Вторник, 09 июня 2015 18:09

Рифеншталь Лени

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актрисе

Имя актрисы на русском (кириллицей): Лени Рифеншталь
Полное имя актрисы на родном языке: Leni Riefenstahl
Имя при рождении:

Хелена Берта Амалия Рифеншталь

Когда родилась (Дата рождения):

22 августа 1902 1902-08-22

Где родилась (Место рождения):

Берлин, Германская империя

Когда умерла (Дата смерти):

8 сентября 2003 2003-09-08 101 год

Где умерла (Место смерти):

Пёккинг, Бавария, Германия

Какое имеет гражданство:

Кто по профессии:

кинорежиссёр, актриса

Карьера (с какого - по какое):

1926—2003

leni-riefenstahl.de

Биография актрисы Рифеншталь, Лени

Ле́ни Рифеншталь (нем. Leni Riefenstahl, истинное имя Хеле́на Бе́рта Ама́лия Ри́феншталь, нем. Helene Berta Amalie Riefenstahl; 22 августа 1902, Берлин — 8 сентября 2003, Пёккинг) — германский кинорежиссёр и фотограф, также актриса и танцовщица.

Рифеншталь является одним из самых узнаваемых кинематографистов, работавших в период национал-социалистического господства в Германии. Её документальные киноленты «Триумф воли» и «Олимпия» сделали её активным пропагандистом Третьего рейха.

Содержание

  • 1 Детство и молодость: танцовщица
  • 2 20-е годы: актриса
  • 3 1-ая режиссёрская работа
  • 4 Национал-социализм, взлёт режиссёрской карьеры
    • 4.1 Киноленты о партийных съездах НСДАП
    • 4.2 Олимпийские киноленты
    • 4.3 Лени Рифеншталь и нацизм
  • 5 Нереализованные и неоконченные проекты
    • 5.1 Пентесилея
    • 5.2 Равнина
    • 5.3 Студия
  • 6 Факты из личной жизни
  • 7 Послевоенное время: фото- и киносъёмки природы
  • 8 Последние годы жизни
  • 9 Фильмография
    • 9.1 Режиссёрские работы
    • 9.2 Актёрские работы
    • 9.3 Продюсерские работы
    • 9.4 Нереализованные проекты
  • 10 Книжки
    • 10.1 Лени Рифеншталь
    • 10.2 О Лени Рифеншталь
  • 11 Выставки
  • 12 Примечания
  • 13 Ссылки

Детство и молодость: танцовщица

Берта Хелена Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в Веддинге, рабочем районе Берлина. Через два с половиной года родился её брат Хайнц. Отец Лени, Альфред Рифеншталь, был опытным коммерсантом и обладал большой компанией по продаже и монтажу вентиляционных и отопительных устройств. Предки Альфреда были родом из Бранденбургской Марки (провинции Бранденбург). Отец Альфреда подвизался по слесарной части. В их семье было трое отпрыской и одна дочь. Мама Лени Рифеншталь — Берта Ида, урождённая Шерлах — была восемнадцатым ребёнком в семье, её рождение стоило мамы жизни. Отец Берты Иды женился на воспитательнице собственных деток, родившей ему ещё троих. Семья Берты была родом из Западной Пруссии, её отец работал строителем, позже вся семья переехала в Берлин.

Предки Лени занимались развитием у дочери художественных наклонностей. В течение 5 лет два раза в неделю отец возил ее на уроки музыки. Девченка с фуррором выступала на концерте школьников в Берлинской филармонии с сонатой Бетховена. Лени была одарённой в музыке и живописи, но реальную страсть испытывала к танцу. Итальянский музыкант Ф. Бузони, лицезрев, как она пляшет под его музыку, написал для неё вальс-каприз, потом ставший одним из самых фаворитных её номеров.

В двенадцать лет Лени разрешили вступить в спортивный плавательный клуб «Русалка», где она участвовала в соревнованиях и получала призы, но после падения с пятиметровой вышки плавание пришлось бросить. После чего она вступила в ряды гимнастического союза, да и тут её преследовали травмы. На замену одним детским увлечением пришли другие — Лени обучалась кататься на роликах и коньках.

В 1918 году она удачно окончила обучение в Кольморгенском лицее Берлина и без разрешения отца (но при поддержке мамы) стала брать уроки танцев. После первого общественного выступления меж папой и дочерью произошла ссора. Чтоб избежать отправки в закрытый интернат для женщин, Рифеншталь поступила в государственное художественное училище в Берлине и некое время изучала в нём живопись.

В 1919 году отец выслал её в пансион в Тале. Там она потаенно занималась танцами, игралась в театральных постановках и посещала представления местного театра на сцене под открытым небом. По прошествии года ей разрешили покинуть пансион. В 1920 году Рифеншталь стала секретарём на предприятии собственного отца. Она обучалась машинописи, стенографии и бухгалтерскому учёту и в конце концов могла открыто брать уроки танцев и даже выступать публично. Не считая того, она игралась в теннис. После очередной ссоры, привёдшей к уходу Лени из родительского дома, отец закончил сопротивляться желаниям дочери, мечтающей о сцене.

C 1921 по 1923 год Рифеншталь училась традиционному балету под управлением Евгении Эдуардовой, одной из бывших петербургских балерин, и дополнительно изучала хара́ктерный танец в школе Ютты Кламт. В 1923 году на полгода она уехала в Дрезден, чтоб брать уроки танца в школе Мэри Вигман. Её 1-ое сольное выступление состоялось в Мюнхене 23 октября 1923 года. Потом последовали выступления в камерных постановках Германского театра в Берлине, во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Дюссельдорфе, Кёльне, Киле, Штеттине, Цюрихе, Инсбруке и Праге. Но разрыв связок поставил крест на предстоящей карьере танцовщицы.

