Родился в департаменте Жиронда на западе Франции. Уже в 18 лет принят в труппу театра в Бордо, где был занят в традиционном репертуаре. С 1905 года становится одним из основных актёров, а с 1908 года — ведущим комиком студии Pathé. Понятно более чем о 200 его кинофильмах (хотя, к примеру, доктор искусствоведения Ростислав Юренев насчитывает их более 500), из которых около половины сделал сам как сценарист и режиссёр. Во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях. Был ранен и, не считая того, испытал глубочайшее психологическое потрясение. В 1916 году уехал в США. Снимал среднеметражные и полнометражные киноленты, но достигнуть фуррора, сравнимого с прежним, не смог. Разрушительные военные мемуары, период творческой невостребованности привели актёра к прогрессирующей депрессии. Вечерком 30 октября 1925 года вкупе с юный супругой Элен Петерс сделал акт самоубийства (физическая погибель наступила только день спустя).
Сделанный им персонаж Макс стал первым в международном синематографе экранным образом, циклическим от кинофильма к кинофильму, просто известным и запоминающимся: стильный костюмчик, цилиндр, трость, тёмные усики, ослепительная ухмылка. Его творчество характеризуется переходом от простого, физиологического комизма пинков и падений к поиску забавного в нраве и психологии персонажа, юмора необычных ситуаций и событий. Их источником являлись то влюблённость, то опьянение, то чрезмерная активность героя Макса Линдера, его самонадеянность и легкомыслие. Преждевременное творчество актёра оказало приметное воздействие на Чарли Чаплина и Бастера Китона.
Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Ранешние годы
- 1.2 Сотрудничество со студией Pathé
- 1.3 Европейское турне
- 1.4 В годы Первой мировой войны
- 1.5 Послевоенные годы
- 1.6 Личная жизнь
- 2 Оценки художественного вида
- 3 Творческое наследство и воздействие на синематограф
- 4 Избранная фильмография
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Биография
Ранешние годы
Габриэль-Максимилиан Лёвьель родился 16 декабря 1883 года близ Сан-Лубе департамента Жиронда на западе Франции в семье богатых виноделов Жана и Сюзанны Лёвьель. Не считая него, в семье росли братья Морис (1881 года рождения, в дальнейшем станет известным регбистом), Жерар и сестра Марсель (1884 года рождения). В двухгодовом возрасте Габриэль захворал холерой. По указанию прибывшего местного доктора ребёнок был погружён в прогретую печь, что позволило избежать смертельного финала. С ранешнего юношества младший Лёвьель был увлечён цирком и балаганом, в особенности сильным было 1-ое воспоминание от уличного театра «Панч и Джуди». Предки категорически выступали против его артистичных устремлений. Вопреки их воле, Габриэль-Максимилиан в 16 лет поступил в консерваторию Бордо на драматический факультет (предки считали, что он обучается живописи). Его энтузиазм стал приметен другу семьи Лёвьелей, мэру города Сан-Лубе медику Дункану, который потаенно оказывал студенту всяческую поддержку. Через несколько лет за ссору с педагогом Габриэль был изгнан из консерватории, но здесь же принят в основной состав труппы местного театра, где играл в пьесах Мольера, Пьера Корнеля и Альфреда де Мюссе. Он поставил родственников перед случившимся фактом начала собственной артистичной карьеры. На сцене ему пришлось выступать под псевдонимом Макс Ласерда́, потому что отец категорически воспретил ему использовать подлинную фамилию на театральных афишах. В этот период он знакомится с актёром Комеди Франсэз Шарлем Ле Баржи, который советует ему поступить в Парижскую консерваторию музыки и танца. В 1904 году Лёвьель проваливает вступительный экзамен, но, не хотя покидать столицу, начинает выступать на вторых ролях в маленьких театрах Парижа. В 1905 и 1906 годах актёр повторил пробы поступления в консерваторию, но они также оказались безуспешными. Доходы артиста невелики, Габриэль подрабатывал уроками фехтования и позировал для маркетинговых открыток. В один прекрасный момент на одном из спектаклей его отметил режиссёр Луи Ганье и предложил несколько ролей на студии Pathé. Сам актёр сходу в нескольких интервью так описывал этот ангажемент: «Ко мне в гримёрную принесли записку: „Месье, я лицезрел Ваше представление вчера и готов платить 100 000 франков только за подвижность Ваших глаз. Я удвою сумму, если договор с моей студией будет эксклюзивным. Пате.“». Французский актёр начала ХХ века Рене Жан в собственной книжке «Макс Линдер в театре» (фр. Max Linder et le théâtre, 1965 год) именовал подобные мемуары сознательно сделанным мифом. В 1905 году никто не предложил бы схожий гонорар даже известному артисту. С его точки зрения, речь о 200 000 франках могла идти в 1909 либо 1910 годах и только применительно к трёхлетнему договору. Позднее, в одном из интервью 1920-х годов, комик именовал реальную сумму собственного гонорара начала синематографической карьеры — 40 франков в денек.
Сотрудничество со студией Pathé
Габриэль Лёвьель, которому только 22 года, снимается сходу в нескольких малометражных фильмах студии Pathé, ещё не имея сформировавшегося вида. Малеханького роста (157 см), с юношескими чертами лица, он играет то подростков либо студентов («Первый выход школяра», фр. La Première Sortie d'un collégien, 1905 год, «Его 1-ая сигара», фр. Le Premier Cigare d'un collégien, 1906 год), то беспокойного полуслепого старика («Дуэль близорукого господина», фр. Le Duel d'un monsieur myope, 1910 год). При всем этом он участвует не только лишь в комедиях, да и в мелодрамах («Яд», фр. Le Poison, 1906 год; «Два огромных горя», фр. Deux grandes douleurs, 1908 год), драме «Смерть тореадора», фр. La Mort d'un toréador, 1907 год) и даже в магической феерии Сегундо де Шомона «Сотворение серпантина» (фр. Création de la serpentine, 1908 год).
