ID 0000591
Рома́н Пола́нски (Пола́нский, англ. Roman Polanski; более четкая транскрипция — Поля́ньски, польск. Polański, имя при рождении Ра́ймунд Ро́ман Ли́блинг, польск. Rajmund Roman Liebling); род. 18 августа 1933, Париж, Франция) — один из огромнейших кинематографистов послевоенного времени, уроженец Парижа еврейского происхождения, выросший в Польше и работавший в большей степени в Англии (1963—1967), США (1968—1976) и Франции (после 1976).
Владелец важных наград в синематографе: «Золотой пальмовой ветки» в Каннах, «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, «Золотого льва» Венецианского фестиваля за заслуги в течение карьеры, «Оскара», «Сезара», «Золотого глобуса» и премии BAFTA за наилучшую режиссуру, также «Феликса» за наилучший кинофильм, режиссуру и вклад в развитие кино.
Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Детство
- 1.2 Польский период
- 1.3 Англо-американский период
- 1.4 Уголовное преследование
- 1.5 Французский период
- 1.6 Швейцарский арест
- 2 Главные темы
- 3 Воздействие
- 4 Фильмография
- 4.1 Режиссёр
- 4.1.1 Малометражные киноленты
- 4.2 Актёр
- 4.1 Режиссёр
- 5 Заслуги и номинации
- 5.1 Заслуги
- 5.2 Номинации
- 6 Нереализованные проекты
- 7 Примечания
- 8 Ссылки
Биография
Детство
Роман Полански родился во Франции, в Париже 18 августа 1933 года в еврейской семье. Когда ему было три года, его предки возвратились в Польшу и поселились в Кракове. Во время германской оккупации они были интернированы в Краковском гетто. Его мама, Була Либлинг, погибла в Белжеце, а его папе, Ричарду Либлингу, удалось выжить в Плачуве и Маутхаузене. После ликвидации краковского гетто до конца войны мальчугана укрывали польские семьи. Он вспоминает, что нацисты использовали его как мишень на стрельбах. Пережив Вторую мировую войну и уцелев в краковском гетто, Полански нашёл себя в искусстве. В 1945 году он смог найти отца, который направил его обучаться в техно школу, но скоро Роман начинает работать на детском телевидении, играет в радиопостановках и в театре: исполняет большую роль в постановке пользующейся популярностью повести Валентина Катаева «Отпрыск полка» (1948, Варшавский театр молодого зрителя). Связать свою жизнь с кино Роман решил после просмотра британского кинофильма «Выбывший из игры», который произвёл на него наисильнейшее воспоминание.
Польский период
Юность Романа Поланского пришлась на социалистический период в истории Польши. В 1953 году двадцатилетний актёр в первый раз снимается в кино; в 1955 году получает роль в кинофильме «Поколение» Анджея Вайды, — Вайда помогает поступить в Киношколу в Лодзи.
«В то время, когда мир стоит на пороге новейшей промышленной революции, русская система так централизована и тоталитарна, что она душит все инновации. Когда она сгниет изнутри, империя упадет. Полагаю, что исконная Наша родина с её экспансионистскими традициями продолжит существовать, тогда как моя страна направит свои стопы в сторону Запада. Но даже тогда и об неё временами будут вытирать ноги».
Роман Полански, 1983 годОдной из режиссёрских работ Поланского была короткометражка «Убийство» (1957): некто входит в комнату и убивает спящего человека. Кинофильм ужасов продолжался две минутки. Другой его студенческий кинофильм «Двое парней со шкафом» (1958) получил 5 интернациональных премий, включая бронзовую медаль Глобальной выставки в Брюсселе. Полански закончил киношколу в Лодзи в 1959 году.
В 1959 году Полански женился на актрисе Барбаре Квятковской, с которой прожил в браке до 1962 года. В том же году Полански снял собственный 1-ый полнометражный кинофильм «Ножик в воде», прохладно принятый в ПНР, но произведший сенсацию на зарубежных фестивалях и номинировашийся на «Оскар» как наилучший зарубежный кинофильм.
