Суббота, 30 Май 2015 18:19

Дмитревский Иван Афанасьевич

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Иван Афанасьевич Дмитревский

Портрет работы О. И. Кипренского.
1814 год.
Имя при рождении:

Иван Афанасьевич Дьяконов Нарыков

Когда родился (Дата рождения):

28 февраля 11 марта 1734 1734-03-11

Где родился (Место рождения):

Ярославль

Когда умер (Дата смерти):

27 октября 8 ноября 1821 1821-11-08 87 лет

Где умер (Место смерти):

Санкт-Петербург

Кто по профессии:

актёр, драматург, переводчик, театральный педагог, театральный режиссёр

Какое имеет гражданство:

Российская империя

Годы активности:

1749—1799

В каких театрах играл:

Русский для представления трагедий и комедий театр
Театр Карла Книпера

Какие роли играл:

Синав «Синав и Трувор» Сумарокова , Димитрий «Димитрий Самозванец» его же и Оскольд «Семира» его же , Альцест «Мизантроп» Мольера


Биография актера Дмитревский, Иван Афанасьевич

Ива́н Афана́сьевич Дмитре́вский (Дьяконов Нарыков; 28 февраля (11 марта) 1734, Ярославль — 27 октября (8 ноября) 1821, Санкт-Петербург) — российский актёр, переводчик, преподаватель, драматург; член Русской академии.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Черта
  • 3 Произведения
  • 4 Роли в театре
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 Источники

Биография

Иван родился 28 февраля (11 марта) 1734 года (по другим источникам, 20 февраля (3 марта) 1736 года) в Ярославле в семье Афанасия Филипповича (родовое прозвище — Нарыковы), дьякона (отсюда родовое прозвище Дьяконов) церкви Димитрия Солунского.

Одни молвят, что воспитывался Дмитревский в Ярославской семинарии, другие — у пастора, жившего в то время в Ярославле при ссыльном бароне курляндском Бироне, третьи — в Ростовской семинарии (после окончания которой к концу 1751 года был прислан в Ярославскую провинциальную канцелярию для определения на службу). У биографов Дмитревского есть указания, что в семинарии он считался первым в классе риторики и поэзии, обнаруживал склонность к искусству и литературе.

Непонятно, каким образом вышло знакомство юного Нарыкова с Фёдорвеем Волковым: может быть, они познакомились у упомянутого пастора, может быть были товарищами с юношества. Когда Волков в 1749 году начал устраивать театр в Ярославле, то пригласил Нарыкова, который был очень прекрасным юношей, на дамские роли, потому что дамы на сцене в то время были редкостью. 29 июня 1750 года труппой Волкова в первый раз были играны в адаптированном для спектакля амбаре пьесы: драма «Эсфирь» и пастораль «Эвмон и Береа». В 1751 году стараниями Волкова был открыт в Ярославле публичный театр. Сначала 1752 года труппа Волкова, в какой находился и Нарыков, была выслана по приказанию императрицы Елизаветы Петровны в Петербург. 18 марта ярославцы дебютировали на театре петербургского Зимнего дворца в комедии «О покаянии порочного человека» (а не в «Хореве», как молвят древние историки театра), а после игрались и другие пьесы тогдашнего репертуара.

Скоро по приезде в Петербург, Нарыков выступает с новейшей фамилией, Дмитревского. В почти всех биографиях Дмитревского рассказывается, что Императрица Елизавета Петровна, сама наряжая Нарыкова к роли Оснельды и обнаружив его очень схожим на кавалера польского посольства, графа Дмитревского, отдала приказ ему впредь носить эту фамилию. И. Ф. Горбунов называл этот рассказ басней на том основании, что Нарыков не играл роли Оснельды, а графа Дмитревского в аристократических польских фамилиях не было; по его воззрению, правдоподобнее последующее весть: «Императрица, заметя, что юный Дьяконов походит лицом на 1-го из её придворных служителей, Дмитревского, отдала приказ называться ему Дмитревским». По другой версии, Дмитревский — это родовое прозвище, произошедшее от наименования церкви, в какой служил отец актёра.

