Суббота, 30 мая 2015 17:01

Капур Радж

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Радж Капур
Полное имя актера на родном языке: राज कपूर
Имя при рождении:

Ранбиррадж Капур

Когда родился (Дата рождения):

14 декабря 1924

Где родился (Место рождения):

Пешавар Британская Индия; ныне Пакистан

Когда умер (Дата смерти):

2 июня 1988 63 года

Где умер (Место смерти):

Нью-Дели Индия

Какое имеет гражданство:

Кто по профессии:

актёр, кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер

Какие имеет награды:


Биография актера Капур, Радж

Ранби́р Радж Капу́р (хинди राज कपूर, англ. Raj Kapoor; 14 декабря 1924, Пешавар, Английская Индия, сейчас Пакистан — 2 июня 1988, Разделяй, Индия) — режиссёр, сценарист, продюсер, актёр театра и кино. На родине Радж Капур собрал все имеющиеся заслуги и регалии, продолжает получать их до настоящего времени посмертно. Известен как «индийский Чарли Чаплин», «отец индийского кино» и именитый «голубоглазый повелитель Востока». В Рф получил звание «товарищ Бродяга», а в Европе «индийский Пётр I».

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Карьера
    • 2.1 1-ый опыт
    • 2.2 После ухода Наргис
    • 2.3 Режиссерские шедевры
  • 3 Потомки
  • 4 Популярность
  • 5 Заслуги
  • 6 Фильмография
    • 6.1 Актёр
    • 6.2 Играет себя самого
    • 6.3 Сценарист
    • 6.4 Режиссёр
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Биография

В этом разделе не хватает ссылок на источники инфы. Информация должна быть проверяема, по другому она может быть поставлена под колебание и удалена.
Вы сможете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 1 мая 2014.

Радж Капур родился 14 декабря 1924 года в Пешаваре (сейчас провинция Хайбер-Пахтунхва, Пакистан) в семье известного актёра и театрального деятеля Притхвираджа Капура и его супруги Рамы (в девичестве Рамсарни Мехра). Свою первую роль в кино в кинофильме «Революция» Радж Капур сыграл в 1935 году в возрасте одиннадцати лет. С самого юношества он играл на театральной сцене, в театре собственного отца (Prithvi Theatre), проявив возможности к импровизации, чувственность и характер (самыми известными его театральными работами были роли в спектаклях «Стена» и «Патан»). Но мечтой Раджа Капура было кино. Отказавшись получать высшее образование, он с юношеских лет начал работать помощником режиссёра на студии Bombay Talkies («Бомбей токиз»), на практике освоив главные синематографические специальности. Параллельно шло исследование и освоение будущим режиссёром технических достижений западного синематографа.

Карьера

1-ый опыт

Переломный для Индии 1947 год стал переломным и в судьбе Раджа Капура. Сыграв в 1947 году несколько основных ролей, он вложил заработанные средства в создание собственного первого кинофильма «Испепеляющая страсть». В этом кинофильме о начинающем театральном режиссёре проявилось много соответствующих, как с технической, так и содержательной точки зрения, частей будущих картин Капура: контрастная черно-белая съемка с игрой света и тени, автобиографические штришки, философия подлинной и липовой красы, тема настоящего назначения художника. С этого кинофильма началось и сотрудничество Раджа Капура с актрисой Наргис (потом они снялись совместно в 16 фильмах).

Невзирая на умеренный фуррор первого кинофильма, Радж Капур основал в 1948 году свою студию R.K. Films («Р.К. Филмз») и приступил к созданию крупномасштабной картины «Сезон дождей», с которой началась его неувядающая режиссёрская слава. В те времена Радж Капур был самым юным режиссёром в Индии и, может быть, в мире. Успеху кинофильма «Сезон дождей» содействовало сотрудничество юного режиссёра-энтузиаста с целой группой профессиональных, креативных людей, заложившее начало формированию «команды Капура». Особенности индийского мировосприятия и культурная традиция добивались особенного внимания к музыкальному ряду картины. Сотрудничество с наилучшими композиторами и собственная музыкальная даровитость Капура с этого момента и навечно сделали только доброкачественную музыку фирменной стороной кинофильмов, выходивших под флагом «Р.К. филмз». Саундтрек кинофильма «Сезон дождей», сделанный новым композиторским дуэтом Шанкар—Джайкишан, остается одним из наилучших в истории индийского кино. В том же году индийские кинозрители смогли насладиться и блистательным выступлением актёрского трио Радж Капур — Наргис — Дилип Кумар (единственный общий кинофильм 2-ух знаменитых актёров) в кинофильме Мехбуба Хана (англ.)русск. «Репутация».

