Арест
В 1937 году, в разгар сталинских репрессий, из Москвы в Баку приходит телеграмма, в какой, как отмечает историк Джаби Бахрамов (азерб.)русск., говорилось что в Азербайджанской ССР «не производится план по выявлению противников народа». Скоро, жертвой этих репрессий становится и Шарифзаде.
Вечерком 3 декабря 1937 года Азербайджанский муниципальный театр в здании драматического театра, построенного ещё до революции бакинским миллионером-благотворителем Гаджи Зейналабдином Тагиевым (сейчас в этом здании размещен Азербайджанский театр музыкальной комедии) давал «Макбета». Главную роль играл Аббас-Мирза Шарифзаде. Это была последняя встреча актёра со зрителями. По словам свидетелей, Шарифзаде «был не по привычке печальным, близко подходил к рампе и обширно разводил руками в глубочайшем поклоне, как будто желал на прощанье всех обнять».
После спектакля актёры длительно не расползались. Они собрались в маленьком дворике театра. Аббас-Мирза сел играть в нарды. Скоро во двор вошли два человека. Какой-то из них встал за Аббасом Мирзой, как будто следя за игрой. 2-ой напротив. Шарифзаде поднял голову, внимательно поглядел на незнакомцев и, как пишет Азад Шарифов, сходу как-то сник. Позже актёр в один момент встал, и ни на кого не смотря, звучно произнес: «Мян гетдим!» (что значит «Я ушёл»). После этого Шарифзаде направился к выходу. Пришедшие за ним молчком пошли следом. По свидетельству костюмерши театра, которую они случаем повстречали, на улице около чёрной «эмки» стояли ещё двое. Аббаса Мирзу втолкнули в машину, которая уехала с места в сторону строения НКВД Азербайджанской ССР. Костюмерша ворвалась в театральный дворик с кликом «Аббаса забрали!».
Дом в Баку, в каком жил Аббас-Мирза Шарифзаде (улица Мирзга Аги Алиева, 115)С той минутки никто из знакомых Шарифзаде больше его не лицезрел. В это время на квартире актёра по улице Чадровой 115 (сейчас эта улица носит имя Мирза Аги Алиева) уже несколько часов шёл обыск. Всё конфисковалось, книжки, пьесы, театральные костюмчики, парики, афиши, газетные рецензии, в том числе и записи на арабском шрифте, которые скоро были занесены в папки в качестве «компромата» и «вещдока», свидетельствующие, как задумывались сотрудники НКВД, о криминальных связях актёра с иранской разведкой, задания, которой он типо получал через некоего киоскера, у которого Шарифзаде брал газеты (скоро выяснилось, этот работник киоска был провокатором). По сути Аббас-Мирза Шарифзаде воспользовался арабским шрифтом для записей текстов пьес и собственных актёрских ролей. В то время практически все грамотные азербайджанцы обладали арабским шрифтом (латинский алфавит стал официально употребляться исключительно в 1928 году, а в 1938 году был заменён на кириллицу). На актёра было составлено сфабрикованное следственное дело № 22134.
Допрос и расстрел
Шарифзаде винили в шпионаже в пользу Ирана. В качестве подтверждения указывались его нередкие визиты в персидское представительство в Гяндже в 1932 году. В действительности же это были дружественные встречи, которые были организованы самим консулом, являвшимся огромным фанатом азербайджанского театра, и любившего вечера в компании актёров. Другим серьёзным поводом к аресту была политическая деятельность родного брата Шарифзаде Гулам-Мирзы Шарифзаде, бюрократа независящей Азербайджанской Демократической Республики в 1918—1920 годах, жившего к тому времени в эмиграции. Шарифзаде также винили в пропаганде творчества репрессированных поэтов — Микаила Мушфига и Гусейна Джавида.
Арестованный в июне 1937 года Гусейн Джавид. Шарифзаде винили и в том, что он играл в пьесах Джавида, обвинявшегося в антисоветской деятельностиПосле обретения Азербайджаном независимости стало вероятным изучить следственное дело Аббаса Мирзы Шарифзаде. По словам филолога Фазиля Рахманзаде, как явствует из дела, в застенках НКВД Шарифзаде оказался только за то, что находился в близких связях с корифеями азербайджанской драматургии и сцены Гусейн Джавидом и Ульви Раджабом, неверно обвинёнными в буржуазном национализме, и имел к тому же контакты с Рухуллой Ахундовым, «обличённым» в руководстве с подпольной контрреволюционной организацией.
В протоколе 1-го из первых допросов, состоявшегося в январе 1938 года, приблизительно через месяц после ареста на вопрос «Признаете ли Вы себя виноватым?» Шарифзаде ответил: «Не признаю…». Дальше следователь спрашивает:
— Но вы примкнули к мусаватской партии в период её господства в Азербайджане.
— Нет, в мусаватской партии я не состоял никогда, позицию мусаватистов не делю…
— Следствие предлагает вам поведать всю правду о ваших политических убеждениях.
— Я вполне стою за власть Советов. Задания коммунистической партии и Русского правительства являются для меня законом. Я никогда ничего не делал против русской власти.
— Но вы знали об антисоветской деятельности Гусейна Джавида и других писателей, приверженных к националистическим взорам. Знали и пропагандировали их произведения, проводили пантюркистскую линию. Ведь из их состоит весь ваш репертуар.
— Ничего отвратительного не могу сказать об этих писателях. А произведения их служили сначала интересам азербайджанского народа. Я же как артист, стремился как можно лучше сыграть порученные мне роли…
— Что связывало вас с Рухуллой Ахундовым?
— Никаких отношениях с ним не состоял. Только в один прекрасный момент, после спектакля «Макбета» он поздравил меня с актёрской фортуной. И ещё говорил с ним по телефону по поводу моего выезда в Кировабад.
— Следствие просит от вас чистосердечного признания.
Датированные апрелем 1938 года очные ставки Шарифзаде с несколькими арестованными деятелями культуры свидетельствуют, что когда актёра спросили, подтверждает ли он показания о том, что вербовал их для шпионской деятельности на местности Русского Союза, Шарифзаде, тихим голосом проговорил: «…Да, подтверждаю. Я вербовал для шпионской работы в пользу иранской разведки неких собственных знакомых».
Датированные октябрём обвинительные заключения являлись итогом методично проводимых меркантильных допросов, истязаний, провокаций и шантажа, содержания в камерах без мед помощи и какой бы то ни было правовой поддержки всего, что продолжалось 11 месяцев и 13 дней. Обвинительное заключение говорило:
Шарифзаде признал себя виноватым в том, что вербовал для шпионской работы в пользу иранской разведки начальника Главреперткома Управления по делам искусств Махмудова Махмуда Бала Ами оглы…
Показания управляющего националистической антисоветской организации в Азербайджане Р.Ахундова свидетельствуют об активном участии А.Шарифзаде в мусаватской организации, действующей в Баку…
Из дела Шарифзаде известны фамилии следователей, сфабриковавших это дело. Это Борисов, Мустафаев, Перельман, Абдуллаев, Шнейдер и другие. После реабилитации жертв репрессий стала известна судьба неких из их. Например стало понятно, что следователи Перельман и Шнейдер были арестованы, и во время допроса признались, что сыграли свою «роль» при «обработке» заключенного Шарифзаде.