С мая 1752 года Дмитревский стал числиться в перечне придворных актёров, а 10 сентября такого же года он вкупе с другим «ярославским комедиантом», Алексеем Поповым, определён в Сухопутный кадетский корпус «для нужного театральным артистам обучения словесности, зарубежным языкам и гимнастике». В корпусе Дмитревский пробыл четыре года. Не считая занятий, он выступал по временам на сцене придворного театра. Так, в 1754 году, по случаю рождения величавого князя Павла Петровича, было дано придворною труппою несколько спектаклей, причём Дмитревский исполнял главные дамские роли.

30 августа 1756 года дан был Высокий указ сенату организовать Российский для представления трагедий и комедий театр, для которого дать Головкинской каменный дом на Васильевском полуострове близ кадетского корпуса. 1 ноября 1756 года, по просьбе директора Российского театра Александра Петровича Сумарокова, Дмитревский был отослан из кадетского корпуса и определён в актёры этого театра, с жалованьем 300 рублей в год. Сейчас Дмитревскому пришлось исполнять уже не дамские, а мужские роли, потому что для дамских ролей были назначены актрисы.

В числе первых актрис российского театра находилась и будущая жена Дмитревского Аграфена Михайловна Мусина-Пушкина (6 июля 1740 — 20 июля 1782). 29 сентября 1758 года Дмитревский вступил в брак с А. М. Мусиной-Пушкиной. Императрица, всегда благорасположенно относившаяся к Дмитревскому, очень любившая Мусину-Пушкину в особенности за её уменье отлично петь российские песни, отдала приказ выдать новобрачным годичный оклад их жалованья и дать на сцене летнего дворца спектакль в их пользу. Много лет спустя Дмитревский с чувством глубочайшей признательности вспоминал об оказанной ему милости Государыни. Брак Дмитревских был очень счастлив: супругов связывала не только лишь личная привязанность, да и общие интересы и деятельность. Вровень со своим супругом Аграфена Михайловна с ревностью служила искусству, исполняя на сцене роли вторых служанок, также драматические и смешные. У Дмитревских было бессчетное потомство — 6 отпрыской и 4 дочери.

Семья нисколечко не помешала Дмитревскому предаваться самой неутомимой и многосторонней деятельности. Он исполнял на сцене огромное количество самых различных ролей, неутомимо пополнял театральный репертуар новыми пьесами, которые переводил с зарубежных языков либо переделывал, в конце концов, учил совместно с Волковым театральному делу на сцене кадетского корпуса придворных певчих и неких чиновников с их жёнами.

Расцвет деятельности Дмитревского относится ко времени царствования Императрицы Екатерины II, поощрявшей выдающиеся сценические таланты. По погибели Волкова (1763 год) Императрица отдала Дмитревскому звание «первого актёра русского придворного театра», каков титул Дмитревский полностью оправдал своим неутомимым служением русскому сценическому искусству.

В 1765 году Дмитревский, по велению Екатерины II, отправился за границу для ознакомления с театральным делом на Западе. Получив для путешествия значительную сумму средств, он осенью выехал из Петербурга и направился сначало в Германию. Потому что немецкая сцена была в то время только бледноватым отражением французской, то Дмитревский, ограничившись посещением основных городов Германии (не считая Вены) поторопился в Париж. Благодаря советам И. И. Шувалова, он скоро перезнакомился с тогдашними знаменитостями французского театра (Бризак, Молле, Превиль, Дюмениль, Фельи, Дюбуа, Лекен и др.), которые отнеслись к нему с огромным гостеприимством. В особенности близко сошёлся Дмитревский с первым трагиком французского театра, Лекеном, в доме которого он даже поселился. После восьмимесячного пребывания в Париже Дмитревский, в сопровождении Лекена, отправился в Великобританию (весной 1766 года), чтоб поглядеть на игру Гаррика. В Лондоне Дмитревский пробыл несколько месяцев и также кратко познакомился со известным исполнителем драм Шекспира. Трагическому искусству Лекена, но, Дмитревский, по-видимому, отдавал предпочтение перед Гарриком. Возвратившись из Лондона в Париж, Дмитревский скоро отправился в Россию. У древних историков нашего театра можно повстречать рассказы о том, что Дмитревский играл совместно с Гарриком и Лекеном, что, играя в «Заире» роль Оросмана, он даже превзошёл Лекена и т. п. Но сам Дмитревский гласил Ф. П. Львову, что никогда не играл с Гарриком, потому что не знал британского языка, ни с Лекеном, ибо не был так самонадеян, чтоб состязаться со известным французским трагиком. Зарубежная поездка, вне сомнения, обогатила Дмитревского массою нужных практических сведений по театральному делу и благотворно повлияла на развитие его сценического таланта.