В большинстве собственных ранешних кинофильмов Капур был не только лишь режиссёром и продюсером, да и исполнителем главной роли. В кинофильме «Сезон дождей» его романтичный дуэт с Наргис отличался необыкновенной для индийского кино тех пор интенсивностью, чувственным напряжением и естественностью (шепот, интимные интонации, спонтанные жесты). Один из кадров с Раджем и Наргис даже лег в базу символической эмблемы (логотипа) «Р.К. Филмз», изображающей Художника и его Музу. В одной руке Живописец держит скрипку, другой обымает прекрасно изогнувшуюся даму. В несколько переделанном виде этот логотип сохранялся в течение десятилетий во всех фильмах студии, в том числе в тех, которые были сделаны отпрысками Раджа Капура после погибели отца. Красивая музыка, напряженный сюжет, исключительный, экспрессионистский зрительный ряд и харизматичные юные герои принесли кинофильму громкий фуррор.

Радж Капур в кинофильме «Господин 420»

Пятидесятые годы раздвинули границы капуровской славы и окружили его любовью зрителей. Как актёр, в это десятилетие он постоянно заходил в тройку наилучших, составляя, вкупе с Дилипом Кумаром и Девом Анандом, именитый актёрский «триумвират» Бомбейской киноиндустрии. Невзирая на режиссёрское призвание и фуррор, он как и раньше много снимался, в том числе для того, чтоб иметь средства для сотворения собственных кинофильмов. Это событие не должно преуменьшать того факта, что он был выдающимся актёром, способным быть искренним, естественным, подвижным и пластичным перед камерой, владеющим широким спектром выразительных средств, от гротеска и клоунады до умения передавать тончайшие чувственные аспекты одними очами либо ухмылкой. Но, за несколькими необходимыми исключениями «Бодрствуйте!» (англ.)русск. (1956), «И опять будет утро» (англ.)русск. (1958), «Простофиля» (англ.)русск. (1959), «Третья клятва» (англ.)русск. (1966) наилучшие роли сыграны им в фильмах Раджа Капура-режиссёра. Это относится, сначала, к известным фильмам «Бродяга» (1951, кинофильм был участником основной программки Каннского фестиваля 1953 года) и «Государь 420» (1955), в каких был сотворен традиционный образ очаровательного «бродяги» Раджа, либо Раджу, человека из городских соц низов, который проходит через невзгоды и тесты, но сохраняет «золотое сердце» и не теряет оптимизм ни в коем случае. Этот навеянный Чарли Чаплином образ стал самой известной актёрской маской Раджа Капура. Последний раз Капур надел её в собственном opus magnum — четырёхчасовом исповедальном кинофильме «Мое имя — Клоун» (1970), создание которого отняло у него около 6 лет.

Ленты Капура, сочетавшие, казалось бы, несочетаемое: лирику, романтику, фольклор, мифологию, пафос, юмор, реализм и социальную критику, захватили популярность не только лишь в Индии и примыкающих странах Южной Азии, да и в Иране, Турции, арабских странах, КНР, странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. Для обитателей этих государств Радж Капур стал образом и эмблемой, «знаменосцем» и «послом» пост-колониальной, нерувианской Индии. Но более громкий, необыкновенный фуррор Капур имел у русского зрителя, навечно став самым пользующимся популярностью забугорным актёром и чуть ли не самым пользующимся популярностью индийцем в СССР. Многие киноленты «Р.К. филмз», такие как «Бродяга», «Чистильщики обуви», «Господин 420», «Бодрствуйте!» и «Страна, в какой течет Ганг» (1960), отличаются завышенным вниманием к этической и социальной теме, на их лежит печать эры нерувианского социализма. Многие из их отражают не только лишь идеалистические взоры юного Капура, да и марксистские взоры создателя большинства сценариев — писателя Ходжи Ахмеда Аббаса.

