Содержание
- 1 Биография
- 2 Творчество
- 2.1 Актёрские работы в театре
- 2.2 Фильмография
- 3 Примечания
- 4 Литература
Биография
Эккерхард Шалль родился в Магдебурге, после 2-ой мировой войны вошедшем в состав ГДР. Ещё в школьные годы Шалль увлёкся театром и в 1946—1948 годах обучался в театральной студии в родном городке. В 1947 году дебютировал на сцене; в 1948—1951 годах был актёром Драматического театра во Франкфурте-на-Одере.
В 1952 году Шалль навечно связал свою судьбу с театром «Берлинер ансамбль». В том же году был введён на роль Эйлифа в знаменитом спектакле «Мама Кураж и её детки» Бертольта Брехта и Эриха Энгеля. В этой роли в особенности запомнился столичным и ленинградским театралам во время гастролей «Берлинер ансамбль» в СССР в 1957 году — критики тщательно обрисовывали его воинственный танец, ставший одной из кульминаций спектакля. «Он несется в своём танце, — писал Ю. Юзовский, — сумасшедший, безудержный, он и по правде кажется несколько помешанным (и, пожалуй, это ему необходимо, чтоб выдержать давление собственной кровавой миссии), — несётся бездушная машина войны, „мясорубка“ войны… И зритель уже полон захватывающих его ассоциаций — да, по правде, это олицетворённая в одной фигуре военщина, да ещё особая, немецкая, прусская, пруссаческая…»
Широкую известность Эккерхарду Шаллю принесла роль Артуро Уи в спекатакле, поставленном в 1959 году Манфредом Веквертом и Петером Паличем и удостоенном в том же году Государственной премии ГДР. С сих пор Шалль был одним из ведущих актёров «Берлинер ансамбль»; посреди наилучших его ролей — Кориолан в одноимённой катастрофы У. Шекспира, Роберт Оппенгеймер в «Деле Оппенгеймера» Х. Кипхардта, Галилей в «Жизни Галилея» Б. Брехта. В 1968 году «Берлинер ансамбль» привозил на гастроли в СССР «Карьеру Артуро Уи» и «Кориолана»; на русской сцене в то время уже существовал собственный искрометный Артуро Уи — Евгений Лебедев, и Шалль в этой роли уверил не всех. По поводу же его Кориолана, Павел Марков отмечал, что Шалль пользуется приёмом «очуждения» почаще, чем его партнёрша по спектаклю Лена Вайгель: «Его больше тянет поглядеть на образ вроде бы со стороны, но это рвение не мешает ему схватить самое зерно вида. Он не только лишь дает „портрет“ Кориолана в самых различных ракурсах, демонстрируя его с различных точек зрения и в различных позициях, он открывает сразу зазорную биографию человека…».
В синематографе Шалль дебютировал ещё в 1957 году, но, снявшись в течение 2-ух лет в 5 фильмах, в предстоящем снимался очень изредка, отдавая предпочтение театру. Но многие спектакли «Берлинер ансамбль» с его ролью, начиная с «Мамаши Кураж», были увековечены на киноплёнке.
В 1974 году Шалль дебютировал в качестве режиссёра, поставив в «Берлинер ансамбль» раннюю пьесу Брехта «Жизнь Эдуарда II Английского». В 1977 году, когда театр в качестве интенданта возглавил Векверт, Шалль стал заместителем интенданта. В 1991 году, в связи с переменами, произошедшими в стране и в театре (принужденной отставкой Векверта), Шалль удалился в личную жизнь, занялся литературным трудом, временами выступал с литературными программками.
Эккехард Шалль был женат на дочери Брехта и Лены Вайгель Барбаре Брехт, актрисе (выступала под сценическим псевдонимом Барбара Берг) и художнике по костюмчикам. Из 2-ух дочерей, родившихся в браке, старшая, Йоханна Шалль, стала актрисой, младшая, Йенни Шалль, художником по костюмчикам.
Актёр погиб в Буккове под Бранденбургом, где жил в последние годы, и был похоронен на Доротеенштадтском кладбище в Берлине.
Творчество
Актёрские работы в театре
- 1952 — «Мама Кураж и её малыши» Б. Брехта. Постановка Б. Брехта и Э. Энгеля — Эйлиф
- 1952 — «Винтовки Тересы Каррар» Б. Брехта. Постановка Эгона Монка — Хозе
- 1955 — «Зимняя битва» И. Бехера. Постановка Б. Брехта и М. Векверта — Хёрдер
- 1959 — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта. Постановка М. Векверта и П. Палича — Артуро Уи
- 1960 — «Фрау Флинц» (Frau Flinz) Х. Байерля. Постановка М. Векверта и П. Палича — Готлиб
- 1962 — «Дни Коммуны» Б. Брехта. Постановка М. Векверта и Й. Теншерта -
- 1964 — «Кориолан» У. Шекспира. Постановка М. Векверта и Й. Теншерта — Кориолан
- 1965 — «Дело Оппенгеймера» (In der Sache J. Robert Oppenheimer) Х. Кипхардта. Постановка М. Векверта — Оппенгеймер
- 1967 — «Сны Симоны Машар» Б. Брехта. Постановка М. Карге и М. Лангхофа
- 1971 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта. Постановка Фритца Бенневитца.
- 1978 — «Галилео Галилей», на базе «датской» редакции «Жизни Галилея» Б. Брехта. Постановка М. Векверта и Й. Теншерта — Галилей
- 1978 — «Великий мир» (Großer Frieden) И. Бехера. Постановка М. Векверта и Й. Теншерта
- 1981 — «Турандот, либо Конгресс обелителей» Б. Брехта. Постановка М. Векверта и Й. Теншерта
- 1985 — «Троил и Крессида» У. Шекспира. Постановка М. Векверта
- 1987 — «Закат эгоиста Фатцера» (Der Untergang des Egoisten Fatzer) Б. Брехта в редакции Х. Мюллера. Постановка М. Векверта — Фатцер
Фильмография
- 1962 — Иосиф и его братья / Josef und alle seine Brüder (телевизионный кинофильм) — Иосиф
- 1962 — Затворники Альтоны — Актёр
- 1965 — Волк посреди волков / Wolf unter Wölfen — Динер Редер
- 1976 — В пыли звёзд — Шеф
- 1983 — Вагнер / Wagner (сериал) — Лист