Спустя неделю по возвращении в Петербург (в конце 1766 года), Дмитревский выступил на сцене Зимнего дворца в роли Синава в катастрофы Сумарокова «Синав и Трувор». Он выполнил эту роль с таким совершенством, какого ещё не видала российская сцена. Императрица призвала Дмитревского в свою ложу, пожаловала ему свою руку и на публике благодарила его.

В августе 1767 года Дмитревский был вторично командирован за границу для приглашения французских актеров в петербургскую французскую труппу. Лекен, Белькур, Клерон охотно согласились ехать, но были задержаны французским правительством, а Белькур, более других хлопотавший об отъезде, был даже посажен в Бастилию. На оборотном пути Дмитревский дал в Лейпциге издателю журнальчика «Neue Bibliothek der schonen Wissenschaften und der freien Kunste», Вейсе, свои сочинения: «Известие о неких российских писателях» и «Историю российского театра». 1-ое появилось на германском языке, без подписи создателя, в упомянутом журнальчике (VII, 1768), а потом издано было в Ливорно во французском переводе (Essai sur la litterature russe… Par un voyageur russe, 1771 и 1774). Принадлежность «Известия о российских писателях» Дмитревскому в первый раз была подтверждена академиком М. И. Сухомлиновым. 2-ое сочинение осталось ненапечатанным и его рукопись сгорела во время пожара в Академии.

После возвращения из-за границы (возможно в первой половине 1768 года) Дмитревский всё время собственной службы занимал первенствующее место в российском театральном деле, сохраняя своё значение при всех начальниках театра, которых переменилось несколько. После В. И. Бибикова директором театра был назначен составитель театрального штата И. П. Елагин (1766—1779); после Елагина в управление театром снова вступил В. И. Бибиков и оставался в этой должности до учреждения «для управления зрелищами и музыкой особенного комитета» (17 июля 1783).

В просвет времени 1768—1783 годов Дмитревский, не считая прямых собственных обязательств, приложил свои силы к устройству общественного личного театра и театральной школы. Личный театр для Петербурга был нужен, потому что с июня 1761 года театр Зимнего дворца не стал быть платным и открытым для всех. Попытку удовлетворить этой потребности столичного населения сделал лекарь Воспитательного дома Карл Книппер, устроив «Свободный русский театр». Заключив договор с Воспитательным домом, Книппер получил оттуда для собственной труппы 50 питомцев и питомиц, которые были отобраны известным столичным актёром И. И. Каллиграфом и ранее учились в Москве танцам, музыке и декламации. 13 апреля 1779 года на Царицыном лугу в бывшем театре Локателли, Книпперова труппа отдала для первого спектакля смешную оперу Аблесимова «Мельник». Театр Книппера имел большой фуррор. Дмитревский занимал в театре должность учителя драматического искусства и, можно сказать, был душою дела. Обязавшись давать только 12 уроков за месяц, Дмитревский являлся к своим ученикам раза по два в денек. В год труппа разучила и поставила под его управлением 28 пьес Аблесимова, Княжнина, Сумарокова и др. По его просьбе, были написаны для Книпперова театра О. П. Козодавлевым комедии: «Перстень» и «Нашла коса на камень». Из числа книпперовских актёров скоро выдвинулись очень профессиональные люди (Крутицкий, Гамбуров, Максим Волков, Рахманов, Крутицкая, Милевская, Рахманова и др.), которым Дмитревский указал верное направление сценической деятельности. В 1782 году на сцене театра Книппера он первым поставил комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль». Терпя от Книппера различные лишения и проблемы, артисты «исполняли свою должность больше по почтению к наставнику, ежели по воздаянию, получаемому от содержателя». Книппер вправду так бессовестно эксплуатировал артистов, что в половине второго трёхлетия Воспитательный дом расторг с ним договор и дал театр Дмитревскому. Но он содержал театр только семь месяцев, потому что в 1783 году был открыт общественный театр. Большая часть артистов поступило на Императорскую сцену, которая таким макаром, благодаря Дмитревскому, сходу получила несколько полностью приготовленных актёров.

