Воскресенье, 31 мая 2015 13:10

Орбисон Рой

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере


Биография актера Орбисон, Рой

Рой Ке́лтон О́рбисон (англ. Roy Kelton Orbison; 23 апреля 1936, Вернон — 6 декабря 1988, Нашвилл) — южноамериканский музыкант, пионер рока, получивший известность за собственный особый тембр голоса, сложные музыкальные композиции и чувственно напряжённые баллады.

Своё детство Рой Орбисон провёл в Техасе, начав исполнять рокабилли и кантри-энд-вестерн ещё в школьные годы. Собственный 1-ый договор с звукозаписывающей компанией «Sun Records» Рой подписал в 1956 году в Мемфисе. Но в 1959 году Орбисон воспринимает решение покинуть лейбл и перейти на «Monument Records». Посреди 1960-х в музыкальный хит-парад «Billboard Top Forty» входят 20 две песни музыканта, посреди которых такие хиты, как «Only the Lonely», «Crying», «In Dreams» и «Oh, Pretty Woman».

В 1960—1964 годах он выпустил девять синглов, попавших в южноамериканский «Топ-10», посреди их чарт-топперы «Running Scared» (5 июня 1961) и «Oh Pretty Woman» (26 сентября 1964). В Великобритании творчество певца тоже повстречало жаркий приём, и три его композиции («Only The Lonely», «It's Over» и «Oh, Pretty Woman») занимали первую строку английских чартов.

В 1970-х годах карьера Орбисона пошла на спад, но на песни музыканта было записано несколько кавер-версий. Одна из их вошла в саундтрек кинофильма Дэвида Линча. Возвращение Орбисона на широкую музыкальную сцену состоялось в 1980-е годы. В 1987 году Рой Орбисон заходит в состав супергруппы «The Traveling Wilburys», участниками которой были Джордж Харрисон, Боб Дилан, Том Петти и Джефф Линн. В том же году Рой выпустил собственный новый сольный альбом, ставший одним из более коммерчески удачных в его карьере. Рой Орбисон погиб в доме собственной мамы от сердечного приступа 6 декабря 1988 года. Ему было всего 52 года и он был на пике собственной карьеры.

Композиция мелодичного голоса певца и сложных музыкальных аранжировок позволяли ассоциировать его музыку с оперной; музыкант даже получил псевдоним «Карузо рока». Орбисону удалось отыскать баланс меж разбитной певческой манерой певцов рокабилли, глубиной Джонни Кэша и сексуальностью Элвиса Пресли. В числе музыкантов, называвших Роя Орбисона в числе главных воздействий — Элвис Пресли, Джон Леннон и Мик Джаггер. В то время, как большая часть исполнителей рока 1950-1960-х делали образ мужественности и неколебимой убежденности, Орбисон стремился передать спокойствие, отчаяние и ранимость. По мемуарам свидетелей, на сцене Рой вёл себя довольно робко и сдержанно, предпочитал носить чёрную одежку и тёмные очки, создававшие воспоминание загадочности.

Орбисон был включён в Зал славы рока в 1987 году, также в Зал славы поэтов-песенников Нашвилла. Орбисон занимает 37 место в перечне «50 величайших исполнителей всех времён по версии журнальчика Rolling Stone» и 13 место в перечне «20 из 100 величайших вокалистов всех времён», составленным в 2008 году. В 2002 году журнальчик «Billboard» расположил имя Роя Орбисона на 74 место в перечне «600 самых записываемых артистов». 29 января 2010 года на Голливудской аллее славы была установлена звезда Роя Орбисона. В церемонии закладки звезды приняла роль вдова певца Барбара Орбисон, сотрудник рокера по группе «The Traveling Wilburys» Джефф Линн, Дэн Эйкройд, Дэвид Линч, также певцы Эрик Айзек, Крис Айзек, Джо Уолш и Дуайт Йоакам .

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 1936—1956: Детство и молодость
    • 1.2 1957—1959: «Sun Records» и «Acuff-Rose Music»
    • 1.3 1959: договор с «Monument Records»
    • 1.4 1960—1964: от рокабилли к року, гастрольное турне с The Beatles
    • 1.5 1965—1969: спад карьеры и личные катастрофы
    • 1.6 1970—1974: кавер-версии
    • 1.7 1987: возвращение и «The Traveling Wilburys»
    • 1.8 1988: альбом «Mystery Girl»
    • 1.9 Погибель
  • 2 Стиль
    • 2.1 Создание стиля
    • 2.2 Структура песен
    • 2.3 Тема песен
    • 2.4 Голосовые данные
    • 2.5 Манера выступления
  • 3 Признание и заслуги
  • 4 Достойные внимания факты
  • 5 Дискография
  • 6 Пародии
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Биография

1936—1956: Детство и молодость

Слева вправо: Билли Пэт Эллис, Рой Орбисон, Джеймс Морроу, Джонни Уилсон и Джек Кеннели

Рой Орбисон родился в Верноне, штат Техас 23 апреля 1936 года. Предки дела к музыке фактически не имели. Отец Роя, Орби Ли Орбисон работал бурильщиком нефтяной скважины и автомехаником. Мама Орбисона, Надин Шульц работала медсестрой. Оба мучались от безработицы во времена Величавой депрессии, в итоге чего семья переехала в Форт-Уэрт, где прожили пару лет. Но в 1944 году в окружении была вспышка полиомиелита, и Рой совместно с братом Грэйди был выслан назад в Вернон, к бабушке. Орбисон был младшим, третьим ребёнком в семье. Спустя время семейство переехало в Уинк, в западном Техасе. По мемуарам Роя, его жизнь в Уинке была заполнена «футболом, нефтяным промыслом, топлёным салом и песком». Позже певец признавался, что возможность переезда из запустелого городка стала для него приятной актуальной переменой. С молодых лет Рою были характерны большая ранимость, которая делала его очень чувствительным к ситуациям, неуверенность внутри себя и излишняя критичность. Друзья вспоминают, что Рой был очень умеренным и даже малозаметным человеком, но, стоило ему запеть, как Орбисон мгновенно становился центром внимания публики. Биограф музыканта Алан Клэйсон считает, что скромность и сдержанность певца являются результатом южного воспитания. Все малыши семейства Орбисонов мучались слабеньким зрением, из-за чего Рой ещё с юношества был обязан носить жёсткие корректирующие линзы. В детстве Рой перенёс болезнь желтухой, последствиями которой стали конфигурации в цвете кожи лица. Понятно, что в юности Рой, который от природы был натуральным блондином, перекрасил волосы в чёрный цвет.

На 6-ой денек рождения заместо губной гармошки, о которой грезил Рой, отец подарил ему гитару. Что и предназначило судьбу грядущего певца. Одной из первых песен, которую Рой попробовал сыграть на гитаре, стала песня «You Are My Sunshine», а первой песней, написанной самим Роем в возрасте восьми лет, была «Клятва в любви» (англ. A Vow of Love). Одарённый мальчишка стремительно научился играть. Через год после чего Рой одолел в конкурсе молодых талантов и получил приглашение выступать на местном радио в субботнем шоу. По словам Орбисона, наибольшее воздействие на него оказали Лефти Фрайзелл, Хэнк Уильямс и Джимми Родджерс. Одним из первых музыкантов, которого Орбисон услышал вживую, был Эрнест Табб, выступивший в Форт-Уэрте в 1940-е годы. В Одессе музыкант экспериментировал с различными музыкальными жанрами: ритм-энд-блюз, текс-мекс, традиционная музыка в выполнении оркестра Мантовани и зайдеко. В 1946 году он в первый раз выступил на публике на конкурсе во время проведения мед выставки с песнями «Mountain Dew» и «Joe Blon». В конечном итоге Рой занял 2-е место, и получил 7 с половиной баксов. В восемь лет, Орбисон одолел в конкурсе молодых талантов и получил приглашение выступать на местном радио в субботнем шоу. В 1946 году семейство Роя переезжает в Уинк, где через пару лет тринадцатилетний Рой создаёт свою группу — «The Wink Westerners». В её состав вошли музыканты: Билли Пэт Эллис (барабаны), Джеймс Морроу (мандолина), Ричард Вест (пианино) и Чарльз Эванс (бас). Музыканты выступали с песнями Уэбба Пирса, Слима Уитмана и Гленна Миллера. На концертах музыканты повязывали на шейку пёстрые платки, тем подражая стилю известного кантри-певца Роя Роджерса. Когда в 1951 году музыкантам предложили 400$ за выступление, Орбисон сообразил, что мог бы зарабатывать на жизнь музыкой. К концу 1940-х «The Wink Westerners» стали ведущими собственного шоу, транслировавшегося на местном телеканале KMID. Закончив школу в 1954 году, Рой переехал в Дентон, где поступил в институт. Под его фото в школьном выпускном альбоме было написано:

«В будущем мечтаю стать фаворитом кантри-группы И, естественно, жениться на самой прелестной девушке». Уникальный текст (англ.)

To lead a western band is his after school wish and of course to marry a beautiful dish.

