Суббота, 30 мая 2015 18:19

Дикий Алексей Денисович

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Алексей Дикий
Имя при рождении:

Алексей Денисович Дикий

Когда родился (Дата рождения):

12 24 февраля 1889 1889-02-24

Где родился (Место рождения):

Екатеринослав,
Российская империя

Когда умер (Дата смерти):

1 октября 1955 1955-10-01 66 лет

Где умер (Место смерти):

Москва, СССР

Кто по профессии:

актёр
театральный режиссёр

Какое имеет гражданство:

Российская империя → СССР

Какие имеет награды:

Биография актера Дикий, Алексей Денисович

Алексе́й Дени́сович Ди́кий (1889 — 1955) — русский актёр, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1949). Лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1949 — два раза, 1950) — в том числе два раза за выполнение роли И. В. Сталина в кино.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Детство
    • 1.2 Москва
    • 1.3 В Русской Рф
      • 1.3.1 В БДТ
      • 1.3.2 Вновь в Москве
    • 1.4 Семья
  • 2 Премии и заслуги
  • 3 Театральные работы
    • 3.1 Постановки
    • 3.2 Роли в театре
  • 4 Фильмография
  • 5 Память
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Биография

Детство

Алексей Одичавший родился 12 (24 февраля) 1889 года в Екатеринославе (сейчас — Днепропетровск, Украина). С ранешнего юношества увлекался театром, что было домашней традицией: сестра Алексея Денисовича — украинская актриса Дикова М. Д.; её супругом был актёр и режиссёр А. Л. Суходольский. 1-ые театральные воспоминания Одичавшего — искусство восхитительных украинских актёров М. Л. Кропивницкого, П. К. Саксаганского, И. К. Карпенко-Карого, М. К. Заньковецкой. Мальчуганом, в 6 лет, он начал участвовать в спектаклях харьковской труппы Суходольского. Дарование юного актёра открыл И. М. Уралов и пригласил его в студию при МХТ.

Москва

В 1909 году 20-летний Алексей переехал в Москву и поступил в личную театральную школу артистки МХТ С. В. Халютиной, занимался тут у К. А. Марджанова и В. Л. Мчеделова.

В 1910 году Алексей Одичавший был принят в МХТ, где удачно дебютировал в маленький роли судебного пристава (дряблого старика) в «Живом трупе» Л. Н. Толстого. Учителями Алексея Одичавшего стали К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко.

С 1913 года, по окончании драматических курсов при Художественном театре, Одичавший начал выступать на сцене 1-й Студии МХТ (позднее МХАТ 2-й). 1-ая роль — Алёшка («На деньке» М. Горьковатого), потом Миша («Провинциалка» И. С. Тургенева), Баренд («Гибель „Надежды“» Г. Хейерманса, 1913).

Начавшаяся в августе 1914 года 1-ая глобальная война оборвала его актёрскую деятельность. Военные годы он считал «безнадёжно потерянными».

В 1917 году играл роли Епиходова и Львова в спектаклях по пьесам А. П. Чехова «Вишнёвый сад» и «Иванов».

В Русской Рф

С января 1918 года возобновилась работа в МХТ и в 1-й Студии. Спустя год Одичавший выступил в роли режиссёра в постановке Е. Б. Вахтангова «Потоп» Г. Бергера (Вахтанговская студия), позднее сыграл роль Фрезера. В 1919 году сыграл Джона Пирибингля («Сверчок на печи» Ч. Диккенса), в 1924 году — Молчанова («Расточитель» Н. С. Лескова).