Что касается театральной школы, то попытка к учреждению её была изготовлена в первый раз в 1766 году, когда из театрального штата приказано было отчислять некую сумму на «содержание робят», обучавшихся при театре. Обучением этих «робят» (3 мальчугана и 3 девченки) управлял Дмитревский. Но, естественно, эта мера не разрешала вопроса о рациональной подготовке артистов. Необходимость театральной школы уже издавна сознавалась многими, в особенности А. П. Сумароковым. Стараниями Дмитревского и директора театров, В. И. Бибикова, была, в конце концов, открыта театральная школа (21 мая 1779). Дмитревский вместе с Бибиковым производил план школы, преподавал там драматическое искусство, и вообщем ему школа много должна своими фуррорами. Педагогическая деятельность Дмитревского не ограничивалась одной театральной школой: с 1780-х годов он преподавал воспитанницам Смольного монастыря историю, географию и словесность, — предметы, по которым он обладал необъятными сведениями; учит актёров домашних театров П. П. Есипова и Н. П. Шереметева, а с 1784 года — воспитанников Петербургской театральной школы при Императорских театрах.

В 1783 году, через месяц по учреждении «для управления музыкой и зрелищами» особенного комитета, Дмитревский был назначен комитетом «в надзиратели спектаклям к Российскому театру». В этом же году он, по архивным документам, считается «российских актёров инспектором»; 7 марта 1784 года он был назначен учить в театральной школе «декламации и действованию», инспекторство же было передано актёру Ивану Соколову. Но Соколов был скоро уволен и Дмитревский вновь назначен инспектором труппы (1785 год).

При директоре театров С. Ф. Стрекалове (1786—1789) Дмитревский получил отставку от службы, причём ему всемилостивейше была пожалована пенсия в 2000 рублей (годичный оклад жалованья), «как одному из исходных основоположников театра, служившему 30 5 лет с отменным достоинством и усердием» (5 января 1787). Но в сути Дмитревский не закончил собственной служебной и сценической деятельности, только должность инспектора драматической труппы перебежала к актёру Плавильщикову. До 1795 года он занимал должность инспектора театральной школы; он ставил все выдающиеся спектакли в Эрмитаже, достаточно нередко возникал на сцене (с 1791 по 1799 год — 62 раза), на которой с 1794 года выступил его достойный ученик и преемник — А. С. Яковлев. 1 декабря 1797 года Дмитревский совместно с Яковлевым игрались на Эрмитажном театре в катастрофы Сумарокова: «Димитрий Самозванец». На спектакле присутствовали Правитель Павел и повелитель Польский. Правитель одарил за этот спектакль Дмитревского осыпанной бриллиантами табакеркой.

Когда вступил в управление театрами князь Н. Б. Юсупов (с 12 марта 1791), то он облёк Дмитревского такими возможностями, какими не воспользовался ни один актёр. Он провозгласил Дмитревского, как опытнейшего человека, «к главному надзиранию над всеми русскими зрелищами, к обучению всех тех, которые достаточного ещё искусства в представлениях не имеют, к учреждению 2-ой русской драматической труппы из числа тех, которые сейчас на службе находятся, также к надзиранию и приличному учреждению школы». Инспекторы, актеры и воспитанники во всех театральных делах должны были обращаться к Дмитревскому, исполнять его приказания, как головного режиссёра, демонстрировать, по его требованию, конторские бумаги, книжки и счета.

3 января 1799 года Дмитревский простился с публикой ролью Зопира в катастрофы Вольтера «Магомет (фр.)русск.». Но на других поприщах деятельность его не закончилась.