20-е годы: актриса

В 1924 году Лени Рифеншталь переехала в свою первую свою квартиру на Фазаненштрассе в Берлине. Тогда же она обручилась с Отто Фройцхаймом, известным теннисистом. В июне в кинозале на Ноллендорфплац она поглядела кинофильм Арнольда Фанка «Гора судьбы» (1919). Этот кинофильм произвёл на неё такое воспоминание, что она отправилась в горы, чтоб узреть все своими очами. Рифеншталь также повстречалась с исполнителем главной роли Луисом Тренкером и режиссёром Арнольдом Фанком, который показал к ней большой энтузиазм. В то время как после разрыва мениска она легла в клинику на операцию, Арнольд Фанк написал для неё сценарий кинофильма «Священная гора». Рифеншталь расторгла помолвку с Отто Фройцхаймом. После её излечения в Доломитовых Альпах начались съёмки кинофильма, премьера которого свершилась 17 декабря 1926 года в кинозале «Уфа-Паласт ам Цоо» в Берлине. Танцовщица стала известной актрисой. Чтоб соответствовать требованиям Фанка к актёрам в «горных фильмах», Рифеншталь научилась кататься на лыжах и лазать по горам. Она исполнила главные роли в фильмах «Большой прыжок» (Der große Sprung, 1927), «Белоснежный ад Пиц-Палю» (Die weiße Hölle vom Piz Palü, 1929), «Бури над Монбланом» (Stürme über dem Montblanc, 1930) и «Белоснежное безумие» (Der weisse Rausch, 1931).

О воздействии Арнольда Фанка Рифеншталь говорила:

Он был мастером монтажа кинофильмов, и я, естественно, неосознанно кое-чему у него научилась. (...) Я желаю увидеть, что воздействие доктора Фанка на мои киноленты было очень огромным. Это сначала касается видения — он был неплохим фотографом, пришел из фото. И как-то передал это своим кинооператорам.

В 1927 году на съёмках кинофильма «Большой прыжок» Рифеншталь познакомилась с Гансом Шнеебергером, кинооператором и исполнителем главной роли, и они три года жили совместно. В Берлине она познакомилась также с режиссёрами Георгом Вильгельмом Пабстом («Безотрадный переулок»), Абелем Гансом («Наполеон»), Вальтером Руттманом («Берлин, симфония огромного города») и писателем Эрихом Марией Ремарком.

В 1928 году Рифеншталь посетила зимние Олимпийские игры в швейцарском Санкт-Морице. В этом же году появилась её 1-ая статья в «Film-Kurier» о кинофильме Фанка «Белоснежный стадион». Отныне она часто публиковала репортажи о съёмках собственных кинофильмов. В 1928 году снялась также в кинофильме Рудольфа Раффе «Судьба Габсбургов» (Das Schicksal derer von Habsburg).

Съёмки кинофильма «Белоснежный ад Пиц Палю» в Энгадине вели Арнольд Фанк и Георг Вильгельм Пабст. Лени Рифеншталь участвовала в монтаже французской версии.

1-ая режиссёрская работа

В 1932 году Рифеншталь сняла кинофильм «Голубой свет». Это был её режиссёрский дебют. Основав свою фирму «L.R. Studiofilm», она уверила продюсера Харри Сокала вложить в создание «Голубого света» 50 000 марок. Вместе с режиссурой, сценарием и главной ролью Рифеншталь также отвечала за создание.

Объясняя, почему она решила заняться режиссурой, Рифеншталь произнесла, что издавна желала сыграть роль, совершенно не похожую на те, которые она игралась у Фанка, когда дама всегда находилась на заднем плане, а горы являлись основным компонентом. Но у Фанка она взяла в долг не только лишь формальные элементы, да и сюжет его «горных фильмов». Рифеншталь работала также с исполнителями и операторами Фанка. Вкупе с венгерским писателем и теоретиком кино Белоснежной Балажем она написала себе главную роль девицы, к которой в силу её загадочности с недоверием относились обитатели горной деревни. В кинофильме «Голубой свет» горы стали сразу декором и элементом деяния, но не настолько определяющим, как у Фанка. Спорт, приключения и комедийность кинофильмов Фанка были вытеснены у Рифеншталь магией и миром волшебства.

Премьера кинофильма свершилась 24 марта 1932 года в Берлине. На биеннале в Венеции «Голубой свет» получил серебряную медаль. Рифеншталь сделала поездку в Лондон, где её кинофильму был оказан экзальтированный приём. Позже она напишет:

В «Голубом свете» я, как будто предчувствуя, поведала свою позднейшую судьбу: Юнта, странноватая женщина, живущая в горах в мире грез, преследуемая и отверженная, гибнет, так как рушатся ее эталоны — в кинофильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя. До начала лета 1932 года я тоже жила в мире грез…

Невзирая на отрицательные отзывы берлинских критиков, кинофильм стал приносить прибыль, и в октябре 1933 года Бела Балаж как соавтор сценария предъявил к Лени Рифеншталь валютные претензии. Рифеншталь, в свою очередь, обратилась к гауляйтеру Франконии, также главному редактору известной антисемитской газеты «Штурмовик» Юлиусу Штрайхеру: «Настоящим уполномочиваю гауляйтера Юлиуса Штрайхера из Нюрнберга — издателя „Штюрмера“ — представлять мои интересы по вопросам претензий ко мне еврея Белы Балажа».

Национал-социализм, взлёт режиссёрской карьеры

Лени Рифеншталь и Геббельс, 1937

В феврале 1932 года Рифеншталь в первый раз побывала на выступлении Гитлера в берлинском Дворце спорта и в мае написала ему письмо. Скоро они повстречались. Потом Рифеншталь отправилась вкупе с летчиком Эрнстом Удетом в Гренландию на съёмки кинофильма Арнольда Фанка «SOS — айсберг» (S.O.S. Eisberg, 1933). Премьера кинофильма свершилась 30 августа 1933 года в берлинском кинозале «Уфа-Паласт ам Цоо». Из серии статей о поездке в Гренландию для журнальчика «Tempo» и лекций перед показом кинофильма в кинозалах сложилась книжка, размещенная в 1933 году. Рифеншталь опять повстречалась с Гитлером, также познакомилась с Йозефом Геббельсом и его женой. «Единственная из всех звезд, кто нас понимает», — напишет о ней Геббельс. После 2-ой мировой войны Рифеншталь будет утверждать, что меж ней и министром пропаганды появилась и сохранялась глубочайшая обоюдная антипатия.

