Суббота, 30 мая 2015 17:26

Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Марис Лиепа
Полное имя актера на родном языке: Māris Rūdolfs Liepa
Когда родился (Дата рождения):

27 июля 1936

Где родился (Место рождения):

Рига, Латвия

Когда умер (Дата смерти):

26 марта 1989 52 года

Где умер (Место смерти):

Москва, СССР

Кто по профессии:

артист балета, балетный педагог, балетмейстер, актёр

Какое имеет гражданство:

Годы активности:

1955 — 1982

В каких театрах играл:

ЛНО 1955 — 1956
МАМТ 1956 — 1960
Большой театр 1960 — 1982

Какие имеет награды:

Биография актера Лиепа, Марис-Рудольф Эдуардович

Ма́рис-Рудо́льф Эдуа́рдович Лие́па (латыш. Māris Rūdolfs Liepa; 27 июля 1936, Рига — 26 марта 1989) — русский латвийский солист балета, балетмейстер, балетный преподаватель, актёр кино. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1970).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
    • 2.1 1950-е годы
    • 2.2 1970-е годы
    • 2.3 1980-е годы
  • 3 Личная жизнь
  • 4 Фильмография
  • 5 Признание и заслуги
  • 6 Сочинения
  • 7 Библиография
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Биография

«В семье Эдуарда и Лилии Лиепы я был вторым ребёнком», — написал он много лет спустя в книжке «Вчера и сейчас в балете». Отец в юности пел в либавском хоре, утратив глас, работал мастером сцены в рижском театре оперы и балета. В доме родителей бывал директор театра Рудольф Берзиньш, он предложил Марису петь в хоре мальчишек в постановке оперы «Кармен», так состоялся сценический дебют. Но по совету ещё 1-го друга отца, Болеслава Милевича, Мариса дали в рижское танцевальное училище на улице Смилшу, где прошлый танцовщик Милевич состоял завучем. И хотя мама желала, что отпрыск станет преуспевающим доктором, отец настоял на своём, желая, чтоб хилый мальчишка окреп и развился на физическом уровне.

В училище преподавали артисты балета; солист Валентин Блинов первым направил внимание на малеханького Мариса как на грядущего соответствующего танцовщика. В 13 лет Марис уже плясал не только лишь роли в детских балетах, да и выступал во взрослых партиях, исполняя краковяк и мазурку в «Бахчисарайском фонтане», сегидилью в «Дон Кихоте», китайского кули в «Красном маке», половецкого мальчугана в опере «Князь Игорь», страшилище в «Аленьком цветочке». А в «Ромео и Джульетте» Марис исполнил роли Шута, друга Тибальда, слугу Монтекки и юношу из толпы. Всего таких ролей в биографии актёра было около сотки. Вместе с работой Лиепа занимался спортивной гимнастикой и плаванием, захватил титул чемпиона Латвии по плаванию свободным стилем на средние дистанции.

