Содержание
- 1 Биография
- 2 Бэби танцовщицы
- 3 Куски интервью Тамары Тумановой
- 4 «Черная жемчужина»
- 5 Премии
- 6 Роли
- 7 Хронология
- 8 Фильмография
- 9 Примечания
- 10 Ссылки
Биография
Тамара Туманова, 1932Тамара родилась в вагоне поезда, когда её мама, Евгения Дмитриевна Туманова (Туманишвили), из княжеского рода Грузинских князей Туманишвили (Тумановых) ехала в Сибирь. Реальный отец Тамары Тумановой Константин Захаров, который и являлся официальным супругом Евгений Тумановой(Туманишвили).
Хасидович Владимир Дмитриевич — 2-ой супруг Евгении, участник русско-японской войны 1904-05г., участник войны 1914-1918г., в апреле 1915 года ранен, лечился в Петербурге в 1916 году штабс-капитан выслан из Петербурга на фронт 21 марта 1916 г. в составе 39 автопулеметного взвода под г.Борисов в 10-ую армию . В 1920 году полковник, Георгиевский кавалер, создатель рассказов о Русско-японской войне (19 апреля 1885 — 14 декабря 1962), в 1921 г. был Знатным председателем клуба увечных воинов в г. Владивостоке , похоронен в Голливуде, США). Хасидович — фамилия приёмных родителей, усыновивших после скоротечной погибели реальных родителей отца Владимира — Дмитрия Петровича (1842 — 16 октября 1910).
- По словам Тамары Тумановой, они были отчасти грузинского происхождения (что так же отмечает её наиблежайшая подруга Ира Баронова и некие её биографы).
- На частичное армянское происхождение указывают большая часть (в том числе, прижизненных) публикаций
- В разных источниках указывается на польские (по папе) корешки.
- По предложению собственного управляющего Ольги Преображенской), Тамара взяла театральный псевдоним «Тамара Туманова», под которым она и стала всемирно известной. Потом журналисты объявили, что семья Тумановой княжеская и происходит от грузинских князей Туманишвили, что привело к неурядице
Тамаре было 18 месяцев, когда её предки вновь повстречались после революции. Семья покинула Россию, через Владивосток, чтоб на год основаться в Шанхае. В 1920-х годах (22-м либо 23-ем) Тамара увидела выступление Анны Павловой, гастролировавшей по Далекому Востоку. В 1925 году Тамара с родителями оказалась поначалу в Каире; и в конце концов, после скитаний по лагерям беженцев, они переехали в Париж (1925 г.).
- В 1937 году Тамара с родителями переехала из Парижа (Франция), через Мексику, в США штат Калифорния
- До 13 августа 1943 года реальная фамилия Тамары была Хасидович. В 1942 году, 15 апреля 1942 г, «Тамара Хасидович» (театральный псевдоним Тамара Туманова) обратилась с петицией о натурализации с просьбой предоставить гражданство США на имя «Тамара Туманова» .С аналогичной просьбой обратились с петициями Евгения Хасидович (мама Тамары) и Владимир Дмитриевич Хасидович (отец Тамары) .
- Просьбы о предоставлении гражданства США и конфигурации фамилий были удовлетворены 13 августа 1943 года. , , .
- Похоронена на кладбище в Голливуде (Hollywood Forever) в одной могиле с мамой.
Бэби танцовщицы
Тамара Туманова и Серж Лифарь- В 1932 году во Франции появились две балетные труппы — «Русский балет Монте-Карло» и «Русский балет полковника де Базиля». Правили ими два опытнейших импресарио — Леон Блюм и Воскресенский, Василий Григорьевич (1888—1951) — устроитель Российских Балетов во Франции, казачий сотник, ставший известным в балетном мире под псевдонимом полковника де Базиля.
