Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 3 Театральные работы
- 3.1 Театр Корша
- 3.2 МХАТ
- 3.3 Роли в кино
- 4 Заслуги и премии
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
Биография
Борис Петкер родился в Харькове (сейчас Украина). В 1918—1919 годах обучался в Харьковской драматической школе литературно-художественного кружка, где его преподавателем был М. М. Тарханов и параллельно в Харьковском институте народного хозяйства на юридическом факультете.
В 1919—1920 и 1922—1923 годах играл в Харьковском театре драмы под управлением Н. Синельникова.
В 1921—1922 годах и с 1923 года Петкер служил в Театре б. Корша, параллельно в 1924—1925 годах выступал на сцене Столичного театра Сатиры. В 1933 году, после закрытия Театра б. Корша, был приглашён во МХАТ, где служил до конца жизни. Дебютировал на сцене МХАТа 25 апреля 1933 года в роли графа Альбафьорита на премьере освеженной «Хозяйки гостиницы» К. Гольдони.
Сразу в 1939 году Петкер возглавлял Столичный театр миниатюр.
В кино начал сниматься в 1919 году.
Борис Петкер погиб 30 января 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Творчество
Борис Петкер — соответствующий актёр с броским характером, выдумкой и искусством перевоплощения. По словам И. Соловьёвой, он был «мастером сценической детали, интонации и жеста, которые вроде бы маркируют образ, дают его видную занятную формулу».
Традиционными стали его роли Плюшкина («Мёртвые души» по Н. В. Гоголю, 1934) и Часовщика («Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, 1942). Посреди наилучших ролей — Юрист в «Анне Карениной», ростовщик Салай Салтаныч в «Последней жертве», медиум Гросман в «Плодах просвещения» Л. Н. Толстого, фокусник Рахума в «Золотой карете», Франтишек Абель в спектакле «Соло для часов с боем». Последней ролью Бориса Петкера стал доктор в пьесе Э. Олби «Всё кончено».
Театральные работы
Театр Корша
- 1927 — «Безумный денек, либо Свадьба Фигаро» П. Бомарше — Бридуазон
- «Болото» М. Паньоля — Таимиз
- «Строитель Сольнес» Г. Ибсена — Бровик
- «Бесприданница» А. Н. Островского — Робинзон
МХАТ
- 1933 — «Хозяйки гостиницы» К. Гольдони — граф Альбафиорит
- «Воскресение» по Л. Н. Толстому. Постановка Вл. И. Немирович-Данченко — Председатель суда (ввод)
- 1934 — «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю — Степан Плюшкин
- 1935 — «Враги» М. Горьковатого. Постановка Вл. И. Немирович-Данченко и М. Кедрова — Печенегов
- 1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Постановка Вл. И. Немирович-Данченко — Малинин
- 1936 — «Безумный денек, либо Свадьба Фигаро» П. Бомарше — Бридуазон
- 1937 — «Анна Каренина» по Л. Н. Тлстому. Постановка Вл. И. Немирович-Данченко — Юрист
- 1942 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина. Постановка Вл. И. Немирович-Данченко — Часовщик
- 1944 — «Последняя жертва» А. Н. Островского — Салай Салтаныч
- 1951 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Гросман
- 1957 — «Золотая карета» Л. М. Леонова. Постановка В. Станицына — фокусник Рахума
- «Чеховские странички» — Жмухин
- 1973 — «Соло для часов с боем» О. Заградника. Постановка О. Ефремова и А. Васильева — Франтишек Абель
- 1980 — «Всё кончено» Э. Олби — Доктор
Роли в кино
- 1936 — Женщина торопится на свидание — Доктор Фёдорвеев
- 1939 — Высочайшая заслуга — дядя Вася, клоун и дрессировщик собак, шпион
- 1939 — Ошибка инженера Кочина — Портной Гуревич
- 1947 — Весна — Директор театра оперетты
- 1950 — Скрытая миссия — Германский промышленник
- 1956 — Карнавальная ночь — клоун Топ (он же Сидоров)
- 1957 — Боец и клоун — Джузеппе Труцци
- 1958 — Женщина с гитарой — Старобарабанцев
- 1959 — Произведение искусства — Ухов, юрист
- 1960 — Мёртвые души — Плюшкин
- 1970 — Кремлёвские куранты — Часовщик
- 1980 — Альманах сатиры и юмора — по рассказу Чехова — «Дорогая собака»
Заслуги и премии
- заслуженный артист РСФСР (1938)
- народный артист РСФСР (1948)
- народный артист СССР (1963)
- орден Трудового Красноватого Знамени (1972)
- орден Дружбы народов (1982)
- орден «Знак Почёта» (1948)
- медаль «За оборону Москвы» (1946)
- медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)