Англо-американский период
После съёмок кинофильма Полански переехал во Францию, где познакомился с Жераром Брашем. Вкупе они написали сценарии кинофильмов «Омерзение» (получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале) и «Тупик» (получил «Золотого медведя»). Эти два кинофильма были сняты в Великобритании, где режиссёр жил с 1964 по 1968 годы.
В 1968 году, после свадьбы на американской актрисе Шэрон Тэйт, которую он повстречал на съёмках собственного первого цветного кинофильма «Бесстрашные охотники на вампиров», он перебрался в США. Дебютировал в Голливуде картиной «Ребёнок Розмари» (1968), ставшей приметной вехой в истории синематографа. Главную роль в кинофильме сыграла Миа Фэрроу.
Фуррор Поланского в Голливуде был омрачён убийством его беременной супруги и троих друзей в 1969 году членами группировки Чарльза Мэнсона. После убийства Полански на пару лет уехал в Европу. Эта катастрофа очень повлияла на всё его предстоящее творчество.
В 1974 году Полански ворачивается в США, где снимает кинофильм по сценарию Роберта Тауна «Китайский квартал», в каком главные роли исполнили Джек Николсон и Фэй Данауэй. Кинофильм удостоился «Золотого глобуса» за режиссуру и был выдвинут на «Оскар» в 11 номинациях (практически во всех номинациях его обыграл «Крёстный отец 2»).
Уголовное преследование
Наружные изображения | |
---|---|
Саманта Игрок в компьютерные игры в возрасте 13 лет. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. |
В 1977 году Полански был обвинен в изнасиловании тринадцатилетней девченки Саманты Игрок в компьютерные игры (в то время известной как Саманта Гейли) в доме актёра Джека Николсона в Лос-Анджелесе. Модель Игрок в компьютерные игры, которую Полански пригласил типо для съемки для французского издания Vogue, вспоминала, что Полански отдал ей шампанское и наркотик «Кваалюд» (метаквалон), после этого заставил её к оральному и заднепроходному сексу. После ареста и предъявления обвинений Полански признал себя виноватым в сексапильных отношениях с малолетней, чтоб средством соглашения о признании вины смягчить обвинения, так как сначало он инкриминировался в изнасиловании ребёнка в возрасте до 14 лет с внедрением алкоголя и наркотических веществ. До вынесения приговора и по условию соглашения меж прокуратурой и адвокатами режиссёра Полански согласился на прохождение психиатрического обследования в течение трёх месяцев в лазарете для преступников при калифорнийской кутузке городка Чино. По возвращении из кутузки Полански был уведомлен адвокатом, что арбитр, рассматривавший его дело, сказал ему, что он изменил свою позицию и не хочет соглашаться с рекомендацией прокуратуры о вынесении Полански условного приговора без лишения свободы. Это стало нарушением контракта, достигнутого адвокатами режиссёра с прокуратурой и ранее одобренного тем же судьёй, и 1 февраля 1978 года, конкретно перед вынесением приговора, Полански бежал из США в Англию (в Лондон), а потом, чтоб избежать экстрадиции, во Францию.
Потом в печати выплыли и другие обвинения. К примеру, английская актриса Шарлотта Льюис заявила, что режиссёр силой завладел ею в парижском доме во время съёмок кинофильма «Пираты» в 1982 году, когда ей было 16 лет.
30 октября 2014 года заместитель министра зарубежных дел Польши Рафал Тшасковский заявил, что Польша не лицезреет оснований для задержания Романа Полански и передачи его властям США.
Французский период
В Каннах с Эммануэль Сенье (1992)Следующие киноленты режиссёр снимал в Европе, в большей степени во Франции.
В 1979 году вышла картина «Тэсс», за какую в 1981 Полански был номинирован на «Оскар», также получил премию «Сезар». Эту картину Полански предназначил собственной убитой супруге Шэрон Тэйт. Исполнительница главной роли германская актриса Настасья Кински стала любовницей Полански в 15 лет. Ранее, в 1976 году она снялась в фотосессии для французского журнальчика «Vogue», приглашённым редактором которого был Полански.