- В труппы были приглашены три российские девченки, ученицы Ольги Преображенской, которых увидел Джордж Баланчин. Выступление 3-х «бэби-балерин», трио, в которое вошли Ира Баронова, Татьяна Рябушинская (англ.)русск. и Тамара Туманова в составе труппы Российского балета (Ballet Russe de Monte Carlo) стало наибольшей театральной сенсацией 1932 года. Тогда им было около 13 лет, они не знали Рф и впитывали русскую культуру благодаря своим близким и соотечественникам, таким же скитальцам, как и они сами. Когда сначала 1930-х годов эти три звездочки зажглись на театральном небосводе, их стали звать «бэби-балеринас» с лёгкой руки британского писателя Арнольда Хаскела (Arnold Haskell). Эти две труппы существовали сразу, много гастролировали с новыми постановками и восстановленными спектаклями дягилевского репертуара и изъездили в протяжении 1930-х и 1940-х годов полмира. Они давали спектакли в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке. «Я думаю, они обеспечат приемущество российского искусства ещё на долгие годы», — так в воспоминаниях писала Кшесинская, Матильда Феликсовна.
Куски интервью Тамары Тумановой
- Перевод с британского, вполне размещено в газете «The Examiner (Launceston? Tas), Saturday, April 19, 1952, page 12» Австралия.
- Место рождения: грузовой вагон, пересекавший Сибирь во время штатской войны. Предки: полковник королевской армии и грузинская княгиня, бежавшие от большевиков…
- "…В ранешние годы они были без гроша за душой. Семья приехала из Рф с пустыми руками. Когда отец захворал, Тамара стала кормилицей: в течение пары лет, от танцевального вундеркинда семья получала огромную часть бюджета.
Танцы приводят её к де Базиль в Альгамбре 19 годов назад, и она поселилась в мансарде Seven Dials, питалась рыбой, брала пищу на уличных рынках и готовила себе на газовой плите по воскресеньям. Для её первой поездки в Америку с компанией де Базиль (Зима 1933—1934) у неё не было теплой одежки. Друзья в Лондоне дали ей меховую шубу. «Если бы они мне не посодействовали, я бы промерзла по дороге.»
- Она стала … американкой в 1943 году: год спустя (30 июля 1944 года) ] она вышла замуж за Кейси Робинсона, голливудского сценариста и кинопродюсера.
«У меня прекрасный муж», произнесла она. "Это красивый, умопомрачительный брак. Кейси любит отца и мама. Отец и мама любят Кейси. "У меня есть всё, что я желаю на земле. Прекрасный дом, три собаки, два ручных голубя, красивые авто.
«Черная жемчужина»
- В Париже Тамара начала посещать уроки игры на пианино, а с 1925 года — заниматься балетом в школе Ольги Преображенской.
- Тамара сделала собственный дебют на концерте Анны Павловой во дворце Трокадеро — 8 июня 1925 г. в Париже. Выступление было так профессионально, что по окончании танца ребёнок был обласкан и расцелован экзальтированными зрителями.
- Тамара училась в лицее Мишле (Le Lycée Michelet)(Париж) с 1927 года. Фамилия Тамары в годы учебы в лицее Мишле по документам 1929 года - Kassidovitch .
- «Тамарочка Туманова — становится известной танцовщицей. Она делает какое-то неописуемое рекордное количество „пируэтов“ и приглашена на несколько выступлений в Grande Opera в Париже».
- Туманова дебютировала в возрасте 9 лет в балете «L'Éventail de Jeanne». Там её увидел Джордж Баланчин, и в 1933 году взял её в труппу «бэби-балерин» совместно с Татьяной Рябушинской и Ирой Бароновой. Некие называли Туманову «чёрной жемчужиной» российского балета, так как, как писал А. Котон (A. V. Coton), она была «самым красивым существом в истории балета» — с шелковистыми чёрными волосами, глубокими коричневыми миндальными очами и белой кожей.
Начиная с 1930-х годов, Тамара завоёвывает все ведущие балетные сцены Европы и Америки — Парижскую Оперу, Ковент-Гарден, Ла Гора. Танцовщица сотрудничала с самыми известными труппами мира. Для неё ставили свои сочинения Серж Лифарь, Леонид Мясин, Джордж Баланчин, Бронислава Нижинская. С ней репетировал свои балеты Миша Фокин. Близкие творческие и дружественные дела связывали Туманову с Александром Глазуновым, Сергеем Прокофьевым, Пабло Пикассо, Марком Шагалом и другими наикрупнейшими деятелями тех пор.
