Содержание
- 1 Биография
- 2 Избранная фильмография
- 3 Комменты
- 4 Примечания
Биография
Тёко Иида родилась в древнем центре Токио, в Асакусе. Её отец был правительственным бюрократом Министерства связи и не особо обеспеченным. После окончания школы женщина работала клерком в наибольшем универмаге Стране восходящего солнца «Мацудзакая». Благодаря собственному трудолюбию и усердию Тёко стремительно продвигалась по карьерной лестнице и скоро уже перебежала на журналистскую работу. Дальше устроилась в труппу кабуки «Накамура Мацугоро» (яп. 中村又五郎?) с намерением делать актёрскую карьеру, но труппа распалась через 6 месяцев после кончины её управляющего.
В 1922 году Иида подаёт заявку на студию «Сётику-камата», но ей отказывают на том основании, что она недостаточно красива для актёрской профессии. Но женщина проявила напористость и уверила взять её на второплановую роль, к примеру горничной. Так она попала на студию ученицей (без зарплаты). Спустя год ей доверят роль в кинофильме «Умирающая жена» (яп. 死に行く妻?, 1923). Скоро зрители и критики отметят её врождённое чувство юмора и умение рассмешить, и юная актриса начнёт всё чаше появляться на дисплее в комедийных ролях. А после того, как выйдет замуж за кинооператора Хидэаки Сигэхару, она сыграет главные роли во огромном количестве кинофильмов.
Когда она начнёт в конце 1920-х годов сниматься у юного тогда ещё режиссёра Ясудзиро Одзу, за её плечами уже будет послужной перечень ролей в более чем шестидесяти кинолентах. Она станет одной из любимиц режиссёра, снявшись у него во огромном количестве кинофильмов, пожалуй так нередко у Одзу будет сниматься только только актёр Тисю Рю. Её роли у Одзу будут и заполненными юмором, как в комедиях «Деньки молодости» (1929) либо в «Девице и бороде» (1931) и глубоко драматичными, как в самой броской её работе у мастера кинорежиссуры в киноленте «Рассказ домовладельца» (1947). Но и тут она занесёт смешные интонации, исполнив роль старухи Отанэ (хотя актрисе будет всего только 50 лет, она после чего так и будет играть старух и бабушек).
Актриса будет нужна и в работах других выдающихся японских режиссёров: Микио Нарусэ («С тобой мы в разлуке», «Еженощные сны» — оба 1933; «Весна пробуждается», 1947; «Перистые облака», 1958 и др.), Хэйноскэ Госё («Невеста говорит во сне», 1932; «Танцовщица из Идзу», 1933; «Бремя жизни», 1935 и др.), Тэйносукэ Кинугаса («Тюсингура: 47 ронинов», 1932), Хироси Симидзу («Нобуко», 1940; «Записки странствующей актрисы», 1941 и др.), Акира Куросава («Опьяненный ангел», 1948; «Бескровный пёс», 1949), также в фильмах Ясудзиро Симадзу, Кэйсукэ Киноситы, Кона Итикавы, Тадаси Имаи… Тёко Иида снялась за полста лет работы в кино более чем в 300 кинолентах.
Тёко Иида не один раз была отмечена императорским «Орденом Культуры», вручаемым за заслуги в искусстве. Актриса скончалась в 1972 году возрасте 75 лет от рака лёгких.
