Содержание
- 1 Биография
- 2 Фильмография
- 3 Заслуги и номинации
- 4 Факты
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
Биография
Гленда Джексон родилась 9 мая 1936 года в рабочей семье близ Ливерпуля. В 16 лет бросила школу ради роли в любительской труппе. Слава к ней пришла 10 лет спустя, когда она сыграла Шарлотту Корде в скандальном спектакле Питера Брука «Марат/Сад». Экранизация этой постановки была её первой приметной работой в кино.
В 1969 году началось сотрудничество Джексон с режиссёром Кеном Расселлом, которое принесло ей «Оскар» за наилучшую женскую роль в экранизации романа Дэвида Герберта Лоуренса «Влюблённые дамы». Через три года актриса была вновь удостоена той же заслуги, — за роль в комедии «Как в наилучших домах».
Посреди самых ярчайших ролей Гленды Джексон в кино — Антонина Милюкова, сумасшедшая супруга П. И. Чайковского в кинофильме «Любители музыки» 1970); Алекс Грэвилл, одинокая дама, которой приходится разделять собственного возлюбленного с его хахалем в «Воскресеньи, окаянном воскресеньи» (1971); Гедда Габлер в экранизации одноименной пьесы Ибсена (1975); Сара Бернар в кинобиографии «Неописуемая Сара» (1976) и Патриция Нил в «Истории Патрисии Нил» (1981); Лена Боннэр в английском телефильме «Сахаров» (1984).
Посреди наград Гленды Джексон − несколько номинаций на «Тони» за театральные работы и «Эмми» за главную роль в сериале про Елизавету I (1971).
Награждена также Орденом Английской империи.
С 1990 года Гленда Джексон стопроцентно предназначила себя политической карьере. Она избралась в состав Парламента от Лейбористской партии в 1992 г., а 5 лет спустя вошла в состав правительства Тони Блэра. В 2000 году безуспешно баллотировалась на пост мэра Лондона. Является критиком политики правительства лейбористов в Ираке.
Фильмография
- 2000 — Уильям Шекспир / William Shakespeare … M.P.??
- 1992 — The Secret Life of Arnold Bax (сериал) — Гарриет Коган
- 1989 — Повелитель ветра / King of the Wind — Царица Каролина
- 1989 — Просыпание желаний / Rainbow, The … Anna Brangwen
- 1988 — Последний танец Саломеи / Salome’s Last Dance — Иродиада, Леди Алиса
- 1987 — Бизнес как обычно / Business as Usual … Babs Flynn
- 1987 — Это — судьба! / Beyond Therapy … Charlotte
- 1985 — Ежедневник Черепахи / Turtle Diary … Neaera Duncan
- 1984 — Сахаров / Sakharov (ТV) — Лена Боннэр
- 1982 — Возвращение бойца / Return of the Soldier, The … Margaret Grey
- 1981 — История Патрисии Нил /(ТВ) Patricia Neal Story, The — Патриция Нил
- 1980 — Игра в классики /Hopscotch — Изобель
- 1979 — Отыскать и утратить / Lost and Found … Tricia
- 1978 — Стиви / Stevie … Стиви Смит
- 1976 — Несравнимая Сара / Incredible Sarah, The — Сара Бернар
- 1975 — Гедда / Hedda — Гедда Габлер
- 1975 — Романтичная англичанка / Romantic Englishwoman, The … Elizabeth Fielding
- 1974 — Служанки / The Maids — Соланж
- 1973 — Bequest to the Nation — Эмма Гамильтон
- 1973 — С шиком / A Touch of Class … Vicki Allessio
- 1972 — Тройное эхо / Triple Echo, The … Alice
- 1972 — Мария — царица Шотландии / Mary, Queen of Scots — Елизавета I
- 1971 — Елизавета: Царица британская (сериал) / Elizabeth R — Елизавета I
- 1971 — Компаньон / Boy Friend, The — Рита, в титрах не указана
- 1971 — Воскресенье, окаянное воскресенье / Sunday Bloody Sunday — Алекс Грэвилл
- 1970 — Любители музыки / Music Lovers, The — Nina / Антонина Милюкова
- 1969 — Влюблённые дамы / Women in Love … Gudrun Brangwen
- 1967 — Марат/Сад / Marat/Sade — Шарлотта Кордэ
- 1963 — Такая спортивная жизнь / This Sporting Life — певица, в титрах не указана
- 1957—1961 — ITV Play of the Week (сериал) — Ирис Джонс / юристка
Заслуги и номинации
Заслуга | Год | Категория | Кинофильм/Сериал/Постановка | Итог |
---|---|---|---|---|
Оскар | 1971 | Наилучшая женская роль | Влюблённые дамы | Победа |
1972 | Наилучшая женская роль | Воскресенье, окаянное воскресенье | Номинация | |
1974 | Наилучшая женская роль | С шиком | Победа | |
1976 | Наилучшая женская роль | Гедда | Номинация | |
BAFTA | 1970 | Наилучшая женская роль | Влюблённые дамы | Номинация |
1972 | Наилучшая женская роль | Воскресенье, окаянное воскресенье | Победа | |
1974 | Наилучшая женская роль | С шиком | Номинация | |
BAFTA TV | 1971 | Наилучшая женская роль | Пьеса месяца | Номинация |
1972 | Наилучшая женская роль | Елизавета: Царица британская | Номинация | |
Золотой глобус | 1971 | Наилучшая женская роль в драме | Влюблённые дамы | Номинация |
1972 | Наилучшая женская роль в драме | Мария — царица Шотландии | Номинация | |
1974 | Наилучшая женская роль в комедии либо мюзикле | С шиком | Победа | |
1976 | Наилучшая женская роль в драме | Гедда | Номинация | |