Осенью 1955 года Рой Орбисон поступил в двугодичный институт «Odessa Junior College». Сначала он желал заниматься геологией, но передумал и отправился на факультет истории и британского языка. Следом за Роем в Одессу, штат Техас, переехала и его группа. Но, не все её участники согласились на переезд. Состав группы пришлось поменять. Местное телевидение отдало музыкантам возможность открыть своё собственное субботнее шоу, гостями которого становились и знаменитости — на интервью Роя побывали такие звёзды, как Элвис Пресли и Джонни Кэш. В те годы менеджером группы был Сейсил «Папаша» Холлифилд. По мемуарам Роя, в те годы он нередко отчаливал от Одессы до Далласа (около 571 км) только ради того, чтоб воочию узреть сценические проделки Элвиса Пресли, в то время восходящей звезды южных штатов. В 1955 году на шоу «The Wink Westerners» выступил Джонни Кэш, который и порекомендовал Орбисону связаться с обладателем студии «Sun Records» Сэмом Филлипсом по вопросу записи своей пластинки. Конкретно на студии «Sun» всходили такие звёзды рокабилли, как Элвис Пресли, Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис и сам Джонни Кэш. Рой позвонил Филлипсу, представился, сказал, что имеет рекомендацию от самого Джонни Кэша, и услышал в ответ: «Делами моей компании Джонни Кэш не занимается!». Сэм Филлипс был разозлён схожей фамильярностью со стороны Кэша.

1957—1959: «Sun Records» и «Acuff-Rose Music»

26 марта Рой и «The Wink Westerners» направились в Мемфис, где местный антрепренёр Уэлдон Роджерс, который только-только сделал свой рекорд-лейбл «Je-Wel», согласился предоставить студийное время Рою Орбисону. В сопровождении «The Teen Kings» Рой записал две композиции — «Ooby Dooby» (русск. Шуточная песня) и кавер-версию на песню Джонни Кэрролл — «Trying to Get to You» (русск. Пробую заполучить тебя). Уже через две недели после студийных сессий двойной сингл появился в продаже. Тогда Рой решил возвратиться в Одессу и показать запись собственному знакомому и менеджеру группы Сесилю Холлифилду. Сесиль был известным в Техасе предпринимателем, смогшим разбогатеть на продаже пластинок. У него были отличные связи, и он позвонил в Мемфис, обладателю студии «Sun Records», на которой записывался Элвис Пресли и многие другие именитые музыканты тех пор. Прослушав записи музыкантов по телефону, Филлипс предложил Рою и его группе приехать в студию на прослушивание. Композиция «Ooby Dooby» потрясла величавого открывателя талантов: техника гитарной игры туэнгинг и фактически оперное бельканто новенького коренным образом отличались от той музыки, с которой работал Филлипс. «Ooby Dooby», создателями которого были участники студенческого клуба Техаса Уэйд Ли Мур и Дик Пеннер, сочинили её в 1955 году, решив подарить сочинение собственному другу, Рою Орбисону. В 1956 году Филлипс заключает с группой договор. Обновив состав и заменив заглавие группы на «The Teen Kings», они вновь начали выступать клубах, где исполнили шлягеры рока. «The Teen Kings» гастролировали с Сонни Джеймсом, Джонни Хортоном, Карлом Перкинсом и Джонни Кэшем. Под воздействием музыки Элвиса Пресли, музыканты фанатично включали в свою концертную программку рок-н-ролльные хиты из репертуара Пресли. Первым синглом, записанным на «Sun Records», стала пластинка «Ooby Dooby»/«Go! Go! Go!». «Ooby Dooby» поднялся до 59 места поп-чарта в мае 1956. Сингл отлично продавался и попал в хит-парад, разойдясь тиражом 200 тыщ. В июне 1956 года «The Teen Kings» выступили на шоу Эда Салливана, где исполнили полюбившуююся слушателям «Ooby Dooby». Но, последующие синглы, изданные под лейблом «Sun Records» («Go Go Go (Down the Line)», «Rockhouse», «Sweet and Easy to Love») в хит-парад не попали, что привело к распаду группы «The Teen Kings», просуществовавшей порядка 5 лет. Рой решил остаться в Мемфисе и начал записываться вкупе со студийными музыкантами. Скоро к нему переехала и его 16-летняя подруга Клодетт Фрэди. Юные люди поселились в доме Сэма Филлипса, где спали в различных комнатах. По настоянию Сэма Филипса, Орбисон покинул группу и начал записываться и выступать сольно. Отныне Рой начал поменять собственный репертуар в сторону романтических баллад, что вызвало недовольство со стороны Филлипса, требовавшего от собственных артистов рок. Необходимо отметить, что Орбисон всегда был склонен к выполнению баллад. К примеру, одна из его ранешних песен, баллада «The Clown» (русск. Клоун), получила положительные отзывы от продюсера «Sun Records» Джека Клемента. Понятно, что после того, как Клемент прослушал песню, он признался Орбисону, что никогда не сумел бы спеть эту балладу так, как он. В 1957 году свершилась свадьба Роя Орбисона с Клодетт Фрэди.

На студии «Sun Records» 1-ый фуррор пришёл к артисту с синглом «Ooby Dooby», выпущенным летом 1956 года. Он занял 59 место в государственном хит-параде. Тогда группа получила неплохой гонорар, и Рой купил для себя «Кадиллак». В течение последующих 7 месяцев 1958 года Рой фактически не выступал. Его автомобиль был изъят за неплатежи. Для того чтоб покрыть текущие денежные нужды, Рой был обязан занимать в долг средства у близких друзей и родственников. К огорчению, другие пластинки, записанные Орбисоном на «Sun» не имели таковой популярности, и потому Рой взялся придумывать песни для других исполнителей. Одной из самых узнаваемых песен стала композиция «Claudette», которую Рой предназначил собственной первой супруге. Кавер-версию на эту песню записала пользующаяся популярностью группа «The Everly Brothers», сделавшая «Claudette» «Б»-стороной собственного сингла «All I Have To Do Is Dream». На песню направили внимание Дон и Фил Эверли и расположили её на собственный новый сингл, ставший в 1958 году огромным хитом в Англии. Ещё две песни Орбисона выпустили Бадди Холли и «The Crickets» на своём дебютном альбоме. Незадолго после чего произошла ссора с Сэмом Филлипсом. Предпосылкой конфликта стало решение Филлипса поменять аранжировку песен Роя из первого LP-альбома — «Roy Orbison at The Rockhouse». Накапливающиеся разногласия с продюсером переросли в конфликт, в итоге которого артист покинул «Sun Records». После чего Рой недолгое время работал как штатный создатель для звукозаписывающей компании «Acuff-Rose Music», а в 1958 году стал записываться под лейблом «RCA Records». Одной из первых песен, записанных Орбисоном на «RCA» стала песня известного автора-песенника Фелиса Брайанта — «Seems to Me» (русск. Мне кажется). Запись вышла синглом с «Б» стороной — «Almost 18» (русск. Практически 18). Брайант, лично знакомый с Орбисоном, вспоминает о нём: «Это был застенчивый, робкий ребёнок, казавшийся шокированным размерами музыкальной сцены. Я помню как он пел тогда — мягко, прекрасно, но практически робко, будто бы кто-то мог быть потревожен его усилиями и сделать ему серьезный выговор». После нескольких неудачных попыток записи синглов на «RCA Victor», Орбисон покидает лейбл и в январе 1959 года по совету Чета Аткинса перебегает на «Monument Records». Конкретно тут в полную силу открылся талант Роя как вокалиста.

1959: договор с «Monument Records»

Рой Орбисон (слева) и Джо Мельсон

Мы жили в примыкающих комнатах мотеля в Одессе. Я в один прекрасный момент нащупал мелодическую линию на гитаре, и она очень приглянулась Рою. Он произнес: «Так это реальная загородная мелодия. Пригород. Окраина». В тот вечер мы написали «Uptown» и перебежали от рокабилли к року.
Олег Усманов «Герои рок-н-ролла», 2004
Уникальный текст (англ.) We lived in the next rooms of motel in Odessa. I have groped once a melodic line on a guitar, and she very much was pleasant to the Plenty. He has told: «So same the present suburban melody. Suburb. Periphery». That evening we have written «Uptown» and have passed from rockabilly to rock. Джо Мельсон о «The Uptown»

Глава лейбла Фред Фостер давал музыкантам свободу действий и позволил Орбисону вволю экспериментировать со звуком. Результатом стали квазисимфонические струнные аранжировки, которые так выделяют Орбисона на фоне современников. На первых звукозаписывающих сессиях в Нашвилле, Орбисон перезаписывает песни, которые отказались выпускать «RCA Records»: «With The Bug», «Paper Boy» и «Pretty One». В те годы личная жизнь музыканта складывалась трудно: он давал много живых концертов, живя совместно с супругой и небольшим ребёнком в тесноватой квартире. Ему нередко приходилось находить место для уединения, из-за чего почти всегда, Рой придумывал свои песни в салоне автомобиля. В 1959 году судьба свела Орбисона с музыкантом Джо Мельсоном. В дуэте Рой и Джо написали не один десяток фаворитных песен, первой из которых стала «Uptown» (русск. Окраина), выпущенная на первой стороне сингла, показавшегося в том же году. Она не заняла больших мест в хит-парадах, но количество проданных копий сингла превысило количество проданных копий пластинок Орбисона, выпущенных ранее. В записи Орбисону в первый раз позволили использовать струнные инструменты, которые ему очень нравились. Позже Мельсон вспоминал: «Мы стояли в студии, слушая готовые дубли, и они казались нам самыми божественными звуками на земле». Этот фуррор скоро позволил Орбисону заключить договор с одним из популярных ночных клубов городка.