3 мая 1802 года Дмитревский, единственный из российских артистов, был избран в члены Русской академии, по предложению её председателя А. А. Нартова, и 21 июня в собрании Академии читал свою вступительную речь. Невзирая на собственный преклонный возраст, Дмитревский охотно посещал академические собрания, рассматривал и писал отзывы о драмах, трагедиях, одах, хвалебных словах и даже таких сочинениях, как «Российская грамматика» Фатера и «Обозрение малороссийского наречия» Павловского. В 1807 году Дмитревский, по предложению президента Академии, сочинил хвалебное слово А. П. Сумарокову; Академия лестно отозвалась об этом труде, постановила выдать создателю 300 рублей и прочитать слово в праздничном собрании Академии, 17 декабря 1807 года. Не считая Академии, Дмитревский состоял членом обществ — Библейского, Вольно-экономического, Беседы любителей российского слова; есть даже указания, что он принадлежал к числу масонов.

Маститый актёр-академик ещё раз показался на сцене. 30 августа 1812 года, когда враг был уже под Москвою, Дмитревский выступил в роли старенького унтер-офицера в драме Висковатова «Всеобщее ополчение». Публика встретила престарелого артиста так экзальтированно, что он был растроган до слез и даже заболел от волнения. Правитель Александр I за этот спектакль выразил Дмитревскому свое благоволение и подарил бриллиантовый перстень.

В 1817 году Дмитревский пожелал участвовать в спектакле, дававшемся в пользу семьи его погибшего ученика и преемника, Яковлева, но заболел в самый денек спектакля и с того времени уже не вставал с постели. Скончался Дмитревский 27 октября (8 ноября) 1821 года; похоронен на Волковом кладбище, около церкви Спаса Нерукотворного.

10 июля 1822 года, по требованию отпрыска Дмитревского, был дан с Высокого соизволения спектакль, сбор с которого предназначался на сооружение монумента Дмитревскому. Устройством спектакля управлял князь Шаховской. Дана была драма «Альберт», некогда переведённая Дмитревским, и аллегоричный пролог Шаховского: «Новости на Парнасе либо торжество Муз», в каком прославлялись награды Дмитревского. Сбор со спектакля отдал на монумент 3500 рублей, императрица Мария Фёдоровна пожаловала 300 рублей, Русская академия — 500 рублей; не считая того, академия постановила украсить одну из собственных зал бюстом Дмитревского. В 1939 году останки и монумент Дмитревского были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.

Черта

Дмитревский обладал выгодною для актёра внешностью, но глас его не был довольно звучен и чист, к примеру, ш он выговаривал как с; вобщем, на сцене он умел скрывать все недочеты собственного голоса.

Невзирая на последнее обилие собственных ролей, Дмитревский отделывал их с необычной тщательностью. Длительное время игра Дмитревского казалась его современникам чудом искусства, но потом признавали его приемущество исключительно в комедии, в особенности в ролях резонёров, в катастрофы же его находили напыщенным, прохладным, всегда кокетливым и бьющим на эффект. Не отрицая справедливости этих обвинений, нельзя при всем этом забывать, что Дмитревский в осознании сценического искусства не расползался с понятиями собственного века, что искусственность и напыщенность его игры определилась в таковой же мере его духовным складом, как и особенностями псевдоклассического репертуара.

Деятельность Дмитревского на пользу российского театра неоценима. Руководствуясь в собственной игре определёнными приёмами творчества, он указал русским актёрам верный путь для совершенствования. А. П. Сумароков гласил о Дмитревском, что это единственный человек, способный «создавать актёров»; такого же представления был и величавый князь Павел Петрович. Все большие сценические силы конца ХVIII и начала XIX века (Троепольская, Сандунова, Каратыгина, Плавильщиков, Шушерин, А. С. Яковлев, Крутицкий, Е. С. Семёнова) воспитались под воздействием его игры, его советам должны развитием собственных талантов. В 1802 году Дмитревский в письме к старшему члену театральной дирекции, А. А. Майкову, мог гласить о для себя:

Я трижды подкреплял упадающий русский театр новыми людьми, которых ни откуда не выписывал но сам тут сыскал, обучил и перед публикою с фуррором представил; не было, ну и нет ни одного актёра либо актрисы, который бы не воспользовался, более либо наименее, моим учением и наставлениями; что не появлялась, во время моего правления, на театре никакая пьеса в какой бы я советом либо поправкою не участвовал…

Литературная деятельность Дмитревского началась с ранешней его юности и приемущественно была посвящена театру. Он переводил и переделывал катастрофы, драмы, комедии, придумывал и переделывал с зарубежных оригиналов смешные оперы либо водевили, которые, благодаря ему, водворились на русской сцене. Переводных и уникальных драматических пьес, принадлежащих Дмитревскому, насчитывают до 60. Большая часть этих произведений до нас не дошло.