Одичавший был мастером острохарактерных, озорных и забиячливых портретов. В 1921 году поставил собственный 1-ый спектакль «Зелёный попугай» А. Шницлера в Театре-студии им. Ф. И. Шаляпина. Спектакль получил похвалу в прессе за колоритность, темпераментность и современность — эти черты становятся соответствующими для Дикого-режиссёра. В 1923 году — режиссёр постановки «Герой» Дж. Синга в 1-й Студии МХТ. Продолжая играть в 1-й Студии МХАТ (барон Иоанн в спектакле «Эрик ХIV»), ставил спектакли в Столичном Детском театре («Пиноккио» по К. Коллоди, «Находка» Е. Я. Тараховской), в театре Театре Комедии (прошлый Корша) («Обращение капитана Брассбаунда» Б. Шоу; «Тень осла» Л. Фульда), в Драматическом театре ленинградского Народного дома, работал с ленинградскими художниками-авангардистами: с художником Н. Э. Радловым поставил «Землетрясение» П. С. Романова, с художником А. В. Лентуловым оперу «Степан Разин» (1925) П. Триодина.

Также в 1925 году поставил во МХАТе 2-м спектакль «Блоха» Е. И. Замятина (по Н. С. Лескову (играл роль Платова), худ. Б. М. Кустодиев) — это одна из более значимых режиссёрских работ.

B 1922—1926 годах Алексей Одичавший работал также в Столичном еврейском театре, где выполнил ряд постановок, в том числе «Скрипач на крыше», поставленный по мотивам романа писателя Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник», и «Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема. Спектакль стал театральным событием, в нём были точно угаданы государственная форма (буффонада), язык, психические портреты. Одичавшего пригласили в Тель-Авив в театр «Габима» для постановки спектаклей по пьесе Шолом-Алейхема «Золотоискатели» и по пьесе Кальдерона в свободной обработке Ицхака Ламадана «Корона Давида». Премьера свершилась 23 мая 1929 года. В силу ряда обстоятельств Алексей Одичавший покидает театр.

К 1925—1926 годам обусловились главные черты режиссёрского и актёрского дарования Одичавшего: любовь к броским и сильным сценическим краскам, к броскости сценического рисунка, к монументальности и масштабности актёрских образов; искусство Одичавшего порою тяготело к балаганному комизму и к яростной сатире.

Алексей Денисович жил тут в 1949—1955 (Москва, Большая Бронная ул, 31)

В 1928 Одичавший поставил спектакль «Человек с портфелем» А. Файко в Столичном театре Революции.

В 1928—1929 годах Одичавший работал в Тель-Авивe и Яффе, где выполнил две театральных постановки.

В 1931 году Алексей Одичавший сделал Театрально-литературную мастерскую (в августе 1935 года переименованную в Театр-студию под управлением А. Д. Одичавшего), где вёл режиссёрскую и педагогическую работу, а именно, поставил спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову. Победой юного театра и наградой А. Одичавшего именовала спектакль газета «Рабочая Москва» 12 декабря 1935 года Высшую оценку в тот же денек отдала и «Вечерняя Москва»: «А. Д. Одичавший одержал безусловную победу. Спектакль «Леди Макбет…, показанный его студией, доброкачественная театральная работа. Уверенно ведут свои роли в этом спектакле юные актёры. В «Леди Макбет…» Одичавший как постановщик вновь показал себя огромным и профессиональным мастером русского театра. С блеском, выдумкой, яркостью и остротой он воплощает на сцене образы Лескова».

В 1932—1936 годах управлял столичным Театром им. ВЦСПС (спектакли «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа, «Вздор» К. Я. Финна, «Глубокая провинция» М. А. Светлова).

Сначала 1936 года Студия Одичавшего была закрыта.

В БДТ

26 марта 1936 года Алексей Одичавший был назначен основным режиссёром ЛАБДТ имени М. Горьковатого. Вкупе с ним в БДТ пришла группа юных актёров — бывших студийцев. Поставил несколько спектаклей: «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа (1936), «Большой день» В. М. Киршона, «Пушкинский спектакль» («Моцарт и Сальери», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен» А. С. Пушкина, 1937); событием в истории театра стала постановка «Мещан» М. Горьковатого. Приуроченный к годовщине погибели Горьковатого и показанный в июне 1937 года спектакль сначала был встречен критически как в отношении постановочной концепции, так и ряда исполнителей. Премьера обновлённого сценического варианта спектакля с отчасти изменённым составом свершилась 23 августа такого же года.