Развитие рока было быстрым, но он также достаточно стремительно оказался на грани самоисчерпания: Литл Ричард оставил поп-музыку уже в 1957 году, два года спустя после собственного первого фуррора; Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращении в 1960 году был больше занят кинокарьерой; Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран погибли в 1959—60 гг.; Чак Берри был приговорён к тюремному заключению. Другие певцы стали осваивать посторонние стили (кантри, ритм-энд-блюз и др.). Параллельно было огромное количество коммерчески удачных исполнителей, старательно отшлифовывавших рок, но не много способствовавших музыкальному развитию. Толпы экзальтированных подростков с упоением повторяли просто запоминающиеся слова и мелодии, а электроакустическая аппаратура делала песню динамичнее и значительнее. Поп-музыка становится методом призрачного освобождения юного человека от хоть какой власти, от политического и публичного порядка, размеренного стиля жизни. Она воплощает желание юных людей богатых продвинутых стран отрешиться от комфорта, стандартизированных удобств быта, благоразумной умеренности желаний, всего того, что является нормой буржуазного благополучия. Большая часть радиостанций 50-х передавали записи фаворитных исполнителей рока, тем вытесняя эстрадных певцов и кумиров тинейджеров, исполнявших песни о подростковых трагедиях («Teen Angel», «Endless Sleep»).

1960—1964: от рокабилли к року, гастрольное турне с The Beatles

После выпуска песен «Come Back to Me My Love» и «Come Softly to Me», выпущенных в апреле 1960 года, Орбисон и Мельсон написали новейшую песню — «Only The Lonely», ставшую первым реальным хитом Роя. Песня была выпущена синглом с «Б»-стороной «Here Comes that Song Again». Она заняла вторую строку в южноамериканском, и первую строку в британском хит-параде. В студии «Only the Lonely» оказалась первой песней, раскрывшей огромный потенциал орбисоновского голоса, его уникальность. Сначало Мельсон и Рой планировали дать песню Элвису Пресли и «The Everly Brothers», но музыканты отказались включить её в собственный репертуар, в итоге чего песню исполнил сам Рой. По мемуарам свидетелей, когда Пресли в первый раз услышал «Only the Lonely» в выполнении Роя, он купил целый набор пластинок с записью, чтоб преподнести их в подарок друзьям. Джон Леннон, услышав по радио «Only The Lonely», написал песню «Please Please Me». Двойной смысл слова «please» заинтересовал Джона, когда он услышал песню Бинга Кросби со словами «Пожалуйста, прислушайся к моим мольбам». Как пишет биограф музыканта Алан Клэйсон, в фальцете Орбисону удалось взять одну из самых больших нот соль-диез, которая «исходила не из его гортани, а ещё более глубже». Фостер вспоминает: «Он сделал это, и все застыли в изумлении. Никто не слышал ничего подобного прежде». Фред Фостер оказался провидцем: Рой обладал не только лишь спектром, да и потрясающей силой, не имеющей ничего общего с децибелами. Мельсон дирижировал певческой группой Аниты Керр, выпевавшими контр-мелодию «дам-дам-дам-дамми-ду-уа». Но хрупкий глас певца, непривычный к чему-то более обременительному, чем юношеские баллады, несколько терялся на фоне хора. Тогда Фостер и студийный звукорежиссёр Билл Портер заградили Орбисона длинноватой вешалкой с шубами и пальто. Так они достигнули изоляции голоса от других звуков студии, и Портер сумел «обрабатывать» вокал, добавив плотности за счёт двойной реверберации. Летом 1960 года «Биллборд» расположил «Only The Lonely» на 2 место, после этого Орбисон и Фостер переехали в Нашвилл. В 1999 году песня была удостоена музыкальной заслуги, присвоенной Государственной академией искусства и науки звукозаписи, а в 2004 заняла 232 место в перечне «500 величайших песен всех времён по версии журнальчика Rolling Stone». В 1961 году Орбисон совершает концертное турне по США совместно с Пэтси Клайн, также получает приглашение выступить в музыкальном телешоу Дика Кларка — «American Bandstand». Последовавшие синглы, написанные в тандеме Мельсон/Орбисон также имели фуррор в хит-парадах: «Blue Angel» (1960 год, США — 9-е место, Великобритания — 11-е), «Leash» (1962 год, США — 25-е место), «Blue Bayou» (1963 год, США — 5-е место, Великобритания — З-е) «Claudette» и «I’m Hurtin'» (1961 год, США — 27-е место). В интервью 1988 года для журнальчика «Rolling Stone» Орбисон вспоминал: «Мне приглянулся звук собственного голоса, и я решил ничего не поменять и продолжать петь так же, как тогда. Думаю, что где-нибудь в процессе работы над песнями „Ooby Dooby“ и „Only the Lonely“, мой глас стал звучать лучше».

В 1963 году артист много гастролирует по стране, участвует в концертных поездках по Канаде и Австралии, два раза даёт концертные программки в Ирландии и Новейшей Зеландии. Орбисон гастролировал вкупе с группой «The Beach Boys» в 1964 году и принял роль в австралийском турне «Rolling Stones» в 1965 году. О последнем турне Орбисон позднее вспоминал: "После была маленькая встреча, и взамен они подарили мне серебряный портсигар с гравировкой «From The Rolling Stones To Ooby Dooby». В 1965 году истёк договор с компанией «Monument Records», и Рой Орбисон перешёл на большой лейбл «MGM Records», что немедленно сказалось на уровне его записей. Жёсткие рамки договора давали артисту не достаточно творческого простора, и 25 позиция в чартах первого сингла на новеньком лейбле «Ride Away» стала наилучшим достижением Орбисона на наиблежайшие 20 лет. В 1965 году совместно с семьёй музыкант переехал в Нашвилл и возратился к записи альбомов в студии. Конкретно в этот период он написал песню «Running Scared» (русск. Бегу без оглядки): история об чувственно уязвимом человеке, переживающим утрату возлюбленной дамы. По собственной структуре она приметно отличалась от тех, что музыкант писал ранее. В её базу вошёл ритм известного традиционного произведения «Болеро», написанного французским композитором Морисом Равелем. В отличие от классика он взял размер 4/4, придав теме звучание «латинской музыки». В записи песни в студии был должен принять роль оркестр и звукооператор проинформировал его о том, что певец будет должен петь громче обыденного, так как оркестр не мог звучать тише его голоса. «Running Scared» возглавил строки музыкальных хит-парадов. Фактически беспрерывную серию успешных пластинок продолжили «Dream Baby», «Working For the Man», «In Drеams», «Blue Bayou», «It’s Over», «Lana» и наибольший хит Роя Орбисона «Oh, Pretty Woman», который исключительно в 1964 году приобрели 7 миллионов слушателей. В 1990 году у издателя Орбисона были лицензированы права на песню «Oh, Pretty Woman» для кинофильма «Красотка». Заглавие этой удачной романтичной комедии с ролью Ричарда Гира и Джулии Робертс, было также взято конкретно из этой песни.

Обложка сингла «Oh, Pretty Woman»/«Yo Te Amo Maria»

Композиция «Oh, Pretty Woman» — это не только лишь верхушка раздельно взятой биографии, да и одна из самых узнаваемых и знаковых песен рок-эпохи. В августе 1964 года сингл был размещен в Соединенных Штатах, через месяц появился в Англии и в 10-ках других государств. Он постоянно становился хитом номер один в каждой стране, где был издан. За считанные месяцы, ещё до конца 1964 года, сингл «Oh, Pretty Woman» попал в руки 7 миллионов меломанов всего мира. Игривое рычание в конце первого куплета песни, Орбисон взял в долг из кинофильмов Боба Хоупа, а эпитет («Mercy!») музыкант использовал тогда, когда не мог взять высшую нотку. История ведает как Рой Орбисон и его партнёр Билл Диз посиживали дома у Орбисона, пытаясь сочинить песню. В поисках мелодии они игрались всё, что приходило в голову. В комнату заглянула супруга Роя Орбисона, Клодетт, и сказала супругу, что собирается в город за покупками. Рой спросил, не необходимы ли ей средства, тогда и в разговор вмешался Диз с замечанием: «Хорошенькой даме средства никогда не необходимы!» (англ. Pretty woman never needs any money). Тогда Орбисон принялся напевать фразу «Pretty woman walking down the street», а Билл Диз стал отбивать ритм кулаком по столу. Он живо представлял для себя некоторую даму в жёлтой юбке и бардовых туфельках, как она цокает каблуками по тротуару. Когда Клодетт возвратилась с покупками, песня была готова. Песня была написана в пятницу. В последующую пятницу Орбисон её записал, а ещё на последующую пятницу песня уже вышла на пластинке. В 1964 году песня возглавила строки хит-парадов в США, где провела 14 недель. В Англии песня задержалась в хит-парадах на 18 недель. В 2004 году журнальчик «Rolling Stone» расположил песню «Oh, Pretty Woman» на 222 место в перечне «500 величайших песен всех времён».

