Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Ранешние годы жизни
- 1.2 Работа в Столичном Художественном театре
- 1.3 Работа в кино
- 1.4 1-ая глобальная война
- 1.5 Работа в польских театрах и кино
- 1.6 В США
- 1.7 Работа в Голливуде
- 2 Литературное творчество
- 3 Литература
- 4 Ссылки
Биография
Ранешние годы жизни
Болеслав Ричард Стржезницкий родился в семье польского художника Валенты Стржезницкого. Имя Ричард Болеславский он принял позже, как театральный псевдоним. После погибели отца семья переехала в Одессу. Ещё во время учёбы в школе Ричард выступал в любительских спектаклях одесского «Польского очага» («Ognisku Polskim») и российской труппы, потом в спектаклях российской передвижной группы. Обучался в Новороссийском, потом в Столичном институтах.
Работа в Столичном Художественном театре
С 1908 года — актёр Столичного Художественного театра, в каком сыграл 20 ролей. В 1909 году удачно дебютировал в большой роли Беляева в пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне». В 1911 с неменьшим фуррором сыграл Лёвку в пьесе С. С. Юшкевича «Miserere», Лаэрта в «Гамлете» У. Шекспира, в 1914 — Фабрицио в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони. Посреди других ролей — Пан Врублевский в «Братьях Карамазовых» по роману Ф. М. Достоевского (1910), юрист Петрушин в «Живом трупе» Л. Толстого (1911), Аслак в «Пер Гюнте» Г. Ибсена (1912), Альсид в «Браке поневоле» Мольера (1913), Барановский в «Осенних скрипках» И. Сургучева.
Один из основоположников и организаторов 1-й студии МХТ, где поставил «Гибель „Надежды“» Г. Хейерманса (1913), «Калики перехожие» В. Волькенштейна (1914). Сразу сыграл Вильгельма в «Празднике жизни» Г. Гауптмана (1913), сэра Тоби в «Двенадцатой ночи» Шекспира (1917).
Летом 1914 года сделал путешествие в Испанию и Италию, побывал в Австрии и Швейцарии.
Работа в кино
В 1914 Болеславский дебютировал в кино в роли художника Волина в кинофильме Якова Протазанова Мимо жизни (Притча жизни) и танцора в кинофильме Танец вурдалака. В 1915 поставил свои 1-ые киноленты: Три встречи, Ты еще не умеешь обожать, потом последовали Семья Поленовых, Не разум, а страсть правят миром, Домик на Волге.
1-ая глобальная война
В 1916 ушел добровольцем на фронт, вел войну в составе Первого уланского полка (Польского), был ранен. В 1918 возвратился в студию. Позже он написал две книжки мемуаров об этом времени.
Работа в польских театрах и кино
В январе 1920 уехал в Польшу, где начал работать в Большенном театре в Познани. Поставил в собственном оформлении «Потоп» Ю.-Х.Бергера. Потом поступил актером и режиссером в варшавский Театр Польский, где поставил «Мещанина во дворянстве» Мольера (совм. с Л.Шиллером, 1920), «Романтиков» Э.Ростана (исполнил роль Стафореля, 1920), «Милосердие» К.Ростворовского (1920), «Потоп» (исполнил роль О’Нила, 1920), «Рюи Блаз» В.Гюго (1921), «Кики» Л.-Б.Пикара (1921).
В 1920 Болеславский поставил несколько малометражных пропагандистских кинофильмов, направленных против большевистской Рф, и на киностудиях «Сфинкс» и «Ориантфильм» два огромных художественных кинофильма: Bohaterstwo Polskiego Skauta (Героизм польского скаута) и Cud nad Wisłą (Волшебство над Вислой).
В США
Не сумев получить неизменное место управляющего Городского театра в Лодзи (май 1921), Болеславский уехал из Польши и скоро присоединился к находившейся в Праге качаловской группе Художественного театра. Осенью 1922 он присоединился к труппе МХТ во время гастролей в США и там остался после ее отъезда в Москву.
В 1923 году основал в Нью-Йорке American Laboratory Theatre. Первоначальное его планом было за три года приготовить труппу актёров, с которой начать представления как репертуарный театр, но представления начались несколько ранее, через два года. Потому лабораторный театр состоял из 2-ух частей: действующего театра и школы при нём, где готовились актёры, следуя системе Станиславского. Не считая самого Болеславского главным преподавателем ALT была актриса МХТ Мария Успенская. Программка обучения актёров включала в себя развитие наружных и внутренних выразительных средств. 1-ое включало в себя обучение танцу, балету, ритмике Далькроза, фехтованию, пантомиме, фонетике, декламации и гриму. 2-ое — развитие эмоций, воображения и памяти актёра.
Поставил «Три мушкетера», «Укрощение строптивой», «Макбет», «Миракль». ALT действовал до 1930—1933 годод, когда Болеславский переехал в Голливуд, чтоб работать в кино. Приблизительно в это время он женился на американской драматической актрисе Норме Друри.
В ALT обучались Ли Страсберг, Стелла Адлер и Гарольд Клурман, которые стали основоположниками известного целой плеядой вышедших из него звёзд и левой антикоммерческой направленностью «Группового Театра» (en:Group Theatre (New York)). Потому «Групповой театр» нередко рассматривается как продолжение направления «Лабораторного театра» Болеславского.
Работа в Голливуде
C 1929 работал в Голливуде. Снял киноленты:
- The Grand Parade
- The Last of the Lone Wolf
- Treasure Girl (Девушка-сокровище). 1929
- The Gay Diplomat
- Woman Pursued
- Rasputin and the Empress (Распутин и императрица). 1932
- Beauty for Sale
- Storm at Daybreak (Буря на закате)
- Fugitive Lovers
- Hollywood Party. 1934.
- Men in White (Люди в белоснежном). 1934.
- Operator 13
- Разрисованная вуаль (кинофильм, 1934) (The Painted Veil).
- Clive of India (Клайв Индийский). 1935
- Les Misérables (Отверженные). 1935
- Metropolitan
- O’Shaughnessy’s Boy
- The Garden of Allah (Сад Аллаха)
- Theodora Goes Wild (Теодора сходит с разума)
- Three Godfathers. 1936
- The Last of Mrs.Cheyney
Литературное творчество
Написал роман-воспоминание о боях польских уланов в Рф в конце первой мировой войны («The Way of the Lancer» 1932) и его продолжение о времени революции («Lances down», 1935).
В 1935 году издал книжку Acting: the first six lessons (Искусство актера, 1-ые 6 уроков), которая выдержала несколько изданий.
Погиб в Лос-Анджелесе 17 января 1937 года. Вклад Болеславского в синематограф был отмечен звездой с его именованием на Голливудской аллее славы. Номер его индивидуальной Звезды — 7021.
Литература
- Литаврина Марина. Южноамериканская игра и «русский метод». Ричард Болеславский и его нью-йоркская студия: попытка интеграции // Документы и факты из истории российского театра ХХ века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С. 374—391.