1977 | Наилучшая женская роль в драме | Несравнимая Сара | Номинация | |
1979 | Наилучшая женская роль в драме | Стиви | Номинация | |
1982 | Наилучшая женская роль в мини-сериале либо телефильме | История Патриции Нил | Номинация | |
1985 | Наилучшая женская роль в мини-сериале либо телефильме | Сахаров | Номинация | |
Эмми | 1972 | Наилучшая женская роль в мини-сериале либо кинофильме (серия «Львиная доля») | Елизавета: Царица британская | Номинация |
Наилучшая женская роль в мини-сериале либо кинофильме (серия «Тень в лучах солнца») | Елизавета: Царица британская | Победа | ||
Наилучшая женская роль в драматическом сериале | Елизавета: Царица британская | Победа | ||
1982 | Наилучшая женская роль в мини-сериале либо кинофильме | История Патриции Нил | Номинация | |
Тони | 1966 | Наилучшая женская роль второго плана в пьесе | Марат/Сад | Номинация |
1981 | Наилучшая женская роль в пьесе | Роза | Номинация | |
1985 | Наилучшая женская роль в пьесе | Странноватая интерлюдия | Номинация | |
1988 | Наилучшая женская роль в пьесе | Макбет | Номинация |
Факты
- Озвучила Александру Коллонтай в документальном кинофильме «A Wave of Passion: The Life of Alexandra Kollontai» (1994, Англия).
- Вдохновила, — не будучи лично знакома, — Хулио Кортасара на создание персонажа, по имени Гленда Гарсон, — кинодивы, почитаемой кружком буэнос-айресских единомышленников, — в известной новелле «Мы так любим Гленду» (сб. «Мы так обожали Гленду», 1980).
- Х.Кортасар, «Письмо в бутылке» (29 сентября 1980):
Дорогая Гленда, это письмо не будет отправлено обыденным методом, так как почта с её обычным для всех обрядом конвертов и марок — не для нас. Самое наилучшее: представить, что я положил письмо в бутылку и бросил её в воды залива Сан-Франциско — я пишу Вам в доме, стоящем на берегу этого залива; либо что я привязал письмо к шейке одной из чаек, которые пролетают — стремительнее хлыста, рассекающего воздух, — перед моим окном и кидают мимолётную тень на мою пишущую машинку. В любом случае, письмо адресовано Вам, Гленда Джексон, — где бы Вы ни находились, а Вы, возможно, на данный момент в Лондоне; многие письма, многие рассказы — это послания в бутылках, брошенных в море, и они все становятся частью этих неторопливых, чудных sea-changes, обрисованных Шекспиром в «Буре»…
Полагаю, что только так и должны передаваться принципиальные послания — неуклюжие бутылки, плывущие по неторопливым морским волнам, и так же нерасторопно будет это моё письмо искать Вас, под Вашим реальным именованием, не под именованием Гленды Гарсон, которое тоже принадлежит Вам, — целомудрие и любовь изменили Вас, не изменяя, точно так же, как сами Вы изменяетесь, не изменяясь, от кинофильма к кинофильму. Я пишу даме, что живойёт под величавым обилием масок, включая и ту, какую, не хотя оскорбить Вас, вымыслил я, и я пишу вам поэтому, что Вы обратились ко мне — ко мне, писателю, скрывающемуся под обилием масок; благодаря этому мы с Вами заслужили право на откровенный разговор; сейчас, хотя я и представить не мог подобного, пришёл Ваш ответ — бутылка, брошенная Вами в море, разбилась о горы залива Сан-Франциско; меня заполнило радостью, под которой таится нечто схожее на ужас, — ужас не уничтожает радости, но вызывает паническое состояние, выводит её за рамки плоти и времени, как будто и Вы, и я, каждый по-своему, конкретно этого и вожделели. Не очень просто писать Вам, так как Вы ничего не понимаете о Гленде Гарсон, и почему-либо выходит так, что я на данный момент бестолково пробую разъяснить Вам причину Вашего ответа; всё происходит в различных измерениях, двоится и превращает в бред любые обыденные отношения; мы пишем или играем для других, не себе, потому моё письмо преобразуется в текст, который прочитают другие и, возможно, никогда — Вы, но, может быть, Вы всё же прочтете его когда-нибудь в дальнейшем; Ваш ответ, который я получил всего три денька вспять и только по воле варианта, забросившего меня сюда, был уже известен другим. И раз все случилось так — думаю, не нужно и пробовать выйти на прямой контакт; думаю, что единственная возможность сказать Вам то, что желаю сказать, — это ещё раз прибегнуть к помощи тех, кто прочтёт мое письмо как литературное произведение, как рассказ, посланный вслед другому, как дополнительный текст к тому, что уже представляется завершённым навечно, — так, мне думается, и должно представлять размещенные рассказы. И если я на данный момент, нарушая правила, пишу Вам это послание, которое Вы, может быть, никогда и не прочтёте, то только поэтому, что Вы сами понуждаете меня сделать это; Вы, как мне кажется, требуйте меня на данный момент написать Вам |
(пер. В.Андреева)