Вкупе с тем шестнадцать кинофильмов, в каких в течение 1947—1956 годов юный Радж Капур сыграл вкупе с Наргис, сделали их наилучшей романтичной парой индийского кино, равной которой по искре и искренности экранного присутствия с того времени так и не появилось. Пару отличала такая сыгранность, взаимопонимание и взаимный магнетизм, что зрители не могли осознать, где кончается экранная жизнь и начинается реальная. Благодаря Наргис, даже прославленные «социальные» киноленты — «Бродяга» и «Господин 420» — смотрелись как романтические картины о величавой любви, и любовь была в их тем якорем, который не давал потонуть юному герою, и тем маяком, к свету которого он стремился в беспросветной тьме бедности и несчастья. Незапятнанная, светлая любовь была философией и этосом Капура и присваивала его соц фильмам персональную, гуманную расцветку. Героиня этих кинофильмов была, обычно, не классической «женщиной при мужчине», а броской, сильной, самостоятельной и цельной личностью, способной сыграть в судьбе героя поворотную роль, придти на помощь в самую тяжелую минутку. Символическим является в этом смысле возникновение Наргис в конце известного кинофильма «Бодрствуйте!», где конкретно она оказывается тем единственным человеком, который дает воды измученному жаждой герою этой притчи. Колоритное представление о романтичной паре Раджа и Наргис дают пользующиеся популярностью песни из их кинофильмов, в каких потрясающе передаются различные чувственные цвета любовных отношений: Mujhe Kisi Se Pyaar Ho Gaya, Meri Aankhon Me Bas Gaya (обе — «Сезон дождей»), Dam Bhar Jo Udhar Munh Pere («Бродяга»), Jane Na Nazar («Дыхание любви»), Yeh Raat Bheegi Bheegi, Aaja Sanam Madhur Chandani (обе — «Тайком от всех») и многие другие, также новаторская сцена сна героя из кинофильма «Бродяга». По-своему пророческой стала именитая песня Pyar Hua Iqrar Hua («Господин 420»), либо «песня под зонтом», в какой счастливые влюбленные поют о тех временах, когда их уже не будет, но останутся их «потомки» (Радж Капур называл Наргис «матерью собственных фильмов»), а будущие поколения будут петь их любовные песни. В 1957 году творческий альянс Раджа Капура и Наргис распался: она начала сниматься в масштабном кинофильме Мехбуба Кхана «Мама Индия», который стал верхушкой её карьеры, а прямо за этим вышла замуж и фактически оставила кино.

После ухода Наргис

После расставания с Наргис Капур взял принужденную творческую паузу и в течение восьми лет не занимался режиссурой. Все же он много снимался: на различных студиях, с различными партнершами, у различных режиссёров, в фильмах разных жанров, имевших переменный фуррор у публики и критиков. Так, с актрисой катастрофического плана Миной Кумари он снялся в катастрофы «Шарда» (англ.)русск. (1957), а потом в социальной драме «Четыре сердца, четыре дороги» (1959), с Малой Синха (англ.)русск. — в мелодрамах «Воспитание» (1958) и «Игры судьбы» (1959), с прославленной Мадхубалой, с которой вкупе он когда-то дебютировал в картине 1947 года Neel Kamal, — в ярчайшем масала-фильме «Два хозяина» (1959). В этих картинах его актёрский потенциал и харизма использовались не полностью, хотя ни одну из ролей нельзя именовать провальной, класс оставался классом. Но к этому периоду относятся два кинофильма, входящих в «золотую десятку» капуровских актёрских работ: «И опять будет утро» (1958) и «Простофиля» (1959). Сюжет первого из этих кинофильмов вторит «Злодеянию и наказанию» Достоевского, потому что его герой, обычный юноша из городских низов, образованный, но бедный и не имеющий особенных надежд на будущее, практически случаем становится убийцей. Кинофильм изучит психологию героя, которого преследует не только лишь милиция, да и собственная совесть. Роли таковой психической глубины Раджу Капуру не приходилось играть до этого, и он совладал с нею только отлично. Серьёзности кинофильма соответствовали и тексты песен, создателем которых был выдающийся поэт Сахир Лудхианви. Достойной партнершей Капура была в этом кинофильме Мала Синха. Во 2-м из нареченных кинофильмов «Простофиля» — Капур играл реинкарнацию собственного практически фольклорного «бродяги» — простака с пустыми кармашками и золотым сердечком, который влюбляется в богатую даму (Нутан), не подозревая о том, что она богата; особенный шарм кинофильму присваивала трогательная линия отношений Раджа с его названой мамой в выполнении Лалиты Павар (англ.)русск.. Кинофильм имел большой кассовый фуррор и был отмечен заслугами. Удачный дуэт с Нутан был продолжен в ряде других картин («Мошенник» (англ.)русск., 1960; «Свадьба моей любимой» (англ.)русск., 1963).