Макс Линдер (последний справа) в кинофильме «Склеенные губами» (фр. Lèvres collées, 1906 год)В первый раз в виде «денди», выдуманном им самим для усиления смешного эффекта, Габриэль Лёвьель возникает в картине «Дебют конькобежца» (фр. Max patineur : Les Débuts d'un patineur, зима 1907 года). Тут же, опять-таки в первый раз, употребляется псевдоним, корешки возникновения которого достоверно не известны. Рассматривается сходу несколько версий. Родственники актёра говорят, что уже в 1904 году печатались театральные афиши, на которых был применен псевдоним. Габриэль Лёвьель довольно успешен в театре «Варьете», в особенности в пьесах Робера де Флера и Гастона Армана де Кайаве «Микетта и её мамаша» (фр. Miquette et sa mère, 1906 год) и «Король» (фр. Le Roi, 1908 год). Посреди актёров труппы были артисты Макс Дирли и Сюзанна Лендер. Очень знатный историк кино Жорж Садуль с большой толикой вероятности считает, что композиция конкретно этих имён легла в базу грядущего псевдонима комика — Макс Линдер. Другие источники считают, что фамилия была взята у актрисы Марсель Линдер либо актёра Марселя Линдер. В конце концов, культурный центр «Institut Max Linder», ссылаясь на слова самого артиста, докладывает, что псевдоним был взят с первой попавшейся на глаза вывески сапожника. При всем этом нужно учесть склонность актёра к мистификациям и розыгрышам.
Фуррор Линдера в «Дебюте конькобежца» фактически совпал по времени с отъездом за предел ведущего смешного актёра студии Pathé Андре Дида (Андре де Шапе): студия «Итала» подписала с ним очень прибыльный договор. Необходимо подчеркнуть, что перед этим итальянские продюсеры довольно длительно выбирали меж Линдером и Дидом. В конечном счёте предложение было изготовлено последнему. В отсутствии соперника Макс Линдер выдвинулся на 1-ый план. Пользующаяся популярностью ранее у зрителя серия с Андре Дидом, воплощавшим бурлеск-образ Буаро (фр. Buveur, ≈ Пьянчужка, в Италии этого героя окрестили Кретинетти, в Русской Империи — Глупышкин), сменилась серией об стильном Максе: «Макс-жонглёр» (фр. Max jongleur, 1908 год), «Макс и врачиха» (фр. Max et la Doctoresse, 1909 год), «Макс-воздухоплаватель» (фр. Max aéronaute — Max aviateur, 1910 год). Если до 1910 года сюжеты картин с его ролью допускали отступления от данного вида, то с этого периода актёр навечно вошёл в экранное обличье Макса Линдера. В это время он на сто процентов отрешается от театральных выступлений. Каждую неделю студия Pathé выпускала более 1-го кинофильма с его ролью. В Париже на Огромных бульварах был открыт кинозал «Макс Линдер», где показывались только его картины (в 1916 году таковой же кинозал будет открыт в Москве на Елоховской улице). Скоро актёр сам стал писать сценарии и режиссировать свои ленты. Гонорары кинематографиста к 1911 году достигнули 50 000 франков в год (при месячном заработке среднего служащего в 100 франков). Его актёрское мастерство росло сразу со зрительским фуррором. О его уровне гласит невиданное внимание всей Франции, прикованное к хоть какой инфы о здоровье Макса, попавшего в поликлинику с приступом аппендицита. В течение нескольких недель страна смотрит за его выздоровлением, а студия Pathé в это время продолжает часто показывать новые киноленты, снятые им ещё до заболевания: «Макс отыскивает невесту», «Макс прозевал богатую невесту», «Макс находит невесту», «Макс женится», «Макс и его тёща» и т.д.. При всем этом у зрителей остаётся воспоминание, что они наблюдают реальную хронику жизни возлюбленного актёра (в 1911 году Макс выпустил кинофильм «Макс выздоравливает» (фр. Max en convalescence), в каком вправду участвовали его отец, мама и сестра).
В этот период Макс Линдер, возможно, достигнул апогея собственной славы. Его известность сравнялась, если не превысила, популярность немки Асты Нильсен и американки Мэри Пикфорд. Посреди 1912 года он просит у основоположника студии Шарля Патэ трёхлетний договор с годичным доходом практически в 300 000 франков и получает согласие. Это принуждает студию повысить сходу в нескольких странах цена билетов на киноленты с ролью Макса на 20 %.
Европейское турне
Широкая популярность Макса Линдера не только лишь во Франции, да и во всей Европе была доказана в процессе организованного тура в Германию, Испанию, Португалию и Россию. В Берлине (1912 год) в течение месяца он выступал в мюзик-холле «Винтергартен». При всем этом процесс кинопроизводства не прекращался: Макс снимался в почти всех узнаваемых местах германской столицы. Приобретенные эпизоды позднее легли в базу ленты «Макс — педагог танго» (фр. Max, professeur de tango, 1913 год), всего же в итоге съёмок в Германии было выпущено 4 кинофильма. Германские кинопродюсеры предлагают Максу трёхлетний договор ценой 1,5 миллиона франков с дополнительной выплатой неустойки французской стороне, но получают отказ.
Макс Линдер (в центре в кепи) с обожателями у гостиницы «Астория», Санкт-Петербург, 1913 год.Осенью 1912 года европейское турне продолжено: в Испанию актёр приезжает с другой звездой Pathé — танцовщицей Стасей Наперковской. В Барселоне в обличье тореадора он учавствует в корриде (рога у быка в реальности были искусственными, хотя данный факт оспаривается). Сцена вошла позже в кинофильм «Макс — тореадор» (фр. Max toréador, 1913 год). Несколькими месяцами позднее петербургский журналист H. Брешко-Брешковский выскажет предположение, что в более небезопасные моменты Линдера подменял проф каскадёр. Взбешённый Макс вызвал публициста на дуэль, которая была отменена только после неоднократных извинений.
20 ноября 1913 года (по старенькому стилю) Линдер прибывает на Варшавский вокзал Петербурга, который уже осаждён встречающими обожателями. Масса чуть ли не смяла вышедшего из вагона актёра, а потом, подхватив на руки, отнесла до автомобиля (некие источники обрисовывают встречу с ещё огромным пафосом: почитатели, типо, распрягли экипаж кумира и сами тащили карету до кинозала). театральный деятель Илья Шнейдер в книжке «Записки старенького москвича» вспоминает: «В то время не было еще Чарли Чаплина, Гарольда Ллойда, Пата и Паташона и Бастера Китона, и на дисплее царствовал Макс Линдер. Популярность его была огромна». В числе поклонников комика был даже правитель Николай II.