Киноленты о партийных съездах НСДАП

Кадр из кинофильма «Триумф воли». Гитлер во главе высокопоставленных нацистов заходит в зал собраний.

В мае 1933 года Рифеншталь приняла предложение Гитлера снять кинофильм о 5-ом съезде НСДАП в Нюрнберге, «партсъезде победы». Она работала с известными операторами Зеппом Альгайером, Францем Ваймайром и Вальтером Френцем и сама занималась монтажом. Продюсером выступило министерство пропаганды во главе с Геббельсом. Премьера «Победы веры» свершилась 1 декабря1933 года. Но после ликвидирования вершины СА в «ночь длинноватых ножей» кинофильм пропал с экранов, потому что в нём вместе с Гитлером огромное место было отведено начальнику штаба штурмовых отрядов Эрнсту Рёму.

Кинофильм «Победа веры» стал для Рифеншталь специфичной «пробой пера». Отснятый материал всё ещё отчётливо носил нрав репортажа, содержал довольно много случайного и несистематизированного материала и стал, таким макаром, недостаточно зрелой презентацией НСДАП как политической партии, продемонстрировав в то же время неопытность Рифеншталь в качестве режиссёра документального кино. И Рифеншталь, и НСДАП ещё предстояло поработать над собой.

Лени Рифеншталь и Генрих Гиммлер на съёмках «Триумфа воли», Нюрнберг 1934

В апреле 1934 года Гитлер поручил Лени Рифеншталь съёмки «Триумфа воли», ещё 1-го кинофильма о съезде НСДАП, «съезде единства и силы». Для этого она основала производственную компанию «Reichsparteitagfilm GmbH». Как и «Победа веры», кинофильм финансировался самой НСДАП. Рифеншталь осталась недовольна прологом, снятым Вальтером Руттманом, и взяла в свои руки управление съёмками, которые проходили с 4 по 10 сентября в Нюрнберге. В её распоряжении находилась группа из 170 помощников, 35 операторов и 30 камер, которые закреплялись на флагштоках, подымалиь на дирижаблях и позволяли вести съемку всех мероприятий съезда сразу с нескольких точек. Было отснято несколько сотен часов материала. Кинофильм рождался за монтажным столом. На установка ушло семь месяцев. В итоге хронометраж кинофильма составил 114 минут. Музыку к нему написал композитор Герберт Виндт, который и в предстоящем сотрудничал с Рифеншталь. Премьера «Триумфа воли» свершилась в присутствии Гитлера 28 марта 1935 года в кинозале «Уфа-Паласт ам Цоо» в Берлине.

О «Триумфе воли» Рифеншталь гласила, что она желала сделать «художественный фильм», а не хроникальный репортаж:

Он не отвечает ни геройскому стилю, ни внутреннему ритму реального действия. Их должен почувствовать, подчинить собственному движению и передать художественный кинофильм. Внутреннее осознание задачки само по себе выдвигает такое понятие, как художественное решение. (…) Ещё нигде в мире правительство не занималось в таковой степени вопросами кино. Это его лицо, которое обращается к нам, его фюрер и его соратники. Весь люд выяснит в нём себя самого.

— Der Deutsche, 17.01.1935

Эти слова были для Рифеншталь также программкой монтажа кинофильма. В нем она сделала синематографическую симфонию движения, в какой всесущий Гитлер являлся основным исполнителем даже в этом случае, когда его не было на месте событий. Ритм и движение использовались при всем этом в качестве художественных принципов организации киноматериала, чтоб вызвать у зрителя чувственную реакцию и воспоминание личного конкретного роли в партийном съезде. Рифеншталь всегда подчеркивала документальный нрав кинофильма, другими словами беспристрастное изображение реального действия. Но её работа с документальным материалом привела к драматизации партийного съезда, который вначале был отрепетирован и инсценирован для киносъёмок.

Triumph des Willens Триумф воли

В силу того, что «Триумф воли» лучшим образом соответствовал представлениям национал-социалистов о самих для себя, партийное управление объявило его прототипом успешной национал-социалистической пропаганды и официально придало ему пропагандистский статус. Рифеншталь получила муниципальный приз 1934/1935 года, приз за наилучший документальный кинофильм на Международном кинофестивале в Венеции 1935 года и золотую медаль на Глобальной выставке в Париже в 1937 году. Прямо за фильмом в свет вышла книжка Лени Рифеншталь «То, что осталось за кадром кинофильма о съезде национал-социалистической партии».

В «Триумфе воли» не нашёл полного отражения вермахт, который в 1934 году после погибели Пауля фон Гинденбурга в первый раз принял роль в съезде НСДАП. Потому последующей работой Рифеншталь стал 26-минутный малометражный кинофильм «День свободы! — Наш вермахт!». Он был снят на следующем съезде НСДАП в сентябре 1935 года. Кинофильм создавал настроение очень лирическим началом с изображением ночной охраны и рассвета в палаточном городе, игрой теней и съёмками против солнечного света. Потом следовали командно-штабные учения вермахта под командованием Гитлера. Изобразительные средства этой киноленты были стереотипными, а композиция стала неубедительной. Премьера свершилась 30 декабря 1935 года.

Потом Лени Рифеншталь называла свои пропагандистские постановки чисто документальными работами, причём она понимала под документальным фильмом таковой кинофильм, который отражал дух и атмосферу мероприятия.

