Версия для печати
Вторник, 09 июня 2015 17:59

Стелла Арбенина

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Стелла Арбенина
Имя при рождении:

Стелла Зоя Романовна Уишоу Вишоу, Вишав

Когда родилась (Дата рождения):

27 сентября 1885 1885-09-27

Где родилась (Место рождения):

Санкт-Петербург Российская империя

Когда умерла (Дата смерти):

26 апреля 1976 1976-04-26 90 лет

Где умерла (Место смерти):

Лондон Великобритания

Какое имеет гражданство:

Кто по профессии:

актриса

Карьера (с какого - по какое):

1920-1939


Биография актрисы Стелла Арбенина

Стелла Арбенина (урождённая Стелла Зоя Уишоу, англ. Stella Zoe Whishaw; в браке — баронесса Мейендорф; 27 сентября 1885, Санкт-Петербург —26 апреля 1976, Лондон) — английская актриса.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Эстонский период
    • 1.2 Берлинский период
    • 1.3 Английский период
  • 2 Фильмография
  • 3 В литературе
  • 4 Примечания
    • 4.1 Комменты
    • 4.2 Источники
  • 5 Ссылки

Биография

Стелла Зоя Уишоу родилась в Санкт- Петербурге в семье с англо-русскими корнями. Её отец, Роберт Каттли Уитшоу, был медиком права, дед по материнской полосы более 40 лет был капелланом Британской церкви в Санкт-Петербурге. Получила красивое домашнее образование, гласила на 4 языках (российском, германском, британском, французском). С юношества участвовала в любительских спектаклях. В возрасте 16 лет отправилась к родственникам в Великобританию, где в Лондоне Стелла в первый раз попала в театр. В собственных воспоминаниях она писала:

После чего для меня не было ничего не считая театра

Но предки воспротивились решению Стеллы стать актрисой, ей разрешили заниматься музыкой, учить итальянский язык и как и раньше участвовать в любительских спектаклях.

10 октября 1907 года Стелла Зоя вышла замуж барона Павла Феофиловича Мейендорфа (1882—1944), отпрыска генерала Феофила Егоровича Мейендорфа и графини Лены Павловны Шуваловой. У супругов было трое деток: Жора (1908—1930), Лена (род. 1911), Ира (род. 1913). В браке Стелла как и раньше много времени уделяла театру. В её доме была сделана сцена, на которой разыгрывала пьесы и сцены из традиционных драм. Брала уроки у актёра и режиссёра Александринского театра Ю. Э. Озаровского.

В годы Первой мировой войны баронесса Мейендорф стала сестрой милосердия в лазарете Красноватого Креста в Петрограде. Проработав в нём 3 года, она была уже старшей медсестрой хирургического отделения, имевшей на попечении 55 покалеченых. Да и во время войны она брала уроки вокала у примадонны Мариинского театра Марии Александровны Славиной. В это время вышло её знакомство с В. Э. Мейерхольдом, по протекции которого она отправилась к Станиславскому для поступления в МХТ. Стелла Романовна стала единственной дебютанткой, которой был предложен договор, но из-за ситуации в стране он не состоялся.

Во время революции имущество Мейендорфов было конфисковано, и нехорошее вещественное положение позволило Стелле воплотить свою мечту. В 1918 году Стелла Романовна начала выступать на петроградской сцене. Александринский театр объявил конкурс, с помощью которого фаворит после трёх репетиций мог выступить на сцене. Стелла Мейендорф выиграла конкурс, и её дебют состоялся 30 апреля в роли Катерины в «Грозе» А. Н. Островского. Она решила взять для себя псевдоним Арбенина — по фамилии героини «Маскарада» М. Ю. Лермонтова, который был её возлюбленным поэтом. Позже она отправилась с театром на гастроли в Вологду, получала недельный ангажемент в Литейном театре.

В сентябре 1918 года супруги были арестованы. Благодаря усилиям комитета балтийских германцев они были освобождены из кутузки. Но боясь будущих арестов, Мейендорфы решают покинуть Россию.

Эстонский период

Супруги перебрались в Эстонию, где сохранились родовые имения, и поселились в Кумне. Арбенина выступала в театрах Таллина и Тарту, с 1919 года она была ведущей актрисой ревельского Российского театра. Арбениной достаются всё главные роли: Мари Шарден в «Мечте любви» А. И. Косоротова, Вера Мирцева в одноименной пьесе Л. Урванцова, Трильби О’Ферель в «Трильби» Г. Г. Ге, Маргарита (Рита) Каваллини в «Романе» Э. Шельдона, также Лариса в «Бесприданнице» А .Н. Островского, Екатерина Ивановна в одноименной пьесе Л. Андреева. Время от времени она выступает в качестве режиссёра-постановщика. К примеру, в её постановке 3 ноября 1919 года шёл «Пигмалион» Б. Шоу, в каком актриса исполняла роль Элизы. Посреди её ролей этого периода — Мелиссанда в «Принцессе Грёзе» Э. Ростана и Маргарита Готье в «Даме с камелиями» А . Дюма. С февраля 1920 года Арбенина начинает выступать ещё и в Новеньком российском драматическом театре, сделанном на базе петроградской «Студии свободных комедиантов» под управлением Ф. Глазова. Весной из-за внутренних конфликтов Арбенина вообщем покидает Российский театр и перебегает в труппу Ф. Глазова, которая обосновывается в Тарту под заглавием «Русского театра в Юрьеве». Один из критиков писал:

На фоне российского драматического театра в Ревеле, я даже произнес бы – в Эстии, большим алмазом незапятанной воды пылает талант Арбениной

В 1920 году Арбенина получает эстонское гражданство, а осенью к ней приезжают детки, жившие в Москве в имении деда.