17 августа 1937 года Алексей Одичавший был арестован и 2 сентября 1938 года приговорён Особенным совещанием при НКВД СССР по статье 58 к 5 годам лишения свободы. Для отбытия наказания был ориентирован в Усольлаг НКВД. Оставшиеся без управляющего юные актёры пришли к решению сохранить собственный коллектив. Практически в полном составе они выехали в столицу Таджикской ССР Сталинабад, где стали ядром российского драматического театра.

Вновь в Москве 28 августа 1941 года «дело Дикого» было прекращено. После освобождения из заключения, с озари 1941 года, Алексей Одичавший работал в столичном МАДТ имени Е. Б. Вахтангова, находившемся в то время в эвакуации в Омске; тут он поставил спектакли «Олеко Дундич» по пьесе A. Г. Ржешевского и М. А. Каца и «Русские люди» К. М. Симонова. В спектакле «Фронт» по пьесе А. Е. Корнейчука (1942) Одичавший сыграл генерала Горлова — одну из наилучших собственных ролей. «Образ Горлова, сделанный Алексеем Одичавшим, — писал Р. Н. Симонов, — является верхушкой актёрского искусства. Этот образ стоит в ряду с наилучшими видами, украшающими советскую сцену. Нрав генерала Горлова перерастал в выполнении Одичавшего в собирательный образ. Эту его роль называли обобщающим словом „горловщина“».

Совместно с театром Одичавший возвратился в Москву; в сентябре 1944 года перешёл в Малый театр, где служил в качестве актёра и режиссёра до 1952 года, когда был переведён в Столичный драматический театр им. А. С. Пушкина. В 1944 году он стал членом Художественного совета при Комитете по делам кинематографии.

Посреди режиссёрских работ Одичавшего 1940—1950-х годов — «Мещане» М. Горьковатого (1946), «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука (1950) — в Малом театре; «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1953) в МАДТ имени А. С. Пушкина.

C 1943 года Алексей Одичавший снимался в кино, сыграл главные роли в кинофильмах «Кутузов», «Адмирал Нахимов». Выполнение Одичавшим роли И. В. Сталина в фильмах «3-ий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949) понравилось макету.

А. Д. Одичавший погиб 1 октября 1955 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Семья

Сестра Одичавшего — M. Д. Дикова — популярная украинская актриса, её супруг — актёр, режиссёр и театральный деятель А. Л. Суходольский, управлял труппой в Харькове.

Премии и заслуги

  • Народный артист РСФСР (5 ноября 1947)
  • Народный артист СССР (26 октября 1949)
  • 1946 — Сталинская премия первой степени за выполнение большей роли в кинофильме «Кутузов»
  • 1947 — Венецианский кинофестиваль (в номинации «Лучший актёр» за роль в кинофильме «Адмирал Нахимов»)
  • 1947 — Сталинская премия первой степени за выполнение большей роли в кинофильме «Адмирал Нахимов» А. Одичавший в кинофильме «Сталинградская битва»
  • 1949 — МКФ в Готвальдове (Премия победы, кинофильм «Сталинградская битва»)
  • 1949 — МКФ в Марианских Лазнях (Основная премия, кинофильм «Сталинградская битва»)
  • 1949 — Сталинская премия первой степени за постановку спектакля «Московский характер» А. В. Софронова
  • 1949 — Сталинская премия 2-ой степени за выполнение роли И. В. Сталина в кинофильме «Третий удар»
  • 1950 — Сталинская премия первой степени за выполнение роли И. В. Сталина в кинофильме «Сталинградская битва»)
  • орден Ленина (14.4.1944) — за выполнение большей роли в кинофильме «Кутузов» (1943)
  • орден Трудового Красноватого Знамени (26.10.1949)
  • медали.