Олимпийские киноленты

Съёмки «Олимпии», август 1936

В 1935 году Лени Рифеншталь повстречалась с Карлом Димом, генеральным секретарём организационного комитета Летних Олимпийских игр в Берлине 1936 года. 9 декабря 1935 года была учреждена компания «Olympia-Film GmbH», обладателями которой стали Рифеншталь и её брат Хайнц. На последующий денек Геббельс официально объявил о том, что министерство пропаганды заказало Рифеншталь кинофильм об Олимпийских играх в Берлине. Министерство пропаганды выступило также и в качестве финансиста кинофильма.

В 1936 году в процессе подготовки к кинофильму Рифеншталь посетила Зимние Олимпийские игры в Гармиш-Партенкирхене, также повстречалась с Бенито Муссолини в Риме. В мае 1936 года начались кинопробы для «Олимпии». К работе над фильмом были привлечены известные кинооператоры, такие как Вальтер Френц, Вилли Цильке, Гуцци Ланчнер, Ханс Эртль. Вместе с Рифеншталь они сделали и применили много новых кинотехнических приёмов (к примеру, камеру для подводной съёмки, рельсовый операторский кран). Число членов съёмочной группы составило 170 человек. Сразу после съёмок в июле и августе 1936 года начался установка, который продолжался практически два года.

Премьера кинофильма «Олимпия» (1-я часть «Праздник народов», 2-я часть «Праздник красоты») свершилась в берлинском кинозале «Уфа-Паласт ам Цоо» 20 апреля 1938 года. 1 мая 1938 года Рифеншталь получила за него муниципальную премию. 10 мая 1938 года в Цюрихе состоялся 1-ый забугорный показ кинофильма. 31 августа 1938 года «Олимпия» была удостоена приза за наилучший кинофильм на Международном кинофестивале в Венеции.

Кадр из пролога кинофильма «Олимпия»

Направленные на формально-эстетические признаки фанаты Лени Рифеншталь до сего времени подчеркивают интернациональный фуррор кинофильма в силу блестящей операторской работы и узкой интуитивной организации отснятого материала.

Лейтмотивами обеих частей кинофильма стали состязание, краса и гармония. Его эстетика соответствовала фильмам о партийных съездах. Патетический глас диктора, героизация спортсменов, общий пафос и монументальная символика работали на тот образ Германии, который ее национал-социалистические руководители желали сделать у общественности по случаю Олимпийских игр.

Германский киновед Петер Новотны писал:

Происхождение, образование, представления об искусстве и ранешний фуррор Рифеншталь содействовали тому, что она занималась творчеством и при фашизме. Она представляет собой броский пример тому, как живописец в собственной личной вере, что благодаря документальному изображению он может сохранить свободу искусства, беспристрастно сотрудничает с национал-социалистическим государством.

Рифеншталь, которая не обошла стороной выдающийся фуррор американских, причём даже чернокожих атлетов, возлагала надежды на кассовый фуррор «Олимпии» в Соединённых Штатах. И вправду, кинокомпания «Метро-Голдвин-Майер» пригласила её посетить США. 4 ноября 1938 года режиссер приехала с фильмом в New-york. Но скоро из Германии пришло весть о еврейских погромах в течение так именуемой «Хрустальной ночи» с 9 на 10 ноября 1938 года. Реакция американской общественности последовала немедленно — «Нью-йоркская антифашистская лига», мэр Нью-Йорка Фьорелло Ла-Гвардия и Комитет киноактёров (Motion Picture Artists Committee) призвали к бойкоту как «Олимпии», так и самой Рифеншталь. 24 ноября 1938 года Рифеншталь приехала в Голливуд, где она повстречалась с режиссёрами Кингом Видором и Уолтом Диснеем, также с папой южноамериканского автопромышленности Генри Фордом, известным также по собственной книжке антисемитского содержания «Мировое еврейство». В Британии, следуя примеру Соединенных Штатов, также отказались от показа «Олимпии». Но позднее — в 1956 году — голливудское жюри назвало «Олимпию» одним из 10 наилучших кинофильмов мира. Он стал прототипом для многих спортивных кинофильмов и репортажей.

В ноябре 1957 года в ограниченный повторный прокат в Бремене и Гамбурге вышла приготовленная Рифеншталь новенькая редакция кинофильма. 2-ая часть «Олимпии» (сначало — «Праздник красоты») была переименована в «Богов стадиона». Но проект не воспользовался фуррором. В 1967 году Рифеншталь сделала англоязычную версию кинофильма, созданную для показа по «13-му каналу» в канун Олимпийских игр в Мехико.

Лени Рифеншталь и нацизм

Сама Рифеншталь всегда лицезрела себя как аполитичного художника, который в то время не понимал всей чудовищности нацистского режима. Нацистская пропаганда не могла не пользоваться непременно броским талантом Рифеншталь, да и Рифеншталь не могла не использовать нацистов для собственной карьеры.

Лени Рифеншталь посещает войска в Польше, сентябрь 1939

В 1948 году в одном письме она признавалась:

Я никогда не опровергала, что попала под воздействие личности Гитлера. Но то, что я очень поздно распознала в нём демоническое, непременно является виной либо ослеплением.

Нереализованные и неоконченные проекты

Пентесилея

Возвратившись в Европу, Рифеншталь выступила в Париже с лекцией «Является ли кино искусством?». В 1939 году для съёмок экранизации катастрофы Генриха фон Клейста «Пентесилея» она основала свою фирму «Leni Riefenstahl Film GmbH», работала над сценарием и также занималась подготовкой съёмок. Но работа прервалась 1 сентября 1939 года из-за начала 2-ой мировой войны. Рифеншталь и её сотрудники поступили в действующую армию в качестве военных корреспондентов для освещения военных действий в Польше. Беспощадные убийства бойцами вермахта мирных обитателей в городке Коньске 12 сентября 1939 года привели её в кошмар, и она отказалась от предстоящей работы. По утверждению самой Рифеншталь, она также написала жалобу на деяния военных в подобающую инстанцию.