В 1960 году студия «Р.К. Филмз», в конце концов, выпустила мощнейший настоящий кинофильм: ленту «Страна, в какой течет Ганг», поднимающую сложную патриотическую тему. Радж Капур выступил на этой картине продюсером и исполнителем главной роли, а режиссёром кинофильма в титрах назван неизменный оператор Капура Радху Кармакар. Каким было реальное роль Капура в постановке кинофильма, сказать тяжело (это относится и к ряду других картин «Р.К. Филмз», в каких Капур был продюсером, но не режиссёром), но совсем разумеется, что на кинофильме лежит печать его индивидуального стиля. Кинофильм является типичным мостом меж «винтажными» фильмами Капура 40-х и 50-х годов и широкомасштабными полотнами шестидесятых-восьмидесятых. Простаку-Раджу, герою этой истории, приходится решать уже не столько личные задачи, сколько задачи целого «народа» (народом в этом случае выступает племя разбойников, в плен к которым попадает герой), и он удачно совладевает с этой задачей. Героиню этого кинофильма игралась актриса южной школы, высокопрофессиональная танцовщица Падмини, темпераментный и чувственный образ которой резко контрастировал с стильной утонченностью Наргис.

Последующий кинофильм Капура — «Сангам» (англ.)русск. (1964) — был знаковым почти во всем. Это был 1-ый цветной кинофильм сорокалетнего режиссёра, и неслучайно его цветовое решение обмыслено до мелочей. Но не только лишь это сыграло роль в том, что кинофильм не сходил с экранов кинозалов целый год и побил все кассовые рекорды. На этом кинофильме Капур в первый раз отошёл от соц заморочек и сосредоточился на делах семейных; драма троих друзей, связанных и измученных любовью, страстью, ревностью, дружбой и обоюдной преданностью, оказалась, по сути, очень правдивой и «жизненной». Чувственно насыщенная мелодрама, увенчанная прелестной музыкой и зрительным пиршеством — шикарными съемками в Европе, оборачивается к концу реальной катастрофой полного недопонимания и одиночества. Радж Капур играет в нём очень разноплановую роль неплохого и искреннего человека, терзаемого внутренними демонами. Кинофильм отличается тонкостью и жестокостью психического анализа, многослоен, содержит важные символические аспекты. Он стал следствием пережитого режиссёром «кризиса среднего возраста» и предназначен быстрее взрослой аудитории, ровесникам режиссёра. Полностью достойной партнершей Капура в кинофильме «Сангам» стала актриса южной танцевальной школы — Виджаянтимала, которая под проницательным управлением Капура смогла «выдать» по-настоящему драматическое выполнение сложной роли.

После большого фуррора «Сангама» Радж Капур сосредоточился на работе над фильмом, который именуют его magnum opus — основным творением его жизни. Идет речь об отнявшей 6 лет жизни, много сил и нервишек четырёхчасовой картине «Моё имя Клоун», состоящей из 3-х частей с 3-мя различными героинями. Пока шла работа над фильмом, Радж Капур продолжал сниматься в кино. Такая специфичность Болливуда: превосходный режиссёр с мировым именованием был обязан зарабатывать средства на свой кинофильм, как актёр, занятый на съемочных площадках других режиссёров (в работу которых он никаким образом не вмешивался). В большинстве случаев эти режиссёры эксплуатировали издавна отысканный образ «милого простофили», который к середине 60-х не стал удовлетворять зрителя, переключившегося на новых героев — более удачных и наименее рефлектирующих. Из этих цветных и ярчайших картин («Преступление и…», «Вокруг света» (англ.)русск.) можно выделить кинофильм «Продавец мечты» (1967), во-1-х, поэтому, что в нём Радж Капур (которому к тому времени было уже немного за 40) сыграл в паре с будущей мегазвездой 70-х, юной dream girl Хемой Малини, положив начало её карьере в кино, в, во-2-х, поэтому, что Радж Капур сменил образ простофили на образ волшебника — еще более соответствовавший ему «по жизни».

