Содержание
- 1 Биография
- 2 Фильмография
- 3 Литература
- 4 Ссылки
Биография
Отпрыск дюссельдорфского бизнесмена, Хельмут Койтнер обучался в Мюнхене. В 1931—1935 годах Койтнер состоял в труппе кабаре «Палач». В 1936—1939 годах служил в Лейпцигском драматическом театре актёром и режиссёром. Карьера кинорежиссёра началась с кинофильма «Китти и интернациональная конференция», хотя опыт в кино Койтнер уже приобрёл в качестве сценариста в кинофильме «Крейсер „Эмден“».
Койтнер не участвовал в движении Сопротивления, но в нацистской Германии проявлял определённую независимость в своём творчестве. Кинофильм «Китти и интернациональная конференция» был обвинён национал-социалистической цензурой в пробританской направленности и запрещён. Киноленты «Улица Большая Свобода, 7» и «Под мостами» подчёркивали особенность и резко контрастировали с нацистским миропониманием. Киноленты «Платье делает людей» и «Романс в миноре» также не соответствовали эталонам национал-социалистического синематографа.
1-ый послевоенный кинофильм Койтнера «В те дни» повествовал о послевоенной реальности. В 1954 году Койтнер выступил режиссёром антимилитаристического кинофильма «Последний мост», завоевавший приз Каннского кинофестиваля. Славу режиссёра Койтнеру также обеспечили киноленты «Людвиг II: Сияние и падение короля», также экранизации произведений Карла Цукмайера «Генерал дьявола» с Курдом Юргенсом в главной роли и «Капитан из Кёпеника» с Хайнцем Рюманом в главной роли, также «Шиндерханнес» вновь с Курдом Юргенсом. В 1959 году в США Койтнер снял Чарльза Коберна и Сандру Ди в кинофильме «Незнакомец в моих руках». После возникновения Оберхаузенского манифеста 1962 года, в каком о для себя как о новеньком стиле заявило Новое германское кино, Койтнер дистанцировался от синематографа. Койтнер стал продюсировать на телевидении, временами снимался сам и работал режиссёром в театре. Хельмут Койтнер также работал на радио «Гамбург», где ставил аудиоспектакли.
В 1934 году Хельмут Койтнер женился на актрисе Эрике Бальке, которая начиная с «Последнего моста» фактически во всех фильмах работала помощником режиссёра. Последние годы жизни тяжело нездоровой Койтнер провёл с женой в своём доме в Тоскане на севере провинции Сиена. Хельмут Койтнер похоронен на Целендорфском лесном кладбище в берлинском Целендорфе. С 1982 года в память о режиссёре в его родном городке Дюссельдорфе вручается Премия Хельмута Койтнера. Именованием Койтнера названы улицы в Эссене, Берлине и Мюнхене.
Фильмография
|
|
Литература
- Peter Cornelsen: Helmut Käutner. Seine Filme, sein Leben. München: Heyne 1980. (= Heyne Filmbibliothek. 27.) ISBN 3-453-86027-6.
- Wolfgang Jacobsen und Hans-Helmut Prinzler: Käutner. Berlin: Wiss.-Verl. Spiess 1992. (= Edition Filme. 8.) ISBN 3-89166-159-2.
- Thomas Koebner, Fabienne Liptay, Claudia Mehlinger und René Ruppert (Hrsg.): Helmut Käutner. München: edition text + kritik 2008. (= Film-Konzepte. 11.) ISBN 978-3-88377-943-0.
- Hans Dieter Schäfer: Moderne in Dritten Reich. Kultur der Intimität bei Oskar Loerke, Friedo Lampe und Helmut Käutner. Stuttgart: Franz Steiner Verlag 2003, ISBN 3-515-08432-0.
- Hans-Jürgen Tast: Helmut Käutner — Unter den Brücken. 1944/45. Schellerten: Kulleraugen 2007. (= Kulleraugen. 34.) ISBN 978-3-88842-033-7.
- Hans-Jürgen Tast: Helmut Käutner — In jenen Tagen. 1947. Schellerten: Kulleraugen 2007. (= Kulleraugen. 33.) ISBN 978-3-88842-034-4.