Равнина

Лени Рифеншталь начала переговоры с кинокомпанией «Tobis» о производстве кинофильма «Долина» и совместно с Харальдом Райнлем работала над сценарием кинофильма. В базе сюжета — конфликт крестьян-горцев с большим землевладельцем из равнины. Съёмки начались 6 августа 1940 года в Испании, а потом были перенесены в Баварию. Чтоб воссоздать испанский спектр в Баварских Альпах, Лени озаботилась поисками «южных типажей». В качестве статистов были привлечены 68 цыган из пересыльного лагеря Максглан, под Зальцбургом. Потом практически все «неарийские» статисты «Долины» погибли от непосильного труда в лагерях либо были расстреляны. После войны это стало предпосылкой многих судебных процессов против Рифеншталь…

В «Долине» Рифеншталь выступала не только лишь как режиссёр, да и как исполнительница главной роли — танцовщицы фламенко. Но работа над фильмом была заморожена из-за её заболевания. Летом 1943 года съёмки были продолжены в Испании. По личному распоряжению Гитлера финансирование кинофильма производило министерство экономики. В ноябре 1943 года Рифеншталь переехала из Берлина в тирольский Кицбюэль и перевезла сюда огромную часть отснятого материала. Последние съёмки состоялись в сентябре 1944 года на студии Баррандов в Праге. Работа над фильмом длилась прямо до окончания войны.

Студия

В новейшей гитлеровской столице мира — Германии — было запланировано строительство студии Рифеншталь площадью 26 000 м².

Факты из личной жизни

По утверждениям ряда биографов (Одри Салкелд, Юрия Безелянского и др.), первым хахалем Лени стал актёр-тиролец Луис Тренкер, с которым она познакомилась в 1924 году, на съёмках кинофильма Арнольда Фанка, «Священная гора». Но, потом их дела развивались сообразно пословице: «От любви до ненависти — один шаг!»…

В 1940 году на съёмках кинофильма «Долина» Лени Рифеншталь познакомилась со своим будущим супругом Петером Якобом (Peter Jacob). Лейтенант альпийских стрелков Якоб находился в Австрии на отдыхе после ранения и снимался в кино в качестве каскадера. Потом он вел войну на восточном фронте (за полярным кругом) и в Италии. Рифеншталь и Якоб поженились 21 марта 1944 года в Кицбюеле.

30 марта 1944 года Рифеншталь в последний раз повстречалась с Адольфом Гитлером в его резиденции Бергхоф.

Летом 1944 года погиб её отец, на восточном фронте умер её брат Хайнц (который по доносу был обвинён в покупке мяса на чёрном рынке и пораженческих высказываниях, лишён брони и выслан в штрафной батальон).

Незадолго до конца войны к ней в Кицбюэль приехала мама.

Послевоенное время: фото- и киносъёмки природы

6 июня 1945 года арестованная с целью допроса Лени Рифеншталь была выпущена на свободу 7-й американской армией. В июне 1947 года она легла в психиатрическую клинику во Фрайбурге. Летом 1947 года развелась с Петером Якобом.

1 декабря 1948 года в Виллингене Рифеншталь прошла процесс денацификации. В том же году её кинофильм «Олимпия» задним числом получил Золотую медаль Интернационального олимпийского комитета.

1 мая 1949 года журнальчик «Ревю» опубликовал статью с упрёками в адресок Рифеншталь в связи с привлечением цыган из лагеря Максглан на съёмки кинофильма «Долина».

6 июля 1949 года состоялся повторный процесс денацификации, вновь оправдавший Рифеншталь.

23 ноября 1949 года состоялся процесс против журнальчика «Ревю», опубликовавшего статью о съёмках кинофильма «Долина».

Сначала 1950 года в процессе третьего процесса денацификации Рифеншталь была признана в качестве «попутчика».

21 ноября 1951 года в Риме свершилась премьера новейшей монтажной и звуковой версии кинофильма «Голубой свет».

11 февраля 1954 года в Штутгарте свершилась премьера кинофильма «Долина», который не воспользовался фуррором. В одном из последних собственных интервью 100-летняя Лени Рифеншталь произнесла: Я не буду гласить о цыганах. Это очень непростая, очень тяжелая тема… Коснувшись её, я обязана буду всё отведённое для интервью время гласить только о цыганах.

Новые проекты, которые Лени Рифеншталь готовила в Италии и Испании, воплотить не удалось частично из-за их высочайшего бюджета и нехватки средств. Это привело к тому, что она закончила заниматься кино и увлеклась фото. В апреле 1956 года в возрасте 53 лет она в первый раз сделала поездку в Африку. Её путные воспоминания, выраженные в снимках, были размещены в ведущих глянцевых журнальчиках — «Stern», «The Sunday Times», «Paris Match», «L’Europeo», «Newsweek», «The Sun». Позднее, в период меж 1962 и 1977 годами она с фотоаппаратом не один раз пересекла нубийскую пустыню, запечатлевая на плёнку жизнь нубийских племён. На самом деле дела Рифеншталь открыла нубийские племена центрального Судана для широкой публики — после её фоторепортажей об их жизни ими заинтересовались не только лишь журналисты, да и антропологи и историки.

В 1973 году в свет вышел фотоальбом «Нуба — люди, как будто пришедшие с другой звезды», а в 1976 году последующий фотоальбом «Нуба из племени Кау».

Некие критики узрели в её фотоснимках выражение «фашистской эстетики». В собственной статье «Магический фашизм» Сьюзен Зонтаг писала: «Хотя нуба не являются арийцами, их портрет, сделанный Лени Рифеншталь, возрождает некие огромные темы нацистской идеологии: противопоставление незапятнанного и нечистого, неподкупного и продажного, физического и духовного, светлого и темного».