Со последующего вечера начались представления в театре Зона. По предложенным условиям, за каждое выступление артист получает 3000 франков и половину выручки. Газеты обрисовывают представление «Любовь и танго» последующим образом. Сначала показывается кинофильм, где Макс, опоздав на поезд, употребляет все средства передвижения, чтоб прибыть в Россию впору. Лента указывает его путешествие на автомобиле, верхом на жеребце, в корзине воздушного шара. В окончание этого эпизода уже реальный Линдер спускается на канате из падающего аэростата в зал. Экран подымается. Предстоящее действие происходит на сцене театра и представляет собой «комическое quiproquo Макса, принужденного играть роль парикмахера, когда его застает отец возлюбленной». Некий колер скандальности гастролям добавила газета «Российское слово», сообщившая в номере от 16 (3) декабря о выступлении под видом Макса Линдера его двойника, который был необыкновенно похож на актёра. Вне выступлений он, несколько изменив наружность, представлялся секретарём известного комика.
Макс Линдер (справа) в Петербурге. 1913 год.В Москве экзальтированная молодёжь, приемущественно студенты, от вокзала до гостиницы «Метрополь» несли актёра на руках. Встречу Линдера, его прогулки по Москве, как и в других городках Европы, фиксировали бессчетные операторы. В итоге этой работы уже через некоторое количество дней были продемонстрированы два кинофильма: «Макс Линдер и г-жа Прохорова» о страсти к актёру столичной купчихи и «Макс Линдер и российская курсистка» о романтичной интрижке актёра и студентки в государственном антураже: снег, лихие тройки, Собор Василия Блаженного, Царь-колокол. Вечерами же столичный театр Зона, как ранее и петербургский, был переполнен.
Но «живые» выступления Макса вызвали у определённой части зрителей откровенное разочарование. То, что было органичным на дисплее, на сцене смотрелось несуразно: «мнение о короле экрана сводится к тому, что это — роскошный мим, владеющий специфично-кинематографическим юмором». Довольно одинаковая мимика и судорожные движения, забавные в синематографе, на сцене теряли смысл, а «опасные» трюки, механизм и секреты которых в зале нереально было скрыть, более напоминали клоунаду. Поэт Бенедикт Лившиц подразумевал, что публика хлопала не ужимкам комедианта, а модному покрою фрака, новенькому фасону цилиндра и снежной белизне гетр, за которыми «маячил желанный призрак Парижа». Редактор журнальчика «Рампа и жизнь» Леонид Мунштейн именовал действия сопровождавшие пребывание Линдера в Москве «апофеозом пошлости». Газета «Новое время» сочла съёмки комика в Столичном Кремле «выходками еврейского гаера на фоне православных святынь». Фельетонист и театральный критик Влас Дорошевич, напротив, обрисовывает приезд Линдера по-юношески экзальтированно, называя его «весёлым королём бедноты» и «первым народным артистом». В собственных интервью Макс, посреди иных, делал последующее заявление (дальше в редакции первоисточника): «Теперь я гнусно себя чувствую, а то проехал бы из Москвы через Сибирь в Японию. Побывать в этих странах моя мечта».
Из Москвы Макс Линдер отправился в Киев. На удивление, гастроли в Киеве оказались провальными. Уже 2-ое представление, организованное в цирке, собрало только несколько 10-ов зрителей. Оно было отменено, устроители разъясняли ситуацию очень высочайшими ценами на билеты. Линдер востребовал их понижения, но это не изменило ситуацию. В Одессе, четвёртом городке гастрольного тура, напротив, не считая трёх запланированных представлений, было показано ещё два. Встречу кумира собственной молодости обрисовал российский прозаик Юрий Олеша:
Тяжело вам передать, как был известен Макс Линдер! Духи, папиросы, галстуки, башмаки, покрой, прически, манеры назывались его именованием. — Макс Линдер! — слышалось на улице. — Макс Линдер! Это был небольшой, роскошный, вертлявый юноша, хорошенький, черноглазый, с тоненькими усиками, которого мы всегда лицезрели одетым с иголочки. Цилиндр Макса Линдера! Как много он занимал внимания тогда. Он был так невелик ростом, что, взобравшись на ограду кафе, я увидел его цилиндр сверху. Совсем правильно, он был совершенно небольшой, крошка, небольшой модник в цилиндре, в темной крылатке, хорошенький, с усиками. Его встречают рукоплесканиями, он заходит меж каких-либо поручней и исчезает для меня навечно. Ну, что ж, во всяком случае, я его лицезрел живого, Макса Линдера!.. |
Из Одессы актёр едет в Варшаву, где даёт два представления, и в конце января 1914 года ворачивается в Париж.
В годы Первой мировой войны
Когда началась 1-ая глобальная война, Макс Линдер был признан негожим к службе по состоянию здоровья, но он отправился добровольцем в нестроевую часть. Достоверных данных о его чине и нраве службы не сохранилось. Относительно точно можно утверждать, что 3 августа 1914 года он передал собственный автомобиль на нужды армии и совершал на нём рейсы из Парижа на фронт в качестве водителя-интенданта (позднее в США им будет заявлено, что его поездки носили и разведывательный нрав). Понятно, что в один прекрасный момент автомобиль, который вёл актёр, попал в катастрофу. Макс выжил, но слухи о его смерти в Марнском сражении мгновенно разнеслись по Европе. Через некоторое количество дней в Париже была издана фото-открытка актёра в военном мундире с подписью «Убит под Льежем». Сведения о смерти кумира оказались неверными. По воззрению ряда киноведов, эта шумиха была только маркетинговой кампанией, коммерческим ходом по вербованию внимания к комику, популярность которого несколько снизилась.
Часто утверждение, что артист в составе собственного подразделения подвергся газовой атаке. Воздействие отравляющих веществ поставило его на грань жизни и погибели. Сам он упоминал сквозное пулевое ранение в грудь, о котором прячет, храня чувства собственной мамы. С высочайшей степенью достоверности можно гласить о перенесённой Максом пневмонии (конец 1914 года) , ставшей результатом ночи, проведённой в обледеневшем окопе, где он прятался от германских патрулей. Степень соответствия реальности этих фактов различна. Не считая того, публичность и популярность Линдера нередко делали его объектом скандальных сенсаций, «заставляя тужить о его досрочной кончине». Так либо по другому, актёр 2 марта 1915 года оборвал службу и, истощённый на физическом уровне и морально, отправился на исцеление в один из пансионатов Лозанны на берегу Женевского озера. Уже в мае 1915 года газеты обширно освещают его гастроли в Риме, совпавшие по времени со вступлением Италии в войну с Австро-Венгрией. Пару лет спустя одно английское издание со слов актёра сказало о том, что эта поездка носила нрав дипломатичной миссии. Более того, утверждалось, что конкретно он оказал решающее воздействие на принятое итальянским правительством политическое решение. Конец 1915 — начало 1916 годов Линдер провёл в Швейцарии, совмещая профилактическое исцеление и съёмки 6 новых картин.
