Воскресенье, 31 мая 2015 10:49

Параконьев Константин Иосифович

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Константин Иосифович Параконьев
Полное имя актера на родном языке: Костянтин Йосипович Параконьєв
Когда родился (Дата рождения):

8 сентября 1920 1920-09-08

Где родился (Место рождения):

Елисаветград, УССР

Когда умер (Дата смерти):

22 марта 1987 1987-03-22 66 лет

Где умер (Место смерти):

Запорожье, УССР, СССР

Кто по профессии:

актёр

Какое имеет гражданство:

СССР

В каких театрах играл:

Запорожский АОУМДТ имени Н. А. Щорса

Какие имеет награды:

Биография актера Параконьев, Константин Иосифович

Константин Иосифович Парако́ньев (1920—1987) — русский украинский актёр. Народный артист УССР (1979).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Фильмография
  • 4 Заслуги
  • 5 Ссылки

Биография

Он не был баловнем судьбы. С самого начала жизни эта капризная фея ворачивалась к нему спиной. Уже позже, находясь в зрелом возрасте и распробовав хмельной вкус широкого признания и славы, Константин Иосифович напишет в автобиографии: родился 8 сентября 1920 года в Елисаветграде (сейчас — Кировоград). Фамилия — Параконьев. Эти данные о самом для себя вошли в энциклопедии и справочники, их воспринимают, как официальные.

Родился он по сути в селе Владимировке реального Кировоградского района в семье учителя. Правда, на ниве просещения Иосиф Параконь работал недолго, по неведомым причинам он принял духовный сан и стал священником (протоиреем). Не задумывался, не задумывался тогда смиренный батюшка, что в скором времени произойдёт потрясение, которое перевернёт жизнь с ног на голову: к власти пришли люди с твёрдым убеждением собственного идеологического вождя, что религия — это есть опиум для народа. Схватили это указание — тезис — и некие владимировские юноши и девицы, вступив в комсомол.

Один из первых комсомольцев села Ефим Василенко оставил мемуары о тех бушующих годах. Посреди бессчетных мероприятий, которые проводила сельская комсомолия, читались лекции на антирелигиозные темы. В огненных диспутах учавствовал и Иосиф Параконь. Он естественно, мыслил не так, как молодые безбожники. И поэтому не раз слышал под своими окнами песенку:

Долой, долой монахов,
Раввинов и попов.
Мы на небо взберёмся,
Разгоним всех Богов.

Разогнали. Только не богов, а попов. Да ещё и признали их неприятелями народа. Священника Параконя в 1937 году репрессировали и сослали на Соловки, где в том же году он был расстрелян. Но о судьбе отца Константин Иосифович до самой погибели так ничего и не выяснит. Только бы уберечь отпрыска от вероятных осложнений, мама дала малеханького Костю родственникам в Зиновьевск. Окончив с различием школу, парень, фамилию которого поменяли на Параконьев, подался в КГИТИ имени И. К. Карпенко-Карого. Своё «поповское» происхождение пришлось припрятать.

После института Константин Параконьев попросился на сцену театра родного городка, в стенках которого ещё были слышны голоса корифеев, а посреди зрителей были такие, кто лицезрел игру М. Л. Кропивницкого, И. К. Карпенко-Карого, М. К. Заньковецкой. Не успел юный актёр прижиться в Кировограде, как в город вошли немцы. Предвидев оккупацию, управление области кропотливо составляло списки эвакуируемых промышленных компаний, учреждений науки и культуры, даже отдельных лиц. Театр в этот перечень попадал, но с ограниченным количеством работников. Вчерашнего выпускника театрального института Параконьева в него не включили. А жить было надо. Театр оккупанты не закрывали, только контролировали репертуар. Параконьев дебютировал в октябре 1942 года в роли Халявы в спектакле М. Л. Кропивницкого «Вий». Эта роль станет одной из ведущих в артистичной деятельности величавого актёра. К ней он ворачивался не раз.

