Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Ранешние годы
- 1.2 Война
- 1.3 Синематограф
- 1.4 Личная жизнь
- 1.5 Судебный иск
- 2 Избранная фильмография
- 3 Премии и заслуги
- 3.1 Золотой глобус
- 3.2 Берлинский кинофестиваль
- 3.3 BAFTA
- 3.4 Оскар
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Биография
Ранешние годы
Ли Марвин родился в Нью-Йорке в семье торгового менеджера Ламонта Уолтмена Марвина (Lamont Waltman Marvin) и его супруги Кортни Уошингтон Девидж (Courtenay Washington Davidge), работавшей стилистом и консультантом. Ламонт Марвин был прямым потомком сэра Мэттью Марвина (Matthew Marvin), который приехал в Америку из района Great Bentley графства Эссекс в 1635 году и был посреди основоположников Хартфорда (штат Коннектикут), а Кортни Дэвидж — известного семейства Вашингтонов.
В детстве Ли Марвин обучался игре на скрипке. Ребенком увлекался охотой: на оленей, пум, одичавших индеек и куропаток в лесах Эверглейдс, тогда ещё не имевших статуса заповедника". Его исключили из нескольких школ за нехорошее поведение, пока он не оказался в католическом институте в городе Сент-Лео (Флорида).
Война
Марвин оставил школу и поступил в в 4-ю дивизию морской пехоты США, где служил снайпером. Участвовал во 2-ой мировой войне, в 1944 году был ранен в битве за Сайпан, за восемь месяцев до схватки за Иводзиму. Большая часть боец его взвода погибли. Эта битва навечно оставила след в его жизни. Ли Марвин получил «Пурпуровое сердечко» и был комиссован по состоянию здоровья в чине рядового первого класса. Позднее распространились слухи, что Марвин служил совместно с телепродюсером и актёром Бобом Кишаном, и они совместно сражались на Иводзиме, что не соответствует реальности.
Синематограф
После войны Ли Марвин был подсобным рабочим в маленьком публичном театре в северной части Нью-Йорка. В один прекрасный момент его попросили подменить заболевшего во время репетиций актёра. Так, с должности неизменного запасного дублёра театральных актёров началась его ранешняя карьера на подмостках Нью-Йорка.
В 1950 году Ли Марвин переезжает в Голливуд. Он стремительно находит для себя работу, становится исполнителем ролей второго плана, с самого начала «застолбив» за собой жанр ковбойского и военного кино. Ветеран войны, имеющий заслуги, Ли Марвин очень внушительно смотрелся в военных драмах и часто консультировал режиссёров и партнёров по площадке, как более близко к реальности изобразить тот либо другой эпизод боевых действий, как лучше подобрать костюмчики, как верно обращаться с орудием. Его дебютной работой стал кинофильм «Теперь ты во флоте» (You’re in the Navy Now, 1951), Ли Марвин исполнил в картине небольшую роль, за какую даже не удостоился упоминания в титрах. В 1952 году Марвин возникает уже в нескольких фильмах, посреди которых можно выделить вестерн Дона Сигела «Дуэль на Сильвер-Крик» (Duel at Silver Creek), ещё одну историю про ковбоев Hangman’s Knot и военную драму «Восемь стальных парней» (Eight Iron Men). В будущем году ему посчастливилось сняться у Фрица Ланга в кинофильме «Мощная жара» (The Big Heat, 1953), его партнёршей была Глория Грэм, Марвину досталась роль её негодяя-дружка. Ли Марвин запомнился в малеханькой роли главаря банды Жуков («The Beetles») в именитом кинофильме «Дикарь» (The Wild One, 1953) с Марлоном Брандо, также в вестернах Seminole (1953) и «Орудие и ярость» (Gun Fury, 1953). Последующим серьёзным фуррором стала роль Гектора в кинофильме «Нехороший денек в Блэк Роке» (Bad Day at Black Rock, 1955) со Спенсером Трейси.
В конце 1950-х Марвин равномерно стал перебегать на более основательные роли. Калоритные работы в фильмах «В атаку» (Attack, 1956) и The Missouri Traveler (1958), основная роль в пользующемся популярностью полицейском сериале «M Squad» (1957—1960), и имя Ли Марвина зазвучало в полную силу. Один из критиков именовал актёра в роли лейтенанта милиции «несгибаемым, как будто гвоздь».
1960-е годы стали воистину звёздными для актёра. Выходят три вестерна «Команчерос» (The Comancheros, 1961), «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (The Man Who Shot Liberty Valance, 1962, роль Либерти Вэланса) и «Риф Донована» (Donovan’s Reef, 1963), в каких Ли Марвин выступает на равных с самим Джоном Уэйном. Его также приглашают в один из эпизодов сериала Combat! («The Bridge at Chalons» (эпизод 34, сезон 2, миссия 1)), и в известное шоу «Сумеречная зона» (The Twilight Zone: «The Grave», 1961, эпизод 72 и «Steel», 1963, эпизод 122).