Послевоенные годы
Макс Линдер. 1917 год:«Когда вы держите руку умирающего товарища, то осознаёте сумрачный трагизм жизни. Эта печаль принуждает меня нести больше радости в мир. Я желаю вынудить людей смеяться как никогда ранее. Этот опыт добавил новый элемент в мои комедии: хохот на грани слез».
В 1916 году Чарли Чаплин покинул Essanay Studios, и компания предложила договор в 1,5 миллиона баксов французскому комику. В августе Макс Линдер подписывает контракт, и в октябре отчаливает в Америку. Следует праздничная встреча. Чаплин дарует Линдеру собственное фото с надписью «Максу, единственному, несравнимому моему учителю — от ученика». Стороны контракта преисполнены эйфорией в ожидании результатов сотрудничества. По договору запланирован выпуск 12 картин. Практически же было сотворено только три: «Макс едет в Америку» либо «Макс пересекает океан» (англ. Max Comes Across), «Макс желает развестись» (англ. Max Wants a Divorce) и «Макс и его такси» (англ. Max and his Taxi). 1-ая из их не сохранилась, но в пересказе современников это был «трагический бурлеск» о путешествии артиста через Атлантику (съёмки, как это бывало не раз, велись во время реального путешествия Линдера).
Здоровье кинематографиста в этот период подвергалось резким колебаниям. Если посреди мая 1917 года газеты докладывали о резком ухудшении самочувствия, заставившем его даже на сто процентов отрешиться от работы, то уже через неделю появилась информация о том, что кризис миновал и Линдер ворачивается к созданию четвёртой картины в рамках договора с Essanay. Тем временем ленты терпят провал одна за другой. Пресса информирует о глубочайшем нервном расстройстве актёра и необходимости многомесячного перерыва для настоящего исцеления. Линдер ворачивается в Европу поверженный. Он не желает ехать в Париж и уединяется в тихом санатории в Шамони.
В 1919 году Макс Линдер ворачивается в синематограф. Он экранизирует пьесу Тристана Бернара «Маленькое кафе» (фр. Le Petit Café, 1919 год). На родине комика лента имела бесспорный фуррор, который, по воззрению ряда критиков, базировался на ностальгии французов по обеспеченным и стабильным довоенным временам. Последующий кинофильм «Священный огонь» (фр. Le Feu sacré, 1920 год) не оказался удачным в прокате. Синематограф Европы с экономическими и техническими неуввязками периода после войны не может соперничать с южноамериканским. Линдер отчаливает в США и образует студию Max Linder Production, где на собственные средства снимает три кинофильма: «Семь лет несчастий» (англ. Seven Years Bad Luck, 1921 год), «Будь моей женой» (англ. Be My Wife, 1921 год) и «Три пройдохи» (англ. The Three Must-Get-Theres, 1922 год). 1-ые две из этих работ были отлично приняты зрителями по обе стороны Атлантики, хотя в США их прокат был искусственно ограничен. Протекционистское законодательство, действующее в интересах государственного производителя, считало картину зарубежной, даже если она была снята на местности страны, но финансировалась забугорными инвесторами. Чтоб избежать ограничений в предстоящем, кинофильм «Три пройдохи» был снят на средства, предоставленные формально компанией United Artists, сделанной Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбенксом и Чарли Чаплиным. Картина, нередко выделяемая как наилучшая работа Макса Линдера, пародировала сюжет «Трёх мушкетёров» Александра Дюма, а ещё более одноимённую картину 1921 года Дугласа Фэрбенкса. На оканчивающем шаге выпуска картины актёр попадает в авто катастрофу и серьёзно травмирует голову. 6 недель он проводит с повязкой на очах в тревожном ожидании результатов исцеления. К счастью, слепоты удалось избежать.
После 2-ух лет напряжённых съёмок в Лос-Анджелесе Макс Линдер ворачивается во Францию. Об успехе «Пройдох» он узнаёт уже дома из поздравительной телеграммы Дугласа Фербенкса: «Ваш кинофильм в Нью-Йорке имеет большой фуррор и экзальтированные отзывы! Примите поздравления». В 1923—1924 годах Макс Линдер занимается приемущественно делами семейными и выпускает только малометражную ленту «На помощь!» (фр. Au secours!). В 1925 году он отчаливает в Вену и снимает картину «Король цирка» (нем. Der Zirkuskönig - Clown aus liebe) — «по-венски парадную, но чуток безвкусную, быструю, но чуток тяжеловесную комедию».
Личная жизнь
Афиша к кинофильму «Маленькое кафе» для проката в США. 1920 год.Деталей личной жизни Макса Линдера до начала 1920-х годов фактически не понятно. Любопытство со стороны журналистов в этой сфере он пресекал очень жёстко. Только южноамериканское издание намекало в один прекрасный момент на его связь в 1914 году с французской актрисой и танцовщицей Габи Десли.
В 1923 году Макс знакомится с 17-летней Элен Петерс и очень скоро делает ей предложение. Её отец — коммерсант (по другим сведениям — высокопоставленный бюрократ), категорически против брака с Линдером, которому уже больше 40. Женщина потаенно уезжает с актёром в Ниццу. Милиция по заявлению семьи Петерсов организует розыск. 29 апреля 1923 года Макс Линдер арестован за похищение. Боясь развития скандала и широкой огласки, предки Элен отрешаются от судебного преследования и дают согласие на женитьбу, которая свершилась 2 августа 1923 года. Через год, 27 июня 1924 года, у пары рождается дочка Мод. Брак омрачается постоянными вспышками патологической ревности Линдера. Имели ли они какие-либо основания, непонятно, но в одном из писем родным Макс пишет: «я задумывался, что она ангел, а по сути она — монстр».
Ещё в 1910 году во время выполнения трюков в кинофильме «Макс катается на роликовых коньках» (фр. Max fait du patinage à roulettes) актёр получает серьёзную травму. В процессе реабилитации для обезболивания врачи используют морфины, которые довольно стремительно развивают у Линдера устойчивую привязанность к наркотикам. Губительная склонность безусловно стала одной из обстоятельств, приведшей через пару лет к трагическому концу.
В феврале 1924 года Макс и Элен, тогда уже домашняя пара, в гостиничном номере в Вене решают попытку самоубийства. Её детали неопознаны. Прибывший доктор фиксирует значительную передозировку снотворного, принятого неверно, полицейских и судебных дознавателей такая формулировка также устроила.