В 1974 году на Мальдивах в возрасте 71 года Рифеншталь в первый раз погрузилась в Индийский океан с аквалангом и с камерой для подводной съёмки. За последние три десятилетия собственной жизни она сделала более 2-ух тыщ погружений. Так начался новый шаг в творчестве Рифеншталь-фотографа — съёмки подводного мира. Результатом её долголетней работы стали фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой», также документальный кинофильм «Коралловый рай» (другое заглавие — «Подводные впечатления»).

В августе 1987 года вышли её мемуары, которые были изданы в 13 странах, а в Америке и Стране восходящего солнца стали блокбастером.

Последние годы жизни

В 1993 году Лени Рифеншталь отдала огромное интервью в посвящённом ей кинофильме «Сила образов». Кинофильм получил премию «Эмми» и особый приз кинокритиков в Стране восходящего солнца.

В октябре 1995 года на Международном фестивале документальных кинофильмов в Лейпциге свершилась ретроспектива кинофильмов Рифеншталь. 3 декабря 1998 года в киномузее в Потсдаме открылась посвящённая ей выставка.

В 2001 году президент МОК Хуан Антонио Самаранч в швейцарской Лозанне вручил ей Золотую медаль Интернационального олимпийского комитета (хотя медаль и была присуждена ей ещё в 1948 году, получить её она длительное время не могла). В том же году Рифеншталь в первый раз посетила Россию.

В 2002 году Лени Рифеншталь отпраздновала собственный вековой юбилей в кругу друзей и поклонников (посреди иных, к примеру, Зигфрид и Рой).

8 сентября 2003 года, через две недели после собственного 101-го денька рождения, Лени Рифеншталь скончалась в 22:50 в своём доме в городе Пёккинге на Штарнбергском озере. Её спутник жизни, 61-летний кинооператор Хорст Кеттнер, до самого последнего мига не отходил от неё.

У Рифеншталь не было деток. В кинофильме «Мечта об Африке» она высказала сожаление по этому поводу.

12 сентября 2003 года в Мюнхене свершилась панихида и кремация, а 10 октября такого же года урна с прахом Лени Рифеншталь была захоронена на мюнхенском кладбище Вальдфридхоф.

Фильмография

Режиссёрские работы

  • 1932: «Das blaue Licht» — «Голубой свет»
  • 1933: «Der Sieg des Glaubens» — «Победа веры»
  • 1935: «Triumph des Willens» — «Триумф воли»
  • 1935: «Tag der Freiheit! — Unsere Wehrmacht!» — «День свободы! — Наш вермахт!»
  • 1938: «Olympia» — «Олимпия»
    • Teil 1: «Fest der Völker» — часть 1-ая «Праздник народов»
    • Teil 2: «Fest der Schönheit» — часть 2-ая «Праздник красоты»
  • 1954: «Tiefland» — «Долина»
  • 2002: «Impressionen unter Wasser» — «Коралловый рай»
  • 2003: «Ein Traum von Afrika» — «Мечта об Африке» (изготовлен по материалам архивов Лени Рифеншталь, режиссёр Рей Мюллер)

Актёрские работы

  • 1925: «Wege zu Kraft und Schönheit — Ein Film über moderne Körperkultur» — «Пути к силе и красе — кинофильм о современной физической культуре»
  • 1926: «Der heilige Berg» — «Священная гора», режиссёр Арнольд Фанк
  • 1927: «Der große Sprung» — «Большой прыжок», режиссёр Арнольд Фанк
  • 1928: «Das Schicksal derer von Habsburg» — «Судьба Габсбургов», режиссёр Рудольф Раффе
  • 1929: «Die weiße Hölle vom Piz Palü» — «Белый ад Пиц Палю», режиссёры Арнольд Фанк и Георг Вильгельм Пабст
  • 1930: «Stürme über dem Montblanc» — «Бури над Монбланом», режиссёр Арнольд Фанк
  • 1931: «Der weiße Rausch — neue Wunder des Schneeschuhs» — «Белое безумие — новое лыжное чудо», режиссёр Арнольд Фанк
  • 1932: «Das blaue Licht» — «Голубой свет»
  • 1933: «SOS Eisberg» — «SOS — айсберг», режиссёр Арнольд Фанк
  • 1954: «Tiefland» — «Долина»
  • 1993: «Die Macht der Bilder» — «Власть образов», режиссёр Рей Мюллер
  • 2003: «Leni Riefenstahl — Ein Traum von Afrika» — «Лени Рифеншталь — мечта об Африке», режиссёр Рей Мюллер

Продюсерские работы

  • 1932: «Das blaue Licht» — «Голубой свет»
  • 1933: «Der Sieg des Glaubens» — «Победа веры»
  • 1934: «Triumph des Willens» — «Триумф воли»
  • 1938: «Olympia» — «Олимпия»
    • Teil 1: «Fest der Völker» — часть 1-ая «Праздник народов»
    • Teil 2: «Fest der Schönheit» — часть 2-ая «Праздник красоты»
  • 1954: «Tiefland» — «Долина»
  • 2002: «Impressionen unter Wasser» — «Подводные впечатления»

Нереализованные проекты

  • 1933: «Mademoiselle Docteur» — «Мадмуазель доктор»
  • 1939: «Penthesilea» — «Пентесилея»
  • 1943: «Van Gogh» — «Ван Гог»
  • 1950: «Der Tänzer von Florenz» — «Танцовщик из Флоренции»
  • 1950: «Ewige Gipfel» — «Вечные вершины»
  • 1950—1954: «Die roten Teufel» — «Красные дьяволы»
  • 1955: «Kobalt 60» — «Кобальт 60»
  • 1955: «Friedrich der Große und Voltaire» — «Фридрих Величавый и Вольтер»
  • 1955: «Drei Sterne am Mantel der Madonna» — «Три звезды на плаще Богородицы»
  • 1955: «Sonne und Schatten» — «Солнце и тени»
  • 1955—1956: «Die schwarze Fracht» — «Чёрный груз»
  • 1957: «Afrikanische Symphonie»- «Африканская симфония»
  • 1959—1960: «The blue Light» — «Голубой свет» (на британском)
  • 1961: «Der Nil» — «Нил»
  • 1962—1963: «Afrikanisches Tagebuch» — «Африканский дневник»
  • 1964—1975: «Allein unter den Nuba» — «Одна посреди нубийцев»