Благодаря режиссёру Дону Сигелу, Марвин появился в захватывающей преступной драме «Убийцы» (The Killers) в роли максимально собранного, делового, не допускающего случайностей киллера, образ которого через 30 лет будет скопирован Сэмюэлем Л. Джексоном в эпохальном «Преступном чтиве» Квентина Тарантино. В первый раз признание таланта Ли Марвина достигнуло таких высот. Кинофильм «Убийцы» также примечателен тем, что в нём единственную за свою кинокарьеру отрицательную роль сыграл будущий президент Соединённых Штатов Рональд Рейган.
В 1965 году карьера Ли Марвина добивается пика, в 1966-м он получил статуэтку «Оскар» как наилучший актёр за нетипичную себе смешную роль в пародийном вестерне «Кэт Баллу» с Джейн Фонда. Следующие картины — «Мастера» (The Professionals, 1966) и в особенности «Грязная дюжина» (The Dirty Dozen, 1967) — снискали большой зрительский фуррор и были удостоены огромного количества кинонаград. Работу над еще одним фильмом, «Выстрел в упор» (Point Blank, 1967), Ли Марвин вполне контролировал сам. Он пригласил в режиссёрское кресла известного мастера Джона Бурмена, вполне отвечал за сюжет и постановку картины, сам же сыграл главную роль — традиционного гангстера, живущего по старомодным законам уголовного мира, движимого местью в Лос-Анджелесе 1960-х годов. В 1968 году Марвин продолжил сотрудничество с Бурменом и вкупе со звездой японского кино Тосиро Мифунэ появился в кинофильме «Ад на Тихом океане» (Hell in the Pacific), тепло принятом критиками, но не имевшем огромного фуррора у публики. В 1969 году вышел музыкальный вестерн «Золото Калифорнии» (четкий перевод наименования «Раскрась собственный фургон» — Paint Your Wagon), песня из него, «Wand'rin' Star», в выполнении Ли Марвина внезапно заняла 1-ое место в английских чартах и выдержала на нём три недели (март 1970). К этому времени Ли Марвин получал уже по миллиону баксов за кинофильм, всего на 200 тыщ меньше, чем Пол Ньюман. К денежной стороне собственной работы Ли Марвин относился разносторонне:
1-ые 40 лет собственной жизни ты стараешься влезть в этот долбанный бизнес, а последующие 40 лет стараешься из него вылезти. И кому, спрашивается, это всё необходимо?В 1970—1980 годы Ли Марвин исполнял различные роли, «плохих парней» в его фильмографии стало еще меньше, чем сначала карьеры. Главные киноленты 1970-х: «Монти Уолш» (Monte Walsh, 1970), «Первичный разрез» (Prime Cut, 1972), «Карманные средства» (Pocket Money, 1972), «Правитель Севера» (Emperor of the North Pole, 1973), «Торговец льда грядёт» (The Iceman Cometh, 1973), «Банда Спайкса» (The Spikes Gang, 1974), «Человек клана/Пылающий крест» (The Klansman, 1974), «Закричи на беса» (Shout at the Devil, 1976), «Величавый скаут и кошачий дом по четвергам» (The Great Scout and Cathouse Thursday, 1976) и «Экспресс-лавина» (Avalanche Express, 1978). Кандидатура Марвина рассматривалась на роль Квинта в кинофильме Стивена Спилберга «Челюсти» (1975), но потом на роль был утверждён Роберт Шоу.
Последнюю свою огромную роль Ли Марвин сыграл в кинофильме Сэмюэла Фуллера «Большая красноватая единица» (The Big Red One, 1980). Потом последовали «Смертельная охота» (Death Hunt, 1981), «Парк Горьковатого» (Gorky Park, 1983), «Облава» (Dog Day, 1984), «Грязная дюжина: Новое задание» (The Dirty Dozen: The Next Mission, 1985). Последний раз Ли Марвин появился на дисплее в 1986 году в кинофильме «Подразделение „Дельта“» (The Delta Force), где его партнёром был Чак Норрис.
Личная жизнь
Ли Марвин, отец четырех деток, был два раза женат. Первой его супругой стала Бетти Эбелинг (Betty Ebeling), они поженились в феврале 1951 года и прожили совместно 16 лет. Развод был оформлен 5 января 1967 года. В этот период собственной жизни Ли Марвин увлекался спортивным рыболовством в Нижней Калифорнии и охотой на уток в районе мексиканской границы (неподалеку от Мехикали). Потом, 18 октября 1970 года, Ли Марвин взял в жёны Памелу Фили (Pamela Feeley), с которой прожил всю оставшуюся жизнь. В 1970-е годы Марвин длительно жил в Вудстоке (штат New-york), часто бывал в австралийском Кэрнсе, где ловил марлинов.