В это время, в 1966 году, Радж снялся в кинофильме «Третья клятва», продюсером которого выступил его друг и соратник, поэт Шайлендра. Этот кинофильм занимает совсем особенное место в актерском послужном перечне Капура, который снимался в нём без гонорара — из дружественных эмоций к Шайлендре и ради заслуги высочайшей художественной цели. И это ему удалось: кинофильм, поставленный бенгальским режиссёром Басу Бхаттачария по рассказу Mare Gaye Gulfam индийского писателя (хинди) Пханишварнатха Рену, именуют «поэмой на целлулоиде» — такая его поэтическая и лирическая сила. Действие кинофильма происходит в Бихаре сначала ХХ века. Радж Капур играет не очень юного деревенского обитателя, погонщика волов Хирамана, которого судьба сводит с прекрасной, образованной городской дамой — танцовщицей Хирабаи (Вахида Рехман). Дружба и любовь меж 2-мя этим непохожими людьми, которые в один момент стали друг дружке роднее всех родных, показаны в этом кинофильме так тонко и особенно, что кинофильм справедливо заслужил национальные заслуги и был представлен на интернациональных фестивалях, а игра Капура в нём признана одной из самых зияющих вершин его актерской биографии. В этом кинофильме, как и в более ранешних картинах «Бодрствуйте!» и «И опять будет утро», Радж Капур в очередной раз показал всю мощь собственного актерского дарования за рамками обычных для широкого зрителя образов.

В центре повествования кинофильма «Моё имя Клоун» (1970) — одинокий человек, клоун Раджу, который на наших очах проходит путь от отрочества до старости, почти все теряя и не достаточно что приобретая на этом пути. Девизом его жизни равномерно становится волшебное заклинание «Представление должно продолжаться» (Show must go on!) — которому он следует с маниакальным упорством, невзирая на все жуткие удары судьбы. Клоун считает своим долгом и счастьем возможность смешить людей и приносить им чувство полноты существования, и делает это за счет внутренних резервов добра и человечности, которые кажутся неисчерпаемыми. В первой части (новелле) ребенок Раджу (1-ая роль Риши Капура, отпрыска режиссёра) влюбляется в учительницу (Сими Гаревал (англ.)русск.), которая выходит замуж. Необычно прекрасная по картинке, практически магическая, окрашенная в ностальгические тона поисков утраченного времени, эта часть отличается вкупе с тем смелым изображением пубертатной эмоциональности. Влюбленность в учительницу, естественно, обречена с самого начала, и, разумеется, с самого начала обречена влюбленность циркового клоуна Раджа из 2-ой новеллы, который влюбляется не в кого-нибудь, а в советскую гимнастку Марину (в этой роли выступила танцовщица Огромного театра Ксюша Рябинкина), похожую на небесную фею. Все же, зрителя не покидает странноватое чувство «а вдруг Чапаев выплывет?» до самого конца 2-ой части, когда Радж провожает обреченным взором улетающий вдаль самолет с российской женщиной. Мотив безвыходной любви к эталону в один момент сменяется более приземленным чувством к земной девице Мине (Падмини), которая сначала становится его товарищем и разделяет с ним невзгоды и радости, а потом, поднявшись за счет тех резервов человечности, которые в нём неистощимы, кидает его при первом комфортном случае. Все три новеллы обрамлены Прологом и Эпилогом, в каком старенькый и седоватый Клоун встречается со всеми своими пассиями (пригласив их на свое последнее представление в цирк)и поет им необычно трогательную песню о жизни и погибели, отчаянии и долге. Трудно загаданная, массивно исполненная, но сверхнасыщенная (по меркам индийского кино, очевидно) саморефлексией картина не была принята массовым зрителем, потому что не соответствовала шаблонам «семейного» кино, романтичной комедии либо мелодрамы. Её драматическая и даже трагическая сила оказалась не по плечу индийскому зрителю, в итоге чего кинофильм с треском провалился в прокате, поставив Раджа Капура на грань банкротства и нанеся ему суровую духовную травму.

Режиссерские шедевры

Отпрыск Риши Капур в кинофильме «Бобби», снятый Раджем Капуром в 1973 г.