19 октября 1938 года «тройка» НКВД Азербайджанской ССР утвердила обвинительное заключение и приговорила Аббаса Мирзу Шарифзаде к «смертной экзекуции за шпионскую деятельность с конфискацией всего имущества». Но следователям нужны были письменные и добровольческие показания подсудимого, в связи с чем через неделю после утверждения приговора, 25 октября 1938 года, согласно книжке Рахманзаде, сломленного многомесячными истязаниями Аббас-Мирзу, приводят к следователю и заставляют написать то, самое нужное им письменное признание, «во всех совершенных преступлениях», обещая, как пишет Рахманзаде, что на суде (в реальности никакого суда так и не было) оно может поменять расстрел бессрочным тюремным заключением. Это признание было единственное своими руками написанное признание Аббас-Мирзы Шарифзаде. Подлинник этого признания, которое также сохранилось в архиве, был также подшит к делу.
Шарифзаде был признан виноватым по всем статьям и 16 ноября 1938 года в 9 часов 30 минут утра расстрелян по делу № 22134 в подвалах НКВД. Никто не знает где похоронен Шарифзаде и был ли он похоронен вообщем. Позже в русских источниках указывалось, что Шарифзаде скончался в марте 1938 года.
Реабилитация
Справка о прекращении дела по обвинению Шарифзаде, выданная 31 октября 1955 года его отпрыску Каратаю ШарифовуАббас-Мирза Шарифзаде был посмертно реабилитирован только после погибели Иосифа Сталина. Так, через 17 лет, в период наступившей в стране «хрущёвской оттепели» Аббас-Мирза Шарифзаде оказался посреди тех, кого первыми реабилитировали.
Прокуратура СССР признала дело № 22134 вполне сфальсифицированным. 17 сентября 1955 года по протесту прокуратуры приговор был отменён, уголовное дело из-за отсутствия состава злодеяния — прекращено. Протест был удовлетворён Верховным трибуналом СССР.
31 октября 1955 года на имя отпрыска Шарифзаде, Шарифову Каратаю Аббасовичу Военной Коллегией Верховного суда СССР была выдана справка о том, что «дело по обвинению Шарифова Аббаса Мирза Расула оглы пересмотрено Военной Коллегией Верховного Суда СССР 17 сентября 1955 года. Постановление тройки при НКВД Азербайджанской ССР от 19 октября 1938 года в отношении Шарифова А. М. Р.о. отменено и дело за отсутствием состава злодеяния прекращено».
Личная жизнь
22 июня 1919 года Аббас-Мирза Шарифзаде женился на Ханифа-ханум Акчуриной. 7 марта 1923 года у их родился отпрыск Эртогрул, а 19 апреля 1925 года — Каратай. Оба отпрыска были названы в честь персонажей, которых Шарифзаде исполнял в спектаклях.
Старший отпрыск Шарифзаде Эртогрул Шарифов стал юристом и многие годы управлял прокуратурами ряда районов Баку, в последние годы собственной жизни — прокуратурой Азизбековского района Баку. 20 октября 1951 года младший отпрыск Шарифзаде старший сержант Каратай Шарифов был награждён хвалебным листом «за хорошие характеристики в боевой и политической подготовке и идеальную службу в рядах Русской Армии». Он стал инженером-нефтяником, работал всю жизнь в АзИНМАШе, был основным инженером многих проектов, создателем разных разработок, управляющим парторганизации. 22 февраля 1960 года Каратай Шарифов был награждён малой серебряной медалью «за успехи в народном хозяйстве СССР». Оба отпрыска Аббас-Мирзы Шарифзаде скончались в 1973 году от длительной тяжеленной заболевания.
В 1923 году Шарифзаде вступил в дела с актрисой азербайджанского драматического театра Марзией Давудовой, с которой вкупе играл в разных спектаклях. 6 февраля 1924 года у их родилась дочь Фирангиз, нареченная именованием героини спектакля Джафара Джаббарлы «Огтай Эл оглу». Шарифзаде брал Фирагниз на гастроли и опекал. Фирагниз Шарифова потом была удостоена звания народной артистки Азербайджанской ССР. Внук Фирангиз Шарифовой Эльдар Гасымов стал певцом и вкупе с Нигяр Джамал принёс Азербайджану победу на конкурсе песни Евровидение-2011.
Ханифа-ханум простила Шарифзаде измену с Давудовой и их домашняя жизнь длилась, невзирая на влюбчивость Аббас-Мирзы. Ханифа-ханым понимала особенности артистичной натуры Шарифзаде. Марзия Давудова была вхожа в дом семьи Шарифзаде, Ханифа-ханум же не препятствовала общению собственных отпрыской с их сестрой Фирангиз. Сама Фирангиз Шарифова подчёркивает, что никогда не разлучалась со своими братьями Эртогрулом и Каратаем.
В 70-е годы Ханифа-ханым получила статус индивидуального пенсионера как вдова Аббас-Мирзы. Она скончалась в 1980 году.
-
Шарифзаде со собственной супругой Ханифа-ханум Акчуриной и отпрыском Эртогрулом
-
Сыновья Шарифзаде — Эртогрул и Каратай
-
Аббас-Мирза Шарифзаде и Марзия Давудова, играя Макбета
-
Марзия Давудова с дочерью Фирангиз
Творчество и отзывы критики
Шарифзаде в роли Ага Мухаммед-хана КаджараНе имея специального драматического образования, Шарифзаде исполнял главные роли в постановках как местных, так и забугорных пьес. Одной из его первых успешных ролей считается роль Ага Мухаммед-хана Каджара в одноимённой пьесе Абдуррагим-бека Ахвердиева. Композитор Афрасияб Бадалбейли вспоминал, как в процессе дискуссии посреди театральных деятелей тех пор было признано, что‚ «если А. М. Шарифзаде удачно сыграет роль Каджара, то тем он вроде бы разбудит театральную жизнь, которая впала в спячку после погибели Гусейна Араблинского». Для собственного бенефиса в Баку, который состоялся 20 февраля 1915 года в театре братьев Маиловых, Шарифзаде избрал роль Каджара, которого он уже играл в 1914 году в Иране и на гастролях в Ленкорани. Театральный критик Мамедсадых Ахундов (азерб.)русск. в газете «Баку» от 22 февраля 1915 года писал, что «артисты сыграли прекрасно, в особенности владелец бенефиса, зал был полон».
