Суббота, 30 мая 2015 20:56

Костолевский Игорь Матвеевич

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Игорь Костолевский
Имя при рождении:

Игорь Матвеевич Костолевский

Когда родился (Дата рождения):

10 сентября 1948 66 лет

Где родился (Место рождения):

Москва, РСФСР, СССР

Какое имеет гражданство:


Кто по профессии:

актёр

Какие имеет награды:

Биография актера Костолевский, Игорь Матвеевич

И́горь Матве́евич Костоле́вский (род. 10 сентября 1948, Москва) — русский и русский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР, народный артист Русской Федерации (1995), лауреат Гос премии Рф.

Содержание

  • 1 Биография и творчество
    • 1.1 Ранешние годы
    • 1.2 Начало театральной и синематографической карьеры
    • 1.3 Популярность в театре и кино. Главные роли
    • 1.4 На забугорных площадках
    • 1.5 Признание и наше время
  • 2 Личная жизнь
  • 3 Заслуги
  • 4 Фильмография
  • 5 Телеспектакли
  • 6 Театральные работы
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Биография и творчество

Ранешние годы

Игорь Матвеевич Костолевский родился в семье начальника «Экспортлеса» Министерства наружной торговли СССР Матвея Матвеевича Костолевского (1908—?) и Витты Семёновны Костолевской (1910—2011). В детстве занимался боксом, но с возрастом сообразил, что драться — это не наилучший метод отстаивать свою правоту. Окончив школу, два года работал испытателем в НИИ кварцевой индустрии, потом в 1966 году поступил в Столичный инженерно-строительный институт.

Начало театральной и синематографической карьеры

На 3-ем курсе Игорь ушёл из института и — после неудачной пробы сдать экзамены в Школу-студию МХАТ — поступил в ГИТИС, на курс Андрея Александровича Гончарова. Ещё в студенческие годы Игорь с огромным одушевлением исполнял соответствующие роли. Окончив институт в 1973 году и оказавшись в числе трёх наилучших выпускников, Костолевский поступил в труппу академического театра имени Вл. Маяковского, с которым будет связана практически вся его сценическая карьера. Уже в 1-ые годы разделял гримёрку с Владимиром Самойловым, Борисом Тениным, выходил на сцену с Арменом Джигарханяном, Натальей Гундаревой. Играл в спектаклях «Характеры» В. Шукшина, «Свои люди — сочтёмся» А. Островского, «Кин IV» Г. Горина. О работе в театре при А. А. Гончарове, который отдал актёру амплуа «комедийный простак», Костолевский, занятый сначала карьеры в главном в массовках, позже вспоминал, что признателен главному режиссёру за то, что тот поставил его в экстремальные условия, когда необходимо было выживать. «Это была тяжёлая, но нужная школа», — признал Костолевский уже в зрелые годы.

Костолевский начал сниматься в 1970 году, дебютировав в картине «Семья, как семья». Владея великодушной, броской внешностью, высочайший и стильный актёр с бархатным голосом, кучерявой головой и рыцарскими манерами с самого начала синематографической карьеры и на многие десятилетия крепко вошёл в амплуа романтичного героя, героя-любовника, мелодраматического персонажа. Два года спустя Игорь сыграл друга Сони Гурвич в кинофильме Станислава Ростоцкого «А зори тут тихие». Особенностью этой роли было практически полное отсутствие текста у персонажа Костолевского и богатство немых сцен с большими планами, где большущее значение имела игра глаз. Киноведами отмечалось, что юному актёру удалось показать поразительную естественность синематографического бытия, достигнуть наибольшей людской достоверности сделанного им вида.