Осенью 1925 года семья Линдеров приехала в Париж и тормознула в отеле «Балтимор» на Авеню Клебер. По утверждению окружающих, 30 октября они были на просмотре кинофильма по роману Генрика Сенкевича «Камо грядеши», содержащего сцену двойного самоубийства Петрония и Эвники. Это была итальянская версия «Quo Vadis» 1924 года. Этим же вечерком Макс и его 20-летняя супруга Элен заперлись в собственных апартаментах на четвёртом этаже гостиницы, попросив их не тревожить. Облачившись в пижамы, они приняли по большой дозе снотворного и ввели морфий. После чего Макс поначалу супруге, а позже для себя вскрыл небезопасной бритвой кровяные сосуды на запястьях. С утра последующего денька встревоженная мама Элен Матильда, ожидавшая в 10 утра телефонного звонка от дочери, после бессчетных попыток уговорила персонал вскрыть дверь. Пара находилась в состоянии глубочайшей комы. Реанимационные мероприятия в личной поликлинике оказались напрасными. Погибель Элен констатировали в 5 часов вечера, Макса Линдера — около полуночи. Некие источники именуют более четкое время — 00 часов 25 минут 1 ноября 1925 года, что даёт основание им считать днём погибели актёра конкретно эту дату. Пара предсмертных записок не оставила. Элен была кремирована в Париже и похоронена в присутствии только самых близких родственников. Тело Макса Линдера погребено на его родине в Сен-Лубесе после пышноватой церемонии в присутствии сотен поклонников профессионального комика.
Оценки художественного вида
«Он появился на французском экране — роскошный щёголь в визитке и полосатых штанах, в перчатках цвета свежайшего масла, в цилиндре, с буковой тросточкой и в башмаках на пуговицах и на больших каблучках. Его пробор безукоризнен, ухмылка ослепительна, манеры самоуверенны и грациозны. Исключительно в огромных темных очах можно тотчас поймать разочарование и скуку.
Образ Макса — столичного модника, денди, совсем сформировался к 1910 году: одетый по последней моде юноша из обеспеченной (но не аристократической) семьи. Он ухаживает за девицами, веселится с друзьями и нередко выпивает избыточное. У него есть собственная квартира, прислуга. Никогда не работает. В смешные ситуации в большинстве случаев попадает из-за моментальной пылкой влюблённости, сильного опьянения, желания произвести воспоминание и тому схожее. По воззрению Леонида Трауберга разумеется, что конкретно образ дамского угодника обеспечил популярность актёру, привлёк в кино и многие годы задерживал энтузиазм к нему «слабого пола».
Творчество комика не всегда отличалось стабильностью, равномерностью. Совместно с блестящими работами и даже прорывами в кинематографии, сопоставимые с новаторскими мыслями Чаплина, у него есть и слабенькие, «проходные» картины, в каких сюжет вял и скучен. Техника съёмки, и это относится ко всему синематографу периода, ещё очень примитивна. Если в сцене задействованы несколько актёров — выбирается общий план. Если двое — средний, так именуемый «американский» план. Один либо два больших плана за десятиминутную ленту употребляются только для того, чтоб выделить какую-нибудь деталь. И у Макса Линдера, и у Чарли Чаплина, всё подчинено сценарию — актёры, трюки, комизм. Техника, метод подачи материала остаются ещё на втором месте. Камера фиксирует только головного героя и его деяния. Необходимо подчеркнуть, что окружающие Линдера эпизодические персонажи наименее карикатурны, чем у Чаплина, они рисуются хоть и гротескными, но близкими к реальности чертами.
Кадр из кинофильма «Семь лет несчастья». 1921 год.В актёрской игре Макса Линдера критики очень позитивно отмечают расчётливую скупость смешных приемов. К примеру, в кинофильме «Макс — жертва хинина» он, совершив несколько нарочито ускоренных движений, сопровождающихся мимикой на грани гримасы, вдруг застывает. Частично, эта пауза выдержана «для аплодисментов», для того, чтоб дать зрителю возможность вволю похохотать над шуточкой. Во время этих секундных перерывов он время от времени вполне теряет беспечное веселье, внимательный зритель угадывает даже грусть либо испуг. Нужно напомнить, что не персонаж, а Линдер-актёр, реальный человек был подвержен неврастении. Но конкретно такие моменты, время от времени обмысленные, время от времени случающиеся под воздействием психофизического состояния, сформировали стиль артиста, его натуру. Жорж Садуль ассоциировал такую артистичную манеру с синкопичностью зарождающегося в тот же период джаза .
Время от времени комику ставят в упрёк заигрывание со зрителем, внедрение условных жестов из пантомимы. К примеру, поднесённая к лицу рука, равномерно раскрывающаяся, как будто бутон: символ, что герою только-что приглянулась дама.
Следует иметь ввиду, что негативная критика комика была малой, подавляющее число рецензий носило экзальтированный колер. Французский режиссёр и теоретик синематографа Луи Деллюк так откликался об актёре:
Макс Линдер — величайший актёр французского кино. Я восхищаюсь им. Конкретно он — и притом он один — ранее других добивался простоты, нужной в киноискусстве. Создавая свои киноленты, он показал необычное осознание специфичности кино… Ритм его сцен, краткость средств выражения, а сначала форма его сценариев — большая часть из их достаточно смешны, а многие и остроумны — обосновывают, что он на много лет предвосхитил возникновение «Авангарда» — ведь ему не умели ни подражать, ни тем паче помогать. Максу Линдеру приходилось даже самому учить собственных актеров. Это кажется неописуемым. Если лет через 10 начнут учить его киноленты, все будут поражены, как много в их было заложено… Он заслуженно воспользовался широкой популярностью, ибо познания, искусство, юность, всё внезапное и неописуемое равно отражены в его смешных фантазиях. Вот настоящий комик и юморист. |
Творческое наследство и воздействие на синематограф
Афиша к кинофильму «Семь лет несчастья» для проката в США, 1921 год.Киноведы считают, что фактическая фильмография Макса Линдера составляет более 500 картин. Это утверждение правильно, как минимум, на том основании, что ещё сначала 1910 года журнальчик «Cine Journal» упоминает о 220 его лентах, а репортёр английского издания о кино «Pictures and Picturegoer» во время интервью 1923 года в доме актёра пишет об увиденной им коллекции, состоящей из более чем 400 оригиналов лент. К огорчению, большая их часть утрачена невозвратно. Упоминавшийся выше старший брат комика Морис, страдающий полоумием в итоге перенесённого сифилиса, после самоубийства актёра решил упрятать коллекцию. Он собрал все ленты, хранящиеся в доме, и зарыл их в саду. Грунтовые воды и насекомые убили плёнки. Гиганскую работу по восстановлению фильмотеки предприняла дочь Линдера — Мод. Сходу после суицида родителей она была передана на воспитание родственникам Линдера. О том кто её отец, о его последнем катастрофическом решении девице не докладывали до взрослого возраста. После чего в течение многих лет Мод собирала сохранившиеся копии кинофильмов Макса в личных коллекциях и муниципальных хранилищах по всему миру. Удалось вернуть около 200 картин.