В 1989 году третьей по счёту супругой Поланского стала французская актриса и модель Эммануэль Сенье; она родила ему двоих малышей. Полански снял её в собственных фильмах «Исступленный», «Девятые врата», «Горьковатая луна» и «Венера в мехах».
В 1999 году Роман Полански снял магический триллер «Девятые врата», в каком главную роль сыграл Джонни Депп.
В 2002 году режиссёр обратился к лично выстраданной теме холокоста, — снял кинофильм «Пианист». Жюри во главе с Дэвидом Линчем присудило картине «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, а сыгравший главную роль Эдриен Броуди стал самым юным владельцем «Оскара» за наилучшую мужскую роль.
Швейцарский арест
В сентябре 2009 года Роман Полански прибыл в Швейцарию, чтоб получить заслугу за свою режиссёрскую деятельность. Устроители кинофестиваля в Цюрихе заявили, что кинорежиссёр 26 сентября 2009 года был арестован милицией по ордеру, выданному в США и датированному 1978 годом, также на основании интернационального ордера на арест 2005 года. Так как Полански признал вину и скрылся от суда, согласно южноамериканским законам, принцип давности на него не распространяется.
Министр культуры Франции Фредерик Миттеран заявил, что поражён арестом Полански. В коммюнике министерства говорилось, что Миттеран сожалеет об аресте режиссёра и французский министр «с изумлением вызнал о действиях против Романа Полански — кинорежиссёра с мировым именованием и французского гражданина, который задержан в Швейцарии», — сообщалось в документе.
Несколько 10-ов узнаваемых кинематографистов подписали воззвание в поддержку Полански. В числе их Вуди Аллен, Дэвид Линч, Мартин Скорсезе, Вим Вендерс, Даррен Аронофски, Терри Гиллиам, Педро Альмодовар и др. Известные актрисы Фанни Ардан и Моника Беллуччи тоже выразили свое сожаление по поводу ареста Полански. За режиссёра также вступился Никита Михалков.
Главы внешнеполитических ведомств Франции и Польши заявили, что хотят обратиться к президенту США Бараку Обаме с тем, чтоб тот помиловал Полански и закрыл уголовное дело в отношении него. Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер отказался помиловать режиссёра. Апелляционный трибунал Лос-Анджелеса также отказался закрыть дело Полански.
Во время нахождения режиссёра под арестом на Берлинском кинофестивале свершилась премьера его нового кинофильма «Призрак»; кинофильм был удостоен «Серебряного медведя» за наилучшую режиссуру. 12 июля 2010 года власти Швейцарии отказали южноамериканскому правительству в экстрадиции Полански в США и освободили режиссёра из-под домашнего ареста.
Главные темы
«Ты должен удовлетворить аудиторию, но бросить её немного голодной, чтоб ей хотелось ещё. Сейчас киноленты пробуют разъяснить полностью всё, и к концу это становится скучно».
Роман ПоланскиФактически все киноленты Поланского, снятые после «Бала вампиров», основаны на литературных первоисточниках.
Многие из его картин (в особенности «классического» периода, заканчивающегося «Жильцом») погружают зрителя в чувства психической изоляции и паранойи. Герои «комнатной трилогии» («Отвращение», «Ребёнок Розмари», «Жилец») неумолимо спускаются в бездну безумия, мир этих кинофильмов отфильтрован сознанием на психическом уровне больного протагониста, концовкам присущ элемент неопределённости, интерпретация оставлена на усмотрение зрителя.
Полански — один из самых пессимистичных режиссёров. Главный герой его кинофильма, обычно, сталкивается с опасностью подвергнуться моральному, а время от времени и физическому насилию со стороны сил иррациональных, демонических, не доступных его осознанию. При всем этом эти силы почти всегда одолевают; время от времени дело завершается тем, что протагонист теряет рассудок.