В интервью журнальчику «Американский танцор» Тамара Туманова произнесла:
Важной вещью в балете является развитие драматических возможностей танцовщицы при разработке её ролей. Это приходит больше с опытом передачи на сцене огромных эмоций и глубочайших переживаний. Танец и игра составляют единое целое. Они должны быть взаимосвязаны. Недостаточно быть неплохой либо даже блестящей техничкой. Танцовщица должна быть и узкой актрисой. Всякий балет, во-1-х, значит осознание его музыки. Потом, что более принципиально, драматические свойства, которые даже сложнее развить, чем высококлассную технику. Техника всегда должна идти фоном. Как она начинает выставляться напоказ, уровень искусства падает, и мы лицезреем представление, но не артиста. Меня всегда идиентично очень интересует театр, музыка и драма, точно так же, как и танец. Танцовщица должна владеть широким и глубочайшим осознанием всего искусства, только танец недостаточен. Он один вас далековато не уведёт.
Туманова славилась сценическими костюмчиками, гримом и прическами. Предназначенный для неё Каринской (урожденная Жмудская) Варварой Андреевной (Karinska, Barbara) костюмчик Лебедя стал классикой художественной интерпретации этой миниатюры. Об этом пишет её сотрудник по балету Юрий Зорич:
Тамара обладала безупречной красотой в жизни и на сцене. Её техника была превосходной, оживленной и всегда оставляла незабвенное воспоминание своим магнетизмом.
В 31 июля 1944 года Тамара вышла замуж за южноамериканского сценариста и продюсера Кейси Робинсона (развелись в 1954).
Юрий Зорич так описывал последние деньки Тумановой:
Тамару я любил, мы были большенными друзьями. Когда я собирался в Пермь на Дягилевские торжества, меня попросили привезти для музея несколько фото Тамары. Мы условились, что я к ней заеду на чай и заодно их заберу. В денек визита я четыре часа не мог ей дозвониться, приехал без звонка и увидел у дверей санитарную машину: Тамару увозили в поликлинику, у неё оказалась гангрена. Ей предложили отрезать ногу, но Тамара произнесла «нет», так и погибла. Узнав, что она при погибели, я позвонил к ней в палату, утешал её, но она уже не могла гласить; сестра милосердия поднесла трубку к её уху и позже мне говорила, что Тамара, услышав мой глас, расплакалась. Я был растроган и очень тужил, что её больше нет. — Она и в старости оставалась неописуемо прекрасной. — Даже в последние годы она отлично смотрелась. Бедная, сколько она перестрадала! Ей повсевременно делали диализ. Тамара всегда была гордостью балета! У неё умопомрачительная техника; мы шутили: когда она делает арабеск, то можно выйти пообедать, возвратиться, а она всё ещё будет стоять в арабеске. У Тамары стиль драматический, вообщем, в ней было что-то магическое.
Премии
- Гран при «Жизель» 1949 год (AURORE (L') No:1617 23/11/1949)
- Tamara Toumanova: В 1947 году у меня был колоссальный фуррор. Когда я плясала Жизель в компании Маркиза де Куэваса (Marquis de Cuevas) — то он стал одним из основных балетов. Мы выступали в Театре де Шайо и Президент Франции (Ориоль, Венсан) вручил мне заслугу (1949) — бронзовую статую стопы и руки, изготовленных с меня. Этим мне давали осознать, что Франция признает мою Жизель, как одну из наилучших. (Francis Mason; Tamara Toumanova; Ballet review. v. 24, no. 3 (fall 1996), p. 54.)
- В Парижском институте танца получает из рук С. Лифаря Премию Анны Павловой за «Жизель» (1938–1959).
- Награждена премией городка (Cidade de São Sebastião do Rio de Janeiro).
- Награждена медалью журнальчика «The Harvard Advocate»
- Заслуга от ВМС Франции после выполнения па де де из балета «Щелкунчик» в присутствии Президента Франции Венсана Ориоля в Министерстве ВМС.