Вы сможете загрузить ролик либо загрузить проигрыватель для проигрывания ролика в браузере. Глас Шарифзаде в пьесе «Жена огня», произносящий монолог Эльхана
Будучи актёром реалистического жанра, за 30 лет собственной сценической деятельности актёр сделал ряд запомнившихся образов в государственной, также мировой драматургии. Шарифзаде был первым исполнителем ряда образов в государственной драматургии. Посреди ролей в азербайджанской драматургии известны такие его роли как Балаш, Айдын, Огтай, Эльхан, Эйваз («Севиль», «Айдын», «Октай Эль-оглы», «Жена огня», «В 1905 году» Джафара Джаббарлы), Шейх Санан, Иблис, Сиявуш, Князь («Шейх Санан», «Иблис», «Сиявуш», «Князь» Гусейна Джавида), Надир шах («Надир шах» Наримана Нариманова), Каджар («Ага Мохаммед-шах Каджар» Абдуррагим-бек Ахвердиев) и др.
Гаджиев, Шарифзаде (в центре, в роли Карла Моора) и Курбанов. «Разбойники» Фридриха ШиллераВ забугорной классике Шарифзаде сыграл такие роли как Отелло, Гамлет, Макбет («Отелло», «Гамлет», «Макбет» Уильяма Шекспира), Карл Моор («Разбойники» Фридриха Шиллера), Акосту («Уриэль Акоста» Карла Гуцкова), Геве («Кузнец Геве» Шамседдин Сами), Гюлаб («Шахнаме» Мкртича Джанана), Дубровский («Дубровский» Александра Пушкина), Кречинский («Свадьба Кречинского» Александра Сухово-Кобылина), Барон («На деньке» Максима Горьковатого), Зер-Сибан («Загмук» Анатолия Глебова) и др..
Как пишет статья об актёре в Азербайджанской русской энциклопедии, в творчестве Шарифзаде выражена «мораль, мечты народа, его революционные наклонности», также, что искусство Шарифзаде являлось «одной из наивысших ступеней развития азербайджанской сценической культуры». Начиная с «Иблис» (1920 год), Шарифзаде участвовал практически во всех новых спектаклях Азербайжанского муниципального театра, в особенности в тех случаях, когда они создавались по пьесам Джаббарлы и Джавида, Шиллера и Шекспира. Кубад Касимов писал, что после покойного Араблинского тюркский театр связан с именованием Шарифзаде. Большая русская энциклопедия отмечала, что Аббас-Мирза Шарифзаде сыграл значительную роль в истории Азербайджанского драматического театра.
Актёрское амплуа
Шарифзаде в роли Айдына. Катастрофа Джафара Джаббарлы «Айдын»Аббас-Мирза Шарифзаде был известен сначала как актёр-трагик. Литературовед Гюльрух Алибекова (азерб.)русск. называла Шарифзаде «великим актёром-трагиком». На формирование сценического мастерства Шарифзаде как актёра-трагика большущее положительное воздействие оказало творчество Гусейна Араблинского. Начиная с дореволюционных лет, репертуар Шарифзаде декорировала, как писал искусствовед Джафар Джафаров, «галерея ярчайших отрицательных типов большой катастрофической силы». В русский период у истоков этих образов, по словам Джафарова, стояла «титаническая фигура» Иблиса — беса из одноимённой катастрофы Гусейна Джавида, который «был поднят актёром на уровень высочайшей трагедии». Потом Шарифзаде уже был известен как исполнитель таких катастрофических ролей мирового масштаба, как Гамлет и Макбет.
Но Шарифзаде играл и в комедиях. Так, в 1927 году он в первый раз сыграл Хлестакова в пьесе Николая Гоголя «Ревизор». Об этом выполнении Шарифзаде позднее вспоминал:
«Ревизор» Гоголя сыграл очень огромную роль в моём артистичном искусстве. Так как я привык играть катастрофических героев, создание вида комичного Хлестакова было для меня самой серьёзной неувязкой. Постарался и сыграл. |
Но дел этим не кончилось. После Хлестакова Шарифзаде, для которого по словам публициста Гаджибабы Назирли (азерб.)русск., этот образ стал самой наилучшей и менторской школой, сыграл Дон Жуана Мольера. После чего Шарифзаде выступил в комичной роли в «Дураке» Фульды, а в произведении Горьковатого «На деньке» удачно, как пишет Назирли, сыграл Барона.
Герои Джавида в выполнении Шарифзаде
В первый раз в пьесах Гусейна Джавида, собственного современника, Аббас-Мирза Шарифзаде выступил 21 декабря 1920 года на сцене Муниципального театра в роли Иблиса (пьеса «Иблис»). Не считая этого Шарифзаде сам же и был режиссёром постановки. О выступлении Шарифзаде 2 октября 1921 года в роли Иблиса Халил Ибрагимов (азерб.)русск. в газете «Коммунист» писал, что умело сыграв роль Иблиса, «Шарифзаде заработал славу для собственного мастерства на тюркской сцене».
19 ноября 1921 года на сцене Муниципального театра Шарифзаде сыграл роль Шейх Санана (пьеса «Шейх Санан»). Его жена Ханифа-ханум Акчурина писала, что «Шарифзаде очень пристально готовил одну из собственных возлюбленных ролей, роль Шейх Санана, совместно с Гусейном Джавидом посиживал до полуночи, а время от времени и до утра, работал, выпив неограниченное количество кофе».
14 апреля 1922 года в первый раз была поставлена пьеса «Афет». Роль Эртогрула в этом произведении сыграл Шарифзаде, и как писал Дадаш Буниатзаде, «прекрасно выразил возложенную на него тяжёлую обязанность». 2 июня этого же года Шарифзаде, сыграл роль Джалала в пьесе «Пропасть», выбрав эту роль для собственного бенефиса. Рашид Юсифзаде отмечал, что то, что Шарифзаде избрал пьесу «Пропасть» для собственного бенефиса, указывает то, что он высоко ценит новые произведения. 15 декабря Шарифзаде сыграль роль Шейды в одноимённой пьесес Джавида. Неплохую игру Шарифзаде в этой роли отмечала газета «Коммунист» от 18 декабря 1922 года.
15 ноября 1926 года Аббас-Мирза Шарифзаде сыграл роль поэта Кирмани в пьесе «Колченогий Тимур». Асад Тахир в газете «Коммунист» от 17 ноября отмечал неплохую игру Шарифзаде в этой роли.
14 апреля 1930 года заслуженный актёр Шарифзаде сыграл главную роль в пьесе «Князь». Агаселим Манафлы и Эмин Садыг (азерб.)русск. писали, что Шарифзаде сделал роль Князя «совсем по другому, представив его как аристократа и как члена правительства». Они также отмечали, что невзирая на то, что эта роль просит уродливого лица и мерзких движений, Шарифзаде, смог вызвать у зрителей жалость к Князю. В октябре 1934 года он сыграл роль Сиявуша в одноимённой пьесе Джавида. Эту же роль он сыграл в апреле 1936 года. В сей день эта пьеса стала 100-той пьесой, поставленной на сцене Азербайджанского муниципального драматического театра.