Денежные утраты были возмещены довольно скоро благодаря громкому успеху последующей режиссёрской работы Капура — подросткового романса о влюбленных — «Бобби» (1973), хотя духовная рана только затянулась и истязала Капура до конца его дней (в наши деньки кинофильм «Мое имя Клоун», очевидно опередивший свое время, пользуется большой популярностью и большей известностью посреди всех творений режиссёра, уступая, может быть, только «Бродяге»). В успехе картины «Бобби», создателем сценария которой выступил старенькый товарищ режиссёра писатель Ходжа Ахмад Аббас, а в возрастных ролях отцов, выступающих против брака юных людей, разбитых соц положением и принадлежностью к различным религиозным общинам, снялись друзья режиссёра Пран и Премнатх, решающую роль сыграли «свежесть» прекрасной юной пары Риши Капур — Димпл Кападия, смелые решения мизансцен, энергичная музыка. Кинофильм стал законодателем молодежной моды, также моды на подростковую тему в болливудском кино. «Бобби» непременно приглянулся зрителям, но не приглянулся критикам, увидевшим в нём чисто развлекательный «болливудский» кинофильм, без особенной социальной подоплеки и философской нагрузки. Радж Капур выдержал критику очень достойно и начал готовиться к осуществлению другого давнешнего плана (перекликающегося с самым первым фильмом режиссёра, «Огонь») — философской картине «Правда, любовь и краса» (1978). Эта картина отражает новые размышления создателя по поводу старенькой темы противоборства внутренней и наружной красы, начатой первым фильмом Капура «Огонь» 30 годов назад. Новаторская по форме, глубочайшая по содержанию, колоритная и запоминающаяся «психоделическая» картина не выдержала тесты привередливой зрительской аудиторией собственного времени, потому что, разумеется, намного это время опережала. Зрителю не приглянулись очень откровенные эротические мотивы и образы (в особенности образ главной героини в выполнении Зинат Аман, для которой роль Рупы стала наилучшей в карьере), заслонившие собой как достойные внимания мысли и образы, так и мощнейший, предполагающий катарсис, конец. Этот провалившийся в прокате экстраординарный кинофильм, как и другие киноленты Капура, сейчас признан классикой индийского кино.

Капур не был бы Капуром, если б не боролся до конца. Два его последующих кинофильма, «Любовный недуг» (англ.)русск. (1982) и «Ганг, твои воды замутились» (1985), стали бестселлерами и фаворитами проката. Как и все остальные киноленты Капура, они касались сложных тем и имели сложное художественное решение (хотя и не такое сложное, как в картинах «Мое имя Клоун» и «Истина любовь и красота»). 1-ый из их был посвящен теме повторного брака вдовы (обычно нелегального в индуизме), другими словами, на самом деле, боролся с косностью беспощадных традиций. 2-ой кинофильм говорил о судьбе горской девицы Ганги, чья судьба была искалечена злым и бесжалостным миром, что иносказательно перекликалось с «судьбой» реальной Ганги — величавой реки Ганг — незапятанной в горах и неописуемо грязной в нижнем течении. Как и в 2-ух прошлых фильмах Капура (другими словами во всех его картинах после «Клоуна», где он выступал уже только как режиссёр), главными в этих картинах являются дамские образы, сыгранные юными актрисами Падмини Колхапуре (англ.)русск. и Мандакини соответственно. Любопытно также отметить что все главные мужские роли в этих фильмах сыграны родственниками режиссёра — его отпрыском Риши («Бобби» и «Любовный недуг»), братом Шаши («Истина, любовь и красота») и отпрыском Радживом («Ганг, твои воды замутились»)

Сирень "Радж Капур" в Минском ботаническом саду

Последним — и, к огорчению, незаконченным — фильмом величавого индийского режиссёра стала «Хенна» — история пакистанской девушки-мусульманки (Зеба Бахтияр), полюбившей спасенного ею индуса «с того берега» (Риши Капур). Как и многие ранешние киноленты Капура, этот кинофильм снимался по сценарию Ходжи Ахмада Аббаса. Считается, что этой картиной Капур желал не только лишь сказать веское слово в защиту культурно-исторического единства Индийского субконтинента, объединяющего сегодняшние Пакистан, Индию и Бангладеш, да и вспомнить свою малую родину, Пешавар, сейчас находящуюся на местности Пакистана.

Как настоящий величавый живописец, Радж Капур погиб, продолжая работать. Его творческий потенциал далековато не был исчерпан. Он погиб от осложнений, связанных с астмой, в Разделяй, через месяц после вручения ему Президентом Индии премии Дадасахеба Фальке, присуждаемой наилучшим кинематографистам Индии. Погибель Капура в 1988 году была воспринята в Индии как государственная катастрофа.