Роли
Peter Anastos. A conversation with Tamara Toumanova. Peter Anastos. Ballet review. v 11, no 4, Winter 1984, p 33-57 Петер Анастос. Разговор с Тамарой Тумановой. Март 1983 – Беверли Хиллс, Калифорния, США
- 1934 Комета в «Воображаемых» Лишина, «Русские балеты Монте-Карло» де Базиля, Лондон.
- Тарантелла в «Волшебной лавке» (Мясин), «Русские балеты Монте-Карло» де Базиля, Лондон
- Супруга Мельника в «Треуголке» (Мясин), «Русские балеты Монте-Карло» де Базиля, Чикаго
- Мексиканка в «Юнион Пасифик» Мясина, «Русские балеты Монте-Карло» де Базиля, Филадельфия
- 1935 Бедная пара в «Городском саду» Мясина, «Русские балеты Монте-Карло» де Базиля, Чикаго
- Ведущая танцовщица в «Бале» (Мясин), «Русские балеты Монте-Карло» де Базиля, Чикаго
- 1936 Любовь в «Фантастической симфонии» Мясина, «Русские балеты Монте-Карло» де Базиля, Лондон
- 1938 Титульная партия в «Жизели» (Петипа, Коралли, Перро), «Русский балет Монте-Карло» Дэнхема, Лондон .
- 1940 Иллюзия в «Вечной борьбе» Швецова, «Оригинальный Российский балет полковника де Базиля», Сидней
- Сванильда в «Коппелии» (Обухов по версиям Петипа и Сен-Леона), «Оригинальный Российский балет полковника де Базиля», Сидней
- 1941 3-я и 4-ая части в «Балюстраде» Баланчина, «Оригинальный Российский балет полковника де Базиля», New-york
- Ариадна в «Лабиринте» (Мясин), «Русский балет Монте-Карло» Дэнхема, New-york
- Кейкуок в «Саратоге» (Мясин), «Русский балет Монте-Карло» Дэнхема, New-york
- 1944 Женщина в «Лунной сонате» (Мясин), «Балле Тиэтр» (Ballet Theatre), New-york
- Ведущая танцовщица – «Время урожая» Нижинской, «Балле Тиэтр» (Ballet Theatre), New-york
- Китри в па де де из балета «Дон Кихот» (Петипа в редакции Обухова), «Балле Тиэтр» (Ballet Theatre), New-york
- 1944–45 Фея Драже, па де де из балета «Щелкунчик» (Долин, редакция Иванова), «Балле Тиэтр» (Ballet Theatre), New-york
- Одиллия, па де де Темного лебедя («Лебединое озеро», 3 картина; Долин по версии Петипа), «Балле Тиэтр» (Ballet Theatre), New-york
- 1947 2-ая часть «Хрустального дворца» (позже – «Симфония до мажор») Баланчина, Гранд-опера, Париж
- Большая партия в «Жизели» (Сергеев по версии Петипа, Коралли, Перро), Гранд-опера, Париж
- 1949 Баронесса – «О любви и смерти» (Del Amor y de la muerte), Ана Рикарда, «Гран баллэ де Монте-Карло» маркиза де Куэваса, Париж
- Инфанта в «Ледяном сердце» Лишина, «Гран баллэ де Монте-Карло» маркиза де Куэваса, Монте-Карло
- 1950 Большая роль в «Федре» (Серж Лифарь), Гранд-опера, Париж
- Ведущая танцовщица в «Неизвестной» Лифаря, Гранд-опера, Париж
- Ведущая танцовщица в «La Fee d’Aibee» (Авелин), Гранд-опера, Версаль
- Ведущая танцовщица в «Заколдованном камне» Лифаря, Гранд-опера, Париж
- 1951 Супруга Потифара в «Легенде об Иосифе Прекрасном» (Вальман), Ла Гора, Милан
- Ведущая танцовщица в «Жизни человека» Вальмана, Ла Гора, Милан
- 1952 Ведущая танцовщица в «Мечте» (Reve) (па де де; Долин), Английский фестивальный балет, Лондон
- 1956 Ведущая танцовщица в «Семи смертных грехах» (Шарра), Ла Гора, Милан
- Танец 7 покрывал в «Саломее» (опера Р. Штрауса, хореография Тумановой), Ла Гора, Милан
- Ведущая танцовщица в «Романтической эпохе» (хор. Тумановой), Пиккола Гора, Милан
- Принцесса в «Фанфарах для принца» (хор. Тара). Бракосочетание царевича Ренье и Грейс Келли, Монте-Карло
Хронология
- 1925 – В первый раз выступает публично в Польке в хореографии Преображенской (муз. Лядова) на гала-концерте А. Павловой во дворце Трокадеро (Париж). Павлова отобрала Туманову из учениц Преображенской.