Сам Гусейн Джавид писал:
…Аббасмирза Шарифзаде является обычным и незапятнанным человеком. Но, в этой простоте находится величие… Аббасмирза показал в истории сцены незабвенные акты героизма |
-
В роли Иблиса («Иблис»)
-
В роли Шейх Санана («Шейх Санан»)
-
В роли Сиявуша («Сиявуш»)
-
В роли Князя («Князь»)
Герои Шекспира в выполнении Шарифзаде
Верхушкой актёрского мастерства Аббаса-Мирзы Шарифзаде числятся исполненные им герои Уильяма Шекспира. Согласно Азербайджанской русской энциклопедии, Шарифзаде исполнял эти роли достаточно пластично, с психической глубиной и характером. Шарифзаде был известен как один из профессионально исполнявших роли Гамлета, Отелло и Макбета. В азербайджанской и столичной прессе выступление Шарифзаде в роли Гамлета оценивалось как «великая победа русского театра».
Отелло Аббас-Мирза Шарифзаде в роли ОтеллоСыграть роль Отелло было священным желанием Аббас-Мирза Шарифзаде. Эталон выполнения роли Отелло Шарифзаде лицезрел в игре Гусейна Араблинского. Скоро после смерти Араблинского, Отелло в 1919 году сыграл юный Шарифзаде. Так, 12 декабря 1919 года управлением Азербайджанского муниципального театра была поставлена катастрофа «Отелло». О первом выступлении Шарифзаде в роли Отелло понятно сильно мало, но, судя по позднейшим спектаклям, он правильно хранил заветы собственного учителя и развивал его принципы.
Об выполнении им роли Отелло газета «Азербайджан» от 14 декабря 1919 года писала, что «Аббас-Мирза Шарифзаде в роли Отелло заслужил успех» и что в долговременной и упрямой работы над ролью «актёр, как разговором, так и движением, смог сделать тип ревнивого араба».
Критики тех лет, видевшие в Шарифзаде «крупную силу», писали, что в роли Отелло он одержал победу и содействовал созданию спектакля, в каком азербайджанский театр «показал свои способности» и «выдержал экзамен в сценическом и театральном мире».
В первый раз удививший Шарифзаде в 1919, в спектакле «Отелло», литературовед Мамед Ариф отмечает, что вместе с тем, что Шарифзаде показал мучения Отелло более выпукло, он мог бы более отлично передать его величие, великолепие и смысл в самоубийстве. С другой стороны, как пишет Мамед Ариф, Шарифзаде сумел воскресить несколько кислый конец пьесы.
Критик Азиз Шариф, говоря о постановке «Отелло» в 1925 году, в бакинской газете «Ени йол» («Новый путь») от 6 января писал, что Шарифзаде, и сам будучи восточным человеком, смог воплотить всю психологию, восточную ревнивость Отелло как человека Востока. Рашид Юсифзаде, в газете «Коммунист» от 7 января, отмечая «красивую игру» Шарифзаде, указывал, но, что в размеренных частях последняя разгневанность была излишней. Один из виднейших журналистов республики Акиф Кязим в газете «Коммунист» от 3 ноября писал, что в роли Отелло в игре Шарифзаде было не достаточно нового. Асад Тахир в той же газете от 19 декабря, сравнивая выполнение Шарифзаде роли Отелло на сцене Муниципального тюркского театра с исполнением армянского актёра Абеляна (за денек на этой же сцене), отмечал темпераментную и «более успешную» игру Аббас-Мирзы.
12 февраля 1926 года Шарифзаде в первый раз выступил на тифлисской сцене. Как писал в газете «Ени фикир» один из управляющих «Тифлисского драматического общества» Алимирза Нариманов, для собственного дебюта Шарифзаде избрал роль Отелло (Дездемону игралась Сурая Каджар).
В 1933 году на сцене Гянджинского драматического театра Шарифзаде играл Отелло в паре с Алескером Алекперовым.
23 марта 1935 года было отмечено 15-летие выступления Шарифзаде в роли Отелло.
-
Программка «Отелло» с Шарифзаде в главной роли. Муниципальный театр имени Руставели, 1929 год
-
Программка «Отелло» с Шарифзаде в главной роли. Муниципальный тюркский театр имени Дадаша Бунтатзаде, 1930/31 гг.
Шарифзаде, ещё юный, грезил, как в своё время и Гусейн Араблинский, сыграть Гамлета. 22 декабря 1926 года Азербайджанский муниципальный театр в первый раз на азербайджанской сцене поставил трагедию «Гамлет». Основная роль в спектакле была с огромным фуррором сыграна Аббас-Мирзой Шарифзаде. Сделанный им образ Гамлета завлекал своим благородством, глубочайшим философским содержанием. Азербайджанский театр, исходя из общечеловеческого нрава катастрофы, перенес место деяния на Восток и не приурочил к определенной эре её время. Решённые в восточном стиле калоритные, пёстрые костюмчики, восточная музыка, восточные имена персонажей, жесты, движения — всё это должно было, по воззрению режиссёра-постановщика Александра Туганова, способствовать перенесению деяния на Восток. При всем этом текст Гамлета был оставлен без конфигураций. Театр считал собственный способ раскрытия катастрофы правильным и был убеждён, что схожее истолкование является «национальной интерпретацией произведений мирового репертуара». Переводчиком катастрофы на азербайджанский язык был Джафар Джаббарлы, который также воспринимал активное роль в постановке спектакля и также считал работу театра творческим тестом. М. Кулиев, который оправдывал и поощрял «восточный» стиль постановки, считал постановку международным, временным произведением, не связанным с определенной историей. Кулиев утверждал, что театр идёт по правильному пути и отвечает «всем насущным требованиям современного театрального искусства».
Но, к оценке наружной переделки спектакля подходили по-разному. Невзирая на это, все критики (имеются ввиду не только лишь местные критики, да и московские, ленинградские, тбилисские и ереванские), также жюри Всесоюзной театральной олимпиады в Москве сходились в одном: они подчеркивали восхитительную, стоящую на высочайшем уровне, игру актёров. А именно, как отмечает искусствовед Тамилла Юсуфбейли, выполнение роли Гамлета Аббас-Мирзой Шарифзаде «вызвало единодушные похвалы и было признано одним из выдающихся актёрских достижений». По её словам, ни восточные костюмчики, ни восточное оформление не помешали актёру сыграть Гамлета на высочайшем художественном уровне, передать всю сложность, всю многогранность нрава шекспировского героя. Даже в рецензиях, создатели которых выступали с критикой восточного стиля спектакля, указывалось, что Гамлет Шарифзаде остался в стороне от неверной трактовки. Согласно Юсуфбейли, глубочайшая трактовка роли и красивая игра Аббаса-Мирзы Шарифзаде «затмили все недочеты постановки» и, как подчеркивала ленинградская печать, «спасли спектакль». Так, «Красноватая газета» писала:
Гамлет изготовлен отлично. Этот образ отлично дан огромным актёром Шарифовым. Большой характер, культурный жест, красивая дикция актёра и традиционная трактовка роли выручили спектакль, превратив его в победу тюркского театра. |
Тамилла Юсуфбейли выделяет три ступени в выполнении Гамлета, которые Шарифзаде, по её воззрению, исполнял глубоко разумно, по заблаговременно продуманному плану, создавая меж ними тесноватую связь и доводя роль до конца по единой полосы развития. Согласно Юсуфбейли, в первой ступени Шарифзаде с большой полнотой и силой открывал жуткие духовные муки и переживания Гамлета, подчёркивая с самого начала его грустное одиночество. 2-ая же ступень сценической жизни Гамлета в выполнении Шарифзаде начиналась со встречи с призраком, слова которого потрясали его, приводили в отчаяние, смятение, повергали в глубочайшее раздумье и в то же время пробуждали в нём рвение интенсивно действовать, вступить в борьбу для выполнения возложенного на него долга мести. Борьбу он начинал не сходу, а равномерно, в итоге грустных размышлений.