Популярность в театре и кино. Главные роли

Реальную популярность в кино принесла Костолевскому его 1-ая основная роль — декабриста Ивана Анненкова в кинофильме «Звезда пленительного счастья» (1975) Владимира Мотыля. Режиссёра первого в российскей киноистории кинофильма о декабристах завлекли одухотворённость внешнего вида Костолевского, выразительность сделанного им вида, сочетавшего внутри себя робость и страсть сразу, способность Игоря уверить зрителей в действительности собственного кавалергарда, «прочный припас человечности». В героико-романтической ленте, имевшей бурный фуррор, критиками отмечены соответствующие черты актёрской манеры Костолевского — умственное притягательность, чувственная открытость, мягкость в купе с печальной драматичностью, неприметно переходящей в лиризм. Эти свойства проявились и в комедийной мелодраме «Безымянная звезда» Миши Козакова (1979): обе картины сделали Костолевского, по оценке Первого канала, «кумиром миллионов», «покорителем дамских сердец». После выхода на экран этих кинофильмов Игоря стали узнавать на улицах. Новейшую волну популярности актёру принесла роль русского лазутчика Андрея Бородина, срывающего планы фашистских агентов по ликвидации «большой тройки» — Сталина, Рузвельта, Черчилля в остросюжетном политическом детективе «Тегеран-43» (1980). Режиссёр кинофильма Владимир Наумов особо выделял мужественное начало в актёре. Работая над ролью, Костолевский познакомился и консультировался с макетом — знаменитым русским лазутчиком Геворком Вартаняном. Песня «Нескончаемая любовь» на музыку Жоржа Гарваренца в выполнении Шарля Азнавура стала глобальным хитом и крепко ассоциируется с образом героя Костолевского. Спустя 30 лет оркестры столичных ресторанов, лицезрев входящего в заведение Костолевского, принимаются исполнять ностальгическую мелодию, полную печального очарования…

Высочайшие оценки киноведов получили работы Костолевского в фильмах «Весенний призыв» (1975, режиссёр П. Любимов) и, в особенности, «Ася» (1977) режиссёра И. Хейфица (c Леной Кореневой), где роль актёра строилась на характерном ему мягеньком очаровании и сдержанной непосредственности. Вкупе с тем некие критики отмечали, что режиссёров каждой новейшей мелодрамы завлекает «милая типажность» Костолевского, что в годы юности причислялось к проф недочетам артиста. Осознав это, артист решительно освобождался из плена стереотипов, выбирая себе неоднозначные роли, не основанные на наружной привлекательности персонажа.

В 1978 году Костолевский стал лауреатом премии Ленинского комсомола за выполнение роли Евгения Столетова в шестисерийном телефильме «И это всё о нём». Романтизм сочувственно сделанного актёром катастрофического вида только-только ушедшего из жизни юного героя вместе с волнующей музыкой Евгения Крылатова содействовал необычной популярности этого кинофильма. Скоро Костолевский вступил в КПСС. В 1984 году Игорю было присвоено звание Заслуженный артист РСФСР. Событием 1985 года стала мелодрама «Легитимный брак» Альберта Мкртчяна, где Игорь в дуэте с Наталией Белохвостиковой с обжигающей правдой жизни сыграл тему похороненной войной любви в сопровождении музыкального шедевра Исаака Шварца. В этом кинофильме Костолевский в первый раз виртуозно станцевал в кадре чечётку. По опросу журнальчика «Русский экран» Костолевский был признан Наилучшим актёром 1986 года.

Более значительными работами в Театре им. Маяковского стали пьеса «Родственники» Э.Брагинского и Э.Рязанова, где Костолевский нашел лирико-комедийный талант, «Дикарка» А.Островского, где актёр действовал в более широком спектре — от лирики до фарса, «Бег» М.Булгакова, чеховская «Чайка» (Треплёв), где дуэт с Татьяной Дорониной в роли Аркадиной строился, по оценке критиков, на соблазнительности несопоставимого. Принципиальной для Костолевского стала роль парикмахера-лауреата по прозвищу Кинг в постановке Бориса Морозова по пьесе В.Арро «Смотрите, кто пришёл!» (1983), где актёр в первый раз в собственной карьере исполнил персонажа с привлекательной манией неопределённости. По воззрению театроведов, провидчески сыгранный Костолевским Кинг оказался предтечей вида нового российского, нувориша 1990-х, хотя и с опережающей смутное время уверенностью в том, что духовное содержание жизни является обязательным условием счастья. В поставленном Петром Фоменко спектакле «Плоды просвещения» по Л.Толстому, в «Круге» по С.Моэму, в «Кине IV» по Г.Горину Костолевский, согласно оценке критики, нашел «яркое комедийное дарование», «замечательное владение секретами трагикомедии».