- 1929 – 4 марта, 1-ая ведущая партия. Приглашенная звезда в Гранд-опера (Париж). Исполнила Вальс (муз. Ибера), Польку (муз. Мило), Рондо (муз. Орика), Ярмарочный вальс (муз. Шмитта) в одноактном балете «Веер Жанны» (в 10 частях) Ивонны Франк и Алисы Бурга.
- 1929-1930 – выступает с балетной труппой Гранд-опера в Монте-Карло, Брюсселе и в Женеве в Лиге наций.
- 1931 – по приглашению Баланчина присоединяется к «Русскому балету Монте-Карло» де Базиля–Блюма.
- 1932 – в «Русском балете Монте-Карло» исполняет ведущие роли в балетах Баланчина: Юная Женщина в «Котильоне», Женщина в «Конкуренции», Люсиль в «Обыватель во дворянстве», Вальс в «Танцевальной сюите»; часть «Классический балет» в опере-балете «Родина»; Китаянка и Мак в танцах в опере «Фэй-ян-Фа»; Китайский Фарфор в танцах в опере «Турандот»; традиционное гран па в оперетте «Ночь в Венеции». Партии в балетах Мясина и Фокина: Волчок в «Детских играх», Танцовщица в «Петрушке», Мазурка и Седьмой Вальс в «Шопениане». Берет личные уроки у Баланчина (традиционное искусство и теория хореографии). Сезоны в Монте-Карло и Париже; гастроли по Европе.
- 1933 – по приглашению Баланчина присоединяется к труппе «Балет 1933» (Баланчин-Джеймс). Исполняет сольные партии в балетах Баланчина «Тема с вариациями» и «Моцартиана», Танцовщица в «Сновидениях», Женщина в «Празднествах». Сезоны в Париже и Лондоне.
Работает в труппе «Русские балеты Монте-Карло» де Базиля. Сольная партия в «Хореартиуме» Мясина (на музыку Четвертой симфонии Брамса). Сезон в Лондоне, гастроли по Англии, 1-ый сезон в Нью-Йорке.
- 1934 – в труппе «Русские балеты Монте-Карло» де Базиля: Мексиканка в «Юнион Пасифик», Супруга Мельника в «Треуголке», Тарантелла в «Волшебной лавке» (все балеты – Мясина), ведущая партия в «Воображаемых» (Лишин), Одетта в «Лебедином озере» (2-я картина); большая роль в «Жар-птице» (Фокин). Гастроли по США, Канаде, Центральной Америке и Европе; сезоны в Париже, Лондоне, Мехико, Барселоне, Гаване, Монреале, Нью-Йорке.
- 1935 – «Русские балеты Монте-Карло» де Базиля: Бедная пара в «Городском саду», основная роль в «Бале» (оба спектакля – Мясина); «Лезгинка» (Нижинская) для гала-концерта в Ковент-Гарден. В ее репертуар заходит партия Авроры из «Свадьбы Авроры» и Девицы из «Призрака розы» (Фокин). Гастроли в США, Канаде и Европе; сезоны в Монте-Карло, Барселоне, Лондоне и Нью-Йорке.