Потомки

Радж Капур, наряду со своими братьями Шаши и Шамми, представляет собой 2-ое поколение актерской династии Капур. Трое его отпрыской (Рандхир, Риши, Раджив) также стали актерами. Больший фуррор выпал на долю среднего из братьев — Риши Капура, блиставшего в романтических ролях, а сейчас известного соответствующими ролями. Правнучками основоположника династии Капуров — Притхвираджа Капура (1906—1972) и внучками Раджа Капура являются современные индийские киноактрисы Каришма и Карина Капур, дочери Рандхира Капура. С 2008 года собственный путь в промышленности кино начал отпрыск Риши Капура — Ранбир Капур. Его актерский послужной перечень насчитывает два 10-ка кинофильмов. Отмеченное критиками и зрителями прекрасное выполнение основных ролей в фильмах «Рокзвезда»(2011) и «Барфи» (2012) является признаком того, что Ранбир Капур будет последующей суперзвездой Болливуда. Другой внук Раджа Капура — Никхил Нанда — индустриалист, управляющий большой промышленной компании в Разделяй. Он женат на дочери актера Амитабха Баччана. Один из младших внуков Раджа Капура, Арман Джайн, дебютирует в кино в этом году.

Популярность

Радж Капур — один из самых фаворитных актеров за всю историю кино. Он получил признание как критиков, так и обычных людей. Но если критики, историки кино и искусствоведы больше интересуются режиссёрскими работами Капура, то «простые люди» помнят и обожают его сначала как актера, при этом часто как актера 1-го вида — вида «Бродяги». Конкретно с образом «Бродяги» ассоциируется Радж Капур в сознании миллионов. На родине, в Индии, Радж был и остается культовой фигурой, имеет неописуемое число наград, признан «шоуменом тысячелетия» и почитается как один из «пионеров» и классиков индийского кино эры его Золотого Века. Вместе с такими актерами, как Мэрилин Монро, Вивьен Ли, Джеймс Дин, и др., является поп-иконой собственного времени. В пятидесятые годы в СССР, как и в неких странах Восточной Европы, в Китае и на Ближнем Востоке, Радж Капур, как и Наргис, обрел необычную популярность. Общенародная любовь к Капуру обрела нрав «капуромании». Обширно известен случай, когда в Москве фанаты Капура пронесли его автомобиль на руках от кинозала до гостиницы. Его индивидуальная известность содействовала чрезвычайному росту популярности индийского кино в СССР. На его фильмах были аншлаги, фанаты осаждали кинозалы, на «Бродягу», а потом на «Господина 420» нереально было достать билеты даже при повторных прокатах.

Заслуги

представлен неполный перечень наград

Filmfare Awards:

  • 1959 — за наилучшую мужскую роль — «Простофиля»
  • 1960 — за наилучшую мужскую роль — «В стране, где течет Ганг»
  • 1964 — за наилучшую режиссуру — «Сангам»
  • 1970 — за наилучшую режиссуру — «Моё имя — клоун»
  • 1982 — за наилучшую режиссуру — «Любовный недуг»
  • 1982 — за наилучший кинофильм — «Любовный недуг»
  • 1985 — за наилучший кинофильм — «Ганг, твои воды замутились»
  • 1985 — за наилучшую режиссуру — «Ганг, твои воды замутились»

Государственная кинопремия (Индия):

  • 1955 — за наилучший кинофильм на хинди — «Государь 420»
  • 1960 — за наилучший кинофильм на хинди — «В стране, где течет Ганг»

Премия ассоциации бенгальских журналистов:

  • 1964 — за наилучшую режиссуру — «Сангам»
  • 1964 — за наилучший индийский кинофильм — «Сангам»
  • 1964 — за наилучший установка — «Сангам»
  • 1967 — за наилучшую мужскую роль — «Третья клятва»
  • 1971 — за наилучшую мужскую роль — «Моё имя — клоун»
  • 1971 — за наилучшую режиссуру — «Моё имя — клоун»

Муниципальные заслуги:

  • 1971 — Падма Бхушан
  • 1987 — Премия имени Дадасахеба Фальке

Международные премии:

  • 1957 — Хрустальный глобус на кинофестивале в Карловых Варах — «Бодрствуйте!»