Весной 1950 года несколько учеников и в числе их Марис Лиепа были ориентированы на Всесоюзный смотр танцевальных училищ в Москве. Совместно с Галиной Ждановой и Интой Карулис он плясал па-де-труа из «Щелкунчика» и «Мазурку» в постановке собственного учителя Блинова. Рижское училище заняло на смотре 1-ое место совместно с училищами Москвы, Ленинграда и Алма-Аты. Три года спустя, набирая мужской класс, Николай Тарасов пригласил в Москву Мариса Лиепу и 2 сентября 1953 года 17-летнего рижанина приняли в Столичное танцевальное училище. Театр не отдал ему стипендии, и предки продали дачу на Взморье, чтоб отпрыск мог обучаться. И за два года учёбы Марис Лиепа не пропустил ни 1-го урока, аккуратненько приходя за 10 минут до начала. 1-ое время его прочили на амплуа соответствующего танцовщика, не ведая, что в своём дневнике он уже записал: «Я буду плясать царевича Зигфрида в „Лебедином озере“». И в конце первого полугодия заработал «пятёрку» по традиционному танцу. Ему разрешили приготовить два па-де-де — из «Щелкунчика» и «Дон Кихота». 1 мая 1955 года на выпускном вечере Марис Лиепа станцевал спектакль «Щелкунчик» полностью. Спектакль прошёл на сцене филиала Огромного театра (сейчас Театр оперетты). В рецензии значилось: «из мужского состава выделяется Марис Лиепа, танцовщик с красивыми наружными данными и хорошей техникой, идиентично сильный и в сольном танце, и в дуэте». Но отличника не приняли в Большой театр, разъяснив, что национальные кадры должны закрепляться на местах. И Лиепа возвратился в Ригу. В Москву он вновь приехал через полгода; в столице проходила декада латышского искусства. Марис Лиепа был занят в балете «Лайма», где плясал российского вояки Никиту, и в «Сакте свободы», где стал в роли деревенского музыканта Тотса, в конце гибнувшего от ножика злодея. Парень приглянулся Майе Михайловне Плисецкой; её отзыв в «Известиях» был очень благорасположенным, а прямо за отзывом последовало приглашение в партнеры для роли в Деньках культуры СССР в Венгрии. В Будапеште Лиепа плясал священную партию Зигфрида в «Лебедином озере», хотя на генеральной репетиции получил серьёзную травму левой голени. Летом Марис Лиепа вылечивал ногу в Сочи, куда приехал на гастроли МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Прямо в Сочи главный балетмейстер В. Бурмейстер принял Лиепу на работу с окладом премьера в 2000 рублей. С Ригой Марис Лиепа простился навечно. Под началом Бурмейстера он работал 4 года, станцевав Зигфрида, Конрада в «Корсаре», Лионеля в «Жанне д’Арк», Синдбада в «Шехеразаде». Московские балетоманы начали ходить «на Лиепу» и после спектакля дожидаться у подъезда, протягивая программы для автографа. А роль в конкурсе во время VI Глобального фестиваля молодёжи и студентов принесло Лиепе золотую медаль. Председателем жюри была Г. С. Уланова.

Летом 1960 года Марис Лиепа вкупе с коллективом Огромного театра побывал на гастролях в Польской Народной Республике, где плясал с Ольгой Лепешинской. После гастролей последовало приглашение в легендарную труппу. Позднее Лиепа вызнал, что решил свою судьбу, задав главному балетмейстеру Лавровскому вопрос: «Что я буду танцевать», не спросив ни о заработной плате, ни о квартире. Официальный дебют состоялся сначала сезона 1960/1961 годов в партии Базиля в балете «Дон Кихот»; скоро Лиепа перетанцевал практически весь тогдашний репертуар: «Тропою грома», «Жизель», «Раймонду», «Лебединое озеро», «Золушку», «Шопениану», «Ночной город», «Ромео и Джульетту» и «Спартака» в специфичной постановке Леонида Якобсона. В роли Ромео Марис Лиепа в первый раз выступил в Лондоне на сцене Ковент-Гардена в 1963 году; в том же году его пригласили педагогом в Столичное танцевальное училище. «Уча других, я обучался сам», — заявит артист позже. Выпустив 6 учеников из взятого класса, Лиепа стал преподавать традиционный дуэт. В 1973 году его ученики приняли роль в творческих вечерах учителя на сцене Концертного зала «Россия».

В 1964 году в Большой театр пришёл новый главный балетмейстер Ю. Н. Григорович. Сначала сотрудничество складывалось успешно; в балете «Легенда о любви» Марис Лиепа станцевал Ферхада. В «Спартаке» он получил партию большего героя, но скоро Григорович перепоручил ему роль Красса и работал над ней, ориентируясь на особенность актёра. Фуррор превзошёл все ожидания, в 1970 году творческая группа балета удостоилась Ленинской премии. В 1966 году Лиепа вернул балет Фокина «Видение розы» на музыку Вебера и получил возможность показать его на сцене Огромного театра. Триумфальные гастроли по всему миру, работа с забугорными и русскими известными танцовщицами, масса поклонников, в семье подрастают дочь Илзе и отпрыск Андрис; они тоже обучаются в Столичном танцевальном училище. Британская критика нарекает Мариса Лиепу «Лоуренсом Оливье» в балете. В 1971 году за выполнение роли Альберта в «Жизели» Серж Лифарь вручил Лиепе премию имени Вацлава Нижинского.