- 1936 – «Русские балеты Монте-Карло» де Базиля: Любовь в «Фантастической симфонии», основная роль в «Чимарозиане» (оба балета – Мясина). Гастроли по США, Канаде и Европе; сезоны в Нью-Йорке и Лондоне.
- 1937 – гастроли по США с «Русскими балетами Монте-Карло» де Базиля.
- 1938 – работает с «Русским балетом Монте-Карло» Мясина-Дэнхема. В ее репертуаре возникает большая партия в «Жизели» и основная роль Чунг-Янг в «Испытании любви» (Фокин). Два сезона в Лондоне (Друри-Лейн и Ковент-Гарден).
- 1939 – Выступает в бродвейском мюзикле «Звезды в твоих глазах».
Опять работает с «Русскими балетами Монте-Карло» де Базиля.
- 1940 – «Оригинальный Российский балет полковника де Базиля»: Иллюзия в балете «Вечная борьба» (Швецов). В ее репертуаре возникает роль Сванильды в «Коппелии», Коломбина в «Карнавале» (Фокин), Принцесса в балете «Сто поцелуев» (Нижинская), Страсть в «Предзнаменованиях» (Мясин). Гастроли по Австралии и США; сезоны в Сиднее, Лос-Анджелесе, Чикаго и Нью-Йорке.
- 1941 – «Оригинальный Российский балет полковника де Базиля»: ведущие роли в третьей (Ария) и четвертой (Каприччио) частях «Балюстрады» Баланчина (на музыку Скрипичного концерта Стравинского).
-
- Награждена медалью журнальчика «The Harvard Advocate».
По приглашению Мясина опять работает с «Русским балетом Монте-Карло» Мясина-Дэнхема. Вкупе с Мясиным и балетной компанией снимается в в кинофильме «Испанская фиеста» («Испанское каприччио» Мясина), голливудская студия Warner Brothers. Исполняет Ариадну в «Лабиринте» (Мясин-Дали); пляшет с Мясиным кейкуок, который он воткнул в свою «Саратогу». В ее репертуаре возникают последующие партии: Дама в белоснежном в «Красном и черном», 2-ая часть в «Седьмой симфонии» (оба балета – Мясина); в «Серенаде», Дама червяков в «Игре в карты» (оба балета – Баланчина); в «Эльфах» (Фокин); Одиллия в «Волшебном лебеде» («Лебединое озеро», 3 картина); Царица снежинок и Фея Драже в «Щелкунчике». Гастроли с обеими труппами по США и Канаде; сезоны в Нью-Йорке.
- 1942 – продолжает гастроли с «Русским балетом Монте-Карло» Дэнхема.
- 1943-44 – снимается в кинофильме «Дни славы» с Грегори Пеком (голливудская студия RKO).
- 1944-45 – получает приглашение от Сола Юрока в «Балле Тиэтр» (Ballet Theatre). Исполняет Даму в «Лунной сонате» Мясина (1944), ведомую роль в балете Нижинской «Время урожая» (1945), Аврору в «Принцессе Авроре». Премьера в западном полушарии па де де из балета «Дон Кихот» Петипа в редакции Обухова. В ее репертуаре возникают па де де Одиллии из «Лебединого озера», па де де из «Щелкунчика». Продолжает плясать балеты «Жизель», «Петрушка», «Лебединое озеро» (2-я картина), «Шопениана» и «Треуголка». Сезоны в Нью-Йорке и на Западном побережье. Гастроли по США и Канаде.
- 1946 – работает в Голливуде с Баланчиным в проекте, в каком заняты Баланчин, Стравинский, Евгений Берман и Кейси Робинсон (музыка Стравинского, Сен-Санса, Скарлатти, Глазунова и Чайковского).
- 1947 – приглашена в Гранд-опера (Париж). Исполняет: Адажио в «Хрустальном дворце» («Симфония до мажор»), «Русскую песню» (на музыку Чайковского – «Русская пляска»), Жену в «Поцелуе феи» (все балеты – Баланчина). Пляшет собственный репертуар: «Жизель», «Лебединое озеро» (2 картина) и «Коппелия».