Шарифзаде, который глубоко проникнул в философское содержание катастрофы, достигнул, как отмечает Юсуфбейли, большой силы в передаче глубины мыслей Шекспира. Искусствовед пишет, что Гамлет Шарифзаде обладал острым, любознательным мозгом, был грустным, задумчивым философом, ясно понимающим своё бессилие в борьбе с мировым злом в силу собственного одиночества. Монолог «Быть либо не быть» Шарифзаде, по словам Тамиллы Юсуфбейли, произносил с большой сосредоточенностью и внутренней взволнованностью. В этом монологе, как пишет искусствовед, актёр подымался до подлинно катастрофического пафоса. В сцене с могильщиками Шарифзаде в размеренных, печальных интонациях рассуждал о бессмысленности жизни, демонстрируя скепсис Гамлета. Пессимизм и скепсис порождались противоречием, имеющимся меж эталоном его нрава и реальностью, и не были врождёнными чертами нрава героя.
Погибель Гамлета в выполнении Аббас-Мирзы ШарифзадеВ выполнении Шарифзаде весь образ Гамлета, по воззрению Юсуфбейли, был пронизан мыслью гуманизма, мыслью мужественной борьбы против «мирового зла». Так, огромную гуманистическую тему актёр открывал в сцене с Офелией (Ева Оленская). Благородство и человечность Гамлета Шарифзаде подчёркивал и в сцене встречи с мамой (Марзия Давудова). С одной стороны, царевич — глубоко любящий отпрыск, с другой — яростный обличитель, арбитр. Слова Гамлета Шарифзаде в сценах, в каких он разоблачал в людях зло, лицемерие, ересь, коварство, грех, звучали, по словам Юсуфбейли, с большой чувственной силой и страстностью. По отношению к Клавдию (С. Салимбеков, А. Курбанов), Полонию (Мустафа Марданов), к своим «друзьям» — Гильденстерну, Розенкранцу Шарифзаде демонстрировал Гамлета бесжалостным. В беседе с ними он был непримиримым, возбуждался, чуть сдерживал своё негодование. Гласил то с горьковатым сарказмом, то со размеренным хладнокровием, то с язвительной усмешкой. Сцену мышеловки Шарифзаде также проводил профессионально. Актёр бурно и темпераментно передавал волнение и удовлетворенное чувство торжества от того, что ему удалось разоблачить короля, сорвать с него маску фальши и лицемерия.
Гамлет в выполнении Шарифзаде был сильным, волевым, но одиноким. Шарифзаде не представлял Гамлета без его меланхолии, печалься и колебаний, без его внутренних противоречий. Погибель Гамлета Шарифзаде демонстрировал как смерть великодушного человека, с ревностью искавшего правду и справедливость, боровшегося за наилучшие, светлые, гуманистические эталоны, но потерпевшего поражение в неравной борьбе.
Тамилла Юсуфбейли подчёркивает, что игра Шарифзаде соединяла безудержные, страстные порывы, пламенную, темпераментную сокрушительность с глубочайшим проникновением в философскую суть мыслей грустного, горестного Гамлета. Искусствовед Джафар Джафаров даёт выполнению Шарифзаде очень колоритную образную характеристику:
Гамлет Шарифзаде явился вроде бы синтезом Шейха Санана, трогательного в собственной печалься и печали, и Карла Моора, воодушевлявшего собственной огненной натурой, бунтарскими призывами к борьбе с публичным злом. |
Гамлет Аббаса-Мирзы Шарифзаде вызвал экзальтированные отзывы и всеобщие похвалы. Газета «Известия» писала: «Роль Гамлета отыскала в лице Шарифова красивого вдумчивого исполнителя». Ленинградский журнальчик «Жизнь искусства» подчёркивал:
Гамлет в выполнении восхитительного тюркского актёра Аббаса М. Шарифова заслуживает быть отмеченным как огромное достижение в истории тюркского актёрского искусства. Может быть, в нем очень много истерии и стрессовости, очень подчеркнута раздвоенность натуры, но общие контуры трактовки и подачи роли молвят о большенном художественном мастерстве. |
Кубад Касимов в собственной статье «Гамлет на тюркской сцене» («Бакинский рабочий», 27 декабря 1926) писал:
Сделанный Шарифзаде образ Гамлета подействовал на всю суть зрителя. Игра Шарифзаде ясностью выражения и интонацией воскресила Гамлета со всей его сутью. Это был Гамлет Шекспира. |
9 февраля 1936 года Азербайджанский муниципальный театр имени Азизбекова издал приказ о награждении Шарифзаде 300 рублями за усердную подготовку пьесы Макбет. 22 февраля в газете «Ени йол» и «Гендж ишчи» («Молодой рабочий») Шарифзаде писал, что считает Макбета самым сложным произведением Шекспира. Шарифзаде был должен играть главную роль — роль Макбета. Готовясь к этой роли, Шарифзаде, по его же словам, изучал критику таких литературоведов как Фриче, Луначарский, Коган и др.
12 марта 1936 года решением правительства республики, «принимая во внимание беспрецедентные творческие заслуги» Аббас-Мирзы Шаризаде в роли Макбета в одноимённом спектакле, он и вместе с ним Марзия Давудова (леди Макбет) и режиссёр-постановщик Александр Туганов были удостоены почётных званий народных артистов Азербайджанской ССР.
