Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Предыстория
- 1.2 Детство
- 1.3 В Париже
- 1.4 Харбин
- 1.5 1-ые годы в США
- 1.6 Свадьба
- 1.7 Начало творческой деятельности
- 1.8 Театр: 1-ый фуррор
- 1.9 Синематограф
- 1.10 Театр: возвращение Короля
- 1.11 Болезнь и погибель
- 2 Память о Юле Бриннере
- 3 Книжки
- 4 Заслуги
- 5 Дискография
- 6 Фильмография
- 7 См. также
- 8 Примечания
- 9 Ссылки
Биография
Предыстория
Юл родился под именованием Юлий Борисович Бринер (позднее к фамилии была добавлена 2-ая «н») 11 июля 1920 года во Владивостоке. Его дедом был выходец из Швейцарии, в 16 лет бежавший из дома в поисках приключений — Жюль Бринер. Сначала Жюль Бринер поселился в Иокогаме (Япония), обзавёлся семьёй, но позже бросил её, перебрался во Владивосток и вторично женился — согласно рассказам самого Юла — на дочери татарского хана, чей род всходил к Чингис-хану (его супругой стала Наталия Иосифовна Куркутова). У их в семье родилось шестеро малышей — трое мальчишек и три девченки. Один из отпрыской — Борис — после окончания гимназии поступил в Санкт-Петербургский институт, где изучал минералогию. В Санкт-Петербурге он познакомился с дочерью пензенского доктора, жившего во Владивостоке, Дмитрия Благовидова — украинкой по национальности Марусей — которая обучалась в консерватории. В 1914 году они поженились, а 11 июля 1920 года у их родился отпрыск, которого они окрестили Юлием в честь деда.
Юл Бриннер заявлял, что один из его родителей был цыганского происхождения. Он воспринимал активное роль в разработке в 1978 году Интернационального Союза Рома (International Romani Union, IRU) и был его почётным президентом.
Детство
Дом во Владивостоке, где родился Юл Бриннер (ул. Алеутская, 15)Когда Юлу было 4 года, его отец познакомился в Москве с актрисой Екатериной Корнаковой и втюрился в неё. Она была супругой Алексея Одичавшего, грядущего народного артиста СССР. После чего он бросил семью и уехал с Корнаковой в Харбин (Китай). Позже в Харбин перебралась и Мария Бринер с детками — Юлом и Верой. В Харбине проявилась творческая одарённость молодых Бринеров: у Веры был неплохой глас, а Юл интенсивно участвовал в домашних спектаклях.
В Париже
В 1934 году семья Бринеров перебралась в Париж, где Юл поступил обучаться в лицей, а Вера стала брать уроки пения. Потом она вышла замуж за российского пианиста, переехала в New-york и выступала на оперной сцене, а потом сама учила пению начинающих певиц.
В один прекрасный момент Юл оказался в ресторане, где выступали российские цыгане. Их выступление так потрясло его, что он решил научиться игре на гитаре, и 15 июня 1935 года в большенном парижском кабаре состоялся 1-ый концерт Юла Бриннера, исполнявшего цыганские песни. В Париже 1930-х он сдружился с цыганским артистом Алёшей Дмитриевичем, который тогда был ещё известен только как танцор. 30 лет спустя, когда Дмитриевич начал петь, они записали в Париже кооперативный музыкальный альбом «The gypsy and I» (1967).
Позже он увлёкся цирком и некое время выступал с номером «летающий клоун», который воспользовался огромным фуррором у зрителей. Но после злосчастного варианта, когда он повредил позвоночник, об этой работе пришлось запамятовать. Некое время Юл увлекался наркотиками. Это свело его с Жаном Кокто, известным поэтом, драматургом, художником-авангардистом. Он познакомил Юла со своими друзьями Пабло Пикассо, Сальвадором Дали, Марселем Марсо, Жаном Марэ.
Но увлечение опиумом давало о для себя знать, и Юл решил избавиться от наркотической зависимости. Потому он поехал в Швейцарию, где жила его тётя Вера с дочерью Иреной. У неё он прожил год, активно лечился от наркомании.
В 1938 году по возвращении в Париж Юл устроился работать рабочим в российский театр.
Харбин
С приближением войны Бринеры решили уехать из Европы: сестра уехала в New-york, а Юл с мамой возвратились в Харбин. В Харбине Юл повстречался с папой и познакомился с его супругой Екатериной Корнаковой, которая много говорила ему о Столичном Художественном театре, о системе Станиславского и о своём учителе Мише Чехове.