В апреле 1963 года, когда был выпущен сингл «In Dreams», Рой согласился поменять гитариста Дуэйна Эдди в турне по Великобритании. В то время в состав группы Роя Орбисона входили: Бобби Голдсборо (гитара) и Дьюи Мартин (ударные) (последний позднее вошёл в состав группы «Buffalo Springfield»). Для наилучших работ Роя Орбисона того периода, а спецы считают, что 1960—1964 годы были пиком его фуррора, — свойственны романтические темы, к тому же певец нашёл метод более эффектной подачи собственного голоса. По прибытии в Великобританию, на одной из английских улиц перед концертным залом, Рой увидел в афише, что вкупе с ним в концерте воспримет роль новенькая молодёжная группа «the Beatles». «А кто такие эти the Beatles?» — спросил Орбисон. И стоявший рядом человек произнес: «Я какой-то из них, зовут Джон Леннон». Они познакомились, и Леннон предложил Орбисону поглядеть Лондон. Позже Леннон вспоминал, что Орбисон желал узреть три вещи: музей военной истории Великобритании, где он провёл полдня, пьесу с сэром Лоуренсом Оливье и Черчилля, чтоб пожать ему руку. Этим же вечерком на настройке звука перед концертом, Орбисону нанесли визит Джон Леннон и Брайан Эпстайн. Они решили оспорить порядок выступления артистов и предложили Рою выступить сначала шоу. Орбисон согласился. Вечерком, на конецерте певец поразил зрителей нехарактерным ему экспрессивным поведением. Участники группы the Beatles, ожидавшие за кулисами, были ошеломлены тем, как публика воспринимала Орбисона. Завершив выступление, Рой покинул сцену, но масса скандировала: «Мы желаем Роя! Мы желаем Роя!». В итоге, «на бис» публика вызвала Орбисона 14 раз. По мемуарам свидетелей, чтоб удалить Орбисона со сцены, Маккартни и Леннон схватили Роя под руки, не пуская на сцену. Орбисон сопротивлялся, и Леннон прошипел: «Yankee, go home!». Позже Ринго Старр вспоминал: «После Роя было очень тяжело выступать. Он клал зал на лопатки, и они выли, требуя его выхода ещё и ещё. В Глазго мы стояли за кулисами и слушали гром рукоплесканий, которыми его награждали. Он просто стоял там, пел, даже не двигался, — ничего». Орбисон ощущал особенное духовное родство с Ленноном, но по-настоящему дружественные дела у музыканта сложились с Джорджем Харрисоном. Необходимо отметить, что пластинки Орбисона всегда интенсивно конкурировали в английских хит-парадах с сочинениями ливерпульской четвёрки. К примеру, его альбом «In Dreams», вошедший в английские чарты в ноябре 1963 года сразу с пластинкой «With The Beatles». Альбом the Beatles провёл в музыкальном хит-параде 51 неделю, альбом Орбисона — 57 недель.

1965—1969: спад карьеры и личные катастрофы

Клодетт и Рой Орбисоны

То, что я тогда делал, именуется выживание. Я пробовал выйти из состояния подавленности и смятения — требовалось время, чтоб опять встать на ноги. На запись меня тогда не хватало, я просто не отвечал жёстким требованиям студийной работы. Другими словами, я не против исполнителей, которые только поют. Но для того, кто пишет песни, аранжирует их и поёт… Конкретно этим я привык заниматься. Какое-то время я не мог всё это кооперировать.
«Los Angeles Times»

Выпуск «Oh, Pretty Woman» стал верхушкой музыкальной карьеры Орбисона в 1960-е годы. Отныне музыкант много гастролирует, записывает новые студийные альбомы. В те же годы значительные конфигурации происходили и в личной жизни Орбисона: в ноябре 1964 года Рой развёлся со собственной супругой из-за её брачной неверности. Размолвка завершилась примирением в августе 1965, но семейное счастье продолжалось недолго: 6 июня 1966 года Клодетт погибла в автокатастрофе — её байк врезался в грузовик, а во время концертного турне в британском городке Мидлендс 16 сентября 1968 года Орбисону сказали, что двое из трёх его отпрыской Девайн (род. 1958) и Энтони (род. 1962) погибли во время пожара: сгорело его ранчо в Нашвилле. В том же году Уэсли Роуз, исполнявший обязанности менеджера Орбисона, настоял на его уходе с лейбла «Monument Records» на «MGM». Роуз считал нужным, чтоб музыкант повторил путь Элвиса Пресли и занялся кинокарьерой. Понятно, что Орбисон был огромным киноманом и мог просматривать до трёх кинофильмов в денек. Конфигурации претерпевала и музыка: в феврале 1964 в США наступил период «английского вторжения», с которого начался новый шаг рок-истории. После происшедшего певец уехал из США и поселился в Западной Германии с оставшимся отпрыском Уэсли.

После погибели супруги Рой понял, что не может писать песен, а поэтому всецело предназначил себя концертам и съёмкам собственного собственного кинофильма — «Быстрейшая гитара из всех живущих» (англ. The Fastest Guitar Alive), в каком исполнил одну из основных ролей. Сначало кинофильм планировали снять в жанре драматического вестерна, но картина была снята в жанре комедии. Герой Орбисона — южноамериканский шпион, цель которого защитить и доставить тайник с золотом Федеральной Армии. Единственное орудие, которое есть у героя — гитара, перевоплащающаяся в винтовку. Действие кинофильма происходит в период Штатской войны. В саундтрек к кинофильму Орбисон записал несколько песен: «The Fastest Guitar Alive», «Rollin' On», «Whirlwind», «Pistolero», «Medicine Man», «River» и «Good Time Party». Невзирая на тривиальный кассовый провал картины и нехорошие отзывы критиков, Орбисон с наслаждением снялся в кинофильме. Согласно условиям договора с кинокомпанией «MGM», Орбисон был должен быть задействован в 5 картинах, но снялся только в одной. После неудачной пробы проявить себя в синематографе, Орбисон решил продолжить сотрудничество с близким другом, клавишником и соавтором Биллом Дизом, с которым познакомился в Техасе. В сотрудничестве с Дизом были написаны песни: «It’s Over» (1964), «Born On The Wind» (1964), «Ride Away» (1965), «Communication Breakdown» (1966) и «Oh, Pretty Woman». Большая часть песен имели большой фуррор в Англии. Как отмечает журнальчик «Billboard»:

В 68-недельный период, начавшийся 8 августа 1963 года, Рой Орбисон стал единственным южноамериканским артистом, чей сингл достигнул фаворитной позиции в музыкальных хит-парадах Англии. Он сделал это два раза: с песней «It’s Over» (25 июня 1964) и «Oh, Pretty Woman» (8 октября 1964) Уникальный текст (англ.)

In a 68-week period that began on August 8, 1963, Roy Orbison was the only American artist to have a number-one single in Britain. He did it twice, with 'It's Over' on June 25, 1964, and 'Oh, Pretty Woman' on October 8, 1964. The latter song also went to number one in America, making Orbison impervious to the current chart dominance of British artists on both sides of the Atlantic.

— Элли Эмбёрн, «Dark Star: The Roy Orbison Story», 1990

Во время отсутствия Роя в 1967 году «MGM Records» выпустили пластинки «Roy Orbison Sings Don Gibson» и «Hank Williams the Roy Orbison Way» — трибьют-альбомы на песни Дона Джибсона и Хэнка Уильямса, но оба фуррора у слушателей не имели. Музыкант очень болезненно переживал беды в работе: «Я не знал многого из того к чему имел отношение. Я стоял как дерево на одном месте, вокруг которого дуют ветры, одно время года сменяется другим, а ты стоишь бездвижно, и вдруг в один момент расцветаешь снова». Невзирая на трудности в работе, заморочек с деньгами музыкант к тому времени не испытывал. Годами ранее он сделал прибыльные инвестиции в недвижимость, позволилившие ему накопить средства. В конце июля 1968 года, находясь в британском городке Лидс, Рой познакомился с германской журналисткой Барбарой Анной Марией Вилхоннен-Якобс. Встреча свершилась в ночном клубе, куда Рой отправился вкупе с друзьями. Ей было 17 лет, а ему — 32. Они полюбили друг дружку, и скоро она переехала к нему в США, где они поженились 24 марта 1969 года. Они выстроили для себя новый дом в Хендерсонвилле, всего в одном квартале от того места, где год назад в пожаре погибли его малыши. От этого союза родилось двое малышей — Александр (род. 1970) и Рой Орбисон младший (род. 1974).

1970—1974: кавер-версии

В 1970-е годы карьера Орбисона пошла на спад. Его альбомы плохо раскупались, что принудило музыканта усомниться в своём таланте. Создатель Питер Лемен подразумевает, что неожиданное исчезновение Орбисона с музыкальной сцены могло разъясняться загадочностью личности музыканта. Лемен пишет: «Поскольку никогда не было понятно, откуда он появился, никто даже и не думал о том, куда он мог пропасть. Он просто неприметно ушёл». Невзирая на относительное затишье в 70-х и трудности со здоровьем, сначала 80-х Орбисон гастролирует с группой «The Eagles», а на его песни записывается несколько кавер-версий, имевших фуррор в хит-парадах различных государств. Более известные кавер-версии песен Роя Орбисона записали: Сонни Джеймс — «Only the Lonely» (1969, США — 1-е место), Линда Ронстадт — «Blue Bayou» (1977 год, США — 3-е место; Англия — 35-е место), Дон Маклин — «Crying» (1980 год, США — 5-е место; Англия — 3-е место), Глен Кэмпбелл — «Dream Baby (How Long Must I Dream)». Брюс Спрингстин, давнешний фанат Роя ввёл традицию завершать свои концерты песнями Орбисона В 1973 году истёк договор Роя с компанией MGM, с которой у него так и не сложились дела. Он заключил годовой договор с «Mercury Records», и в 1974 году две его песни достигнули хороших результатов: «Penny Arcade» заняла 1-ое место в Австралии, а «Too Soon To Know» — третье в Великобритании. В 1976 году он возвратился на лейбл «Monument Records» и решил вернуться к активной концертной деятельности, отправившись в огромное турне по Далекому Востоку, Австралии, Азии и Европе. В тот же год во время 1-го из последних концертов в Лас-Вегасе Элвис представляет Роя публике и гласит о нём, как о самом величавом певце. В 1979 году Рой посвящает Элвису песню «Hound Dog Man» и исполняет две его песни на концерте в честь Элвиса в том же году. В 1978 году Орбисон написал музыку к документальному кинофильму о жизни Элвиса Пресли — «Живая легенда». Недолгое время кинофильм шёл в кинозалах США.