кадр из кинофильма Ясудзиро Одзу «Деньки молодости». Последняя справа — Тёко Иида кадр из кинофильма Ясудзиро Одзу «Единственный отпрыск». Справа — Тёко Иида Тёко Иида в кадре из кинофильма Акиры Куросавы «Опьяненный ангел»Избранная фильмография
- 1928 — «Прекрасное тело» (яп. 肉体美 никутаби?), реж. Ясудзиро Одзу — Рицуко (кинофильм не сохранился)
- 1929 — «Гора сокровищ» (яп. 宝の山 такара но яма?), реж. Ясудзиро Одзу — гейша (кинофильм не сохранился)
- 1929 — «Деньки молодости» (яп. 学生ロマンス 若き日 гакусэй романсу; вакаки хи?), реж. Ясудзиро Одзу — тётя Тиэко
- 1929 — «Университет-то я закончил...» (яп. 大学は出たけれど дайгаку ва дэтакэрэдо?), реж. Ясудзиро Одзу — хозяйка (короткометражка)
- 1931 — «Женщина и борода» (яп. 淑女と髭 сюкудзё то хигэ?), реж. Ясудзиро Одзу — мама Хироко
- 1931 — «Токийский хор» (яп. 東京の合唱 то:кё: но ко:расу?), реж. Ясудзиро Одзу — госпожа Омура
- 1931 — «Может любовь будет с нами» (яп. 愛よ人類と共にあれ 前篇 日本篇 ай ё дзинруй то томо ни арэ; дзэмпэн; нихонхэн?), реж. Ясудзиро Симадзу — госпожа в баре
- 1932 — «Манчжурский марш» (яп. 満州行進曲 мансю: ко:синкёку?), реж. Ясуси Сасаки, Хироси Симидзу — медсестра
- 1932 — «1-ые шаги после посадки на сберегал» (яп. 上陸第一歩 дзё:рику дай-иппо?), реж. Ясудзиро Симадзу — хозяйка гостиницы
- 1932 — «Где же мечты молодости?» (яп. 靑春の夢いまいづこ сэйсюн но юмэ имаидзуко?), реж. Ясудзиро Одзу — мама Сайки
- 1932 — «До новейшей встречи» (яп. また逢ふ日まで мата ау хи мадэ?), реж. Ясудзиро Одзу — служанка (кинофильм не сохранился)
- 1932 — «Тюсингура: 47 ронинов» (яп. 忠臣蔵 前篇 赤穂京の巻 тю:сингура: дзэмпэн; акахокё: но маки?), реж. Тэйносукэ Кинугаса
- 1932 — «Любовь, связанная с небом» (яп. 天国に結ぶ恋 тэнгоку ни мусубу кой?), реж. Хэйноскэ Госё — учительница гимнастики
- 1933 — «Жена говорит во сне» (яп. 花嫁の寝言 ханаёмэ но нэгото?), реж. Хэйноскэ Госё — соседка
- 1933 — «Танцовщица из Идзу: Там, где распускаются цветочки любви» (яп. 恋の花咲く 伊豆の踊子 кой но хана саку; идзу но одорико?), реж. Хэйноскэ Госё — гейша
- 1933 — «С тобой мы в разлуке» (яп. 君と別れて кими то вакарэтэ?), реж. Микио Нарусэ — хозяйка дома гейш
- 1933 — «Еженощные сны» (яп. 夜ごとの夢 ёгото но юмэ?), реж. Микио Нарусэ — хозяйка гостиницы
- 1933 — «Ласки» (яп. 愛撫 айбу?), реж. Хэйноскэ Госё — хозяйка гостиницы
- 1933 — «Каприз» («Преходящий соблазн») (яп. 出来ごころ дэкигокоро?), реж. Ясудзиро Одзу — Отомэ
- 1933 — «Труба и женщина» (яп. ラッパと娘 раппа то мусумэ?), реж. Ясудзиро Симадзу
- 1933 — «Щекой к щеке» (яп. 頬を寄すれば хохо о ёсурэба?), реж. Ясудзиро Симадзу — хозяйка в швейной мастерской
- 1934 — «Родословная дамы» (яп. 婦系図 онна кэйдзу?), реж. Хотэи Номура — Огэн, хозяйка