1-ые годы в США
В 1941 году у мамы Юла нашли лейкемию, и он вывез её в США для исцеления. Не считая того, он возлагал надежды, что в США сумеет поступить на курс актёрского мастерства, к Мише Чехову, жившему в Америке. Это ему удалось. Причём он не только лишь брал уроки актёрского мастерства у Чехова, но также работал водителем грузовика, на котором возил декорации и реквизит. 2 декабря 1941 года Юл в первый раз выступил в малеханькой роли Фабиана в спектакле «Двенадцатая ночь» по пьесе Уильяма Шекспира.
Чтоб посодействовать мамы оплатить исцеление, юному человеку приходилось много работать. Он был шофёром, вышибалой, исполнял романсы, пел цыганские песни. В те же годы он познакомился с киноактрисой Вирджинией Гилмор, которая уже имела опыт выступлений и съёмок в кино, хотя была всего на год старше.
Вирджиния втюрилась в Юла практически сходу. И, как окажется потом, — на всю жизнь (она не сумеет пережить его и на полгода)…
Свадьба
В 1943 году погибла мама Юла. Вирджиния уехала в Голливуд на съёмки нового кинофильма. В один прекрасный момент Юл, не выдержав тоски и одиночества, позвонил ей и попросил выйти за него замуж. Вирджиния отдала согласие, и 6 сентября 1943 года они сочетались легитимным браком. По возвращении в New-york Вирджиния стала играть в одном из бродвейских театров, а Юл — продолжил зарабатывать исполнением романсов и цыганских песен. Скоро он расширил репертуар, включив в него и песни в стиле «кантри». Этому содействовало расширение словарного припаса.
Начало творческой деятельности
В 1945 году Юл Бриннер (он добавил вторую буковку «н» к фамилии) был приглашён в бродвейский театр «Плимут» на главную роль в мюзикле «Песня лютни». Премьера этого спектакля свершилась 6 февраля 1946 года. Хотя критики и оценили его работу, как среднюю, многие называли его самым многообещающим бродвейским актёром. В декабре 1946 года Вирджиния родила отпрыска, которого они окрестили Рокки. Юл много гастролировал по Америке, побывал в Лос-Анджелесе, где пробовался на роль в кино. Позже состоялись годовые гастроли в Лондоне.
В 1948 году Вирджиния и Юл стали хозяевами первого в истории телевизионного ток-шоу «Мистер и Миссис», которое выходило на Си-Би-Эс раз в день в течение 13 недель.
Театр: 1-ый фуррор
26 февраля 1951 года на Бродвее свершилась премьера мюзикла «Король и я» об британской учительнице, прибывшей в Сиам учить царских малышей. В этой постановке Юл Бриннер сыграл роль короля Сиама и сыграл её так отлично, что создатели поторопились специально сдвинуть акценты в пьесе так, чтоб роль стала главной. Эта постановка имела большой фуррор у публики и не сходила со сцены 3 года. В 1956 году по этой пьесе был снят кинофильм с Юлом Бриннером в главной роли, и уже в 1957 году за наилучшее выполнение главной мужской роли он получает престижную заслугу Американской киноакадемии — «Оскар».
Синематограф
Свою первую роль в кино Юл Бриннер сыграл в 1949 году. Это был кинофильм «Порт Нью-Йорк». Потом, во время гастролей с мюзиклом «Король и я», Юл снимается в кинофильме «Десять заповедей» в роли фараона Рамзеса II. После гулкого фуррора третьего кинофильма с его ролью (уже упомянутая экранизация мюзикла «Король и я») Юл становится признанной звездой и… покорителем дамских сердец, бившихся в груди известнейших актрис южноамериканского и мирового кино. В итоге дела с супругой становились всё более натянутыми, и в конце концов завершились разводом. / Вирджиния Гилмор (26 июля 1919 — 28 марта 1986) никогда больше не выйдет замуж. Юл будет женат ещё три раза./
Фуррор мюзикла привёл к тому, что Юла Бриннера стали почаще приглашать сниматься в кино. В 1956 году он сыграл одну из ролей в кинофильме «Анастасия» о типо уцелевшей после расстрела дочери последнего российского правителя Николая II. Этот кинофильм снимал выходец из Рф (Русской империи) Анатоль Литвак, а в главную роль исполнила выдающаяся шведская киноактриса Ингрид Бергман.