1987: возвращение и «The Traveling Wilburys»

Сначала 80-х в карьере Орбисона намечается тривиальный подъём, начавшийся с присуждением артисту «Грэмми» в категории кантри за дуэт с Эммилу Харрис «That Lovin' You Feelin' Again». Артист продолжает гастролировать, записывается в рамках проекта «Class Of' 55» со своими старенькыми друзьями и сотрудниками по «Sun Records» — Карл Перкинс, Джонни Кэш и Джерри Ли Льюис, и эта запись также получает «Грэмми». В 1980 году Орбисон также снялся в эпизодической роли в кинофильме «Тур-агент» с ролью Мита Лоуфа и Деборы Хэрри. В 1986 году заключает договор с «Virgin Records», где перезаписывает свои старенькые хиты первой половины 60-х, в том числе дуэт с Кэтрин Дон Ланг — «Crying», которая была также удостоена премии «Грэмми» в номинации «Лучшее совместное певческое кантри исполнение». Песня вошла в саундтрек к кинофильму «Игра в прятки». Кэтрин Дон Лонг вспоминает:

«Он был страшно раним. Он сказал мне в один прекрасный момент, как шёл к даме, которой позже написал песню «Crying», и не мог совладать с дрожью рук и голоса. Совсем не мог обладать собой. Так и не отважился. Возвратился домой и написал эту песню «Crying». И естественно, способность перевести свое страдание в мелодию и слова — это уже совершенно другой дар, творческий, а не исполнительский. И его песни, как говорится, льются без всяких видимых усилий». Кэтрин Дон Ланг
Промо-фото к альбому Volume 1 (слева вправо: Боб Дилан, Том Петти, Рой Орбисон, Джордж Харрисон, Джефф Линн)

Все посиживали и шептались «Да это сам Рой Орбисон!».. Даже если в обыкновенной жизни Рой стал твоим неплохим товарищем, с которым вы сможете совместно болтаться без дела, смеяться по дороге на обед, стоит ему только встать за микрофон и начать делать своё дело — тебя начинает пробирать дрожь.
Алан Клэйсон, St. Martin’s Press, 1989 Уникальный текст (англ.) Everybody just sat there going, 'Wow, it's Roy Orbison!'... Even though he's become your pal and you're hanging out and having a laugh and going to dinner, as soon as he gets behind that mike and he's doing his business, suddenly it's shudder time.
Джефф Линн о «The Traveling Wilburys»

В 1987 году Орбисон вошёл в состав студийной супергруппы, сделанной по идее бывшего фаворита «Electric Light Orchestra» Джеффа Линна — «The Traveling Wilburys». Всё началось с совместной трапезы Роя Орбисона, Джорджа Харрисона и Джеффа Линна, которые находились в студии Боба Дилана в Санта-Монике, штат Калифорния для записи нового трека в качестве «Б»-стороны для сингла Джорджа «This Is Love». Вербование Тома Петти было случайным — Джордж оставил свою гитару у него дома. К вечеру группа написала песню «Handle with Care», которая и положила начало к записи настоящего студийного альбома. О записи альбома Орбисон вспоминал: «При записи никто даже не вспоминал о своём „я“. Всё было очень расслабленно и легко». Альбом, песни для которого написали все участники группы, был записан всего за 10 дней, так как Дилан был должен ехать в тур. Пластинка была выпущена в октябре 1988 года под заглавием «Traveling Wilburys Vol. 1»; имена музыкантов на ней были изменены на псевдонимы, которые подразумевали родство с сэром Чарльзом Трускоттом Вилбури. Каждый музыкант избрал себе личный сценический псевдоним; Орбисон получил псевдоним Лефти Уилбери, взятый от имени южноамериканского кантри-певца Лефти Фрайзела. Орбисон предложил группе девиз: «Кто-то гласит, что папа был нахалом и межевиком. Я же помню его как баптистского проповедника» (англ. Some people say Daddy was a cad and a bounder. I remember him as a Baptist minister). Вкупе с рок-ансамблем «The Traveling Wilburys» Орбисон выпустил два сингла: «Handle with Care» и «End of the Line».

Орбисону принадлежит один сольный трек на альбоме — «Not Alone Anymore» (русск. Больше не одинока). Вклад Орбисона в запись альбома получил положительные отзывы в прессе. Альбом «Traveling Wilburys Vol. 1» провёл 53 недели в южноамериканском хит-параде. За 1-ые 6 месяцев после выхода было продано более 2 млн копий. «Traveling Wilburys Vol. 1» поднялся до 16-го места в UK Album Chart и до 3-го места в южноамериканском чарте Billboard 200. Альбом выдержал в американских чартах более 50-ти недель и получил статус 3-кратно платинового. Альбом был удостоен премии «Грэмми» в номинации «Лучшее певческое рок выполнение дуэтом либо группой», а журнальчик «Rolling Stone» включил его в перечень «100 наилучших альбомов десятилетия».

В 1987 году Рой Орбисон включён в «Зал славы рока». На торжественную церемонию был приглашён большой фанат Роя, музыкант Брюс Спрингстин, сказавший торжественную речь: «Я желал записать песню со стихами Боба Дилана и музыкой похожей на Фила Спектора, но больше всего в собственной жизни я желал петь, как Рой Орбисон. Сейчас все знают, что никто не споёт так, как Рой Орбисон». Своё выступление Брюс окончил исполнением песни «Thunder Road» из альбома «Born to Run», а сам Рой в собственной ответной речи признался, что ощущал себя «польщённым» оказанным ему почтением. Несколько месяцев спустя Орбисон и Спрингстин выступили в отеле «Coconut Grove Ballroom» в Лос-Анджелесе. К ним присоединились Джексон Броун, Ти Боун Бёрнэт, Элвис Костелло, Том Уэйтс, Бонни Рэйтт, Дженнифер Варнес и Кэтрин Дон Ланг. О прошедшем концерте Ланг вспоминала: «Рой поглядел на всех нас и произнес: „Если есть чего-нибудть, что я могу вам сделать, пожалуйста, обращайтесь ко мне“. Он был очень серьёзен. Таким методом он желал поблагодарить нас. И это было очень волнующе». В том же году на канале HBO состоялся знаменитый концерт «Рой Орбисон и друзья, чёрно-белые ночи», выдержанный в эстетике конца пятидесятых-начала 60-х и снятый на чёрно-белую пленку. Участвовать в концерте он пригласил собственных друзей: Брюса Спрингстина, Элвиса Костелло, Кэтрин Дон Ланг, Тома Уэйтса, Бонни Рейтт, также участников бывшей сопровождающей группы Элвиса Пресли. Запись была выпущена под лейблом «Virgin Records», продав выше 50 000 копий. В 1986 году Рой подписал договор с «Virgin Records» и перезаписал свои старенькые хиты, вошедшие в альбом «In Dreams: The Greatest Hits». Альбом продюсировал Ти Боун Бёрнэт. Музыка Роя употребляется в почти всех фильмах, посреди которых кинофильм Дэвида Линча «Голубий бархат», также кинофильм Марека Каневска «Меньше, чем ноль». В 1985 году другая песня Орбисона — «Wild Hearts Run Out Of Time» вошла в саундтрек к кинофильму Николаса Роуга — «Незначительность».

Любопытно, что Рой Орбисон не давал собственного согласия на внедрение песни «In Dreams» в кинофильме «Голубий бархат». Но, Линч всё равно воткнул песню в ленту. В процессе съёмок Линч решил использовать песню сходу в нескольких эпизодах с целью придать ленте необыкновенную сюрреалистическую образность и общую фантастическую атмосферу. Сначало песня служила музыкальной темой для назойливой идеи 1-го из героев кинофильма, психопата Фрэнка Бута (Деннис Хоппер). «In Dreams» также применена в сцене избиения головного героя кинофильма и в эпизоде, в каком наркодилер Бен (Дин Стоквелл) исполняет песню под фонограмму. Сначала Орбисон был ошеломлён своевольностью Линча, но скоро после просмотра кинофильма в кинозале Малибу, певец признавался:

Я был уязвлён, так как «добрый, сказочный клоун» из моей песни по кинофильму имел отношение к сделке с наркотиками… Я спрашивал себя «Куда катится этот мир?» Но позднее во время очередных гастролей, мы узрели клип на песню, и я пересмотрел свои взоры. Я обучил себя осознавать и ценить то, что Дэвид придал моей песне и что сама песня отдала кинофильму — отрешившись от всего земного, он отдал новое измерение песне «In Dreams». Уникальный текст (англ.)

I was mortified because they were talking about the 'candy colored clown' in relation to a dope deal... I thought, 'What in the world...?' But later, when I was touring, we got the video out and I really got to appreciate what David gave to the song, and what the song gave to the movie — how it achieved this otherworldly quality that added a whole new dimension to «In Dreams».