Фильмография

Актёр

  • 1935: Inquilab
  • 1943: Gauri
  • 1943: Hamari Baat
  • 1946: Valmiki
  • 1947: Chittor Vijay
  • 1947: Dil-Ki-Rani
  • 1947: Jail Yatra
  • 1947: Neel Kamal
  • 1948: Amar Prem
  • 1948: Gopinath
  • 1948: Aag
  • 1949: Сезон дождиков / Barsaat
  • 1949: Andaz
  • 1949: Parivartan
  • 1949: Sunehre Din
  • 1950: Banwra
  • 1950: Bawre Nain
  • 1950: Dastan
  • 1950: Pyaar
  • 1950: Jan Pahchan
  • 1950: Sargam
  • 1951: Бродяга / Awaara
  • 1952: Ashiana
  • 1952: Anhonee
  • 1952: Amber
  • 1952: Bewafa
  • 1953: Aah Дыхание любви
  • 1953: Dhoon
  • 1953: Paapi
  • 1955: Государь 420 / Shree 420
  • 1956: Тайком от всех / Chori Chori
  • 1956: Бодрствуйте! / Jagte Raho!
  • 1957: Sharada
  • 1958: Parvarish
  • 1958: Phil Subha Hogi
  • 1959: Anari
  • 1959: Char Dil Char Raahein
  • 1959: Kanhaiya
  • 1959: Игры судьбы / Main Nashe Men Hoon
  • 1960: Chhalia
  • 1960: Jis Desh Men Ganga Behti Hai
  • 1960: Shriman Satyawadi
  • 1961: Nazrana
  • 1962: Aashiq
  • 1963: Dil Hi To Hai
  • 1963: Ek Dil Sau Afsane
  • 1964: Сангам / Sangam
  • 1964: Dulha Dulhan
  • 1966: 3-я клятва / Teesri Kasam
  • 1967: Diwana
  • 1967: Вокруг света / Around the World
  • 1968: Торговец мечты / Sapnon Ka Saudagar
  • 1970: Мое имя Клоун / Mera Naam Joker
  • 1971: Kal Aaj Aur Kal
  • 1973: Mera Desh Mera Dharam
  • 1975: Do Jasoos
  • 1975: Перехитрить судьбу / Dharam Karam
  • 1976: Khaan Dost
  • 1977: Chandi Sona
  • 1978: Naukri
  • 1978: Правда, любовь и краса / Satyam Shivam Sundaram
  • 1980: Abdullah
  • 1982: Vakil Babu
  • 1982: Gopichand Jasoos
  • 1984: Kim

Играет себя самого

  • 1954: Чистильщики обуви / Boot Polish
  • 1959: Do Ustad
  • 1981: Судьба / Naseeb
  • 1987: Радж Капур (кинофильм)
  • 1989: Eeshwar

Сценарист

  • 1985: Ганг, твои воды замутились / Ram Teri Ganga Maili

Режиссёр

  • 1948: Aag
  • 1949: Сезон дождиков / Barsaat
  • 1951: Бродяга / Awaara
  • 1955: Государь 420 / Shree 420
  • 1964: Сангам / Sangam
  • 1970: Моё имя Клоун / Mera Naam Joker
  • 1973: Бобби / Bobby
  • 1978: Правда, любовь и краса / Satyam Shivam Sundaram
  • 1982: Любовный недуг / Prem Rog
  • 1985: Ганг, твои воды замутились / Ram Teri Ganga Maili

Продюсер:

  • 1948: Aag
  • 1949: Сезон дождиков / Barsaat
  • 1951: Бродяга / Awaara
  • 1953: Aah
  • 1954: Чистильщики обуви / Boot Polish
  • 1955: Государь 420 / Shree 420
  • 1956: Бодрствуйте! / Jagte Raho!
  • 1957: Ab Dilli Dur Nahin
  • 1960: Jis Desh Men Ganga Behti Hai
  • 1964: Сангам / Sangam
  • 1970: Мое имя Клоун / Mera Naam Joker
  • 1971: Kal Aaj Aur Kal
  • 1973: Бобби / Bobby
  • 1975: Перехитрить судьбу / Dharam Karam
  • 1978: Правда, любовь и краса / Satyam Shivam Sundaram
  • 1981: Biwi-O-Biwi
  • 1982: Любовный недуг / Prem Rog

Прочитано 1045 раз
Другие материалы в этой категории: « Капур Ранбир Капур Притхвирадж »