Содержание
- 1 Биография
- 1.1 В ГДР
- 1.2 Последние годы
- 2 Творчество
- 2.1 Избранные театральные постановки
- 3 Примечания
- 4 Литература
Биография
Бенно Бессон родился в Швейцарии, во франкоязычном кантоне Во, в семье учителя. В 1942—1946 годах изучал романистику в Цюрихе и Невшателе в Швейцарии, но был увлечён театром и в 1942 году сразу брал уроки актёрского местерства в Лионе, а с 1943 года работал в качестве помощника режиссёра в цюрихском «Шаушпильхаузе», где ещё во время 2-ой мировой войны основались германские актёры-эмигранты и ставили пьесы Бертольта Брехта.
В 1947—1949 годах Бессон работал в качестве переводчика в Швейцарском агентстве печати; одноврменно в 1948—1949 годах брал уроки актёрского матерства в Театре Жана-Мари Серро в Париже. Получив приглашение в театр, Бессон, но, от него отказался: ещё в 1947 году он познакомился в Швейцарии с Брехтом и был захвачен его театральными мыслями.
В ГДР
В 1949 году Бессон приехал в Берлин, в его восточный сектор, и стал актёром, помощником режиссёра, а потом и режиссёром основанного Брехтом театра «Берлинер ансамбль». Его первой самостоятельной постановкой стал мольеровский «Дон Жуан» в обработке Брехта. В 1957 году, уже после погибели Брехта, Бессон выполнил первую на сцене «Берлинер ансамбль» постановку пьесы Брехта «Хороший человек из Сычуани». Одноврменно Бессон ставил спектакли в других городках, сначала в Народном театре Ростока, в большей степени пьесы Брехта — «Человек есть человек», «Святая Иоанна скотобоен», также «Трёхгрошовую оперу» Брехта—Вайля.
В 1958 году у Бессона появились разногласия с интендантом театра Леной Вайгель и коллегами-режиссёрами. По свидетельству Манфреда Векверта, 1-ый конфликт появился весной 1957 года, перед гастролями в СССР, когда решением большинства в гастрольный репертуар не был включён «Добрый человек из Сезуана». Позднее Бессон высказался против коллективного выполнения обязательств головного режиссёра, принятого в театре после погибели Брехта: режиссура — это личное создание. Вайгель после совещания с другими режиссёрами согласилась выделить для Бессона самостоятельную работу, но отказалась назначить его единоличным основным режиссёром.
Покинув «Берлинер-ансамбль», Бессон в качестве приглашённого режиссёра ставил спектакли в Германском театре, и в 1962 году был назначен его основным режиссёром. В 1965 году получил свою первую Национальную премию.
Начиная с 1965 года Бессон часто ставил спектакли в берлинском «Фольксбюне» и в 1968 году стал его художественным управляющим, а в 1974 году — интендантом. Бессон в считанные годы возвратил театру былую славу: оказавшись смелее тогдашнего управления «Берлинер ансамбль» он пригласил в собственный театр юных профессиональных режиссёров Манфреда Карге и Маттиаса Лангхофа, которым из-за скандала на политической почве пришлось покинуть «театр Брехта». Бессон ставил сам и позволял ставить своим младшим сотрудникам пьесы не возлюбленного управлением СЕПГ Хайнера Мюллера. В 1974 году он получил свою вторую Национальную премию.
Но недовольство деятельностью Бессона скапливалось, и в 1978 году, после конфликта с министром культуры по поводу репертуарной политики театра, сначала пьес Х. Мюллера, Бессон покинул ГДР.
Последние годы
Покинув Восточный Берлин, Бессон работал в разных театрах Австрии, Швейцарии и Франции, в 1982 году был награждён медалью Йозефа Кайнца городка Вены, но собственного театра так больше и не нашёл. В 1994 году Бессон получил в Париже свою последнюю заслугу — премию Мольера. В 1995 году он возвратился в тот театр, в каком начинал свою крьеру, — цюрихский «Шаушпильхауз», где, а именно, в 1998 году поставил пьесу Б. Брехта «Святая Иоанна скотобоен».
Погиб в Берлине 23 февраля 2006 года.
Творчество
Избранные театральные постановки
«Берлинер ансамбль»- 1954 — «Дон Жуан» Мольера в обработке Б. Брехта
- 1955 — «Литавры и трубы», по пьесе Дж. Фаркера «Офицер — вербовщик рекрутов», обработка Б. Брехта. Живописец Карл фон Аппен, композитор Рудольф Вагнер-Регени
- 1957 — «Хороший человек из Сычуани» Б. Брехта
- 1956 — «Добрый человек из Сычуани» Б. Брехта
- 1958 — «Человек есть человек» Б. Брехта
- 1959 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта — К. Вайля
- «Святая Иоанна скотобоен» Б. Брехта
- 1960 — «Голландская невеста» Э. Штриттматтера
- 1963 — «Мир» Аристофана в обработке Петера Хакса
- 1963 — «Два веронца» У. Шекспира
- 1963 — «Тартюф» Мольера
- 1965 — «Дракон» Е. Шварца. Живописец Хорст Загерт
- 1967 — «Эдип-царь» Софокла/Гельдерлина/Хайнера Мюллера. Живописец Хорст Загерт
- 1969 — «Турандот, либо Конгресс обелителей» Б. Брехта. Живописец и сопостановщик Хорст Загерт
- 1970 — «Горизонты» Винтерлиха/Х. Мюллера
- 1971 — «Лекарь поневоле» Мольера
- 1975 — «Как вам это понравится?» У. Шекспира
- 1978 — «Гамлет» У. Шекспира