Но благополучная биография внезапно обрывается. Нелицеприятные выражения Лиепы об уровне хореографии в новых балетах не приглянулись Григоровичу, а статью, размещенную в «Правде» в декабре 1978 года, балетмейстер не простил никогда. Он не находит Лиепе места в новых версиях «Лебединого озера», «Ромео и Джульетты», в «Иване Грозном», в «Ангаре». За 14 последних лет в Большенном театре Лиепа пляшет только четыре новые партии: Вронский и Каренин в «Анне Карениной», Царевич Лимон в «Чиполлино» и Солист в балете «Эти чарующие звуки». В 1963-80 преподавал в Столичном танцевальном училище.

Он пробует отыскать себя в новеньком деле, благо, опыт был. В кино Лиепа в первый раз снялся в 1969 году, станцевав Гамлета в одноименном фильме-балете. В 1972 году играет князя Всеслава в историческом кинофильме «Могила льва». в 1973 году — Джека Уиллера в кинофильме «Четвёртый». Для кинофильма «Четвёртый» ставит уникальный танцевальный номер, который сам именует «Икаром на три минуты». Дальше следует тусклый фильм-балет «Имя твое», сериал «В одном микрорайоне», бесспорная фортуна — роль Хиггинса в фильме-балете «Галатея» по пьесе Шоу «Пигмалион» и целый букет смешных образов в «Бенефисе Людмилы Гурченко». После «Бенефиса» некие коллеги по театру утверждают: «Нам за тебя постыдно!» Свое 40-летие Марис Лиепа отмечает в Афинах, в первый раз исполняя партию Хозе в балете «Кармен-сюита» на сцене древнего театра. В 1977 году в Дании Лиепа пляшет Гирея в «Бахчисарайском фонтане», а в Исландии Клавдио в балете «Любовью за любовь». В Австралии Лиепа выходит на сцену Гансом в Жизели. Творческие вечера в Москве как и раньше собирают гигантскую аудиторию. Год Лиепа работает с балетмейстером Борисом Эйфманом, танцуя Рогожина в балете «Идиот» и Солиста в «Автографах». 1-ое выполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов в июне 1981 года; в тот же денек Андрис Лиепа удостаивается золотой медали на IV Международном конкурсе артистов балета.

Заканчивая ГИТИС, Марис Лиепа ставит в Днепропетровске «Дон Кихота». Естественно, гастроли. В Ригу, куда Лиепа едет с юный танцовщицей Семизоровой, срочно звонят из Огромного, запрещая ей плясать Жизель. Спектакль подменяют «Лебединым озером», а на последующий денек Жизелью становится Сармите Яксе. Скоро Лиепа оставляет семью и переезжает в крошечную комнатушку Семизоровой в доме на Большой Спасской. Шикарная квартира на улице Неждановой остается предшествующей супруге и детям. Новый брак оказывается очень плохим и недолговечным; он распадается по инициативе Семизоровой. 30-летие творческой деятельности Марис Лиепа празднует в Болгарии. В Софийской Народной Опере он ставит «Спящую красавицу» и пляшет там злую фею Карабос и величавого короля Флорестана. Но перед отъездом в Софию Лиепа последний раз выходит на сцену Огромного. 28 марта 1982 года он пляшет Красса, его последний партнёр-Спартак — техничный, юный и мощнейший Ирек Мухамедов. Последний триумф заканчивается решением художественного совета о профнепригодности танцора. Коллеги не хотят либо не могут противостоять всесильному Григоровичу.

