Содержание
- 1 Биография
- 2 Премии
- 3 Фильмография
- 4 Литература
- 5 Ссылки
Биография
Покинутая на произвол судьбы поначалу папой, а позже и мамой, Анна Маньяни была воспитана родителями мамы в трущобах Рима. Некое время она посещала школу драматического искусства, потом перебралась в Сан-Ремо, где выступала в ночных кафе и варьете с малопристойными песнями. Там она заинтересовала кинорежиссёра Гоффредо Алессандрини, разглядевшего в Маньяни итальянскую Эдит Пиаф. С французской шансонье Маньяни сближал не только лишь взрывной характер, да и отсутствие обычных задатков актёрской красивости — она была полноватой и низкого роста.
В 1938 году Маньяни сыграла княжну Тараканову в одноимённом кинофильме Марио Сольдати, но больший фуррор длительное время сопутствовал ей на театральных подмостках. Возникновения в кино были эпизодическими; свою самую колоритную довоенную роль она сыграла в «Терезе-Пятнице» начинающего Витторио де Сика (1941). После рождения отпрыска от актёра Массимо Серрато актриса на год отошла от работы. Невзирая на её романы с другими мужиками, брак с Алессандрини не распался до 1950 года. Сама она признавала, что «женщины вроде меня подчиняются только тем мужикам, которые способны владычествовать ими; я же никогда не встречала того, кто бы мог владычествовать мной».
В 1945 году на Маньяни внезапно обвалилась глобальная слава. В эпохальном кинофильме Роберто Росселлини «Рим, открытый город» она сыграла беременную вдову, катастрофически заканчивающую свою жизнь в занятом фашистами Риме. Сцена погибели её героини остаётся одним из величайших достижений в истории синематографа. Забугорных критиков в Маньяни в особенности поразило отсутствие гламурности при вулканическом актерском характере. Её стали наперерыв приглашать в неореалистические кинопроекты, и скоро она стала лицом итальянского синематографа. Много споров вызвала её роль в «Любви» Росселлини (1948), где она сыграла простодушную крестьянку, ставшую жертвой насилия со стороны проходимца, принятого ею за святого (его сыграл Феллини).
В фильмах конца 1940-х и начала 1950-х годов Анне Маньяни удалось воплотить широчайший диапазон человечьих чувств — от духовной муки и глубочайшего горя до безбашенной комедии. Часто этот переход совершается в рамках 1-го кинофильма, как, к примеру, в «Депутатке Анджелине» Луиджи Дзампы (1947). За главную роль в этой ленте она была удостоена первой премии Венецианского фестиваля. После разрыва отношений с Росселлини (который увлёкся Ингрид Бергман) актриса с фуррором снималась у Висконти («Самая прекрасная», 1951) и Жана Ренуара («Золотая карета», 1953), причём последний назначил её величайшей актрисой, с которой ему довелось работать.
Звезда на аллее славы в ЧинечиттеПосреди 1950-х итальянский неореализм вступает в полосу кризиса, а к Маньяни начинают поступать заманчивые предложения с заморской «фабрики грёз». Полушутя актриса заявляет, что ей «до погибели надоели роли истеричных, крикливых представительниц рабочего класса». Драматург Теннесси Уильямс написал для неё пьесу «Татуированная роза», но Анна отказалась играть на Бродвее, ссылаясь на нехорошее познание британского. Все же она согласилась сыграть в киноверсии пьесы, и эта работа принесла ей «Оскар» за наилучшую женскую роль. В 1957 году Маньяни приняла предложение Джорджа Кьюкора и возвратилась в Голливуд для съёмок в кинодраме «Дикий ветер», за какую вновь была номинирована на «Оскар». Посреди её кинопартнёров тех лет — Джульетта Мазина, Марлон Брандо, Берт Ланкастер.
Посреди поздних работ Анны Маньяни домом стоит остросоциальная роль в «Маме Роме» (1962) Пазолини, которая прославила её в СССР. В нашей стране она гастролировала в 1965 году, а четыре года спустя снялась у Дзефирелли в «Волчице».
В эти годы здоровье величавой актрисы оставляло вожделеть наилучшего, у неё был диагностирован рак поджелудочной железы.