В конце концов, 15 марта 1936 года на сцене Муниципального драматического театра был поставлен «Макбет». Главную роль играл Аббас-Мирза Шарифзаде. И. Новрузов и Джафар Хандан 22 марта в газете «Гендж ишчи» писали, что Аббас-Мирза Шарифзаде в пьесе сделал образ Макбета верно и с оригинальностью. Дадаш Буниатзаде в «Литературной газете» от 24 марта писал, что в роли Макбета Шарифзаде достигнул верхушки собственного творчества, оставив сзади все другие свои роли. Исрафил Джахангиров в газете «Коммунист» от 27 марта писал, что колоритная игра Шарифзаде в роли Макбета указывает все потенциальные способности красивого трагика и морально-техническое величие этого таланта. Вл. Роговской в газете «Заря Востока» от 23 марта писал, что «Макбет Аббас-Мирзы — это образ сильного человека, рождённого публичными расколами шекспировской эры, снутри которого кипят страсти». Критик Мехти Гусейн в «Литературной газете» от 3 апреля писал, что образ Макбета является новым и высочайшим уровнем в развитии Шарифзаде.
Перечень ролей Шарифзаде
В перечне в хронологическом порядке представлены роли, которые сыграл Шарифзаде, и даты первых выступлений.
Перечень ролей 1908Роль | Произведение | Создатель |
---|---|---|
Немая женщина | Надуманный нездоровой | Жан Батист Мольер |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Рустам | Кузнец Геве | Шамсаддин Сами | 24 апреля |
Шакиб | Джевдет-бей | Мухаммад Эхсан | 4 ноября |
Бадал | Гаджи Кара | Мирза Фатали Ахундов | 11 декабря |
Азиз | Жизнь артистов | Лентовский | 18 декабря |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Даша | Книжка памяти | Маттери | 2 февраля |
Один из участников | Голодные молодчики | Абдуррагим-бек Ахвердиев | 11 марта |
Бахрам | Кузнец Геве | Шамсаддин Сами | 11 апреля |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Бестужев | Газават | Ланской | 25 мая |
Селим-бек | Разорённое гнездо | Абдуррагим-бек Ахвердиев | 29 июня |
Искендер-бек | Гаджи Керим хан Ардабили | Наджаф-бек Везиров | 1 сентября |
Надир | Надир-шах | Нариман Нариманов | 26 сентября |
Шумер | Разбойники | Фридрих Шиллер | 9 октября |
Ашраф-бек | Из-под дождика да под ливень | Наджаф-бек Везиров | 12 октября |
Мюханна | Саад ибн Ваггас | Мирза Мамед Ахундов | 21 октября |
Парвиз | Кузнец Геве | Шамсаддин Сами | 30 октября |
Аслан | Цветочки Кавказа | Батшала | 20 ноября |
Боец | Гырт-гырт | Мадатов | 24 ноября |
Ислам-бек | Родина | Намик Кямал | 26 ноября |
Тариг | Тариг ибн Зияд | Абдулхаг Гамид | 22 декабря |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Абасали | Безденежье | Иван Тургенев | 10 января |
Барклай де Толли | 1812 | Бахметьев | 25 января |
Зохраб | Рустам и Зохраб | А. Гамарлинский | 19 мая |
Абдуррахман | Езид ибн Муавийа | Мехди-бек Гаджибабабеков | 20 декабря |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Раджаб, Демир-бек | Арнауты | Шамсаддин Сами | 24 января |
Ага Мухаммед-шах Каджар | Ага Мухаммед-шах Каджар | Абдуррагим-бек Ахвердиев | 21 мая |
Нифтали | Дашдым-дашдым | М. Казымовский | 23 мая |
Гачаг Керем | Гачаг Керем | Мчедишвили | 17 октября |
Зохраб | Рустам и Зохраб | Ахмед Меликов | 30 октября |
Кассио | Отелло | Уильям Шекспир | 26 декабря |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Агаджавад | Вечернее терпение лучше | Султан Меджид Ганизаде | 4 апреля |
Нушираван | Нушираван-адил | Абдулрасул Шарифов | 18 сентября |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Аб л ла | Аб л ла | Г. Бадраддин, М. Руфат | 1 января |
Бюлгасан | Халиф на час | Абдулла Шаиг | 9 марта |
Фахраддин | Горе Фахреддина | Наджаф-бек Везиров | 31 марта |
Наджаф-бек | Разорённое гнездо | Абдуррагим-бек Ахвердиев | 3 июня |
Геве | Кузней Геве | Шамсаддин Сами | 25 ноября |
Хосров | Чёрная неудача | Намик Кямал | 2 декабря |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Саид-бек | Эффективность гонений | Сакина Ахундзаде | 20 января |
Курбан | Пери Джаду | Абдуррагим-бек Ахвердиев | февраль |
Забит | Родина | Намик Кямал | 17 марта |
Искандер | Покойники | Джалил Мамедкулизаде | 9 апреля |
Джахангирбек | Гачахи в прошедшем | Наджаф-бек Везиров | 11 мая |
Анварбек | Абдульхамид | Рза Заки | 12 мая |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Анвар-бек | Покорение Эдирны | Джафар Джаббарлы | 5 января |
Бахрам | Увядшие цветочки | Джафар Джаббарлы | 2 февраля |
Рамиз | Тараблисская война | Джафар Джаббарлы | 15 марта |
Султан-бек | Аршин мал алан | Узеир Гаджибеков | 30 мая |
Севдимали | Наш арендатор покончил с собой | М. С. Ахундов | 20 июня |
Хамбал | Не та, так эта | Узеир Гаджибеков | 25 июня |
Падишах | Асли и Керем | Узеир Гаджибеков | 3 июля |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Муваййид | Разделения | Тахсид Нахид | 6 января |
Осман-бек | Азербайджан | Иса-бек Ашурбеков | 28 марта |
Гаджи Гасан | Покойники | Джалил Мамедкулизаде | 4 августа |
Отелло | Отелло | Уильям Шекспир | 12 декабря |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Ибн Тахир | Шах Исмаил | Муслим Магомаев | 31 января |
Мухтар-бек | Месть | Намик Кямал | 14 марта |
Иблис | Иблис | Гусейн Джавид | 21 декабря |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Шейх Санан | Шейх Санан | Гусейн Джавид | 18 ноября |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Ахмед-бек Шамхал | Газават | Ланской | 20 марта |
Эртогрул | Афет | Гусейн Джавид | 11 апреля |
Айдын | Айдын | Джафар Джаббарлы | 9 мая |
Джалал | Пропасть | Гусейн Джавид | 2 июня |
Хлестаков | Ревизор | Николай Гоголь | 19 октября |
Человек | Жизнь человека | Леонид Андреев | 27 ноября |
Шейда | Шейда | Гусейн Джавид | 15 декабря |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Антара | Антара | Шюкри Гази | 26 января |
Огтай | Огтай Эл оглу | Джафар Джаббарлы | 22 февраля |
Повелитель | Царский брадобрей | Анатолий Луначарский | 27 апреля |
Маркарон | Революционный брак | 12 октября |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Старый крестьянин | Сова | Халид Фахри | 22 февраля |
Карл Моор | Разбойники | Фридрих Шиллер | 2 апреля |
Буридан | Кровавый замок | Александр Дюма | 4 апреля |
Ихтияр | Иблис | Гусейн Джавид | 7 апреля |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Барон | На деньке | Максим Горьковатый | 12 января |
Фердинанд | Коварство и любовь | Фридрих Шиллер | 29 марта |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Дон Жуан | Дон Жуан, либо Каменный пир | Жан Батист Мольер | 18 января |