В 1963 году Мод подготовила и выпустила в прокат картину «В компании Макса Линдера» (фр. En compagnie de Max Linder), состоящую из трёх лент южноамериканского периода творчества: «Будьте моей женой», «Семь лет несчастья» и «Три пройдохи». В 1988 году под её же редакцией был выпущен документально-художественный кинофильм «Человек в цилиндре» (англ. The Man in the Silk Hat).
Не считая упоминавшегося выше воздействия, которое творчество Макс Линдера оказало на Чарли Чаплина и Бастера Китона, нередко упоминается его художественная связь с работами режиссёров Мака Сеннета — «родителя» так именуемых кистоунских комедий и Кинга Видора. Он участвовал в становлении карьеры Мориса Шевалье (дебют которого состоялся в кинофильме Линдера «По привычке» фр. Par habitude, 1911 год), Рэймонда Гриффита, Адольфа Менжу.
Некие находки Линдера кинематографисты позднее будут использовать неоднократно. В кинофильме «Макс — тореадор» скотина, которая куплена для отработки приёмов корриды, в одной из сцен попадает в шикарную спальню. В дальнейшем комизм ситуации с животным в чуждой обстановке будут обыгрывать Бастер Китон («На запад», англ. Go West, 1923 год), Бунюэль (скотина в доме маркизы де Икс в кинофильме «Золотой век», 1930 год), Григорий Александров (стадо, громящее банкетный зал в «Весёлых ребятах») и т.д.. В ленте «Макс — виртуоз» лже-пианист, оттягивая момент начала выступления, роняет в рояль пенсне и в его поисках практически разбирает инструмент по деталям. Аналогичный трюк, но уже с автомобилями, будут проделывать южноамериканские комики Лорел и Харди в 1930-е годы. Эпизод, когда героя Леонида Гайдая Труса в кинокомедии «Операция „Ы“» смертельно ранят шпагой в сердечко, но заместо струившейся крови оказывается вино из разбитой бутылки, — фактически дословная цитата из «Трёх пройдох» Линдера. Примеров воззвания к творческому опыту кинематографиста можно привести 10-ки, но, возможно, самым традиционным из их остается эпизод перед зеркалом из ленты «Семь лет несчастья». Слуга и служанка героя случаем разбивают огромное зеркало в туалетной комнате. Днем Макс в состоянии сильного спиртного похмелья идёт бриться. Повар, несколько схожий на владельца, успевает переодеться в пижаму и зеркально копирует его движения. Тот списывает наружные различия на своё состояние, но скоро осознает подкол. Его отвлекает телефонный звонок. В это время слуги вставляют в раму новое зеркало. Макс, желая наказать повара, кидает в зеркало тяжёлый ботинок и, соответственно, разбивает его. В разных вариациях это было повторено в фильмах «Утиный суп» (США, 1931 год), «Розовая пантера» (Англия, 1963 год), «Полуостров Гиллигана» (США, 1966 год), «Большой бизнес» (США, 1988 год), «Ширли-мырли» (Наша родина, 1995 год), эпизоде «Зазеркалье» телесериала «Секретные материалы» (США, 1998 год), мультах «Одинокие приведения» с Микки Маусом (1931 год), «Средство для волос» с Багзом Банни (1945 год), «Дорога в Германию» с Гриффинами и многих других работах.
Афиша к кинофильму «Три пройдохи» для проката в США, 1922 год.В синематографе Русской империи и, позднее, в РСФСР образ Макса (фамилию которого произносили искажённо, на германский манер, с ударением на первом слоге — Ли́ндер) не один раз дублировался и, в неком смысле, преднамеренно эксплуатировался. В разгар его популярности в 1913 году независимо друг от друга появились два экранных героя с неизменной маской, два «городских жуира» — Антоша (в выполнении комика из Варшавы Антона Фехтнера) и Аркаша (в выполнении эксцентрика театра-кабаре «Летучая мышь» Аркадия Бойтлера). Картины первого финансировал и продвигал Александр Дранков. В их базе — лёгкие постановочные сценки, в большинстве случаев обращающиеся к сексапильности массового зрителя, посреди которых «Антоша — вор», «Антоша в балете», «Антоша — укротитель тёщ», «Антоша-двоеженец», «Антоша лысеет», «Антоша меж 2-ух огней». Неизменный соперник Дранкова — Александр Ханжонков, в те же годы открывает серию об Аркаше: «Аркаша женится», «Комната N 13 либо Аркашке не везёт», «Аркадий — контролёр спальных вагонов», «Аркаша — спортсмен либо для любви преграды нет» и т.д.. Потом киноведы конкретно Аркашу (Аркадия Бойтлера) окрестили более одарённым комиком дореволюционного синематографа Рф.
В стилистике близкой французскому артисту работал ещё один актёр, клоун, друг Владимира Маяковского — Виталий Лазаренко. Его мастерство высоко оценивалось рецензентами. Основоположник русского циркового искусства Рудольф Славский цитирует журнальчик «Артистический мир»: «Мимика, грация и глубочайшее осознание психологических переживаний героя, справедливо сделали Виталию Лазаренко заглавие российского Макса Линдера». Сам же Маяковский использовал образ Линдера и Асты Нильсон в своём кинофильме 1918 года «Закованная фильмой».
Пользующаяся популярностью русская кинокомедия середины 1970-х годов «Здрасти, я ваша тётя!» и её персонажи почти во всем показывают дань почтения творчеству французского актёра, его вкладу в синематограф. Не считая того, что в кинофильме показывается несколько эпизодов из картин с ролью Макса Линдера, один из основных персонажей Джеки Чесней (в выполнении Олега Шкловского) — хорошая пародия на французского комика, «буржуа, который стремится казаться светским львом, субтильный государь, вечно попадающий в несуразное положение и всеми силами старающийся сохранить своё достоинство и элегантность» .