В 1958 году Юл Бриннер сыграл роль Дмитрия Карамазова в кинофильме по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Во время съёмок Юл повредил спину и весь кинофильм играл, превозмогая острую боль. В том же году ему предложили поменять в один момент погибшего актёра и сыграть в кинофильме «Соломон и королева Савская», в каком его партнёршей стала Джина Лоллобриджида. За работу в этой киноленте он получил 1 000 000 баксов, но система налогообложения была такая, что от этих средств не много что осталось.
В 1959 году Юл выкупил у Акиры Куросавы права на съёмку кинофильма по сюжету известной картины «Семь самураев». Вестерн, получивший заглавие «Великолепная семёрка», был поставлен режиссёром Джоном Стерджесом и вышел на экраны в ноябре 1960 года. Кинокритики достаточно прохладно приняли кинофильм. Картина имела большой кассовый фуррор во всём мире, в том числе и в СССР.
Кинофильм повествовал о том, как семеро стрелков были наняты жителями нищей мексиканской деревушки для защиты от банды, часто грабившей их. В неравном бою стрелки побеждали бандитов. В кинофильме был продемонстрирован целый арсенал трюков: виртуозное владение орудием, скачки, небезопасные каскадёрские номера. Юл Бриннер сыграл в этом кинофильме главную роль — стрелка Криса, который получив предложение защитить деревушку, собирает ещё шестерых таких же отчаянных стрелков, готовых ввязаться в смертельную схватку.
В 1966 году было снято продолжение («Возвращение прекрасной семёрки»), но кинофильм уже не имел такового фуррора.
После фуррора кинофильма «Великолепная семёрка» Юл Бриннер получал много предложений сниматься. И спектр ролей был широкий: от Тараса Бульбы до израильского генерала, макетом которого являлся Моше Даян. Все же сам актёр достаточно иронически относился к собственному успеху и признавался, что южноамериканское кино ему не нравится. Снимался Юл и в европейском синематографе, причём даже во второплановых (но соответствующих!) ролях: к примеру, в англо-французском военно-шпионском кинофильме «Тройной крест» (1966), поставленном Теренсом Янгом, создателем первых кинофильмов о Джеймсе Бонде.
Театр: возвращение Короля
Юл Бриннер всегда желал возвратиться к спектаклю, который принёс ему 1-ый фуррор, — «Король и я». В 1972 году он поставил на телевидении сериал по мотивам спектакля «Анна и король», но сериал вышел не очень удачным.В 1974 году композитор Митч Ли пригласил Юла на главную роль в своём новеньком мюзикле по мотивам «Одиссеи». Спектакль был слабенький, но зрители шли на него только для того, чтоб вживую узреть Юла Бриннера. Таковой фуррор позволил Юлу возродить старенькый спектакль «Король и я». В 1976 году началась работа над спектаклем, и 18 мая 1977 года свершилась премьера возрождённого спектакля. Спектакль с фуррором прошёл в почти всех городках США, в Англии. Во время гастролей Юл Бриннер был принят царицой Англии. В общей трудности состоялось 4633 показа спектакля. Последний раз — 30 июня 1985 года, за три с маленьким месяца до погибели артиста.
Болезнь и погибель
Наружные видеофайлы | |
---|---|
Воззвание Юля Бриннера на YouTube |
В апреле 1983 года во время гастролей в Сан-Франциско Юл Бриннер обратился к докторам, и они нашли у него рак лёгкого. Юл был конкретным курильщиком и выкуривал до 3 пачек сигарет в денек.
Болезнь уже нереально было вылечить, она прогрессировала: был затронут спинной мозг. Актёр испытывал жуткие боли, но продолжал выступать. И никто, не считая его партнёров по сцене, не знал о том, какие муки он испытывает.
После погибели Юла Бриннера по телевидению не один раз повторялось его куцее воззвание о вреде курения, снятое незадолго до погибели по заказу Южноамериканского онкологического общества. Сидя перед телекамерой, он гласил:
На данный момент, когда меня уже больше нет, предупреждаю вас: не курите. Что бы вы ни делали, только не курение. Если б я мог возвратиться вспять и кинуть курить, не было бы повода дискуссировать мой рак. Я в этом убеждён.
Уникальный текст (англ.)
