Содержание
- 1 Жизнь и творчество
- 2 Память
- 3 Литература
- 4 Ссылки
Жизнь и творчество
Й. Кайнц родился в семье жд бюрократа, бывшего актёра. Уже в 15-летнем возрасте в первый раз вышел на сцену. Профессиональную актёрскую деятельность начал в Вене. Потом пару лет работал в провинциальных театрах Германии. В 1878 году попал в известную труппу Мейнингенского театра Л. Кронера. Тут сыграл ряд увлекательных ролей, посреди их царевича Гомбургского в постановке одноимённой пьесы Генриха фон Клейста. В 1880-х годах выступал в Мюнхене, а потом в Берлине.
Годы, проведённые в Берлине, были наилучшими в творческой карьере Й. Кайнца. Работая поначалу на «Свободной сцене», а потом в «Немецком театре» у Л’Арронжа, а потом у Отто Брама, Кайнц сделал целую галерею восхитительных образов на традиционном материале — мольеровских Тартюфа и Альцеста, Фердинанда и Франца Моора в «Разбойниках» Шиллера, Ромео и шута из шекспировского Короля Лира, Иоганнеса Фокерата, мастера Генриха и ткача Беккера в драмах Гауптмана, Сирано де Бержерака Ростана. Освальда в «Привидениях» Г. Ибсена Й. Кайнц сыграл позднее — в 1894 году в Брауншвейге, а потом в 1903 году в венском Бургтеатре. Верхушкой же его актёрского мастерства было выполнение роли Гамлета (в первый раз в 1891 году). Собственной игрой мастер сделал шекспировский образ более гуманным, обыденным: его Гамлет мог держать руки в кармашках, посиживать на столе, а именитый монолог «Быть либо не быть» произносил, лёжа на скамье в саду.
В конце жизни Кайнц возвратился в Вену, став первым актёром Бургтеатра. Конкретно тут он первым открыл величавый артистичный талант Александра Моисси и посодействовал ему утвердиться на сцене.
Память
- В Австрии существует театральная медаль Кайнца, которой награждаются наилучшие исполнители.
- В кинофильме Лукино Висконти «Людвиг» роль Кайнца исполнил Фолькер Бонет.
Литература
- История забугорного театра. — Ч. 2. — М., 1984.