Поэт Кирмани | Колченогий Тимур | Гусейн Джавид | 15 ноября |
Гамлет | Гамлет | Уильям Шекспир | 22 декабря |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Кречинский | Свадьба Кречинского | Александр Сухово-Кобылин | 13 декабря |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Эльхан | Жена огня | Джафар Джаббарлы | 2 марта |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Зер-сибан | Загмук | Анатолий Глебов | 25 октября |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Гуинплен | Человек, который смеётся | Виктор Гюго | 14 февраля |
Князь | Князь | Гусейн Джавид | 14 апреля |
Сейран | Намус | Александр Ширванзаде | 12 июня |
Балаш | Севиль | Джафар Джаббарлы | август |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Грабар | Чёрная вода | М. Данилов | 17 февраля |
Эйваз | В 1905 году | Джафар Джаббарлы | 8 октября |
Зейнал, председатель сельского совета | Ахираззаман | Аббас-Мирза Шарифзаде, Асад Тахиров | 15 октября |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Эйваз | Тень | Сеид Гусейн | 15 октября |
Райчаран | Индийская женщина | Абдулхак Хамид | 10 октября |
Роль | Произведение | Создатель |
---|---|---|
Самандар | Алмас | Джафар Джаббарлы |
Сиявуш | Сиявуш | Гусейн Джавид |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Эйваз | В 1905 году | Джафар Джаббарлы | 10 мая |
Гайдар | Смерть эскадры | Александр Корнейчук |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Макбет | Макбет | Уильям Шекспир | 15 марта |
Гюлаб | Шахнаме | Мкртыч Джанан | 30 мая |
Роль | Произведение | Создатель | Число |
---|---|---|---|
Дубровский | Дубровский | Александр Пушкин | 5 марта |
Денщик | Братья Васильевы | Чапаев (кинофильм), дубляж | 13 мая |
Постановка опер
Актёры оперетты «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова совместно с дирижёром Муслимом Магомаевым (посиживает в центре) и режиссёром Аббас-Мирзой Шарифзаде (посиживает слева от него). 1928 годЕщё до предназначения основным режиссёром Азербайджанского театра оперы и балета в 1926 году, Шарифзаде производил постановку опер на азербайджанской сцене. Так, ещё 18 января 1919 года на сцене Азербайджанского муниципального театра от поставил оперу Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун». О постановке оперы 22 января этого же года на сцене оперного театра Джамиль Гарабаглы в газете «Азербайджан» писал, что «в постановке, которую отдал Шарифзаде завлекает внимание его искусное мастерство режиссёра». 6 и 7 мая 1924 года Шарифзаде поставил на сцене Муниципального театра оперу «Шах Исмаил» Муслима Магомаева. Об этой постановке Сулейман Меликов (азерб.)русск. в газете «Коммунист» писал:
Режиссёр, трудясь в эту ночь всей силой, с полным фуррором соединял сценическую постановку и оформление. А если некие несоответствия в цветах разглядим как любовь к различным цветам на Востоке, то это будем применимым. Поздравляем режиссёра с нынешним фуррором. |
1 марта 1925 года представители английской «Daily Express», японской «Осака Асахи», берлинского «Berliner Börsen-Courier (англ.)русск.» и других представителей забугорных СМИ повстречались с постановщиком оперы «Ашуг-Гариб» Аббас-Мирзой Шарифзаде.
В 1-ые годы находясь на должности головного режиссёра оперного театра Шарифзаде ставил такие произведения Узеира Гаджибекова как «Аршин мал алан», «Асли и Керем». Об обновлённой постановке оперы «Лейли и Меджнун» газета «Худжум» от 31 октября 1930 года отмечала «реалистическую подачу с внедрением ярких декоров и неплохую постановку старенькой Аравии, осуществлённую режиссёром А. Шарифзаде и художником Робергом». Узеир Гаджибеков потом писал:
Оценивая актёрские и режиссёрские награды Абасмирзы Шарифзаде, заработавшего своё место посреди деятелей тюркской сцены не оковём учения и школы, а своим серьёзным усердием, желанием и способностью обучаться, сначала стоит отметить его пробы и достоинство на пути развития нашего театра. Абасмирза Шарифзаде сделал гигантскую работу и в обогащении оперных постановок. Трудясь в области кино и театра Абасмирза достигнул уровня универсального деятеля сцены. |
Кинорежиссёрская деятельность
Кадр из кинофильма «Во имя Бога». Режиссёр Аббас-Мирза Шарифзаде, 1925 годАббас-Мирза Шарифзаде был одним из первых азербайджанских кинорежиссёров. Но за свою кинорежиссёрскую деятельность он снял не настолько не мало кинофильмов: всего три художественных и два документальных. Шарифзаде, уже будучи известным актёром в мире театра, отлично осознавал разницу меж театром и синематографом. Киновед Айдын Кязимзаде (азерб.)русск. отмечает, что Шарифзаде, уделяя повышенное внимание кино, считал, что работая в синематографе, он создаёт историю.
Первым снятым им фильмом был кинофильм «Бисмиллах» («Во имя Бога») на антирелигиозную тему. 22 апреля 1925 года газета «Бакинский рабочий» писла, что съёмки кинофильма «Бисмиллах» по сценарию Павла Бляхина были поручены Шарифзаде. Газета «Коммунист» от 27 апреля, сообщая о съёмках кинофильма, писала, что кинофильм «снимается с ролью тюркских (имелись ввиду азербайджанские) актёров». 1 июня этого же года при Гос кинофабрике открылась студия, режиссёрскую часть которой возглавил Аббас-Мирза Шарифзаде. Аждар Неджад 31 мая 1925 года в газете «Коммунист» писал, что кинофильм «Во имя Бога», остановленный с прошедшего года по неким причинам, уже месяц как снимается в управлении Шарифзаде, и что будет представлен не позже 25 июля в честь Мухаррама.
13 июля кинофильм «Бисмиллах» был показан для студентов, артистов и приглашённых зрителей. 24 июля возвращающиеся из Ирана берлинские деятели кино, будучи в фото-киноуправлении Азербайджана, пожелали отправить в Берлин кинофильм «Бисмиллах» и ряд других кинофильмов. Совкино заказало 12 экземпляров кинофильма. В октябре кинофильм был показан и в Москве. В Харькове для Украины также были заказаны 4 экземпляра данного кинофильма. Асад Тахир писал, что такие снятые западные киноленты как «Мусульманка», «Стамбульский нищий», «Багдадский вор» не могут конкурировать с фильмом «Бисмиллах» на предмет изложения восточной темы, так как этот кинофильма сам «был снят на Востоке, восточной постановкой, восточными актёрами». Азиз Шариф писал, что, сняв кинофильм «Бисмиллах», Аббас-Мирза Шарифзаде обосновал, что является способным режиссёром. Русское правительство интенсивно использовало этот в кинофильм антиисламской пропаганде.