Now that I’m gone, I tell you, don’t smoke. Whatever you do, just don’t smoke. If I could take back that smoking, we wouldn’t be talking about any cancer. I’m convinced of that. |
Это выступление в первый раз появилось на экранах в денек погибели Юла Бриннера, 10 октября 1985 г.
Молва утверждает, что к посмертному призыву 1-го из самых фаворитных актёров прислушались более трети курильщиков Соединённых Штатов…
Память о Юле Бриннере
Книжки
- Бриннер Р. Юл: Человек, который был бы королём. Мемуары об отце и отпрыску / Пер. с англ. М. Немцова. — Владивосток: Тихоокеанское издательство «Рубеж», 2012. — 624 с. — 1000 экз. — ISBN ISBN 978-5-85538-081-1.
Заслуги
- Премия «Оскар» — 1957
- Театральная заслуга «Тони» — 1985
Дискография
- Yul Brynner with Aliocha Dimitrievitch — «The Gypsy end I», 1967 год
Фильмография
- Порт Нью-Йорка — Port of New York (1949) — Пол Вайкоул
- Повелитель и я — The King and I (1956) — повелитель Сиама
- 10 заповедей — The Ten Commandments (1956) — египетский фараон Рамсес II
- Анастасия — Anastasia (1956) — полковник Бунин
- Братья Карамазовы — The Brothers Karamazov (1958) — Дмитрий Карамазов
- Пират — The Buccaneer (1958) — пират Жан Лафит
- Путешествие — The Journey (1959) — майор Жесток
- Шум и ярость — The Sound and the Fury (1959) — Джейсон Компсон
- Соломон и королева Савская — Solomon and Sheba (1959) — Соломон
- Ещё раз с чувством — Once More, with Feeling (1960) — Виктор Фабиан
- Завещание Орфея — The Testament of Orpheus (1960) — представитель суда
- Пакет с сюрпризом — Surprise Package (1960) — Нико Марч
- Прекрасная семёрка — The Magnificent Seven (1960) — Крис Лараби Адамс
- Любите ли вы Брамса? — Goodbye Again (1961)
- Побег из Захрейна — Escape from Zahrain (1962) — Шариф
- Тарас Бульба — Taras Bulba (1962) — Тарас Бульба
- Повелители Солнца — Kings of the Sun (1963) — шеф Чёрных орлов
- Полёт из Ашийи — Flight from Ashiya (1964) — сержант Майк Такашима
- Работа для стрелка — Invitation to a Gunfighter (1964) — Жюль Гаспар д’Эстен
- Моритури — Morituri (1965) — капитан Рольф Мёллер
- Отбрось огромную тень — Cast a Giant Shadow (1966) — Ашер Гонен
- Маки — это тоже цветочки / Opération opium (The Poppies Are Also Flowers) (1966) — полковник Салем
- Возвращение прекрасной семёрки — Return of the Seven (1966) — Крис Лараби Адамс
- Тройной крест — Triple Cross (1967) — барон фон Грюнен
- Двойник — The Double Man (1967) — Дэн Слейтер / Кальмар
- Долгая дуэль — The Long Duel (1967) — Султан
- Вилья в седле — Villa Rides (1968) — Панчо Вилья
- Битва на Неретве — Bitka na Neretvi (1969) — Иван Владо
- Досье на «Золотого гуся» — The File of the Golden Goose (1969) — Питер Новак
- Сумасшедшая из Шайо — The Madwoman of Chaillot (1969) — председатель
- Чудотворец — The Magic Christian (1969) — камео
- Прощай, Сабата — Adios Sabata (1971) — Сабата / Индио Блэк
- Страшный свет на краю земли — The Light at the Edge of the World (1971) — Джонатан Конгри
- Роман конокрада — Romansa konjokradice (1971) — капитан Столофф
- Кэтлоу — Catlow (1971) — Кэтлоу
- Недотёпы — Fuzz (1972) — глухой
- On Location with Westworld (1973) — short subject
- Змей — The Serpent (1973) — полковник Алексей Власов
- Мир Одичавшего Запада — Westworld (1973) — стрелок
- Последний вояка — The Ultimate Warrior (1975) — Карсон
- Мир грядущего — Futureworld (1976) — стрелок
- Смертельная ярость — Con la rabbia agli occhi (1976) — Питер Марсиани
- Позабытая революция (малометражный) — Lost in the Revolution (1980) — рассказчик
См. также
- Юлий Иванович Бринер