На забугорных площадках

Обогатило творческую гамму Костолевского сотрудничество с забугорными театральными режиссёрами. Во 2-ой половине 1980-х Костолевский, испытывавший трудности с ролями в родном театре, заключил договор в Норвегии, уехал туда на полгода и сыграл одну из наилучших собственных ролей — Вестника в «Орестее» Эсхила. В спектакле, длившемся 6 часов, с большой силой открылся катастрофический, бунтарский дар актёра, явившего весь кошмар войны, в какой судьба фаворита ненамного лучше участи побеждённого; в рецензиях указывалось: «с измождённым лицом, в растерзанной солдатской рубашке он казался посланцем всех ушедших из жизни на поле брани». После возвращения в Россию артист вновь сыграл в «Орестее», на сцене Театра Русской армии, по приглашению режиссёра Петера Штайна, но уже роль Аполлона. После чего у Костолевского на родине возобновился очень насыщенный и плодотворный театральный период: он был занят в спектаклях «Кин IV», «Нора» Ибсена, «Женитьба» в Театре на Покровке, «Арто и его двойник» у режиссёра Валерия Фокина, также во огромном количестве других постановок.

Из работ на других сценических площадках выделяются главные роли в спектаклях «В ожидании Годо» (1992, Швейцария), «Виктор, либо Малыши у власти» (1994, Столичный театр сатиры), «АРТ» (1998).

Признание и наше время

В 1995 году Костолевский был удостоен звания Народный артист Русской Федерации. В 2000 году актёру присуждена Муниципальная премия РФ за выполнение роли Подвохёсина в спектакле Театра на Покровке «Женитьба» Н. В. Гоголя. Особенность этого необыкновенного действа в том, что актёр на сцене практически недвижим, изменяются только его позы и положение тела, а всё внимание зрителя фокусируется на лице мятущегося Подвохёсина, на наблюдении за многообразием «неподвижностей», передающем всю палитру настроений, мыслей и эмоций Ивана Кузьмича, меняющихся кое-где на деньке его души.

В 2004 году, в год столетия со денька погибели Антона Чехова, в рамках антологии рассказов российского классика на «Радио России» Костолевский прочел одну из самых таинственных его повестей «Чёрный монах». В том же году Игорь снялся сходу в 2-ух телесериалах — «Шпионские игры» и «Усадьба». В 2004 году актёр награждён Орденом Почёта .

В 2000-е годы Костолевский — один из самых удачных и нужных актёров Маяковки, он играет по 12-13 спектаклей за месяц. Режиссёр Сергей Арцибашев использовал актёра в широком репертуаре, включающем роли Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых», Подвохёсина в «Женитьбе», Плюшкина в «Мёртвых душах».

В сезонах 2013—2014, 2014—2015, с приходом в Театр им. Маяковского нового режиссёра Миндаугаса Карбаускиса, Костолевский занят в спектаклях «Враг народа», «Таланты и поклонники», «Мёртвые души» и «Женитьба», также в пьесе «Кант» литовского драматурга Мариуса Ивашкявичуса. Снялся в телесериале Владимира Хотиненко «Бесы» по Ф.Достоевскому.

За роль Стокмана в спектакле «Враг народа» (2014) удостоен приза XVIII театрального фестиваля «Норвежская пьеса на столичной сцене» в номинации «Лучший актёр».

Костолевский — член Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей РФ.

Личная жизнь

С 1981 до конца 1990-х годов был женат на актрисе театра им. Маяковского Лене Романовой (р.1957), от этого брака есть отпрыск Алексей (р. 1983). С 2001 по истинное время женат на французской актрисе Консуэло де Авиланд (р. 1955), на данный момент она официальный дилер ОАО «РЖД» в Париже, занесла (при участии В. Якунина) большой личный вклад в возобновление прямого жд сообщения меж Москвой и Парижем, Ниццей.

Двоюродный брат — композитор и дирижёр Матвей Робертович Костолевский (род. 1942), заслуженный артист Русской Федерации.

Заслуги

  • Орден «За награды перед Отечеством» IV степени (январь 2009) — за большой вклад в развитие российского театрального и синематографического искусства
  • Орден Почёта (2 февраля 2004) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
  • Народный артист Русской Федерации (1995)
  • Заслуженный артист РСФСР (1984)
  • Премия Ленинского комсомола (1978) — за выполнение роли Евгения Столетова в сериале «И это всё о нём»
  • Наилучший актёр 1986 года по опросу журнальчика «Русский экран»