- 1934 — «Маму необходимо обожать» (яп. 母を恋はずや хаха о ковадзуя?), реж. Ясудзиро Одзу
- 1934 — «Соседка Яэ-тян» (яп. 隣の八重ちゃん тонари но яэ-тян?), реж. Ясудзиро Симадзу — Хамако
- 1934 — «История о плывущих водных растениях» (яп. 浮草物語 укикуса-моногатари?), реж. Ясудзиро Одзу — Оцунэ
- 1935 — «Невинная женщина» (яп. 箱入娘 хакоири мусумэ?), реж. Ясудзиро Одзу — Оцунэ (кинофильм не сохранился)
- 1935 — «Токийская ночлежка» (яп. 東京の宿 то:кё: но ядо?), реж. Ясудзиро Одзу — Оцунэ
- 1935 — «Окото и Сасукэ» (яп. 春琴抄 お琴と佐助 сюнкинсё: окото то сасукэ?), реж. Ясудзиро Симадзу — Окими
- 1935 — «Бремя жизни» (яп. 人生のお荷物 дзэнсэй но онимоцу?), реж. Хэйноскэ Госё — Оканэ
- 1936 — «Институт — не плохое место» (яп. 大学よいとこ дайгаку ёикото?), реж. Ясудзиро Одзу — супруга владельца (кинофильм не сохранился)
- 1936 — «Дама ночи» (яп. 朧夜の女 обороё но онна?), реж. Хэйноскэ Госё — Отоку, мама Сэйити
- 1936 — «Мужик для дамы» (яп. 男性対女性 дзансэй таи дзёсэй?), реж. Ясудзиру Симадзу
- 1936 — «Единственный отпрыск» (яп. ひとり息子 хитори мусуко?), реж. Ясудзиро Одзу — Цунэ Нономия (О-Цунэ)
- 1936 — «Домохозяйка с камелиями» (яп. 人妻椿 хитодзума цубаки?), реж. Хиромаса Номура
- 1937 — «Луна на разрушенном замке» (яп. 荒城の月 ко:дзё: но цуки?), реж. Кейсукэ Сасаки
- 1937 — «Что забыла дама?» (яп. 淑女は何を忘れたか сюкудзё ва нани о васурэта ка?), реж. Ясудзиро Одзу — Тиоко Сугияма
- 1937 — «Тройная помолвка» (яп. 婚約三羽烏 коняку самбагарасу?), реж. Ясудзиро Симадзу — дама в табачной лавке
- 1940 — «Нобуко» (яп. 信子?), реж. Хироси Симидзу — Окэй
- 1941 — «Памятная песня» (яп. 歌女おぼえ書 утадзо обоэгаки?), реж. Хироси Симидзу — хозяйка
- 1941 — «Братья и сёстры семьи Тода» (яп. 戸田家の兄妹 тодакэ но кё:дай?), реж. Ясудзиро Одзу — Киё
- 1941 — «Цветок» (яп. 花 хана?), реж. Кодзабуро Ёсимура
- 1941 — «Записки странствующей актрисы» (яп. 女医の記録 дзёи но кироку?), реж. Хироси Симидзу — Оцунэ
- 1944 — «Улица ликования» (яп. 歓呼の町 канко но мати?), реж. Кэйсукэ Киносита
- 1945 — «Девицы из Идзу» (яп. 伊豆の娘たち идзу но мусумэтати?), реж. Хэйноскэ Госё — Сигэ
- 1947 — «Рассказ домовладельца» (яп. 長屋紳士録 голая синсироку?), реж. Ясудзиро Одзу — Отанэ
- 1947 — «Весна просыпается» (яп. 春のめざめ хару но мэдзамэ?), реж. Микио Нарусэ — Тама Такэмура
- 1948 — «Опьяненный ангел» (яп. 酔いどれ天使 ёидорэ тэнси?), реж. Акира Куросава — древняя служанка
- 1948 — «Я погибель призрака Акацуки» (яп. 幽霊暁に死す ю:рэй акацуки ни сису?), реж. Масахиро Макино — Юко Корияма
- 1949 — «Вешний флирт» (яп. 春の戯れ хару но тавамурэ?), реж. Кадзиро Ямамото
- 1949 — «Призрак Ёцуи. Часть I» (яп. 四谷怪談 前篇 ёцуя кайдан; дзэмпэй?), реж. Кэйсукэ Киносита — мама Кохэя