Избранная фильмография
Основная статья: Фильмография Макса ЛиндераПри составлении фильмографии применена хронология и уникальные наименования, которые отражены в данных Института Макса Линдера под председательством его дочери Мод Линдер. Картинам, которые не упомянуты в обозначенном источнике, год выпуска присвоен по сведениям IMDb.
Год | Российское заглавие | Оригинальное заглавие | Роль | |
---|---|---|---|---|
1905 | ф | Внезапная встреча | La rencontre imprévue | актёр |
1905 | ф | 10 жён на 1-го супруга | Dix femmes pour un mari | актёр |
1905 | ф | 1-ый выход гимназиста либо 1-ый выход школьника | La Première Sortie d'un collégien | актёр |
1906 | ф | Папа принял слабительное | C'est papa qui prend la purge | актёр |
1906 | ф | Контрабандисты | Les Contrebandiers | актёр |
1906 | ф | Палач | Le Pendu | актёр |
1906 | ф | Яд | Le Poison | актёр |
1906 | ф | Его 1-ая сигара | Le Premier Cigare d'un collégien | актёр |
1906 | ф | Склеенные губками | Lèvres collées | актёр |
1907 | ф | Выдумка хулигана | Idée d'apache | актёр |
1907 | ф | Драма в Севильи (Погибель матадора) | Un drame à Séville (La Mort d'un toréador) | актёр |
1907 | ф | Сганарель | Sganarelle | актёр |
1907 | ф | Плохая жизнь | Une mauvaise vie | актёр |
1907 | ф | Легенда о Полишинеле | La Vie de Polichinelle | актёр |
1907 | ф | Дебют фигуриста | Les Débuts d'un patineur | актёр |
1907 | ф | Домашний гипнотизёр | Le domestique hypnotiseur | актёр |
1908 | ф | Мои штаны треснули | Mon pantalon est décousu | актёр |
1908 | ф | Да здравствует холостяцкая жизнь! | Vive la vie de garçon | актёр, режиссёр |
1908 | ф | Макс-жонглёр | Max jongleur | актёр, режиссёр |
1908 | ф | Нервный тик заразителен | Un tic nerveux contagieux | актёр |
1908 | ф | Подвеска | La suspension | актёр |
1908 | ф | Педикюр ради любви | Pédicure par amour | актёр, сценарист |
1909 | ф | До и после... | Avant et... après | актёр |
1909 | ф | Брак по принуждению | Un mariage forcé | актёр, режиссёр |
1909 | ф | Макс и врачиха | Max et la Doctoresse | актёр, режиссёр, сценарист |
1909 | ф | Не целуйте вашу служанку | N'embrassez pas votre bonne | актёр |
1909 | ф | Месть сапожника | La Vengeance du bottier | актёр, режиссёр, сценарист |
1909 | ф | Барометр лояльности | Le Baromètre de la fidélité | актёр |
1909 | ф | Шапокляк | Le Chapeau-claque | актёр |
1909 | ф | Превосходное покушение | L’Ingénieux Attentat | актёр |
1909 | ф | Недлинные брюки | Le Pantalon trop court | актёр |
1909 | ф | Кто убийца? | Quel est l'assassin ? | актёр |
1909 | ф | Побеждённая застенчивость | La Timidité vaincue | актёр |
1909 | ф | Сюрпризы любви | Les Surprises de l'amour | актёр |
1909 | ф | Избирательная кампания | Une campagne électorale | актёр, режиссёр |
1909 | ф | Завоевание | Une conquête | актёр |
1909 | ф | Сеанс в кино | Une séance de cinématographe | актёр |
1909 | ф | Брак по-американски | Un mariage à l'américaine | актёр, режиссёр |
1909 | ф | Очень узенькая куртка | Un veston trop étroit | актёр |
1909 | ф | Очень недлинные штаны | Le pantalon trop court | актёр |
1909 | ф | Светский вор | Le Voleur mondain | актёр, режиссёр |
1910 | ф | Я желаю ребёнка | Je voudrais un enfant | актёр |
1910 | ф | Любовь и сыр | Amour et fromage | актёр, сценарист |
1910 | ф | Фаворит по боксу | Champion de boxe | актёр, режиссёр, сценарист |
1910 | ф | Дебют Макса в кино | Les Débuts de Max au cinéma | актёр, режиссёр |
1910 | ф | Дуэль близорукого государя | Le Duel d'un monsieur myope | актёр |
1910 | ф | Эффект таблетки | Les Effets des pilules de Max | актёр, режиссёр |
1910 | ф | Макс — аэронавт | Max aéronaute | актёр |
1910 | ф | Приключения Тартарена младшего | Les Exploits du jeune Tartarin | актёр, режиссёр, сценарист |
1910 | ф | Макс — холостяк | Max célibataire | актёр |
1910 | ф | Макс отыскивает жену | Max cherche une fiancée | актёр, режиссёр |
1910 | ф | Свадебная головоломка | Mariage au puzzle | актёр, режиссёр |
1910 | ф | Макс женится | Max se marie) | актёр, режиссёр |
1910 | ф | Макс и его три брака | Max et ses trois mariages | актёр |
1910 | ф | Макс и его конкурент | Max et son rival | актёр, сценарист |
1910 | ф | Макс катается на роликах | Max fait du patinage à roulettes | актёр |
1910 | ф | Макс катается на лыжах | Max fait du ski | актёр |
1910 | ф | Макс под гипнозом | Max hypnotisé | актёр |
1910 | ф | Макс — педагог музыки | Max maîtresse de piano | актёр |
1910 | ф | Макс воспринимает ванну | Max prend un bain | актёр |
1910 | ф | Макс ошибся номером | Max se trompe d'étage | актёр |
1910 | ф | Ужас Макса | Le Cauchemar de Max | актёр |
1910 | ф | Клятва | Le Serment d'un prince | актёр, сценарист |
1910 | ф | Контракт | Le Pacte | актёр |
1910 | ф | Боец любви | Soldat par amour | актёр |
1911 | ф | Дуэль Макса | Max a un duel | актёр, сценарист |
1911 | ф | Макс в кругу семьи | Max dans sa famille | актёр, режиссёр, сценарист |
1911 | ф | Макс милосердный | Max est charitable | актёр, режиссёр |
1911 | ф | Макс растерянный | Max est distrait | актёр, режиссёр, сценарист |
1911 | ф | Медовый месяц Макса и Джейн | Max et Jane en voyage de noces | актёр, режиссёр, сценарист |