Фильмография

  • 1970 — Семья как семья — студент МАИ
  • 1970 — В Москве проездом — сержант
  • 1972 — А зори тут тихие… — Миша, знакомый Сони Гурвич
  • 1975 — Звезда пленительного счастья — Иван Александрович Анненков, декабрист, кавалергард
  • 1975 — Повторная свадьба — Вася
  • 1976 — Вешний призыв — Алик Полухин
  • 1976 — Степанова памятка — Василий Саввич Турчанинов
  • 1977 — Ася — Гагин
  • 1977 — И это всё о нём — Евгений Столетов
  • 1978 — Безымянная звезда — Марин Мирою, учитель
  • 1979 — Гараж — отпрыск Милосердова
  • 1979 — Человек меняет кожу — Кларк
  • 1980 — Тегеран-43 — Андрей Бородин, лазутчик
  • 1981 — И с вами опять я… — Дантес
  • 1981 — Ошибка Тони Вендиса — Тони Вендис
  • 1981 — Отпуск за собственный счёт — Юра
  • 1981 — Притча, рассказанная ночкой — студент
  • 1982 — Никто не поменяет тебя — Алексей Голенищев
  • 1983 — Компаньоны (к/м) — Рей
  • 1984 — До этого, чем расстаться — Юрий Александрович
  • 1985 — Легитимный брак — Игорь Волошин
  • 1986 — Ночные шёпоты — Александрас
  • 1986 — По главной улице с оркестром — Игорь
  • 1986 — Прости — Кирилл
  • 1987 — Гобсек — Максим де Трай
  • 1987 — Риск — текст за кадром
  • 1988 — Шут — учитель
  • 1989 — Вход в лабиринт («Сети рэкета» киновариант) — Муромцев
  • 1990 — Нескончаемый супруг — Вельчанинов
  • 1991 — Жажда страсти — инспектор
  • 1992 — Лестница света — Миша
  • 1993 — Завтрак с видом на Эльбрус — Павел
  • 1993 — Кодекс бесчестия — Ребров
  • 1993 — Танго на Дворцовой площади — Александр
  • 1994 — Ореол
  • 1995 — Квадрат — Андрей
  • 1996 — Игра воображения — Павел Антошин
  • 1998 — Самозванцы — Бельский
  • 1998 — Зал ожидания — банкир Зимин
  • 2001 — Российская кросотка — Владимир
  • 2003 — Другая дама, другой мужик… — Илья
  • 2004 — Усадьба — Аркадий Бимов
  • 2004—2008 — Шпионские игры — Сергей Матвеев, полковник ГРУ
  • 2006 — Старенькые дела — Мазаев
  • 2007 — Война и мир — правитель Александр I
  • 2008 — Время счастья — врач-гинеколог Александр Николаевич Белецкий
  • 2008 — Голубые, как море, глаза — Коста
  • 2010 — Химик — генерал Игорь Сергеевич, начальник Управления ФСБ
  • 2010 — В лесах и на горах — негоциант Масленников Макар Тихонович
  • 2010 — Башня — доктор Генрих Оскарович Бергер
  • 2010 — Индус — Юрий Григорьевич Гальперин
  • 2011 — Время счастья 2 — врач-гинеколог Александр Николаевич Белецкий
  • 2014 — Бесы — Степан Трофимович Верховенский
  • Телеспектакли

    • 1980 — История кавалера де Грие и Манон Леско — кавалер де Грие
    • 1985 — Сцены из драмы «Маскарад» (телеспектакль по мотивам драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад») — князь Звездич

    Театральные работы

    • Арнольд («Круг» С. Моэма)
    • Василий Леонидович («Плоды просвещения» Л. Толстого)
    • Голубков («Бег» М. Булгакова)
    • Иван Иванович («Как поссорились» по Н. Гоголю)
    • Иван Карамазов («Карамазовы» по Ф. Достоевскому)
    • Моцарт и Сальери («Директор театра» по произведениям А. С. Пушкина, В. А. Моцарта, А. Сальери. Театральное агентство «Арт-Партнёр ХХI»)
    • Плюшкин, губернатор («Мёртвые души» Н. Гоголя)
    • Подвохёсин («Свадьба» Н. Гоголя)
    • Царевич Уэльский («Кин IV» Г. Горина)
    • Торвальд Хельмер («Кукольный дом» («Нора») Г. Ибсена)
    • Треплёв («Чайка» А. Чехова)
    • Эрик Ларсен («Загадочные вариации» Э. Шмитта)
    • Князь Дулебов — «Таланты и фанаты» А. Н. Островского (реж. М. Карбаускис)
    • Иоганн Шульц — «Кант» М. Ивашкявичюса
    • Петер Стокман — «Враг народа» Г. Ибсена. Версия Саши Денисовой.

    Прочитано 1105 раз