— Колин Эскотт, The Legendary Roy Orbison CD box set, 1990

1988: альбом «Mystery Girl»

Обложка альбома «Mystery Girl»

В 1988 году Рой подготовил новый сольный альбом — «Mystery Girl», выход которого был запланирован на январь следующего года. Основным номером этой пластинки была песня «You Got It» (русск. Ты получила это), написанная Джеффом Линном и Томом Петти. Она стала пользующейся популярностью ещё до выхода нового альбома благодаря тому, что Рой исполнял её на концертах. Альбом был спродюсирован Джеффом Линном, который по воззрению Орбисона, был наилучшим продюсером из всех с кем он когда-либо работал. Собственный композиторский вклад в альбом занесли близкие друзья Орбисона, а именно его отпрыск Уэсли, Боно, Дайан Уоррен, Элвис Костелло и другие. В записи альбома также приняла роль жена певца, Барбара Орбисон, исполнившая бэк-вокальную партию в песне «In the Real World». Альбом достигнул 9-го в хит-парадах США и 3-го в Англии. Альбом «Mystery Girl», вышедший уже после погибели певца, оказался самым продаваемым из всех его альбомов. Фаворит рок-группы «U2» Боно начал интересоваться музыкой Орбисона после просмотра кинофильма «Голубий бархат». Под впечатлением услышанной в кинофильме песни Орбисона, Боно в сотрудничестве с Эджем написали композицию — «She's a Mystery to Me» (русск. Она для меня загадка), которая вошла в альбом «Mystery Girl». В сентябре Боно и Эдж приняли роль в записи диска Роя Орбисона. Боно вспоминает:

«Я стоял рядом с ним и пел. Казалось, что он и не пел совсем, из-за чего я поразмыслил: «Он будет петь последующую песню. На данный момент он просто читает слова». И только когда мы приступили к прослушиванию, я услышал этот глас, который пел самым что ни на есть звучным шёпозже из всех, что я когда-либо слышал. Он пел. Но при всем этом чуть шевелил губками. И глас звучал громче всего оркестра. Я не знаю, как он сделал это. Это можно сопоставить с ловкостью рук». Боно

Погибель

С конца 70-х годов Рой Орбисон мучился сердечными болезнями. Как утверждает близкое окружение музыканта, заболеваниям содействовали трудности в личной жизни. 18 января 1978 года музыканту была изготовлена операция на открытом сердечко. Музыкант также мучился от язвы желудка, обнаруженной у него в 1960 году, предпосылкой которой была привязанность Роя к табаку. В протяжении большей части жизни Рой был конкретным курильщиком. Невзирая на то, что самочувствие Орбисона после перенесённой операции на сердечко приметно стало лучше, он не изменил своим привычкам и продолжал курить. Его официальное возвращение на сцену в 1981 году сопровождалось экзальтированными рецензиями даже в самых скептически настроенных музыкальных изданиях мира. Сам же музыкант признавался, что возвращение на сцену стало внезапным поворотом в музыкальной карьере: «Здорово, что я опять пользуюсь спросом, но всё ещё не совершенно этому верю». Музыкант был обязан скинуть избыточный вес, чтоб соответствовать собственному новенькому стилю, также отвечать новым требованиям для съёмок клипов. Друзья музыканта вспоминают, что с годами Рою стало сложнее работать по вечерам, из-за чего он нередко переносил запись в студии на утро, когда это было может быть. В ноябре 1988 года была закончена работа над сольным альбомом «Mystery Girl» и альбомом «Traveling Wilburys Vol. 1». Орбисон отправился в концертное турне по Европе, во время которого музыканту вручили музыкальную заслугу. 4 декабря 1988 года в Кливленде, штат Огайо состоялось последнее выступление Роя Орбисона. Потом музыкант возвратился в Хендерсонвилл, штат Теннесси, решив отдохнуть и вернуть силы до поездки в Лондон, где были запланированы съёмки 2-ух новых клипов на песни «The Traveling Wilburys». 6 декабря 1988 Рой провёл с отпрысками, запуская с ними в небо радиоуправляемые самолёты. После обеда в доме собственной мамы Орбисон скончался от сердечного приступа. Ему было 52 года.

8 декабря в нескольких больших печатных изданиях, посреди которых «Nashville Banner» и «The National Enquirer», было размещено официальное сообщение о погибели музыканта. Весть о погибели Орбисона также попало на первую полосу газеты «The New York Times». Создатель Питер Лемен подразумевает, что в случае кончины Орбисона в 1970-е годы новость о погибели музыканта могла бы претендовать на малозначительное упоминание в некрологе. Рой Орбисон был похоронен на Вествудском кладбище в Лос-Анджелесе. Могила музыканта немаркирована. Номер земляного участка, на котором захоронен певец — 97 (участок D). В январе 1989 года Орбисон стал первым музыкантом после Элвиса Пресли, чьи альбомы вошли в пятёрку наилучших альбомов чарта «Billboard» уже посмертно. В 1992 году общество Virgin выпустила коллекцию неизданных материалов «King of Hearts», в которую вошла песня «I Drove All Night». Она заняла 7-е место в хит-параде Англии — UK Singles Chart и завлекла энтузиазм современных исполнителей. Кавер-версии на эту песню записали известные музыканты посреди которых Синди Лаупер, Селин Дион и группа «Pinmonkey». Гигантскую работу по популяризации творчества Роя Орбисона продолжала делать его супруга Барбара, которая распоряжалась его наследием и занималась подготовкой новых релизов, выпускаемых под лейблом «Orbison Records». 6 декабря 2011 года Барбара скончалась в Лос-Анджелесе от рака поджелудочной железы..

Стиль

Хотя Орбисона именуют одним из пионеров и родоначальников рока, стиль его музыки отличался более мягеньким, чувственным настроем. Рок, сочетавший кантри-музыку сельского белоснежного населения и городской негритянский блюз, появился в 1955 году. Её главные идеи, тексты, интонации, манера выполнения рождались под воздействием бунтарского неприятия «ценностей отцов». Едкая политическая сатира на взоры буржуазии, сострадание бедности, ироничный скептицизм по отношению к лживой морали общества употребления, наркотические видения и любовно-сексуальный экстаз — все эти новые образы стали знаковыми для молодёжной культуры 60-70 годов XX столетия. Сразу с новейшей музыкальной культурой утвердился стиль поп-звезды, раскованно, иногда вызывающе дерзко держащейся на сцене. Орбисон представлял полную противоположность утвердившемуся стилю поп-звезды. Музыкант был наименее раскрепощен на сцене, а структура и тема песен Орбисона приметно отличали его на фоне других исполнителей рока тех лет. Современники музыканта ассоциируют его песни с произведениями традиционной музыки, написанными композиторами, но сам Орбисон никогда не гласил о воздействии традиционной музыки на своё творчество. Создатель Питер Леман пишет: «Ему удалось не имитировать традиционную музыку, а сделать уникальную форму поп-музыки, вобравшую в себя огромное количество различных музыкальных стилей, которые воспользовались популярностью в его юности».

Создание стиля

Модель очков Ray Ban-New Wayfarer — неподменный элемент стиля Роя

В отличие от собственных современников, Орбисон был наименее харизматичным артистом. Друзья певца молвят, что сценический образ Орбисона никак не смешивался с его реальным нравом. По их словам, он любил повеселиться и обожал жизнь. Музыкант нашёл собственный уникальный стиль с помощью малозначительного и, по слухам, случайного конфигурации внешнего вида. По пути в Великобританию Орбисон запамятовал в самолёте очки с диоптриями «Ray Ban Wayfarer» и был обязан в процессе всего турне с the Beatles в 1963 году носить солнцезащитные. На интервью «Би-би-си» музыкант вспоминал: «На том концерте было много народу, меня много фотографировали. Позже эти тёмные очки были на всех снимках и как-то стали очень популярны после чего. И потому мне пришлось носить тёмные очки. Я очень стеснялся из-за этого». Другие говорят, что, зная о том, что у него очень близко посажены глаза, и что это делает его не очень симпатичным, Рой последовал совету и начал носить «рэй-бэн». Он сохранил этот таинственный образ, всякий раз выходя на сцену в тёмных очках. Биографы музыканта подразумевают, что, невзирая на то, что Орбисон обладал неплохим чувством юмора и был неунывающим человеком, он был очень стеснителен и мучился от острого ужаса сцены, обострившийся у певца сначала 80-х годов. Возможность носить тёмные очки позволяла артисту скрыться от стороннего внимания. Предпочтение чёрного цвета в одежке сделали о музыканте воспоминание таинственного человека, сосредоточенного на для себя и своём внутреннем мире. Журнальчик «Life» в один прекрасный момент именовал Орбисона «анонимной знаменитостью». Пару лет спустя, Орбисон признавался:

Я никогда не пробовал быть умопомрачительным. У меня не было менеджера, который рекомендовал бы мне как одеваться, как преподнести себя либо чего-нибудть ещё. Я сам сделал стиль таинственного и тихого человека в чёрном, собственного рода отшельника, хотя в реальности я никогда не был таким. Уникальный текст (англ.)

I wasn't trying to be weird, you know? I didn't have a manager who told me to dress or how to present myself or anything. But the image developed of a man of mystery and a quiet man in black somewhat of a recluse, although I never was, really.

— Тоби Кресвелл, 1001 Songs: The Greatest Songs of All Time and the Artists

Структура песен

В 1999 году ведущий вокалист рок-группы «U2» Боно именовал Орбисона примерной фигурой музыкального творчества: «Есть вещи, о которых люди молвят недостаточно много в той степени, в какой заинтересован в их я. В особенности, когда речь идёт о так инноваторской и конструктивной музыке исходя из убеждений собственного сочинительства. Если человек только начинает постигать азы проф композиторства, он непременно должен подняться до уровня Роя Орбисона». Боб Дилан приводит план структур песен Роя Орбисона в собственной книжке «Хроники. Том 1», отмечая при всем этом, что песни Орбисона представляют собой «песни снутри песен». Музыкальный критик Дэйв Марш пишет, что композиции Орбисона «определяют мир без помощи других и поболее много, чем хоть какое другое произведение поп-музыки». Создатель «New York Times» Питер Уотрус в рецензии к одному из концертов Орбисона написал: «Он усовершенствовал необъективное видение поп-музыки, в какой оригинальность и творческая фантазия отгоняют прочь всё единообразие традиционализма». Певец не страшился петь о ужасе, тревоге, утраты либо неуверенности внутри себя. «Те настоящие чувства, те эмоции, о которых пел Рой и та сила, с которой он выражал их в собственных песнях, непременно, шла вразрез с песнями этих мужественных и уверенных внутри себя рок-н-ролльных мачо», ведает биограф Орбисона Питер Леман. Основной создатель текстов песен Элтона Джона Берни Топин произнес, что песни Орбисона заносят «радикальные левые повороты», а Кэтрин Дон Ланг отметила, что залог фуррора в таких песнях как «Running Scared» может зависеть от финишной нотки либо 1-го слова.