Творчество

Но развернуть собственный могущественный талант артисту было не просто. После войны его открыто не преследовали: выручало то, что не по собственной воле Параконьев остался на оккупированной местности. Но никогда «сотрудничества» с германцами не забывали. Ещё из юных лет Константин Иосифович показал себя, как профессиональный режиссёр. Он грезил о режиссуре, лицезрел отдельные произведения в собственной постановке. Но его к режиссёрскому пульту не допускали — обязательно находился человек, который напоминал «кому надо» об оккупационных годах. Тем паче, Параконьев не был членом КПСС, а какой ты актёр либо режиссёр, если не сознаёшь «ведущей и устремляющей силы партии коммунистов»? Константину Иосифовичу поручали маленькие, большей частью эпизодичные роли. И в их актёр достигал вершин. Так было в драме «Тарас Бульба» (по Н. В. Гоголю). Премьера спектакля свершилась в марте 1951 года. В нём Параконьеву доверили маленькую роль Кобзаря. Летом театр выехал на гастроли в Вологду. Местная печать отмечала: «Коллектив театра начал свои выступления спектаклем „Тарас Бульба“. Центральную роль, роль Тараса Бульбы, исполнил артист Г. Семёнов. Актёру удалось сделать броский образ верного отпрыска народа, огненного патриота и мужественного бойца за свободу и независимость страны… В особенности стоит отметить выполнение артистом К. И. Параконьевым роли Кобзаря».

С этого спектакля началось творческое содружество 2-ух выдающихся живописцев — Константина Параконьева и Миши Донца. В 1960 году они поставили драму М. П. Старицкого «Маруся Богуславка». Режиссёр поручил сложную роль Хана Гирея Константину Иосифовичу. Фуррор спектакля был впечатляющим.

Вообщем, 60-е года были очень плодотворными в творческой биографии артиста. Не считая актёрской работы, Параконьев поставил несколько спектаклей, а именно «Мартына Борулю» И. К. Карпенко-Карого, пользующиеся популярностью тогда произведения «Сержант милиции» И. Г. Лазутина, «Касса маре» И. П. Друцэ, «Человек со звезды» К. Ветлингера. Актёра и режиссёра представили к присуждению звания заслуженного артиста республики. Но не успели документы дойти до Киева, как в столицу полетел … донос. «Кто-то» напомнил об оккупации, «службе на немцев». Невзирая на моральную травму, актёр плодотворно работает, делает блестящие образы Фёдорвея Протасова («Живой труп» Л. Н. Толстого), Сатина («На дне» М. Горьковатого) и остальные. Необходимо подчеркнуть, что в те года репертуар театра составлялся, в главном, из пьес российской и забугорной классики, украинскую представляли в большей степени произведения А. Корнейчука. Беря во внимание высочайшее мастерство художника, его гигантскую популярность у зрителя, управление театра вторично представляет Параконьєва к присуждению звания «заслуженного артиста УССР». Но… опять донос, опять отказ. В конце концов актёру надоели подобные подлые обвинения и он в 1967 году оставляет Кировоград и переезжает работать в Запорожский украинский музыкально-драматический театр имени Н. А. Щорса. Через 3 года Параконьев делает уникальный образ Ярослава Мудрейшего в одноимённой пьесе И. А. Кочерги. Это была верхушка его актёрского таланта. Пусть хоть с запозданием, но заслуженная заслуга стала достойным признанием необычного таланта по правде народного артиста, деятеля искусств многостороннего направления. Как режиссёр он поставил десяток спектаклей, в нескольких из их выступал как живописец. Актёр обвораживал зрителей приметным телосложением — был он высочайшего роста, стройный, обладал прекрасным баритоном, отлично плясал. Таким его помнят те, кому посчастливилось созидать артиста в жизни и на сцене.

Не стало Константина Иосифовича Параконьева 22 марта 1987 года. Похоронен в Запорожье.

Фильмография

  • 1962 — Чудак-человек — бандюган Бардадым
  • 1964 — Сон — Сельский маляр
  • 1972 — Семнадцатый трансатлантический — помполит Савва Иванович
  • 1973 — Повесть о даме
  • Заслуги

    • Муниципальная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1970) — за выполнение большей роли в спектакле «Ярослав Мудрый» И. А. Кочерги
    • народный артист УССР (1979)

    Прочитано 1410 раз