Зло у Поланского может принимать самые различные формы:
- Психологические: медовый месяц оборачивается вереницой унизительных издевательств со стороны неправильной супруги и невесть откуда взявшегося громилы («Тупик»), у психопатки наподобие хичкоковской Марни прикосновение хоть какого мужчины пробуждает травматическое воспоминание о приставаниях со стороны отца («Омерзение»), эмигрант-неудачник чувствует себя не только лишь кастрированным, да и практически превращающимся в даму («Жилец»).
- Магические: юноша подвергается сексапильным домогательствам со стороны вставших из могилы упырей («Бал вампиров»), беспринципиальный букинист неизвестно себе оказывается в кровати с сатаной («Девятые врата»), а на нагом теле девицы, воспитанной у монашек, Сатана вершит чёрную мессу («Ребёнок Розмари»).
- Социально-политические: рафинированный еврейский интеллигент попадает в облаву озверевших нацистов («Пианист»), незадачливый писатель-инженю проводит ночь в кровати с агенткой ЦРУ, инспирировавшей злодеяния мирового масштаба («Призрак»), доверчивый ребёнок великодушных кровей оказывается втянутьён в шайку меркантильных воров («Оливер Твист»).
Воздействие
Полански принадлежит к числу самых влиятельных кинематографистов послевоенного времени. К примеру, его лента «Ребёнок Розмари» (1969) породила моду 1970-х на магические киноленты ужасов («Изгоняющий беса», «Омен», «Сияние»). «Отвращение» стало ориентиром для адептов сюрреалистической образности и тонко психологизированных концовок. «Китайский квартал» предвосхитил расцвет жанра нео-нуар в 1990-е годы. Кинофильм братьев Коэнов «Бартон Финк» (которому каннское жюри во главе с Поланским присудило «Золотую пальмовую ветвь») по признанию его создателей, — оммаж в честь Поланского времён «комнатной трилогии». И если Лодзь сформировывал абсурдизм юного Поланского, то присудивший режиссёру Золотую пальмовую ветвь («Пианист», 2002) Дэвид Линч в очень зрелом возрасте дал подабающее этому городку, сняв тут свою «Внутреннюю империю» (2006).
Фильмография
Режиссёр
- 1962 — Ножик в воде / Nóż w wodzie
- 1965 — Омерзение / Repulsion
- 1966 — Тупик / Cul-de-Sac
- 1967 — Бесстрашные убийцы вампиров / The Fearless Vampire Killers
- 1968 — Ребёнок Розмари / Rosemary’s Baby
- 1971 — Макбет / The Tragedy of Macbeth
- 1972 — Что? / What?
- 1974 — Китайский квартал / Chinatown
- 1976 — Жилец / Le Locataire
- 1979 — Тэсс / Tess
- 1986 — Пираты / Pirates
- 1988 — Исступленный / Frantic
- 1992 — Горьковатая луна / Bitter Moon
- 1994 — Погибель и женщина / Death and the Maiden
- 1999 — Девятые врата / The Ninth Gate
- 2002 — Пианист / The Pianist
- 2005 — Оливер Твист / Oliver Twist
- 2010 — Призрак / The Ghost Writer
- 2011 — Резня / Carnage
- 2013 — Венера в мехах / La Vénus à la fourrure
- 1955 — Велик / Rower — кинофильм не закончен
- 1957 — Убийство / Morderstwo
- 1957 — Разгоняем танцульку / Rozbijemy zabawę
- 1957 — Зубастая ухмылка / Uśmiech zębiczny
- 1958 — Двое парней со шкафом / Dwaj ludzie z szafą
- 1959 — Лампа / Lampa
- 1959 — Когда падают ангелы / Gdy spadają anioły
- 1961 — Толстый и худенький / Gros et le maigre, Le
- 1962 — Млекопитающие / Ssaki
- 2007 — У каждого своё кино / Chacun son cinéma — эпизод «Эротический кинотеатр»
- 2012 — Терапия / A Therapy
Актёр
- 1953 — Три повести / Trzy opowieści (segment Jacek)
- 1955 — Магический велик / Zaczarowany rower
- 1955 — Три старта / Trzy starty
- 1955 — Велик / Rower
- 1955 — Поколение / Pokolenie
- 1956 — Необычная карьера / Nikodem Dyzma
- 1957 — Осколки корабля / Wraki
- 1957 — Конец ночи / Koniec nocy
- 1958 — Эроика / Eroica
- 1958 — Двое парней и шкаф / Dwaj ludzie z szafą
- 1958 — Позвони моей супруге / Zadzwońcie do mojej żony?