Заслуга от ВМС Франции после выполнения па де де из балета «Щелкунчик» в присутствии Президента Франции Венсана Ориоля в Министерстве ВМС.
- 1948-49 – вступает в труппу «Гран баллэ де Монте-Карло» маркиза де Куэваса. Исполняет: Герцогиню в балете «О любви и смерти» (Ана Рикарда), 1949; Инфанту в «Ледяном сердце» (Лишин); «Классическое гран па де де» (Волинин). В ее репертуаре возникает «Умирающий лебедь», которому ее научил Фокин в 1941 г. в Нью-Йорке (Баланчин поставил для нее «Лебедя» в 1949 г. на Голландском Фестивале). Гастроли по Европе и Северной Африке. Сезоны в Париже, Монте-Карло, Лондоне, Барселоне, Мадриде, Барселоне, Каире.
Кружок критиков и журналистов, пишущих о танце, в Париже в 1949 г. присудил ей «Гран-при Жизели».
- 1950 – опять сотрудничает с балетом Гранд-опера. В ее репертуаре возникают ведущие роли в балетах Лифаря: «Сюита в белом», «Дивертисмент», большие партии в «Федре», «Неизвестной», «Заколдованном камне»; также ведущая роль в «La Fée de L'Aibee» (Авелин). На гастролях с компанией пляшет па де де из «Щелкунчика». Сезоны во Флоренции, Риме, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Буэнос-Айресе.
Приглашенная звезда «Гран баллэ де Монте-Карло» маркиза де Куэваса на Голландском Фестивале: пляшет в «Жизели», «Петрушке» и па де де из «Щелкунчика».
- 1951 – приглашена в театр «Ла Скала». Посреди ролей: Супруга Потифара в «Легенде об Иосифе Прекрасном» (Вальман–де Кирико), ведущая танцовщица в «Жизни человека» (Вальман-Савиго). Фестиваль на озере Комо (сезон с «Ла Скала»). Флорентийский фестиваль: в качестве приглашенной артистки пляшет в «Лебедином озере» (2-я картина), исполняет гран па де де из «Дон Кихота», па де де из «Щелкунчика», также номера «Иллюзия» (муз. Глазунова) и «Радость» (муз. Крейслера) в своей хореографии (Hommage à la dance classique на Голландском фестивале).
- 1952 – приглашенная танцовщица в английском сезоне Английского фестивального балета. Пляшет с Долиным па де де из «Мечты» (Долин). Исполняет собственный репертуар: «Жизель», «Лебединое озеро» (2-я картина), «Щелкунчик» (балет полностью), па де де из «Дон Кихота», «Умирающий лебедь».
Снимается в кинофильме «Поем сейчас вечером» в роли Анны Павловой (студия «20-й век. Фокс», Голливуд), кинофильм вышел на экраны в 1953 г. Опять присоединяется к балету Гранд-опера. Пляшет «Федру», «Жизель», «Лебединое озеро» (2 картина), «Классическое гран па де де». 5 июля станцевала «Умирающего лебедя» в присутствии французского президента Венсана Ориоля во дворце Шамбор и была награждена Медалью Жанны Д’Арк. Она стала первой артисткой, выступившей во дворце Шамбор с того времени, как Мольер поставил тут собственного «Мещанина во дворянстве» в 1670 г. Присоединяется к театру «Ла Скала» на Фестивале на озере Комо. Пляшет там свои репертуарные роли («Жизель», «Лебединое озеро» (2 картина), па де де из «Щелкунчика» и «Дон Кихота» и «Умирающего лебедя»). Снимается с Джином Келли в кинофильме «Приглашение на танец» (студия Metro-Goldwyn-Mayer, Лондон; кинофильм вышел в 1956 г.). Пляшет с Келли в части под заглавием «Ring around the Rosy».
- 1953 – приглашенная звезда балетных компаний театров Teatro Colon в Буэнос-Айресе и Teatro Municipal в Рио-де-Жанейро . В ее репертуаре: «Жизель», «Лебединое озеро» (2-я картина), па де де из «Щелкунчика» и «Дон Кихота», «Умирающий лебедь». Гастролирует со своим концертным репертуаром по Южной Америке.