- 1949 — «Призрак Ёцуи. Часть II» (яп. 四谷怪談 後篇 ёцуя каудан; ко:хэй?), реж. Кэйсукэ Киносита — мама Кохэя
- 1949 — «Бескровный пёс» (яп. 野良犬 нора ину?), реж. Акира Куросава — менеджер отеля Когэцу
- 1950 — «Сансиро из Гиндзы» (яп. 銀座三四郎 гиндза сансиро:?), реж. Кон Итикава
- 1951 — «Эрико вкупе с...» (кинофильм в 2-ух частях) (яп. えりことともに эрико то томони?), реж. Сиро Тоёда — Симэно
- 1951 — «Кто знает женское сердечко» (яп. 女ごころ誰が知る оннаговоро дарэ га сиру?), реж. Кадзиро Ямамото — мама Сайки
- 1952 — «Развод» (яп. 離婚 рикон?), реж. Масахиро Макино — Кикуё
- 1952 — «Невестка» (яп. 息子の花嫁 мусуко но ханаёмэ?), реж. Сацуо Ямамото
- 1952 — «Хахали из Токио» (яп. 東京の恋人 то:кё: но койбито?), реж. Ясуки Тиба — Мацуо
- 1953 — «Одичавшие гуси» (яп. 雁 ган?), реж. Сиро Тоёда — Осан, сваха
- 1954 — «Равнина любви и погибели» (яп. 愛と死の谷間 ай то си но танима?), реж. Хэйноскэ Госё
- 1955 — «Мирная жизнь. Часть I» (яп. 天下泰平 тэнка тайхэй?), реж. Тосио Сугиэ
- 1955 — «Ежедневник полицейского» (яп. 警察日記 кэйсацу никки?), реж. Сэйдзи Хисамацу
- 1955 — «Поцелуй» (яп. くちづけ кутидзукэ?), реж. Микио Нарусэ — Ясоко, мама (2-я новелла)
- 1955 — «Груди навечно» (яп. 乳房よ永遠なれ тибуса ё эйэн нарэ?), реж. Кинуё Танака — Хидэ
- 1956 — «Мрак посреди денька» (яп. 真昼の暗黒 махиру но анкоку?), реж. Тадаси Имаи — Цуна Уэмура
- 1956 — «История призрака Ёцуя» (яп. 四谷怪談 Ёцуя кайдан?), реж. Масаки Мори — мама Маки
- 1956 — «Описание волнения после тайфуна» (яп. 台風騒動記 тайфу: со:до:ки?), реж. Сацуо Ямамото — старуха
- 1957 — «Жёлтая ворона» (яп. 黄色いからす киирой карасу?), реж. Хэйноскэ Госё — бабушка
- 1957 — «Сводные братья» (яп. 異母兄弟 ибокё:дай?), реж. Миёдзи Иэки — Масу
- 1957 — «Осаждённая кутузка» (яп. どたんば дотамба?), реж. Тому Утида
- 1958 — «Мост для нас двоих» (яп. 二人だけの橋 футари дакэ но хаси?), реж. Сэйдзи Маруяма — Кику Исида
- 1958 — «Жизнь Мухомацу» (яп. 無法松の一生 мухо:мацу но иссин?), реж. Хироси Инагаки — Отора, хозяйка
- 1958 — «Перистые облака» (яп. 鰯雲 ивасигума?), реж. Микио Нарусэ — Хидэй
- 1959 — «Эхо вас кличёт» (яп. こだまは呼んでいる кодама ва ёндэиру?), реж. Исиро Хонда
- 1959 — «Енот и лиса» (яп. 狐と狸 кицунэ то тануки?), реж. Ясуки Тиба
- 1961 — «Как супруга, как дама» (яп. 妻として女として цума то ситэ онна то ситэ?), реж. Микио Нарусэ — бабушка
- 1962 — «Записки странницы» (яп. 放浪記 хо:ро:ки?), реж. Микио Нарусэ
- 1963 — «Зияющее море» (яп. 光る海 хикару уми?), реж. Ко Накахира — Кикуко Хасэкура
- 1965 — «Гений дзюдо» (яп. 姿三四郎 сугата сансиро:?), реж. Кэйсукэ Киносита — старушка
- 1967 — «Это началось в Альпах» (яп. 南太平洋の若大将 минами тайхэйё но вакадайсё:?), реж. Кинго Фурусава — Танума Рики