Арбенина сотрудничает с Ревельским Германским театром, и в январе 1921 года она дебютирует в пьесе С. Ланге «Месть Майи» в роли главной героини Майи фон Крог, исполняя её на германском языке.

Ведущая русская газета Эстонии «Последние известия» писала:

Три года сценической деятельности С.Р. Арбениной в Ревеле перед зрителем прошло величавое огромное количество пьес самого различного жанра, – начиная с трагедий, драм и кончая комедийными пустяками, – исполненных российской труппой с повсевременно менявшимся составом, но при постоянном участии г-жи Арбениной. Сколько раз за этот период артистка соединяла воединыжды вокруг себя всё новые артистичные силы, оставаясь средоточием и опорой Российского театра».

Берлинский период

В августе 1921 года Арбенина отправилась в Берлин, где поначалу работала в Российском театре. Но он испытывал денежные трудности, спектакли в нём шли временами, перспективы были неясными. Арбенина устраивается актрисой театра М. Рейнгардта в Берлине. Уже через месяц после дебюта на берлинской сцене она получила главную роль в кинофильме германского кинорежиссёра Ф. В. Мурнау «Проклятая земля/Пылающая пашня», позднее признанного наилучшим фильмом года в Германии. Всего за 18 месяцев собственного пребывания в Берлине Арбенина сыграла в 8 фильмах. Нехватка ролей её амплуа в театре вынуждает Стеллу Романовну возвратиться на сцену в Ревеле. В феврале 1923 года Арбенина ворачивается в Берлин, но неуверенность в своём будущем вынуждает её покинуть Германию.

Английский период

В 1923 году она переехала с детками в Лондон, где 23 августа 1923 года состоялся её дебют на сцене в роли Антуанетты де Мобан в пьесе «Пленник Зенды». Газета «Дейли Телеграф» отмечала:

Мисс Арбенина дебютировала в компании выдающихся актеров на именитых подмостках, она выдержала испытание с триумфом и обогатила своим вступлением лондонскую сцену.

Арбенина игралась на сценах многих английских театров, гастролировала с ними за границей, выступала в кино, как британском, так и французском. Не один раз она ворачивалась в Эстонию и выступала в местных театрах.

В 1930 году она выпустила свои воспоминания «англ. Through Terror to Freedom», в каких обрисовывала свою жизнь во время революции.

Окончание проф карьеры С. Арбениной совпало с началом 2-ой мировой войны. Её последним фильмом был «Аутсайдер», выпущенный в прокат в августе 1939 года; последним выступлением на сцене — роль императрицы Елизаветы в мюзикле Э. Машвица, Ф. Томпсона и Г. Болтона «Венгерская мелодия» (1939).

С. Р. Арбенина погибла 26 апреля 1976 года. В некрологе в газете «Таймс» говорилось: «Стеллой много восторгались как актрисой — прекрасной, стильной, с чарующим голосом. Её обожали и как человека: её броской и щедрой особенности будет очень не хватать».

Фильмография

В английском кино в большинстве случаев игралась роли второго плана: аристократическую даму с неповторимыми манерами, свободно говорящую на нескольких европейских языках, либо добропорядочную мама отлично обеспеченного семейства.

Год Российское заглавие Оригинальное заглавие Роль
1922 ф Пылающая пашня Der brennende Acker Хельга / Helga, Rudenburg's 2nd wife
1922 ф Miss Rockefeller filmt Sigrid
1922 ф Die Flucht in die Ehe. Der große Flirt Witwe
1923 ф Der Frauenkönig
1923 ф Das Geheimnis der Herzogin
1923 ф Der Geldteufel Die Schwarze
1923 ф Vineta. Die versunkene Stadt
1925 ф Секретное Царство (англ.)русск. The Secret Kingdom Mary Quarrain
1925 ф Последний очевидец (англ.)русск. The Last Witness Mrs. Stapleton
1927 ф A Woman Redeemed (англ.)русск. A Woman Redeemed Marta
1931 ф Стамбул (англ.)русск. Stamboul Mme. Bouchier
1931 ф Bracelets Countess Soumbatoff
1934 ф Colonel Blood (англ.)русск. Colonel Blood Mrs. Pepys
1934 ф What Happened Then? Mrs. Bromley
1935 ф Crime Unlimited Lady Mead
1937 ф Fine Feathers (англ.)русск. Fine Feathers Elizabeth
1937 ф Merry Comes to Town Mme. Saroni
1938 ф Murder in the Family Minor Role uncredited
1939 ф Stolen Life Nurse
1939 ф The Outsider uncredited

В литературе

  • В 1923 году вышел сборник стихов Игоря Северянина «Соловей», одно из стихотворений которого «Стэлла» имело посвящение «Баронессе С. Р. М—ф»:

Поначалу баронесса Стэлла
Прочитала «Вы лжете мне, мечты!»
Позже из Грига мне пропела
Во имя только Красы!

О, воплощенная Вервэна!
Древней пластики полна,
Прияла позы под Шопэна
Так отчеканенно она.

Апологетка поз Далькроза,
В окаменелости живой,
То пламенела грозороза,
То поникала головой…

  • Ей посвящено стихотворение Б. В. Правдина «С. Р. Арбенина».

Прочитано 921 раз
Administrator

Последнее от Administrator