С начала 70-х годов актриса снималась в главном на телевидении; неоспоримой фортуной явилась потрясающе сыгранная основная роль в драме «Певичка» Альфредо Джанетти (1971). Её последним фильмом стал «Рим» Феллини (1972), где она снялась в эпизоде.
Анна Маньяни скончалась 26 сентября 1973 году на 66 году жизни. Её похороны прошли при большущем стечении народа и стали событием государственной жизни. Похоронена она была в домашней усыпальнице Росселлини, с которым примирилась за пару лет до погибели.
С 1935 по 1950 год Маньяни была замужем за кинорежиссёром Гоффредо Алессандрини.
Премии
- Венецианский кинофестиваль 1947 — «Кубок Вольпи за наилучшую женскую роль» («Депутатка Анджелина»)
- Оскар 1956 — «Лучшая актриса» («Татуированная роза»)
- Золотой глобус 1956 — «Лучшая актриса в драме» («Татуированная роза»)
- BAFTA 1957 — «Лучшая зарубежная актриса» («Татуированная роза»)
- Берлинский кинофестиваль 1958 — «Серебряный медведь за наилучшую женскую роль» («Дикий ветер»)
Фильмография
Год | Российское заглавие | Оригинальное заглавие | Роль | |
---|---|---|---|---|
1934 | ф | Предельная скорость | Tempo massimo | Эмилия, горничная |
1934 | ф | Слепая из Сорренто | La Cieca di Sorrento | Анна, любовница Эрнесто |
1936 | ф | Конница | Cavalleria | Фанни |
1938 | ф | Княжна Тараканова | La Principessa Tarakanova | Мариетта, горничная |
1940 | ф | Беглянка | La Fuggitiva | Ванда Рени |
1940 | ф | Осветительный прибор в окне | Una Lampada alla finestra | Ивона, любовница Макса |
1941 | ф | Тереза-Пятница | Teresa Venerdì | Маддалена Тинтини / Лоретта Прима |
1943 | ф | Кампо де фьори | Campo de' fiori | Элида |
1945 | ф | Рим, открытый город | Roma, città aperta | Пина |
1946 | ф | Бандит | Il bandito | Лидия |
1947 | ф | Депутатка Анджелина | L'onorevole Angelina | Анжелина Бьянки |
1948 | ф | Ассунта Спина | Assunta Spina | Ассунта Спина |
1948 | ф | Любовь | L' Amore | Дама / Нани |
1948 | ф | Мечты на дорогах | Molti sogni per le strade | |
1950 | ф | Вулкан | Vulcano | |
1951 | ф | Самая прекрасная | Bellissima | Маддалена Чеккони |
1952 | ф | Золотая карета | Le carrosse d'or | Камилла |
1952 | ф | Красноватые рубахи | Anita Garibaldi / Camicie rosse | |
1953 | ф | Мы — дамы | Siamo donne | играет себя |
1955 | ф | Татуированная роза | The Rose Tattoo | Серафина Дель Роза |
1957 | ф | Одичавший ветер | Wild Is the Wind | Джойя |
1959 | ф | Ад в городке | Nella città l'inferno | Эгле |
1960 | ф | Из породы беглецов | The Fugitive Kind | Леди Торренс |
1962 | ф | Мать Рома | Mamma Roma | Мать Рома |
1963 | ф | Клад Жозефы | Le Magot de Josefa | |
1965 | ф | Изготовлено в Италии | Мейд in Italy | Аделина |
1969 | ф | Потаенна Санта-Виттории | The Secret of Santa Vittoria | Роза |
1969 | тф | 1943: Встреча | 1943: un incontro | Иоланда |
1971 | тф | Певичка | La sciantosa | Флора Торес, артистка оперетты |
1971 | тф | Шёл год благодарения 1870 | Correva l'anno di grazia 1870 | Тереза Паренти |
1972 | тф | Автомобиль | L'automobile | Анна Мастронарди |
1972 | ф | Рим | Roma | играет себя |
Литература
- Алова Л. Боброва О. Анна Маньяни и её роли. — М.: Альянс кинематографистов СССР, 1990. — 112 с. — тираж 75 000 экз.