Книжки

Лени Рифеншталь

  • Борьба в снегах и во льду — Kampf in Schnee und Eis. Verlag Hesse & Becker, Leipzig 1933.
  • То, что осталось за кадром кинофильма о съезде национал-социалистической партии — Hinter den Kulissen des Reichsparteitags-Films. Franz Eher Nachf., München 1935.
  • Краса олимпийской борьбы — Schönheit im olympischen Kampf. Deutscher Verlag (Ullstein-Verlag), Berlin 1937.
  • Нубийцы — люди, как будто пришедшие с другой звезды — Die Nuba — Menschen wie von einem anderen Stern. Paul List Verlag, München 1973.
  • Нубийцы из племени Кау — Die Nuba von Kau. Paul List Verlag, München 1975.
  • Коралловые сады — Korallengärten. List-Verlag, München, 1978.
  • Моя Африка — Mein Afrika. List-Verlag, München, 1982.
  • Воспоминания — Memoiren. Albrecht Knaus-Verlag, München — Hamburg, 1987.
  • Волшебство под водой — Wunder unter Wasser. Herbig Verlagsbuchhandlung, München, 1990.
  • Нубийцы — Die Nuba. Köln, ISBN 3-933366-41-0 (Lizenzausgabe) — издание объединяющее в одном томе две книжки «Die Nuba» (1973) и «Die Nuba von Kau» (1976).

