Содержание
- 1 Биография
- 2 Театральная деятельность
- 3 Оперные роли
- 4 Роли в театре
- 5 Творческая и педагогическая деятельность
- 6 Источник
- 7 Литература
Биография
В. Богуславский происходил из шляхтичей герба Свинка. Отец Леопольд Анджей Богуславский — обладатель с. Глинно, был земским регентом в Познани.
С 1762 по 1770 год В. Богуславский обучался в Варшавской коллегии пиаристов. С 1770 года продолжил обучение в Ягеллонском институте в Кракове, а потом в Новодворских школах. С 1775 по 1778 год служил в литовской пехотной гвардии в чине подхорунжего.
Театральная деятельность
Театральную деятельность начал в 1778 году актëром драматической труппы. К этому же периоду относится его 1-ые опыты по созданию государственной оперы.
В 1783—1784 году — директор труппы «Национальные актёры» (потом — Государственный театр, польск. Teatr Narodowy, «Театр Народовы») в Варшаве.
В 1785 г. им был основан 1-ый неизменный городской театр в Вильне, с которым В. Богуславский гастролировал по городкам Польши, Галиции, западным губерниям Рф. По инициативе Богуславского были организованы театры во Львове (1781), Люблине, Калише, Познани, не считая того, он содействовал зарождению театральной жизни в Гродно и Дубно. В 1790 г. по приглашению короля Станислава Августа Понятовского вновь возглавил варшавскую сцену, на которой ставил пьесы патриотического направления.
Возглавляя варшавскую труппу «Национальные актеры», ставил произведения забугорных и польских драматургов, в том числе, Шекспира, Мольера, П. Бомарше, Г. Э. Лессинга, Юлиана Немцевича. Сразу, производил постановку пьес собственного сочинения, к примеру, «Генрих VI на охоте» (1792). В 1794 году был посреди приверженцев восстания Костюшко, подписавших Акт восстания. После поражения Костюшко, спасая театральное и личное имущество, покинул Варшаву и переехал во Львов, в то время находивший под власть Австро-Венгрии, где с 1795 г. началась его длившаяся до 1799 г. театральная деятельность в столице Галиции.
В 1799 г. В. Богуславский возвратился в Варшаву и до 1814 года вновь возглавлял Государственный театр.
Основываясь в собственном искусстве на традиционных эстетических нормах, Богуславский был близок принципам сценического реализма. Театральная деятельность В. Богуславского имела огромное значение для развития польского оперного театр. Он удачно выступал, как в оперных, так и в драматических спектаклях.
Оперные роли
- Аксур в опере А. Сальери «Аксур, правитель Ормуза»
- Бардос в опере Стефани «Мнимое волшебство, либо Краковцы и горцы»
Роли в театре
- Лир, повелитель Британии в пьесе «Повелитель Лир» Шекспира
- Гамлет, царевич датский в катастрофы Шекспира «Гамлет» и др.
Творческая и педагогическая деятельность
В. Богуславским написано либретто оперы «Осчастливленная нищета» М. Каменьского (постановка 1778 г. с его ролью), либретто оперы Стефани «Мнимое волшебство, либо Краковцы и горцы» (постановка 1794 г.).
Плодотворно занимался переводами либретто и поставками опер западноевропейских композиторов. С 1811 г. вëл педагогическую работу в организованной по его проекту Варшавской «Драматической школе».
Погиб в Варшаве и похоронен на кладбище Старенькые Повонзки.
Источник
- Украинская русская энциклопедия. В 12-ти томах. / Под ред. М. Бажана. — 2-е изд. — К., 1974—1985.
Литература
- Богуславский, Войтех // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
|