Осенью 1986 года Марису Лиепе не доверяют свободный пост балетмейстера в Рижском оперном театре и не позволяют сделать в Риге новый театр балета на Тихой улице. Министр культуры Латвии Раймонд Паулс вмешаться не желает, зато Моссовет воспринимает решение: сделать Театр Мариса Лиепы в столице. В «Советской культуре» 4 марта 1989 года возникает объявление о конкурсе в театре «Балет Мариса Лиепы». Он должен состояться 15 марта. А 27 марта 1989 года газеты публикуют некролог об умершем намедни Марисе Лиепе. В Москве молвят: сторож не впустил его в Большой театр и отобрал пропуск; вот сердечко и не выдержало.

Размещены куски его дневника: «Бесперспективность… Зачем ожидать, жить, быть?» Последняя столичная квартира Мариса Лиепы находится на улице Матросская Тишь — «между кутузкой и безумным домом», как горько шутил он сам. Практически неделю идет борьба за место прощания с Лиепой. Только после вмешательства Союза Театральных деятелей 31 марта 1989 года гроб устанавливают в фойе Огромного театра недалеко от сцены, на которую он выходил больше 20 лет.

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На Большенном кладбище в Риге, рядом с могилами родителей Лиепы, есть кенотаф с надписью «Марис Лиепа, который вдали».

Творчество

1950-е годы

Новый шаг творчества Мариса Лиепы начался с углубленного исследования языка танца в Большенном театре. В классе Асафа Мессерера Лиепа работает над всеми элементами мужского танца прямо до маленьких связывающих па, оттачивая технику до виртуозности. Официальный дебют на сцене Огромного состоялся в «Дон Кихоте», где Лиепа исполнил партию Базиля. Неповторимим юмором была отмечена сцена «самоубийства». А вариацию первого акта Лиепа плясал, прищёлкивая кастаньетами, чего не делал никто со времен Чабукиани. Партию Юноши в балете «Ночной город» на переосмысленную музыку Бартока Леонид Лавровский ставит «на Лиепу». Балет в репертуаре не удержался, похвалы были кислыми, а критика досадной, но работу Марис Лиепа оценил как очень увлекательную. Ещё одним балетом «с разоблачениями» стал «Тропою грома» на музыку Кара Караева, где балетмейстер Сергеев яростно осуждал апартеид в Южной Африке. Но Лиепа смог сделать роль увлекательной как в пантомимных сценах, так и в танцевальном дуэте негра Ленни с белоснежной женщиной Сари (Ольга Лепешинская). А роль большего героя в балете «Спартак», поставленном Якобсоном в 1962 году, приносит Лиепе медаль имени Станиславского за выдающееся актёрское мастерство. В Нью-Йорке писали, что таковой герой способен разить неприятеля не клинком, а испепеляющим взором.

Роль Альберта в «Жизели», приобретенная в 1961 году, становится одной из любимейших как для самого актёра, так и для его поклонников. Марис Лиепа творил образ аристократа, влюблённого романтика и реального мужчины. Каждый спектакль был неподражаем. Не нужно было прижимать руки к сердечку и демонстрировать на героиню, передавая «слова» «Я тебя люблю». Об этом гласил танец Лиепы. За выполнение Альберта Парижская академия танца удостоила Мариса Лиепу премии имени Вацлава Нижинского.

В первой половине 1960-х годов Марис Лиепа пляшет Вакха в балетной сцене «Вальпургиева ночь» оперы «Фауст», Армена в «Гаянэ», Жору в «Страницах жизни», встречается с неповторимой хореографией Миши Фокина в «Шопениане», пляшет царевича Дезире в «Спящей красавице» и Царевича в «Золушке». А к гастролям 1963 года в Великобритании Лиепа готовит роль Ромео. «Ромео с головы до ног», «абсолютный Ромео» оценит его британская критика. А сам Лиепа робко увидит, что самой сложной задачей было обучение тела шекспировскому языку. Техно сторона партии была отработана без мельчайших скидок.