В 1960-х Орбисон настоял на том, чтоб во время записи синглов был задействован весь инструментальный ансамбль, включая бэк-вокалистов. Орбисон не возражал против ограничения по времени поп-песен для их выпуска в радио-эфир. В большинстве песен Орбисона употребляются одна из последующих структур либо их варианты:

Куплет — припев — бридж — куплет — припев — куплет.

Песни ранешнего периода творчества певца («Ooby Dooby»; «Claudette») состоят из 2-ух частей, одна из которых — 1-ый куплет, а другая — припев. В большинстве поп-песен тех лет применяется структура A-B-A-B-C-A-B. В песне «In Dreams», композиция которой состоит из 7 частей, применяется структура:

Вступление — куплет — бридж — средняя часть — куплет — средняя часть — куплет — окончание.

В песне «Running Scared» находится повтор, использованный в композиции с целью сделать воспоминание неопределённости перед заключительным кульминационным моментом песни, в каком применяется структура:

Куплет — куплет — куплет — куплет — бридж.

«Crying» более сложен, тут применяется структура A-B-C-D-E-F-A-B. Невзирая на то, что Орбисон писал свои песни на базе распространённых структур, певец утверждал, что никогда не следовал принципам композиторства и написания песен. В интервью радиостанции «Би-би-си» в 1985 году певец признался, что научился играть на гитаре и петь, повсевременно слушая песни, звучавшие по техасским радиостанциям.

Я уверен, что мы должны были более конкретно изучить технику композиции и музыкальной стилистики, как это было в школе, когда учителя гласили нам: «Вы должны делать это, следуя такому-то методу». Я бы следовал конкретно такому принципу. Но всю свою жизнь я всегда всё делал по-своему, не зная верно ли это либо нет. Время от времени структура моих песен включает припев, который исполняет хор, а время от времени этого и нет совсем… Но всё это я могу включить в структуру только после того, как я написал песню. Только тогда звучание кажется мне живым и поочередным. Уникальный текст (англ.)

I'm sure we had to study composition or something like that at school, and they'd say 'This is the way you do it,' and that's the way I would have done it, so being blessed again with not knowing what was wrong or what was right, I went on my own way....So the structure sometimes has the chorus at the end of the song, and sometimes there is no chorus, it just goes...But that's always after the fact—as I'm writing, it all sounds natural and in sequence to me.

— Зал славы поэтов-песенников Нашвилла, 2008

Тема песен

Критик Дейв Марш выделяет три главных темы песен Орбисона: к первой категории, по воззрению Марша, относятся песни о боли и потере, ко 2-ой — песни о мечтах и надеждах, к третьей относятся тематически обыкновенные композиции о мужском бахвальстве, сделанные в жанре классики рокабилли («Go! Go! Go!», «Mean Woman Blues»). На концертах Орбисон использовал убыстрённый музыкальный темп с целью избежать темного настроения собственных песен.

В 1990 году Колин Эскотт написала короткую биографию к комплекту CD-бокс-сета: «Орбисон был мастером краткости. Трудившийся в эру синглов, он мог связать слова в рассказ либо сделать настроение наименее чем за три минутки. Если вы думаете, что это просто — попытайтесь сделать это. Его общепризнанные хиты были просто прекрасны; ни одного излишнего слова либо ноты». Создатель газеты «The New York Times» Питер Уотрус после посещения концерта Орбисона в 1988 году отдал последующее описание песням Орбисона: «Сказочные композиции, вызывающие боязнь замкнутого места, близкие к произведениям искусства в классическом духе». Вокалист группы «Led Zeppelin» Роберт Плант отдал оценку американской музыке ритм-энд-блюза. Избегая упоминаний о чернокожих музыкантах, Плант привёл в качестве примера музыку Орбисона: «Острота композиции текстов песен и глас были просто ошеломляющими. Он использовал драматизм для заслуги по-настоящему сильного драматического эффекта».

Тема одиночества — одна из главных в творчестве Орбисона. В одном из интервью музыкант признавался: «Не думаю, что я был одинок больше, чем кто-нибудь другой… Вобщем, если ты воспитывался в Техасе, существует много обстоятельств, чтоб ощутить себя одиноким». Музыка Орбисона стала кандидатурой поп-музыки молодёжного движения, начавшегося на западе в 50-е годы. Робин Гибб из группы «The Bee Gees» произнес: «Он сделал эмоции модными. При всем этом он, как говорится, не рвал страсти. Он не орал, не жестикулировал, ни приплясывал, не прыгал по сцене. Он просто стоял совсем бездвижно в собственном чёрном костюмчике и собственных чёрных очках и пел. И всё напряжение и волнение шло только от его голоса и от его чувства. Незапятнанное волшебство». Орбисон вспоминал: «Когда в свет вышел сингл „Crying“, не думаю, что каждый 2-ой слушатель мог принять тот факт, что человек должен рыдать, когда он желает этого». По словам Питера Лемана, для сцены Орбисон выбрал для себя образ мазохиста, человека, испытавшего и испытывающего много боли и утрат и в чём-то даже наслаждающегося ими: «Чувства, которые персонаж ставит впереди себя, — это те чувства, которые ему больше всего нужны. Боль и мучения стали частью его спектакля. Заглавие песни „Crawling Back“ (русск. Тяжелый путь вспять), естественно, правильно подтверждает это».

Голосовые данные

Выпуск сингла «Only The Lonely» ознаменовал «расцвет» музыкальной карьеры музыканта. В 1960 году сингл возглавил английский чарт и оставался в нём более полугода. Считается, что после выпуска конкретно этой песни произошёл творческий расцвет певца и во всей полноте открылся уникальный талант Роя как композитора, вокалиста, поэта и музыканта. Карл Перкинс, гастролировавший с Орбисоном ещё в те годы, когда музыкант записывался под лейблом «Sun Records», вспоминал концерт, во время которого Рой исполнил кавер-версию на песню Нельсона Эдди и Джиннетт Макдональд — «Indian Love Call». По словам Перкинса, Рою удалось сделать полную тишину в концертном зале. Присутствовавшие в зале зрители практически застыли от испуга, когда Орбисон подошёл к микрофону. Брюс Спрингстин и Билли Джоэл также отмечают отличительные голосовые данные певца. Самое поэтическое сопоставление отдал музыканту кантри-певец Дуайт Йокхем, сказав, что глас Орбисона похож «на вопль ангела, готового выпасть в открытое окно». Барри Гибб из группы «The Bee Gees» после прослушивания песни «Crying» именовал Роя «голосом Бога».

Сначала 1960-х Боб Дилан так гласил о творчестве Орбисона:

«Орбисон… превосходит все жанры. Когда Рой поёт, не знаешь — мариачи это либо опера. С ним не расслабишься… он поёт, а глас его прогуливается по трём либо четырём октавам; и так, что охото разогнаться на машине и слететь со горы. Он поёт, как проф правонарушитель… Его глас может расшевелить труп; он поёт, а ты вдруг замечаешь, что бормочешь для себя под нос чего-нибудть вроде: «Ничего себе»! По радио просто не передавали ничего подобного». Уникальный текст (англ.)

With Roy, you didn't know if you were listening to mariachi or opera. He kept you on your toes. With him, it was all about fat and blood. He sounded like he was singing from an Olympian mountaintop. (h)e was now singing his compositions in three or four octaves that мейд you want to drive your car over a cliff. He sang like a professional criminal... His voice could jar a corpse, always leave you muttering to yourself something like, 'Man, I don't believe it'.

Боб Дилан, «Хроники. Том 1», 2004

По словам Тима Гудвина, рукодившего сопроводительным оркестром Орбисона в Болгарии, глас музыканта мог вызывать исключительное воспоминание во время прослушивания. Гудвин вспоминает: «Звучали струнные, и как он запел — волосы, касавшиеся моей шейки встали стоймя. Это было неописуемое физическое ощущение». Канадская певица Селин Дион, гастролировавшая с Роем в качестве бэк-вокалистки вспоминает: «Помню, он пел очень тихо. Невзирая на это, я стояла в 2-ух метрах сзади него и практически ощущала, как меня пронизывает энергия».

Манера выступления

Рой Орбисон в «Cincinnati Gardens» в Цинциннати, штат Огайо 23 апреля 1976

Я не супер известен — на сцене либо за её кулисами. Уверен, что если на сцену выйдут такие трудяги, как Чабби Чекер либо Бобби Райделл, они будут как и раньше блестеть, но только не я. Я всегда должен быть подготовлен. Люди приходят, чтоб слушать мою музыку, мои песни. И это главное, что я должен дать им.
Алан Клэйсон, St. Martin’s Press, 1989 Уникальный текст (англ.) I'm not a super personality—on stage or off. I mean, you could put workers like Chubby Checker or Bobby Rydell in second-rate shows and they'd still shine through, but not me. I'd have to be prepared. People come to hear my music, my songs. That's what I have to give them.

Орбисон нередко извинялся перед публикой за чрезмерную сдержанность на сцене. Музыкант разъяснял это тем, что инструментальная часть большинства его песен не позволяла совершать танцевальные движения во время выступления кроме таких танцевальных шлягеров, как «Mean Woman Blues» либо «What'd I Say».