- 1959 — Когда падают ангелы / Gdy spadają anioły
- 1959 — Летучая / Lotna
- 1960 — Косое счастье / Zezowate szczęście
- 1960 — Доскорого свидания, до завтра / Do widzenia, do jutra
- 1960 — Невинные колдуны / Niewinni czarodzieje
- 1961 — Осторожно, йети! / Ostrożnie, Yeti!
- 1961 — Толстый и худенький / Le Gros et le maigre
- 1961 — Самсон / Samson
- 1962 — Ножик в воде / Nóż w wodzie (озвучка)
- 1965 — Омерзение / Repulsion
- 1967 — Бесстрашные убийцы вампиров / The Fearless Vampire Killers — Альфред
- 1969 — Магический Кристиан / The Magic Christian
- 1970 — Чао, Федерико ! (фр.)русск. / Ciao Federico ! (документальный кинофильм Гидеона Бахмана (нем. Gideon Bachmann) о съёмках «Сатирикона»)
- 1972 — Что? / What? — Москито
- 1974 — Кровь для Дракулы / Blood for Dracula
- 1974 — Китайский квартал / Chinatown
- 1976 — Жилец / Le Locataire
- 1982 — Чехарда / Chassé-croisé
- 1989 — В ожидании Годо / En attendant Godot (TV)
- 1992 — Вспять в СССР / Back in the U.S.S.R. — российский мафиозо Курилов
- 1994 — Незапятнанная формальность / Una Pura Formalita
- 1994 — Коварство славы / Grosse fatigue
- 2000 — Дань почтения Альфреду Лепети / Hommage à Alfred
- 2002 — Месть / Zemsta
- 2007 — Час пик 3 / комиссар Реви
- 2008 — Тихий хаос / Caos calmo
Заслуги и номинации
Заслуги
- Кинофильм «Омерзение» — «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля.
- Кинофильм «Тупик» — «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля.
- Кинофильм «Пианист» — «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля; наилучшая режиссура, премия «Оскар».
Номинации
- Кинофильм «Ножик в воде» — наилучший зарубежный кинофильм, премия «Оскар».
- Кинофильм «Китайский квартал» — наилучшая режиссура, премия «Оскар».
- Кинофильм «Тэсс» — наилучшая режиссура, премия «Оскар».
Нереализованные проекты
- «Двойник»
В 1997 году Полански отказался от идеи переработать для экрана «Мастера и Маргариту» и приступил к издавна загаданной экранизации повести Достоевского «Двойник». Но на съёмочной площадке выяснилось, что режиссёр добавил сцену, в какой главный герой в выполнении Джона Траволты был должен показаться обнажённым. Траволта наотрез отказался продолжить съёмки и без разъяснения с режиссёром уехал из Парижа, оставив в недоумении 250 человек на съёмочной площадке. Полански потом откомментировал этот эпизод: «Столько народу вложили большие усилия в этот проект, и здесь совсем в один момент всё разваливается на части. Пьер Гуффруа, который издавна работает со мной в качестве художника-постановщика, рыдал, когда пришлось демонтировать декорации… Как может Траволта, получающий за кинофильм заработную плату в 20 млн $, вести себя настолько глуповатым образом?» С осуждением действий Траволты выступили и другие режиссёры, а именно, Дэвид Линч.
- «Помпеи»
В 2007 году обширно анонсировалось начало съёмок кинофильма по роману Роберта Харриса — «Помпеи». Главные роли должны были исполнить Орландо Блум и Скарлетт Йоханссон . Но работа над картиной была отложена на неопределённый срок, — при том, что права на кинофильм уже приобрели дистрибьюторы из 35 государств. В 2014 году кинофильм все таки вышел с другим режиссёром и актерами.