- 1954-55 – снимается в кинофильме «Глубоко в моем сердце» в роли Гэби Деслис (Голливуд, студия Metro-Goldwyn-Mayer). Гастролирует с концертным репертуаром по Латинской Америке. Работает с Английским фестивальным балетом (сезон в Лондоне): в ее репертуаре возникает большая партия в балете «Эсмеральда». Гастроли в США и Канаде.
- 1956 – работает с театром «Ла Скала». Ведущая роль в «Семи смертных грехах» (Шарра); Г. фон Караян поручает ей хореографию и выполнение «Танца 7 покрывал» в качестве вставного номера в опере Штрауса «Саломея». Концерт в «Пиккола Скала»: «Ромео и Джульетта» (редакция Лифаря), «Романтическая эпоха» (собственная хореография), па де де из «Дон Кихота» и «Умирающий лебедь».
Монте-Карло, церемония бракосочетания царевича Ренье и Грейс Келли: исполняет роль Принцессы Грейс в балете «Фанфары для принца» (Кокто-Тара). Гастроли с концертным репертуаром по обеим Америкам. Рио-де-Жанейро, Арена Мараканазино: исполняет «Ромео и Джульетту», «Умирающего лебедя», па де де из «Дон Кихота» перед 30-тысячной аудиторией. Награждена премией городка (Cidade de São Sebastião do Rio de Janeiro).
- 1957-58 – продолжает гастроли с концертным репертуаром (в том числе и в ЮАР).
- 1959 – ворачивается в Парижскую Гранд-Опера. Пляшет «Федру», «Лебединое озеро» (2 картина), «Жизель». В Парижском институте танца получает из рук С. Лифаря Премию Анны Павловой за «Жизель» (1938–1959).
Трехнедельный концертный сезон в английском театре Сэдлерс-Уэллс: «Гамаюн», «Рыцарь и принцесса», «Вечная любовь», «Дух и сила», «Флоринда и Анджелино», па де де из «Щелкунчика» и «Дон Кихота», «Ромео и Джульетта» (Лифарь), «Умирающий лебедь». Гастроли по Италии и Швейцарии с Английским фестивальным балетом.
- 1961 – Teatro Colon в Буэнос-Айресе: большая партия в «Жар-птице» (Фокин). Гастроли с концертным репертуаром по Латинской Америке.
Teatro Municipal в Рио-де-Жанейро: «Лебединое озеро» (2 картина), па де де из «Щелкунчика» и «Дон Кихота», «Умирающий лебедь».
- 1962 – «Федра» в Teatro Colon; продолжает латиноамериканские гастроли с концертным репертуаром.
- 1963 – «Федра» в Берлинской опере; записывает в Берлине «Федру» на кинопленку.
- 1965 – снимается у А. Хичкока в кинофильме «Разорванный занавес» в роли балерины-шпиона (Universal Studios, Голливуд).
- 1969-66 – снимается в кинофильме Билли Уайлдера «Частная жизнь Шерлока Холмса» в роли российской танцовщицы Петровой (студия United Artists, Лондон; кинофильм вышел на экраны в 1970 г.).
Фильмография
- 1942 — «Испанская фиеста»: Гадальщица (фильм-балет, хор. Леонид Мясин, реж. Жан Негулеско)
- 1944 — «Деньки славы (англ.)русск.»: Нина (Владимир — Грегори Выпекал, реж. Жак Турнёр)
- 1953 — «Сейчас мы поём (англ.)русск.»: Анна Павлова (реж. Митчелл Лейзен (англ.)русск.)
- 1954 — «Глубоко в моём сердечко (англ.)русск.»: Гэби (реж. Стенли Донен)
- 1956 — «Приглашение на танец (англ.)русск.»: Женщина на лестнице в эпизоде «Кольцо Рози» (реж. Джин Келли)
- 1966 — «Разорванный занавес»: Танцовщица (реж. Альфред Хичкок)
- 1970 — «Личная жизнь Шерлока Холмса»: Мадам Петрова (реж. Билл Уайлдер)