Кэтрин Дон Ланг ассоциировала Орбисона с деревом, обладавшим пассивной, но привлекательной красотой. Ланг вспоминает: «Настолько тяжело разъяснить на что была похожа энергия Роя. Он мог заполнить комнату энергией одним только своим присутствием, но при всем этом не сказать ни слова. Его суть в том, что он мог быть сильным, ласковым и тихим сразу. Он всегда был только таким». Этот образ печального, депрессивного человека почти во всем принес Рою Орбисону популярность. Актёр Джон Белуши пародировал манеру поведения Орбисона в программке «Субботним вечерком в прямом эфире». По сюжету шоу, Белуши, одетый в чёрный костюмчик и тёмные очки, падает во время выполнения песни «Oh, Pretty Woman», но несмотря на это, продолжает играть на гитаре до того времени, пока группа помощников не поставила его на ноги.

Орбисон связывал свою пассивность во время концертных выступлений с возрастом жизни в Форт-Уэрте, во время 2-ой мировой войны. В то время предки музыканта работали на предприятии оборонной индустрии, и отец Роя каждый вечер приносил домой гитару. В доме семейства Орбисонов собирались близкие друзья, родственники и военные. Все обожали петь печальные песни под гитару и выпивать. Позже Орбисон вспоминал: «Думаю, что чувственная яркость тех пор произвела на меня очень сильное воспоминание, так как на уровне мыслей я всё ещё нахожусь там. Ещё с тех лет я понял, что должен добиваться фуррора, делать это как можно усерднее. Не пытаясь рассматривать всё происходившее тогда, уверен, что окружавшие меня любовь и опека оставались со мной всё это время».

Признание и заслуги

В 1987 году Орбисон был принят в «Зал славы рока» и Зал славы композиторов Нашвилла. В 1989 году был принят в «Зал славы Интернациональной ассоциации композиторов». Орбисон занимает 37 место в перечне «50 величайших исполнителей всех времён по версии журнальчика Rolling Stone» и 13 место в перечне «20 из 100 величайших вокалистов всех времён», составленным в 2008 году. В 2002 году журнальчик «Billboard» расположил имя Роя Орбисона на 74 место в перечне «600 самых записываемых артистов». 29 января 2010 года на Голливудской аллее славы была установлена звезда Роя Орбисона. В церемонии закладки звезды приняла роль вдова певца Барбара Орбисон, сотрудник рокера по группе «The Traveling Wilburys» Джефф Линн, Дэн Эйкройд, Дэвид Линч, также певцы Эрик Айзек, Крис Айзек, Джо Уолш и Дуайт Йоакам. Как участник «The Traveling Wilburys» и сольный артист, Рой Орбисон в общей трудности получил 5 премий «Грэмми»; последнюю из их уже посмертно, в 1991 году, за музыкальную композицию «Oh, Pretty Woman», исполненную на передаче телекомпании HBO — «Рой Орбисон и друзья, чёрно-белые ночи».

Год Заслуга / Премия Достижение
1980 Премия «Грэмми» За наилучшее певческое кантри выполнение дуэтом с Эммили Харрис
1986 Премия «Грэмми» За наилучший разговорный альбом
1988 Премия «Грэмми» За наилучшее совместное певческое кантри выполнение с Кэтрин Дон Ланг
1989 Премия «Грэмми» За наилучшее певческое рок выполнение с группой The Traveling Wilburys
1990 Премия «Грэмми» За наилучшее певческое выполнение
1998 Премия «Grammy Lifetime Achievement Award» За выдающийся вклад в развитие музиндустрии

Достойные внимания факты

  • Одна из песен Роя Орбисона «In Dreams» была применена в заставке меж 1-й и 2-й главой в компьютерной игре Alan Wake.
  • Рост Орбисона — 5 футов и 11 дюймов.
  • Рой Орбисон был близко знаком с Мартином Шином.
  • Рой Орбисон был фаворитом по запуску радиоуправляемых моделей аэропланов и лётчиком.
  • Мэр Нашвилла Билл Пёрсел объявил 1 мая «Днём Роя Орбисона».
  • В 2008 году Квентин Уилер, учёный-энтомолог из Института Аризоны, на концерте, посвящённом памяти Роя Орбисона, выступил с официальным заявлением. Учёный сказал, что именовал не так давно отысканного в Индии жука в честь покойного музыканта — Orectochilus orbisonorum.
  • Основной кандидат от республиканцев на выборах Президента США 2008 года, Джон Маккейн именовал Роя Орбисона одним из собственных возлюбленных поп-музыкантов.
  • В саундтреке к кинофильму 2001 года — «Малхолланд Драйв» применена испаноязычная версия «Crying» Роя Орбисона. Во время звучания этой песни в кинофильме на очах основных героинь появились слезы — так подействовал на их чарующий и мощнейший глас певицы из клуба «Silencio». Песню Ребеки Дель Рио, исполняемую а капелла интерпретацию песни «Crying» Роя Орбисона, под заглавием «Llorando» отметили как «производящую сильное впечатление».
  • Рой Орбисон стал макетом Доктора Осьминога в известном комиксе «Умопомрачительный Человек-Паук». Персонаж также мучается слабеньким зрением и носит очки.
  • В 2002 году поп-музыкант Майкл Джексон вложил 98 миллионов баксов в приобретение наистарейшей и престижнейшей музыкальной издательской компании Acuff-Rose, которая обладает правами на более чем 100 именитых песен, транслировавшихся в эфире более миллиона раз. Посреди их такие шедевры как «Tennessee Waltz» Патти Пейдж и «Oh Pretty Woman» Роя Орбисона.
  • 23 апреля 2009 года компания «Gibson» официально представила сигнатуру Роя Орбисона — Epiphone Roy Orbison Signature, 12-ти струнную гитару Epiphone «Bard», на которой играл Рой Орбисон, и на которой была записана одна из самых именитых песен Роя — «Oh, Pretty Woman». Дека гитары сделана из цельного кусочка клёна и цельного кусочка махагони. Приблизительная стоимость гитары составила около 1300$.
  • В 2009 году Барбара Орбисон сделала парфюм в честь известной песни Роя Орбисона «Pretty Woman». Главные нотки в составе запаха — бергамот, лилия, амбра, пачули. Барбара Орбисон учавствовала в каждой стадии разработки собственного творения, начиная с парфюмерной композиции и заканчивая дизайном упаковки в Париже. Стоимость парфюма в США составила порядка 80 баксов.
  • После погибели Роя Орбисона его старенькый друг Пол Маккартни решил поменять его. Каждое утро прогуливаясь по Лондону в огромных солнечных очках и со шлемовидной прической, певец подражает покойному. Пол произнес, что Орбисон — величина рока. Он всегда поддерживал дружественные дела с Барбарой Орбисон, его вдовой, и приглашал её на все свои концерты.
  • В рассказе Стивена Кинга "Рок-н-рольные небеса", одним из обитателей городка, в который попали Кларк и Мэри, был Рой. Вкупе с Бадди Холли они вошли в ресторан и попросили брачную пару остаться в их городке дольше.

Дискография

Год Альбом Компания Примечания Самые верхние позиции в чартах Сертификация RIAA США
США
Англия
Канада
Норвегия
Швеция
Австралия
Новенькая Зеландия
Nielsen SoundScan
1961 Roy Orbison at the Rock House Sun
1961 Lonely and Blue Monument 15
1962 Crying Monument 21 17
1962 Roy Orbison's Greatest Hits Monument Сборник 13 Золотой альбом
Серебряный альбом
1963 In Dreams Monument 35 6
1964 More of Roy Orbison's Greatest Hits Monument Сборник 19
1964 Early Orbison Monument Сборник 101
1965 There Is Only One Roy Orbison MGM 55 10
1965 Orbisongs Monument 136 40
1966 The Orbison Way Monument 128 11
1966 The Classic Roy Orbison MGM 12 Золотой альбом
1966 The Very Best of Roy Orbison Monument Сборник 94
1967 Roy Orbison Sings Don Gibson MGM
1967 Cry Softly Lonely One MGM
1969 Roy Orbison's Many Moods MGM
1970 Hank Williams the Roy Orbison Way MGM
1970 The Big O London
1972 Roy Orbison Sings MGM Золотой альбом
1972 Memphis MGM
1973 Milestones MGM
1976 I'm Still in Love with You Mercury
1977 All-Time Greatest Hits Monument Сборник 39 4 26 Платиновый альбом
1977 Regeneration Monument
1979 Laminar Flow Asylum
1985 Class of '55 PolyGram Сборник 15
1987 In Dreams: The Greatest Hits Virgin Сборник 95 86 2 Золотой альбом
Серебряный альбом
1988 For the Lonely: 18 Greatest Hits Rhino Сборник 110
1989 Mystery Girl Virgin Посмертный 5 2 4 1 1 1 7 Платиновый альбом
3x Платиновый альбом
Платиновый альбом
Золотой альбом
Золотой альбом
1989 The Legendary Roy Orbison PolyGram Сборник 1 53 Платиновый альбом
2x Платиновый альбом
1989 A Black & White Night Live Virgin Концертный 123 51 63 45 28 14
1992 King of Hearts Virgin Посмертный 179 23 69 25 18
1995 Super Hits Epic Сборник 54 Золотой альбом
1996 The Very Best of Roy Orbison Virgin Сборник 186 18 8 33 22 Серебряный альбом
1999 16 Biggest Hits Monument Сборник Золотой альбом
2000 20 Golden Hits TeeVee Сборник 69
2001 Love Songs Virgin Сборник 4 8 Золотой альбом
2006 The Essential Roy Orbison Monument Сборник 62 6 5 39
2006 The Very Best of Roy Orbison Virgin Сборник 33 11 3

Пародии

  • Пародии на Роя Орбисона делали Бенни Хилл, Фредди Старр, Мик Кормье и другие.

Прочитано 950 раз
Другие материалы в этой категории: « Ортис Тито Митчелл Томас (актёр) »