Театральные работы

Постановки

Столичный еврейский театр

  • «Скрипач на крыше» по роману Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник».
  • «Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема

МХАТ 2-й

  • 1925 — «Блоха» Н. С. Лескова

Большой театр

  • 1925 — «Степан Разин», опера П. Н. Триодина
  • 1927 — «Любовь к трем апельсинам», опера С. С. Прокофьева
  • 1928 — «Красный мак», балет Р. М. Глиэра

Театр Революции

  • 1928 — «Человек с портфелем» А. М. Файко
  • 1930 — «Первая конная» В. В. Вишневского

Студия Одичавшего

  • 1931 — «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову

Театр имени ВЦСПС

  • 1932 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа
  • «Девушки нашей страны» И. К. Микитенко
  • 1933 — «Вздор» К. Я. Финна
  • 1935 — «Глубокая провинция» М. А. Светлова

Малый театр

  • 1936 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина
  • 1946 — «Мещане» М. Горьковатого
  • 1948 — «Московский характер» А. В. Софронова (вместе с Е. И. Страдомской)
  • 1950 — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука
  • 1950 — «Люди хорошей воли» Г. Д. Мдивани
  • 1951 — «Настя Колосова» В. В. Овечкина

Ленинградский БДТ

  • 1936 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа
  • 1937 — «Большой день» В. М. Киршона,
  • 1937 — «Пушкинский спектакль» («Моцарт и Сальери», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен» А. С. Пушкина
  • 1937 — «Мещане» М. Горьковатого

Театр имени Е. Б. Вахтангова

  • 1941 — «Олеко Дундич» A. Г. Ржешевского и М. А. Каца
  • 1941 — «Русские люди» К. М. Симонова.

Роли в театре

Художественный театр
  • 1910 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Судебный пристав
1-ая студия МХТ, МХАТ 2-й
  • 1911 — «На деньке» М. Горьковатого — Алёшка
  • 1912 — «Провинциалка» И. С. Тургенева — Миша
  • 1913 — «Гибель Надежды» Г. Хейерманса — Баренд
  • 1917 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Епиходов
  • 1917 — «Иванов» А. П. Чехова — Львов.
  • 1919 — «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу — Джон Пирибингль
  • 1924 — «Расточитель» Н. С. Лескова — Молчанов
  • «Эрик ХIV» — барон Иоанн
Театр имени Е. Б. Вахтангова
  • 1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука — генерал Горлов
  • «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Матиас Клаузен


Малый театр
  • 1948 — «Доходное место» А. Н. Островского — Досужев
  • 1948 — «Южный узел» А. А. Первенцева — Сталин
  • 1949 — «Мещане» М. Горьковатого — Тетерев
  • 1949 — «Заговор обреченных» Н. Е. Вирты — Коста Вара
  • 1951 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Артемьев
Столичный драматический театр имени А. С. Пушкина
  • 1953 — «Тени» по пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина

Фильмография

  • 1919 — Чем ты был? — Иван Сотый
  • 1921 — Андрей Гудок — Андрей Гудок
  • 1936 — Восстание рыбаков — Кеденек
  • 1943 — Кутузов — Кутузов
  • 1946 — Адмирал Нахимов — Павел Степанович Нахимов
  • 1947 — Пирогов — Нахимов
  • 1947 — Рядовой Александр Матросов — Сталин
  • 1948 — 3-ий удар («Южный узел» н/ред.) — Сталин
  • 1948 — Повесть о реальном человеке — Василий Васильевич
  • 1949 — Сталинградская битва — Сталин
  • Память

    Именованием актёра названы:

    • улица Алексея Одичавшего в Москве, на которой размещен дом-музей актера.
    • На доме, где жил актёр установлена мемориальная доска (улица Тверская, дом 19)

    Прочитано 1145 раз