Судебный иск
В 1971 году Марвин был привлечён к суду актрисой Мишель Триола, с которой он длительное время поддерживал дела (и которая даже стала именовать себя Мишель Марвин). Хотя их дела так и не были оформлены, подруга Марвина востребовала выплаты алиментов согласно законодательству штата Калифорния, как если б они были женаты. В итоге случился большой скандал, который даже привёл к образованию неологизма «palimony» (составленного из слов pal — компаньон, дружок и alimony — алименты). По стечению событий адвоката, к которому обратилась Мишель Триола, звали Марвин Митчельсон (Marvin М. Mitchelson), и дело здесь же назвали «Марвин против Марвина» (Marvin vs. Marvin) 18 Cal. 3d 660 (1976). Митчельсон и стал создателем концепции «palimony» как «брака без обручальных колец», на которой сделал для себя имя. В 1979 году Марвина обязали выплатить Триоле 104 тыщи баксов «на реабилитацию», но в главном дело ею было проиграно — трибунал отказал в ублажении иска на одну вторую от заработанных Марвином средств (3.5 млн баксов) за время их отношений (6 лет). В августе 1981 года подверглась рассмотрению апелляция, и трибунал пришёл к выводу, что Триола вообщем не может претендовать на средства Марвина, потому что меж ними не был заключён договор, который бы обязывал Марвина оказывать поддержку собственной штатской супруге в случае прекращения их отношений.
Избранная фильмография
Год | Российское заглавие | Оригинальное заглавие | Роль | |
---|---|---|---|---|
1952 | ф | Мы не женаты! | We're Not Married! | Пинки (нет в титрах) |
1953 | ф | Мощная жара | The Big Heat | Винс Стоун |
1953 | ф | Дикарь | The Wild One | Чино |
1954 | ф | Мятеж на «Кейне» | The Caine Mutiny | «Фрикаделька» |
1955 | ф | Нехороший денек в Блэк Роке | Bad Day at Black Rock | Хектор Дэвид |
1956 | ф | Семеро должны умереть | Seven Men from Now | Билл Мастерс |
1957 | ф | Округ Рэйнтри | Raintree County | Орвилл Перкинс |
1962 | ф | Человек, который застрелил Либерти Вэланса | The Man Who Shot Liberty Valance | Либерти Вэланс |
1963 | ф | Риф Донована | Donovan’s Reef | Томас Алоизиус Гилхули |
1964 | ф | Убийцы | The Killers | Чарли Стром |
1965 | ф | Кэт Баллу | Cat Ballou | Кид Шеллин / Тим Строн |
1965 | ф | Корабль дураков | Ship of Fools | Тенни |
1966 | ф | Мастера | The Professionals | Генри «Рико» Фардан |
1967 | ф | Грязная дюжина | The Dirty Dozen | майор Джон Райсман |
1967 | ф | Выстрел в упор | Point Blank | Уокер |
1968 | ф | Ад на Тихом океане | Hell in the Pacific | южноамериканский пилот |
1972 | ф | Высококлассный продукт | Prime Cut | Ник Дэвлин |
1973 | ф | Правитель Севера | Emperor Of The North | А № 1 |
1973 | ф | Торговец льда грядёт | The Iceman Cometh | Теодор «Хикки» Хикмен |
1980 | ф | Большая красноватая единица | The Big Red One | сержант |
1983 | ф | Парк Горьковатого | Gorky Park | Джек Осборн |
1985 | тф | Грязная дюжина: Новое задание | The Dirty Dozen: Next Mission | майор Джон Райсман |
1986 | ф | Отряд «Дельта» | The Delta Force | полковник Ник Александр |
Премии и заслуги
Золотой глобус
- 1970 год
Номинация — Наилучшая мужская роль (комедия либо мюзикл) («Золото Калифорнии»)
- 1966 год
Наилучшая мужская роль (комедия либо мюзикл) («Кошка Балу») — фаворит.
Берлинский кинофестиваль
- 1965 год
Фаворит: Серебряный медведь за наилучшую мужскую роль («Кошка Балу»)
BAFTA
- 1966 год
Фаворит:
Наилучший зарубежный актёр («Кошка Балу»)
Наилучший зарубежный актёр («Убийцы»)
Оскар
- 1966 год
Наилучшая мужская роль («Кошка Балу») — фаворит.