Содержание
- 1 Биография
- 2 Семья
- 3 Публикации
- 4 Дополнительные материалы
- 5 Литература
- 6 Примечания
Биография
Шмил (Самуил Моисеевич) Вайнберг родился в Кишинёве в многодетной и религиозной еврейской семье, его отец — Мойше (Моисей) Вайнберг — был бухгалтером. В семилетнем возрасте без помощи других научился играть на скрипке, но формального музыкального образования не получил. Рано начал работать — поначалу в галентерейной лавке, потом в типографии. В юношеском возрасте увлёкся зарождавшимся театром на идише и в 1899 году был принят актёром в гастролировавшую по Бессарабии труппу Сабсая, в какой также исполнял обязанности скрипача, дирижёра, хормейстера, реквизитора и суфлёра. В следующие годы был дирижёром и концертмейстером трупп Фельдмана, вновь Сабсая, Мееровича и Компанейца, с которыми гастролировал по западным губерниям Русской империи. В Вильно, будучи дирижёром труппы Липовского, написал музыку к спектаклю «Лебедик ун лустик» (Живо и забавно) режиссёра и драматурга Иехуды-Лейба Баумволя (1892—1920), отца поэтессы Рахили Баумволь. После фуррора этой постановки в протяжении 2-ух лет работал композитором-постановщиком и дирижёром в виленской труппе Гефнера и приобрёл довольно широкую известность.
Летом 1914 года Шмил Вайнберг получил приглашение в труппу Зандберга в Лодзи, а в 1916 году поступил на работу в варшавские театры «Централь» и «Элизеум» Абрама Каминского. С начала 1920-х годов был музыкальным директором, скрипачём и дирижёром варшавского еврейского театра «Скала», для которого написал музыку к постановкам «Йошке-музыкант» Осипа Дымова, «Ди мамэ гейт» (Мать идёт), «Редактор Качке» Якова Хохштейна и другим. В этом театре началась музыкальная карьера его отпрыска — композитора Моисея Вайнберга (тогда известного как Мойше Вайнберг), который с десятилетнего возраста выступал пианистом в сопровождающем постановки оркестре, а несколькими годами позднее сам стал директором нескольких постановок театра.
В 1930-е годы Шмуэл Вайнберг работал в варшавском театре «Самбатион» Исаака Ножа, написал музыку к 5 театральным ревю, также к пьесе «Златэ ди рэбэцн» (Злата-раввинша) И. Ножа. В качестве скрипача и дирижёра выполнил несколько граммофонных записей для польской звукозаписывающей конторы Syrena, в том числе в сопровождении известного кантора Якова Кусевицкого. Вкупе с отпрыском участвовал в музыкальном сопровождении кинофильма «Fredek uszczęśliwia świat» (1936, создатель музыки и музыкальный управляющий оркестра).
После оккупации Польши германскими войсками, Шмуэл Вайнберг с супругой и дочерью Эстер были интернированы в гетто Лодзи, откуда депортированы в концентрационный лагерь Травники, где погибли. Их отпрыску, композитору Моисею (Мечиславу) Вайнбергу, удалось бежать в зону русской оккупации, из западной Белоруссии — в Ташкент, где он женился на дочери народного артиста СССР Соломона Михоэлса.
Семья
- Супруга — Соня Вайнберг (1888—1943), была актрисой еврейских театров Лодзи и Варшавы, гастролировала совместно с супругом.
- Отпрыск — композитор Моисей Самуилович Вайнберг. В сохранившихся в «Архиве актов штатского состояния» Варшавы документах родителями Моисея Вайнберга указаны Самуил Вайнберг и Сура-Двойра Штерн (в документах 1982 года сам композитор указал девичью фамилию мамы: Котлицкая).
- Племянник (отпрыск его старшей сестры Хаи Моисеевны Вайнберг) — беспартийный делопроизводитель Военно-революционного комитета Бакинской коммунны Исай Аврумович (Абрамович) Мишне — был расстрелян в 1918 году в составе 26 бакинских комиссаров.
Публикации
- דער לוסטיקער פֿױגל (счастливая птичка). Из оперетты И. А. Бермана «Борг мир дайн вайб» (одолжи мне свою супругу), аранжировка Шмуэла Вайнберга. Либретто Аншела Шора. Вильна, 1913.
Дополнительные материалы
- Грамзаписи 2-ух литургических композиций Я. Кусевицкого в сопровождении оркестра п/у Шмуэла Вайнберга (1929)
- Фотогалерея семьи Вайнберг
Литература
- Залмен Зилберцвайг «לעקסיקאָן פֿון ייִדישן טעאַטער» (Zalmen Zylbercweig, 1894—1972, Лексикон фун идишн театэр — Лексикон еврейского театра в 6 тт.). New-york—Буэнос-Айрес, 1931—1969.