Пару лет Марис Лиепа дает восстановлению балета Миши Фокина «Видение розы», беседуя со старенькыми исполнителями, со зрителями, собирая фото и картинки. Премьера свершилась в Гаване; рукоплескали не только лишь зрители, да и коллеги, стоявшие за кулисами. Отпрыск Фокина Виталий в символ благодарности преподнес Лиепе фотопортрет отца и две головки фавна, вылепленные им.

В «Сказке о Бойце и Черте», поставленной Энн Суве, Лиепа получил не одну роль, а целых 8. Он перевоплощался на сцене вкупе с Чертом, прикидываясь Старухой, Генералом, Певцом, Министром, Владельцем… Но через каждый образ сквозил Черт. А танцуя под магическую скрипку Бойца, Черт не мог тормознуть и прыгал все выше с кликами: «Подождите!» Как Лиепе удавалось сохранять ритм дыхания, непостижимо!

В 1964 году в Большой театр приходит Юрий Григорович. Марису Лиепе он поручает роль Ферхада в «Легенде о любви». Лиепа оценил её как безупречное слияние музыки и движений и утверждал, что плохо станцевать и сыграть Ферхада просто нереально. Но на то, чтоб достигнуть в высочайшем прыжке «парения духа» уходили часы. Нехитро, что в новейшей постановке балетмейстер лицезреет Лиепу отважным и великодушным Спартаком — «Ферхадом в Старом Риме». Но на репетиции Григорович внезапно увидел, как Лиепа указывает сотруднике кусок «текста», созданного для Красса. И здесь же предлагает «порепетировать чуть-чуть Красса». 9 апреля 1968 года Марис Лиепа вышел на сцену в доспехах римского предводителя. Хотя была договоренность, что Владимир Васильев с течением времени станцует Красса, а Лиепа — Спартака, такового обмена не вышло. Ни один из следующих исполнителей партии Красса не мог даже приблизиться к уровню Мариса Лиепы, а хороших Спартаков было много. За 14 лет Лиепа сразился со всеми Спартаками Огромного театра. Творческая победа была отмечена Ленинской премией, врученной 9 июня 1970 года. В костюмчике Красса написал портрет Лиепы Александр Шилов.

1970-е годы

Марис Лиепа (Альберт) и Марина Кондратьева (Жизель) в балете «Жизель»

После «Спартака» Юрий Григорович нашёл роли для Мариса Лиепы в новых версиях «Лебединого озера» и «Спящей красавицы». В отношениях артиста и балетмейстера начинается пока малозаметное остывание. Но спектр творчества Лиепы расширяется. Он проводит творческие вечера и встречи со зрителями. Снимается в кино. Ставит танцы в спектаклях Театра имени Вахтангова «Антоний и Клеопатра» и «Степан Разин». Работает над танцевальными эпизодами в спектаклях Еланской «Почта на Юг» и «Бедные люди» по Достоевскому. В Театре имени Пушкина ставит танцы в спектакле «Шоколадный солдатик», где занята супруга — Маргарита Жигунова. И пока ещё получает роли в премьерных спектаклях Огромного театра, правда, поставленных уже не Григоровичем. В «Анне Карениной» в 1972 году пляшет Вронского, 4 года спустя — Каренина. Особенно забавен его Царевич Лимон в балете «Чиполлино» (1977 год). В 1978 году Марис Лиепа выступает Первым танцовщиком в балете Владимира Васильева «Эти чарующие звуки» на музыку композиторов XVIII века. Лиепа готовит новые роли в гастрольных спектаклях; русские зрители его Клавдио, Гирея, Ганса не лицезреют. Зато гастролируя по Греции с латышским балетом, Лиепа пляшет в «Кармен-сюите» партию Хозе, несколько «потеснившего» большую героиню в постановке Александра Лемберга. Позднее танцовщик включит «Кармен-сюиту» в программку собственных творческих вечеров в Москве. Понятно балетное изречение: «Приходит опыт — уходит прыжок». Но за величавыми танцорами любопытно следить, даже если они пешком прогуливаются по сцене. Таких ролей в балетном репертуаре мира много. Одно время Марис Лиепа уповает на приглашение Мориса Бежара, намекавшего на совместную работу. Приглашения не последовало. На бестактные вопросы: «Долго ли ещё думаете плясать?» Лиепа отвечает: «Пока не умру прямо на сцене во время спектакля». В 1978 году увидела свет книжка Наталии Рославлевой «Марис Лиепа». На будущее героя книжки создатель глядит очень оптимистично.