1911 | ф | Макс и Джейн выпекают блины | Max et Jane font des crêpes | актёр, режиссёр, сценарист |
1911 | ф | Макс — жертва хинина | Max victime du quinquina | актёр, режиссёр |
1911 | ф | По привычке | Par habitude | актёр, режиссёр |
1912 | ф | Бокс на роликах | Match de boxe entre patineurs à roulettes | актёр |
1912 | ф | Макс Линдер против Ника Винтера | Max Linder contre Nick Winter | актёр, режиссёр |
1912 | ф | Макс — фокусник | Max escamoteur | актёр, режиссёр, сценарист |
1912 | ф | Макс и его осёл | Max et son âne | актёр, режиссёр, сценарист |
1912 | ф | Макс и его собака | Max et son chien Dick | актёр, режиссёр, сценарист |
1912 | ф | Макс и утечка газа | Max et la Fuite de gaz | актёр, режиссёр, сценарист |
1912 | ф | Макс на открытии монумента | Max et l'Inauguration de la statue | актёр |
1912 | ф | Макс и дамы | Max et les Femmes | актёр, режиссёр, сценарист |
1912 | ф | Макс — законодатель мод | Max lance la mode | актёр, режиссёр, сценарист |
1912 | ф | Макс — живописец любви | Max peintre par amour | актёр, режиссёр, сценарист |
1912 | ф | Макс — педагог танго | Max, professeur de tango | актёр, режиссёр, сценарист |
1912 | ф | Макс обретает свободу | Max reprend sa liberté | актёр, режиссёр, сценарист |
1912 | ф | Идиллия на ферме | Une idylle à la ferme | актёр, режиссёр, сценарист |
1912 | ф | Неспокойная ночь | Une nuit agitée | актёр, режиссёр, сценарист |
1912 | ф | Свадьба по телефону | Un mariage au téléphone | актёр, режиссёр, сценарист |
1912 | ф | Медовый месяц в Испании | Voyage de noces en Espagne | актёр, режиссёр, сценарист |
1912 | ф | Макс опасается собак | Max a peur des chiens | актёр |
1912 | ф | Морская болезнь | Le Mal de mer | актёр, режиссёр, сценарист |
1913 | ф | Шапка Макса | Le Chapeau de Max | актёр, режиссёр, сценарист |
1913 | ф | Макс идёт по миру | Comment Max fait le tour du monde | актёр, режиссёр |
1913 | ф | Дебют яхтсмена | Les Débuts d'un yachtman | актёр, сценарист |
1913 | ф | Дуэль Макса | Le Duel de Max | актёр, режиссёр, сценарист |
1913 | ф | Насильный брак | Le Mariage forcé | актёр, режиссёр |
1913 | ф | Макс в Монако | Max à Monaco | актёр |
1913 | ф | Макс — астматик | Max asthmatique | актёр, режиссёр |
1913 | ф | Макс и любовное письмо | Max et le Billet doux | актёр, режиссёр |
1913 | ф | Макс на открытии монумента | Max et l'Inauguration de la statue | актёр |
1913 | ф | Макс — фоторграф | Max fait de la photo | актёр, сценарист |
1913 | ф | Макс не любит кошек | Max n'aime pas les chats | актёр, режиссёр |
1913 | ф | Макс — матадор | Max toréador | актёр, режиссёр, сценарист |
1913 | ф | Макс — виртуоз | Max virtuose | актёр, режиссёр, сценарист |
1913 | ф | Свидание Макса | Le rendez-vous de Max | актёр, сценарист |
1913 | ф | Неожиданный брак | Un mariage imprévu | актёр, режиссёр |
1913 | ф | Каникулы Макса | Les Vacances de Max | актёр, режиссёр, сценарист |
1913 | ф | Макс — ревнивец | Max jaloux | актёр, режиссёр, сценарист |
1913 | док | Приезд и встреча Макса Линдера в Петербурге | Приезд и встреча Макса Линдера в Петербурге | актёр |
1913 | док | Макс Линдер в Москве | Макс Линдер в Москве | актёр |
1913 | ф | Макс и купчиха | Макс и купчиха | актёр, режиссёр, сценарист |
1913 | ф | Макс и российская курсистка | Макс и российская курсистка | актёр, режиссёр, сценарист |
1914 | ф | Макс — иллюзионист | Max illusionniste | актёр, режиссёр |
1914 | ф | Макс — мастер педикюра | Max pédicure | актёр, режиссёр |
1914 | ф | Макс — спасатель | Max sauveteur | актёр |
1914 | ф | Палач | Le Pendu | актёр (новенькая версия ленты 1906 года) |
1914 | ф | Дик — умная собака | Dick est un chien savant | актёр, режиссёр, сценарист |
1914 | ф | Макс — боец | Le 2 août 1914 | актёр, режиссёр |
1914 | ф | Макс в воздухе | Max dans les airs | актёр, режиссёр |
1914 | ф | Макс награждён | Max décoré | актёр, режиссёр |
1914 | ф | Макс и губная помада | Max et le Bâton de rouge | актёр |
1914 | ф | Макс и рюкзак | Max et le Sac | актёр, режиссёр, сценарист |
1914 | ф | Макс — метрдотель | Max maître d'hôtel | актёр |
1914 | ф | Макс и ревнивый супруг | Max et le Mari jaloux | актёр, режиссёр, сценарист |
1914 | ф | Макс — спасатель | Max sauveteur | актёр |
1914 | ф | Палач | Le Pendu | актёр (ремейк кинофильма 1906 года) |
1915 | ф | Макс и шпион | Max et l'espion | актёр, режиссёр, сценарист |
1916 | ф | Макс — доктор поневоле | Max médecin malgré lui | актёр, режиссёр, сценарист |
1917 | ф | Макс пересекает океан | Max Comes Across | актёр, режиссёр, сценарист |
1917 | ф | Макс желает развестись | Max Wants a Divorce | актёр, режиссёр, сценарист |
1917 | ф | Макс и такси | Max in a Taxi | актёр, режиссёр, сценарист |
1919 | ф | Малюсенькое кафе | Le Petit Café | актёр, сценарист |
1920 | ф | Священный огнь | Le Feu sacré | актёр, режиссёр, сценарист |
1920 | ф | Будьте моей супругой | оригинальное заглавие | актёр, режиссёр, сценарист |
1921 | ф | Семь лет несчастья | Seven Years Bad Luck | актёр, режиссёр, сценарист |
1922 | ф | Три пройдохи либо Три мушкетёра | The Three Must-Get-Theres | актёр, режиссёр, сценарист |
1923 | ф | На помощь | Au secours! | актёр, сценарист |
1924 | ф | Повелитель цирка | Der Zirkuskönig | актёр, сценарист |