О Лени Рифеншталь

  • Клаус Краймайер «Фанк — Тренкер — Рифеншталь: германский альпинистский кинофильм и его следствия» — Klaus Kreimeier: «Fanck — Trenker — Riefenstahl: Der deutsche Bergfilm und seine Folgen», Stiftung Deutsche Kinemathek, Berlin 1972
  • Пеги Энн Уоллес «Исторический взор на карьеру Лени Рифеншталь в период с 1923 по 1933 годы» — Peggy Ann Wallace: «An Historical Study of the Career of Leni Riefenstahl from 1923 to 1933», Berkeley 1975
  • Ричард М. Барсам «Руководство по „Триумфу воли“» — Richard M. Barsam: «Filmguide to Triumph of the will», Series: Indiana University Press filmguide series, Indiana University Press, Bloomington 1975
  • Глен Б. Инфилд «Лени Рифеншталь. Падшая Богиня» — Glenn B. Infield: «Leni Riefenstahl. The Fallen Goddess», Thomas Y. Crowell, New York 1976
  • Девид Б. Хинтон «Фильмы Лени Рифеншталь» — David B. Hinton: «The Films of Leni Riefenstahl», The Scarecrow Press, Metuchen (NJ.), London 1978
  • Рената Берг-Пан «Лени Рифеншталь» — Renata Berg-Pan: «Leni Riefenstahl», Twayne, Boston 1980
  • Мартин Лойпердингер «Триумф воли — протокол съёмок кинофильма Лени Рифеншталь» — Martin Loiperdinger: «Triumph des Willens — Einstellungsprotokoll des Films von Leni Riefenstahl», Filmland-Presse, München 1980
  • Петер Новотны «„Триумф воли“ Лени Рифеншталь: к критике документального кино в период фашистской диктатуры» — Peter Nowotny: «Leni Riefenstahls ‚Triumph des Willens‘: zur Kritik dokumentarischer Filmarbeit im NS-Faschismus», Peter Nowotny, Dortmund 1981
  • Чарльз Форд «Лени Рифеншталь — актриса, режиссёр, фотограф» — Charles Форд: «Leni Riefenstahl — Schauspielerin, Regisseurin und Fotografin», Heyne, München 1982
  • Леонардо Кваресима «Лени Рифеншталь» — Leonardo Quaresima: «Leni Riefenstahl», La Nuova Italia, Firenze 1984
  • Купер Си. Грехам «Лени Рифеншталь и Олимпия» — Cooper C. Graham: «Leni Riefenstahl and Olympia», Based in part on the author’s thesis — New York University, Series: Filmmakers no. 13, The Scarecrow Press, Metuchen (NJ.), London 1986
  • Девид Калберт «„Триумф воли“ Лени Рифеншталь» — David Culbert: «Leni Riefenstahl’s Triumph of the will», Series: Research collections in the social history of communications, University Publications of America, Frederick, MD 1986
  • Мартин Лойпердингер «Ритуалы мобилизации — Кинофильм о съезде НСДАП „Триумф воли“ Лени Рифеншталь» — Martin Loiperdinger: «Rituale der Mobilmachung — Der Parteitagsfilm ‚Triumph des Willens‘ von Leni Riefenstahl», Leske und Budrich, Opladen 1987
  • Дана Джиллспи «Лени: сценарий, основанный на карьере Лени Рифеншталь» — Dana Gillespie: «Leni: a screenplay based on the career of Leni Riefenstahl», North Texas State University 1988
  • Девид Кэлверт Смит «Триумф воли: кинофильм Лени Рифеншталь» — David Calvert Smith: «Triumph of the Will: a film by Leni Riefenstahl», Original shooting script never before released as written by Leni Riefenstahl herself, Celluloid Chronicles Press, Richardson, Texas 1990
  • Линда Дойтчманн «Триумф воли — образ Третьего Рейха» — Linda Deutschmann: «Triumph of the Will — The Image oft the Third Reich», Longood Academic, Wakefield, N.H.
  • Томас Леефланг «Лени Рифеншталь» — Thomas Leeflang: «Leni Riefenstahl», Anthos, Baarn 1991
  • Nils Klevjer Aas: «Fascismens fascinasjon — et didatisk dilemma: Leni Riefenstahls ‚Viljens triumf‘ som kildemateriale og påvirkningskilde», Statens filmsentral, Oslo 1991
  • Эйко Исиока «Лени Рифеншталь, жизнь» — Eiko Ishioka: «Leni Riefenstahl, life», photographer Leni Riefenstahl, Kyuryudo Art Pub. Co., Tokyo 1992
  • Тайло Даунин «Олимпия» — Taylo Downing: «Olympia», BFI Publishing, London 1992
  • Хильмар Хофманн «Мифы Олимпии — Независимость и подчинение спорта и культуры: гитлеровская Олимпиада, олимпийская культура и кинофильм Рифеншталь „Олимпия“» — Hilmar Hoffmann: «Mythos Olympia — Autonomie und Unterwerfung von Спорт und Kultur: Hitlers Olympiade, olympische Kultur und Riefenstahls Olympia-Film», Aufbau Verlag, Berlin 1993
  • Сандрин Верне, Клаус Герке «Лени Рифеншталь: сила образов» — Sandrine Vernet/Klaus Gerke: «Leni Riefenstahl: le pouvoir des images», Schriftliche Form einer Diskussion mit Hilmar Hoffmann, Erwin Leiser, Bernhard Eisenschitz, Hans-Peter Kochenrath, Frieda Grafe, Francis Courtage unter der Leitung von Frederic Mitterrand, ZDF/Arte von 1993, K. films èd, Paris 1995
  • Ирен Биньярди, Алессандра Боргезеа, ДельБарбаро Фальцоне «Лени Рифеншталь: Ритм взгляда» — Irene Bignardi/ Alessandra Borghesea/ DelBarbaro Falzone: «Leni Riefenstahl: il ritmo di uno sguardo», (Milano, Palazzo della Ragione; 10 luglio — 6 ottobre 1996), Leornado Arte Milano, Milano 1996
  • Сони Дефени «Голубой свет» — Sonie Defeni: «Das blaue Licht», la leggenda della regista Leni Riefenstahl, Instituto Universitario di Lingue Moderne, Facoltá di Lingue e Letterature Straniere, Feltre 1996.
  • Одри Салкелд, «Лени Рифеншталь» (М.: Эксмо, 2007) — Audrey Salkeld: «A Portrait of Leni Riefenstahl», Jonathan Cape, London 1996
  • Эрик Ренчлер «Министерство иллюзий — нацистское кино и его предстоящая судьба» — Eric Rentschler: «The ministry of illusion: Nazi Cinema and its afterlife», Harvard University Press, Cambrigde, Mass. 1996
  • Даниель Кнопп «Образы добра и зла в национал-социалистической кинопропаганде на примере кинофильмов „Триумф воли“ Лени Рифеншталь и „Еврей Зюсс“ Файта Харлана» — Daniel Knopp: «Wunschbild und Feindbild der nationalsozialistischen Filmpropaganda am Beispiel von Leni Riefenstahls ‚Triumph des Willllens‘ und Veit Harlans ‚Jud Süss‘», Tectum Verlag, Marburg 1997.
  • Пегги Филлипс «Две дамы под водой: покаяние» — Peggy Phillips: «Two women under water: a confession», Fithian Press, Santa Barbara 1998
  • Даниель Вильдманн «Желанные тела. Создание и постановка „арийских“ мужских тел в 3-ем рейхе» — Daniel Wildmann: «Begehrte Körper. Konstruktion und Inszenierung des ‚arischen‘ Männerkörpers im Dritten Reich», Könighausen und Neumann, Würzburg 1999
  • Потсдамский музей кино «Лени Рифеншталь» — Filmmuseum Potsdam (Hrsg.): «Leni Riefenstahl», mit Beiträgen von Oksana Bulgakowa, Bärbel Dalichow, Claudia Lenssen, Felix Moeller, Georg Seeßlen, Ines Walk, Henschel Verlag, Berlin 1999
  • «Лени Рифеншталь — 5 жизней и одна биография в снимках» — «Leni Riefenstahl — Fünf Leben, Eine Biographie in Bildern», Verlag Taschen, Köln, 2000
  • Райнер Ротер «Лени Рифеншталь — соблазнение таланта» — Rainer Rother: «Leni Riefenstahl — Die Verführung des Talents», Heyne 2002
  • Юрген Тримборн «Рифеншталь» — Jürgen Trimborn: «Riefenstahl», Aufbau Verlag, Berlin 2002
  • Луцц Кинкель «Лени Рифеншталь и „3-ий рейх“» — Lutz Kinkel: "Die Scheinwerferin — Leni Riefenstahl und das ,Dritte Reich‘ ", Europa-Verlag, Hamburg 2002
  • Даниель Кнопп «Фашистская кинопропаганда: „Триумф воли“ Рифеншталь, „Еврей Зюсс“ Харлана» — Daniel Knopp: «NS-Filmpropaganda: Riefenstahls ‚Triumph des Willens‘, Harlans ‚Jud Süß‘», Tectum Verlag 2004
  • Ковалев А. И. «Любовница Гитлера. Скандальная биография Лени Рифеншталь», Москва, Funky Inc., АСТ 2008
  • Надеждин Н. Я. «Лени Рифеншталь: отлученная от судьбы», Москва, Майор Издатель Осипенко А. И. 2009
  • Олег Нестеров, «Юбка», ООО «Издательство Ад Маргинем», Москва 2008 — криптоисторический роман, в каком Рифеншталь является одним из основных действующих лиц.

Выставки

  • Япония — 1980 и 1992 год, Токио;
  • Германия — 1991, Мюнхен; 1997, Гамбург; 1999, Потсдам; 2000, Берлин;
  • Финляндия — 1996, Куопио;
  • Италия — 1996, Милан; 1997, Рим;
  • Испания — 1999, Кальпе
  • Бельгия — 2000, Кнокке-Хейст;
  • США — 2001, Лос-Анджелес

Прочитано 697 раз
Другие материалы в этой категории: « Рихтер Ротраут Риманн Катя »