1980-е годы

Нескончаемую жажду творчества Марис Лиепа выразил и в содержании, и в заглавии собственной книжки «Я желаю плясать 100 лет». В 1981 году её издалече в Риге на латышском языке; на российский перевели и издалече исключительно в 1996 году — к 60-летию актёра. А в 1982 году на российском языке вышла книжка под заглавием «Вчера и сейчас в балете». В ней создатель повествует о последних творческих успехах. К ним относится работа с Борисом Эйфманом над балетами «Идиот» и «Автографы»; защита диплома в ГИТИСе и «Дон Кихот» в Днепропетровске; работа на ЦТ и выход телефильма «Я начинаю новый монолог»; «Спартак» в Большенном театре 28 марта 1982 года. Вкупе с папой на сцену выходит Андрис Лиепа; в первом акте гладиатором, во 2-м — патрицием.

А позже была София, где состоялось 4501-е выступление Мариса Лиепы и отмечалось 30-летие его творческой деятельности. Большой театр, сцену которого Лиепа считал балетной сценой мира № 1, юбилея «не заметил».

Личная жизнь

  • 1-ая супруга — Майя Плисецкая (1956, прожили в браке всего 3 месяца).
  • 2-ая супруга — Маргарита Жигунова, актриса Столичного драматического театра имени Пушкина. Детки — Андрис Лиепа (1962) и Илзе Лиепа (1963).
  • 3-я супруга — Нина Семизорова, танцовщица Огромного театра (женился в 1980, сходу после развода с Маргаритой Жигуновой, развёлся в 1985).
  • Четвёртая супруга (в официальном браке не состояли) — Евгения Шульц, живописец по костюмчикам. Дочь — Мария Лиепа (1979).
  • Также имел долгие дела с Галиной Брежневой, дочерью Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева

Фильмография

  • 1969 — Гамлет — Гамлет
  • 1970 — Марис Лиепа
  • 1971 — Могила льва — князь Всеслав
  • 1972 — Четвёртый — Джек Уиллер (озвучил Вячеслав Тихонов)
  • 1974 — Имя твоё (фильм-балет) — Анри
  • 1976 — В одном микрорайоне (телефильм) — Янис Берзиньш
  • 1977 — Спартак — Красс
  • 1977 — Орешек Кракатук — Мышиный Повелитель, Щелкунчик, Советник (поёт М. Боярский)
  • 1977 — Галатея — доктор Хиггинс
  • 1978 — Бенефис Людмилы Гурченко (видеофильм) — Кадэ, монах, пират, злодей, кавалер и др.
  • 1980 — Музыка ко деньку рождения (телефильм)
  • 1985 — Детство Бемби — отец Бемби
  • 1986 — Молодость Бемби — отец Бемби
  • 1986 — Лермонтов — Николай I
  • 1986 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается — полковник Валентайн Уолтер
  • 1987 — Миф — Юрий
  • 1987 — К расследованию приступить. Инсинуация. — Хрунов
  • 1988 — Дорога в ад — Отто Штимер
  • 1988 — Корабль
  • 2006 — Мемуары о Шерлоке Холмсе
  • 2006 — Поединок с судьбой (документальный кинофильм)
  • 2006 — MARIS (документальный кинофильм)

