполнения не была принята: многим показалось, что Лорре играет просто плохо. Но через несколько месяцев он стал звездой, сыграв свою первую роль в кино — детоубийцу Бекерта в кинофильме Фрица Ланга «М» Он продолжил работу в театре и снимался в маленьких, обычно, смешных ролях в кино.
4 марта 1933 года, после прихода нацистов к власти, еврей Лорре покинул Германию — поначалу он отправился в Вену, потом в Париж. В 1934 году в Лондоне он сыграл очаровательного злодея в хичкоковском кинофильме «Человек, который очень много знал». Плохо владея английским, он был обязан зазубрить собственный текст на слух. Во время съемок Лорре женился на актрисе Цецилии Львовской (позднее Селия Ловски).
В июле 1934 года с договором студии «Коламбия» он поехал в Голливуд, где ему пришлось играть злостных и опасных иноземцев. Первым голливудским фильмом Лорре стала картина « Безумная любовь» (1935), где он сыграл безумного доктора д-ра Гоголя, пришившего руки мертвого убийцы супругу дамы, которую безрассудно любит. В 1937—1939 годах он сыграл главную роль в восьмисерийном кинофильме о приключениях японского сыщика и шпиона мистера Мото (параллельно в американских кинозалах шел схожий и поболее узнаваемый сериал о Чарли Чане). Сам актёр не обожал эти киноленты, но они приносили доход студии, а у Лорре возросло число поклонников.
В 1940 году Лорре снялся в кинофильме «Ты узнаешь» с сотрудниками по фильмам ужасов — Белоснежной Лугоши и Борисом Карлоффом.
Петер Лорре воспользовался популярностью как соответствующий персонаж в приключенческих фильмах. Он блеснул в ролях проходимцев: Джоэля Каиро в «Мальтийском Орле» (1941) и Угартэ в культовом кинофильме «Касабланка» (1942).
В 1941 году Петер Лорре получил южноамериканское гражданство.
После 2-ой мировой войны кинокарьера Лорре пошла на спад, вследствие чего он переключился на работу в театре и на радио. В 1949 году он возвратился в Европу. В Германии в качестве соавтора сценария, режиссёра и исполнителя главной роли поставил кинофильм «Потерянный» (1951). Но кинофильм, на который он ложил огромные надежды и который дался ему с огромным трудом, в прокате фуррором не воспользовался. Со собственной третьей супругой Аннемари Бреннинг Лорре возвратился в США, играл в театре, снимался на телевидении и в кинофильмах, где в большинстве случаев употреблялся его образ «страшилки». В 1954 году сыграл злодея Ля Шифре в телепостановке «Казино Рояль», совместно с Барри Нельсоном, исполнившим роль Джеймса Бонда. В 1957 году сыграл комиссара Бранкова в кинофильме Шёлковые чулки.
Сначала 60-х он работал с режиссёром Роджером Корманом в нескольких фаворитных малобюджетных фильмах.
Петер Лорре погиб от инфаркта в 1964 году.
Похоронен на голливудском мемориальном кладбище (на данный момент оно именуется «Голливуд Навечно»).
Избранная фильмография
- 1931 — М / M — Ганс Бекерт
- 1934 — Человек, который очень много знал / The Man Who Knew Too Much — Эбботт
- 1935 — Сумасшедшая любовь / Mad Love — доктор Гоголь
- 1935 — Грех и наказание / Crime and Punishment
- 1936 — Скрытый агент / Secret Agent — Генерал
- 1940 — Странноватый груз / Strange Cargo — Мисьё Пиг
- 1940 — Незнакомец на 3-ем этаже / Stranger on the Third Floor — Незнакомец
- 1941 — Они повстречались в Бомбее / They Met in Bombay — капитан Чан
- 1941 — Мальтийский сокол / The Maltese Falcon — Джоэл Кайро
- 1941 — Лицо под маской / The Face Behind the Mask — Янош "Джонни" Сабо
- 1941 — В протяжении всей ночи / All Through the Night — Пепи
- 1942 — Касабланка / Casablanca — Угарте
- 1944 — Мышьяк и старенькые узоры / Arsenic and Old Lace — доктор Герман Эйнштейн
- 1944 — Маска Димитриоса / The Mask of Dimitrios — Корнелиус Лайден
- 1946 — Три незнакомца / Three Strangers — Джонни Уэст
- 1946 — Вердикт / The Verdict — Виктор Эммрик
- 1946 — Чёрный ангел / Black Angel — Мистер Марко
- 1946 — Погоня / The Chase — Джино
- 1947 — Моя возлюбленная брюнетка / My Favorite Brunette — Кисмет
- 1953 — Посрами беса / Beat the Devil — Джулиус О’Хара
- 1954 — Казино «Рояль» / Casino Royale — Ле Шифр
- 1954 — 20 000 льё под водой / 20,000 Leagues Under the Sea — Консель
- 1956 — Вокруг света за 80 дней / Around the World in 80 Days — стюард на пароходе «Карнатик»
- 1957 — Шёлковые чулки / Silk Stockings — комиссар Бранков
- 1960 — Запах потаенны / Scent of Mystery — Смайли
- 1962 — Истории кошмара / Tales of Terror — Монтрезор Херрингбоун
- 1963 — Ворон / The Raven — доктор Адольфус Бедлоу
- 1964 — Комедия ужасов / The Comedy of Terrors — Феликс Гилли