В октябре завершались съёмки документального кинофильма «В Азербайджане», снимавшегося Шарифзаде по заказу Комиссариата земледелия. В ноябре этого года, окончив установка кинофильма «В Азербайджане», 90 процентов, которого снималось в разных местах Азербайджанской ССР, Шарифзаде окончил съёмки кинофильма.
Кадр из кинофильма «Игра в любовь». Режиссёр Аббас-Мирза Шарифзаде, 1935 годВ 1928 году Шарифзаде снял кинофильм «Гаджи Кара» по мотивам одноимённой комедии азербайджанского драматурга Мирзы Фатали Ахундова. Премьера кинофильма, состоявшаяся 25 декабря 1928 года, совпала с юбилеем Шарифзаде по случаю 20-летия сценической деятельности актёра. Прошлый начальник Азергоскино Шамиль Махмудбеков (азерб.)русск. писал, что этот кинофильм захватил фуррор не только лишь в Азербайджане, да и в почти всех странах Востока. В этом кинофильме, по словам Махмудбекова, «нашли своё отражение прошедшая жизнь Азербайджана, подавление рабочих и фермеров землевладельцами и капиталистами». В кинофильме игрались Мирза Ага Алиев, Мустафа Марданов, Агасадых Герайбейли, Сидги Рухулла, Марзия Давудова и др.
22 мая 1935 года газета «Коммунист» докладывала о продолжающихся съёмках фильма-комедии «Игра в любовь» под режиссурой Шарифзаде по сценарию Александра Попова. К октябрю кинофильм, приуроченный к 18-летию Октябрьской революции и 15-летия советизации Азербайджана, был готов. Кинофильм был посвящён жизни комсомольской молодёжи Азербайджана. Это был последний кинофильм, снятый Шарифзаде. В основных ролях в этом кинофильме сыграли Сара Шарифзаде, Меджид Шамхалов, Исмаил Эфендиев, Мирза Ага Алиев.
После того, как Шарифзаде был репрессирован, его имя было вырезано из титров всех снятых им кинофильмов.
Память об актёре
В 1930 году, ещё при жизни Шарифзаде, издательство «Азернешр» выпустило книжку «Материалы по истории азербайджанского тюркского театра», где 31-32 странички были посвящены Шарифзаде.В доме-музее Гусейна Джавида, в постановках пьес которого не один раз выступал Шарифзаде, хранится набросок актёра в роли Шейх Санана, выполненный отпрыском Гусейна Джавида, Эртогрул Джавидом.
На стенке дома в Баку (по улице Мирга Аги Алиева, 115), в каком жил Шарифзаде, установлена мемориальная доска в память об актёре с надписью «Здесь жил видный деятель азербайджанского театра Аббас-Мирза Шариф-заде».
Именованием Аббаса-Мирзы Шарифзаде названа улица в Ясамальском районе городка Баку. Также имя актёра носит Дом актёра в Баку.
«А. М. Шарифзаде в роли Шейх Санана». Эртогрул Джавид. Дом-музей Гусейна ДжавидаНародный поэт Азербайджанской ССР Сулейман Рустам в сентябре 1963 года предназначил Шарифзаде стихотворение «Для Аббас-Мирзы» (азерб. Abbas Mirzə üçün). В этом же году свершилась премьера пьесы Сабита Рахмана «Любимые роли», посвящённая 70-летию со денька рождения Аббаса-Мирзы Шарифзаде (до представления член-корреспондент Академии Азербайджанской ССР Джафар Джафаров сделал доклад о творческой деятельности актёра). Также в 1963 году на экраны вышел документальный кинофильм студии «Азербайджанфильм» режиссёра А. Мусаева, посвящённый жизни и деятельности Шарифзаде.
На Азербайджанском телевидении вышел документальный кинофильм режиссёра Гаве Гасанова «Аббас-Мирза Шарифзаде (азерб.)русск.», посвящённый жизни и творчеству актёра и режиссёра. В кинофильме показаны мемуары дочери Шарифзаде Фирангиз Шарифовой и его друга Исмаила Дагестанлы.
13 декабря 2007 года свершилась премьера кинофильма «Жизнь Джавида» азербайджанского режиссёра Рамиза Гасаноглу. Кинофильма был посвящён катастрофической судьбе азербайджанского поэта и драматурга Гусейна Джавида. Также в кинофильме была показана судьба Аббаса Мирзы Шарифзаде, 1-го из основных исполнителей ролей в пьесах Джавида, и его трагическая смерть. Роль Аббаса Мирзы Шарифзаде в кинофильме играл заслуженный деятель искусств Азербайджана (с 2013 года — народный артист Азербайджана) Бахтияр Ханызаде.
18 марта 2013 года в Баку в Гимназии Искусств прошёл вечер, посвященный 120-летию Аббаса Мирзы Шарифзаде. На вечере в выполнении учеников гимназии были представлены литературные и театрализованные номера, посвященные творчеству Шарифзаде. Режиссёром программки была Гюльнара Мамедова. На вечере директор гимназии Махизар Шабанбекова отметила роль Аббаса Мирзы Шарифзаде «в развитии государственного искусства, который стоял у истоков современной азербайджанской культуры начала XX века».
В Азербайджанском муниципальном музее театра имени Джафара Джаббарлы в Баку (в Музейном центре) хранятся документы и фото, посвящённые жизни и творчеству Аббас-Мирзы Шарифзаде.
-
Выставка, посвящённая жизни и творчеству Шарифзаде, в Азербайджанском муниципальном музее театра имени Джафара Джаббарлы в Баку
-
Дом актёра имени А. М. Шарифзаде
Генеалогия
Мирза Абдул-Расул | Мелек-Ниса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ханифа Акчурина (1904 — 1980) |
Аббас-Мирза Шарифзаде (1893 — 1938) |
Марзия Давудова (1901 — 1962) |
Гулам-Мирза Шарифзаде | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эртогрул Шарифов (1923 — 1973) |
Галина Шарифова | Каратай Шарифов (1925 — 1973) |
Зейнаб Шарифова | Фирангиз Шарифова (1924 — 2014) |
Бала Ага Касимов (разум. 2010) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лейла Шарифова | Диляра Шарифзаде | Фарида Рзакулиева | Чингиз | Парвиз Гасымов | Эльмира Гасымова | Наргиз Гасымова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кямран Велиев | Симузар Рзакулиева | Эльдар Гасымов (род. 1989) |
Мурад Гасымов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шарифзаде со своей женой Ханифа-ханум Акчуриной и сыном Эртогрулом
Сыновья Шарифзаде — Эртогрул и Каратай
Аббас-Мирза Шарифзаде и Марзия Давудова, играя Макбета
Марзия Давудова с дочерью Фирангиз