Признание и заслуги

  • 1957 — золотая медаль на I Всесоюзном конкурсе артистов балета VI Глобального фестиваля молодёжи и студентов в Москве
  • 1962 — медаль имени К. С. Станиславского за актёрское мастерство в роли Спартака («Спартак» в постановке Якобсона).
  • 1964 — заслуженный артист РСФСР
  • 1968 — народный артист Латвийской ССР
  • 1969 — народный артист РСФСР
  • 1970 — Ленинская премия — за выполнение партии Красса в балетном спектакле «Спартак» в постановке Ю. Н. Григоровича
  • 1971 — премия имени Вацлава Нижинского «Лучший танцовщик» Парижской академии танца за роль Альберта «Жизель»
  • 1976 — народный артист СССР — к 200-летию Огромного театра
  • 1977 — премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца
  • 1981 — золотая медаль на IV Международном конкурсе артистов балета.
  • 1986 — орден Дружбы народов

Сочинения

  • Лиепа М. Вчера и сейчас в балете. — М.: Юная гвардия, 1982. — 192 с. — (Мастера искусств — молодежи).
  • Лиепа М. Вчера и сейчас в балете. — 2-е. — М.: Юная гвардия, 1986. — 190 с. — (Мастера искусств — молодежи). — 50 000 экз.
  • Лиепа М. Я желаю плясать 100 лет. — М.: Вагриус, 1996. — 238 с. — 6000 экз. — ISBN 5-7027-0400-2.
  • Лиепа М. Я желаю плясать 100 лет. — 2-е. — М.: АСТ-Пресс Книжка, 2006. — 488 с. — (Звезды балета). — ISBN 5-462-00569-5.

Библиография

  • Эльяш Н. Марис Лиепа (фотоочерк). — М., 1973.
  • Марис Лиепа (буклет). — М., 1974.
  • Рославлева Н. Марис Лиепа. — М.: Искусство, 1978. — 174 с. — (Солисты балета). — 25 000 экз.
  • Марис Лиепа. Жизнь в танце (фотоальбом). — М.: Издательский дом Максима Светланова, 2005. — 160 с.
  • Станишевский Ю. Марис Лиепа // Музыкальная жизнь : журнальчик. — М., 1964. — № 19.
  • Бочарникова Э. Кому много дано // Театральная жизнь : журнальчик. — М., 1970. — № 18.
  • Львов-Анохин Б. Марис Лиепа // Театр : журнальчик. — М., 1970. — № 6.
  • Ерофеева Е. Марис Лиепа // Театр : журнальчик. — М., 1976. — № 3.
  • Львов-Анохин Б. Лиепа // Мастера Огромного балета. — М.: Искусство, 1976. — С. 199—216. — 240 с. — 25 000 экз.
  • Константинова М. Бремя страстей человечьих // Русский балет : журнальчик. — М., 1985. — № 2.
  • Мельникова Т. Жизнь в танце // Комсомольская правда : газета. — М., 1989. — № 30 марта.
  • Тубинене Т. Встречи с Лиепой // Отчизна : журнальчик. — М., 1989. — № 11.
  • Львов-Анохин Б. Лоренс Оливье балета // Вечерняя Москва : газета. — М., 1996. — № 6 июля.
  • Акимов Б. Мой учитель // Большой театр : газета. — М., 1996. — № 27 ноября.
  • Львов-Анохин Б. Торжество и катастрофа артистичной воли // Большой театр : газета. — М., 1996. — № 27 ноября.
  • Кузнецова Т. Царевич Русский // GQ : журнальчик. — М., 2006. — № 1.
  • Танцевальный патриций Марис Лиепа // РИА Анонсы : РИА. — М., 2011. — № 27 июля.
  • Коршунова Л. Марис Лиепа и Маргарита Жигунова. Знакомство на съемочной площадке // ЭтоЯ.ру : бьюти-портал. — М., 2011. — № 27 июля.

Прочитано 1360 раз Последнее изменение Суббота, 30 мая 2015 17:57
Другие материалы в этой категории: « Лиепиньш Петерис Лиелдиджс Улдис »