Посреди современных литераторов Дмитревский воспользовался огромным авторитетом. К нему обращались за советом, по его указанию переделывали свои драматические произведения Сумароков, Княжнин, Фонвизин, Крылов (совместно с которым он организовал «Типографию И. Крылова с товарыщи'»), Державин; Шишков и Херасков всегда воспринимали Дмитревского с почётом и почтением.

Произведения

К необычным произведениям Дмитревского принадлежат в том числе:

  • «Танюша либо счастливая встреча», смешная опера.
  • «Смотр невест в гулянье 1-го мая», смешная опера.
  • «Добрая девка», опера в 3-х действиях. М. 1782 г.
  • «Непостижимость судьбы», аллегоричный пролог на освобождение от заболевания Вел. Кн. Павла Петровича. П. 1772 г.
  • Стихотворения, помещавшиеся в «Трудолюбивой пчеле» Сумарокова.
  • «Известие о неких российских писателях» и «История российского театра».
  • «Слово хвалебное А. П. Сумарокову». П. 1807 г.

Перевёл и переработал на русские характеры более 50 зарубежных пьес, в том числе:

  • «Раздумчивый»
  • «Демократ»
  • «Лунатик»
  • «Антигона», музыкальная драма в 3-х действиях М. Колтеллини. С итальянского П. 1772 г.
  • «Честный правонарушитель, либо Детская к родителям любовь», ком. в 5-ти действиях Фалбриджа. С фр. П. 1772 года.
  • «Беверлей», катастрофа мещанская, в 5-ти действиях, с франц. П. 1773 года и М. 1787 года.
  • «Армида», опера в 3-х действ. М. Колтеллини. С итальянского. П. 1774 г.
  • «Дианино древо либо торжествующая любовь», оп. в 2-х действиях, с ит. П. 1792 г.
  • «Редкая вещь», опера в 2-х действиях С ит. П. 1792 г.
  • «Четыре времени года», поэма Томсона, с нем. М. 1798 и 1803. (В прозе).

Сообща с другими академиками Дмитревский переводил «Путешествие Младшего Анархиста по Греции».

Роли в театре

Некие роли:

  • «Синав и Трувор» Сумарокова — Синав
  • «Семира» Сумарокова — Оскольд
  • «Димитрий Самозванец» Сумарокова — Димитрий
  • «Хорев» Сумарокова — Хорев
  • «Ревнивый, из заблуждения выведенный» Кампистрона — Дорант
  • «Мизантроп» Мольера — Альцест
  • «Гамлет» Шекспира — Гамлет
  • «Вышеслав» Сумарокова — Вышеслав
  • «Мстислав» Сумарокова — Мстислав
  • «Менехмы» Реньяра — Менехм
  • «Мот, любовью исправленный» Лукина — Добросердов
  • «Пустомеля» Лукина — Неумолков
  • «Наказанная вертопрашка» Ельчанинова — Граф
  • «Евгения» Бомарше — Граф Кларандон
  • «Недоросль» Фонвизина — Стародум
  • «Всеобщее ополчение» Висковатова — Усердов

Литература

  • Асеев Б. Н. Российский драматический театр 17-18 веков. — М., 1958.
  • Деятели российской культуры XVIII века. — М., 1980.
  • Кузьмин А. И. У истоков российского театра. — М., 1984.
  • Куликова К. Ф. Стародум, либо Друг добросовестных людей // Куликова К. Ф. Русского театра 1-ые актёры. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 60 - 130. — 336, с. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге—Петрограде—Ленинграде). — 50 000 экз. — ISBN 5-289-00810-1. (в пер.)
  • Некрасова Е. И. А. Дмитревской. — М., 1896.
  • Полуторавековой юбилей Дмитревского // Исторический вестник, 1884. — Т. 16. — № 4. — С. 233—235.

Прочитано 806 раз