Воскресенье, 31 мая 2015 14:36

Евреинов Николай Николаевич

Автор 
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.сети
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация об актере

Имя актера на русском (кириллицей): Евреинов Николай Николаевич
Чем занимается (Род деятельности):

актёр ,театральный режиссёр

Когда родился (Дата рождения):

13 февраля 1879

Где родился (Место рождения):

Москва

Какое имеет гражданство:

Российская империя
СССР
Франция

Когда умер (Дата смерти):

7 сентября 1953 74 года

Где умер (Место смерти):

Париж

Отец:

Николай Васильевич

Кто мать (мама):

Валентина Петровна


Биография актера Евреинов, Николай Николаевич

Николай Николаевич Евре́инов (13 февраля 1879, Москва — 7 сентября 1953, Париж) — российский и французский режиссёр, драматург, теоретик и преобразователь театра, историк театрального искусства, философ и лицедей, музыкант, живописец и психолог.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
    • 2.1 Наша родина
      • 2.1.1 1-ые опыты
      • 2.1.2 Древний театр
        • 2.1.2.1 1-ый сезон (1907—1908)
        • 2.1.2.2 2-ой сезон (1911—1912)
      • 2.1.3 Театр В. Ф. Комиссаржевской
        • 2.1.3.1 Монодрама
      • 2.1.4 Весёлый театр для старых малышей
      • 2.1.5 «Кривое зеркало»
      • 2.1.6 Общество
      • 2.1.7 «Штурм Зимнего»
      • 2.1.8 «Самое главное»
      • 2.1.9 Последние пробы
    • 2.2 Эмиграция
      • 2.2.1 Масонство Н. Н. Евреинова
  • 3 Библиография
    • 3.1 Драматургия
    • 3.2 Другие сочинения
    • 3.3 Монографии
    • 3.4 Статьи
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Биография

Отец Николай Васильевич Евреинов — инженер путей сообщения, мама, Валентина Петровна — древнего французского рода, представителем которого в Рф был один из 2-ух отпрыской маркиза де Грандмезона, бежавших во время Величавой французской революции, Жан — российский офицер Иван Иванович Грандмезон, участник Российскей войны 1812 года, Бородинской битвы, — в отставку вышел в чине полковника, его супруга — Прасковья Николаевна Сафронова, отпрыск — доктор, потомственный дворянин Пётр Иванович Грандмезон (1819—1872) — дед Н. Н. Евреинова, унаследовавшего от мамы любовь к музыке и безудержную страсть к театру. Образ мыслей, самобытные мнения и довольно спорная, не всегда аксиоматичная система взглядов этого режиссёра, позволяют, все же, причислить его к тем, чьей волею в XX веке преобразился мировой театр.

Детские годы провел в неизменных разъездах по Рф (Дерпт, Псков, Москва, Екатеринослав), чему предпосылкой была служба отца. Много для приобщения к театральной жизни, как и его сверстнику-соратнику Борису Глаголину, в молодости отдал Псков, где семья Николая Васильевича Евреинова, возглавлявшего правление Псковско-Рыбинской стальной дороги, основалась сравнимо навечно.

Творчество

Когда я думаю о для себя, о собственной жизни, мне представляется оторванное скопление и его одинокий путь.

Оно далековато от земли, от людей, и вкупе с этим так близко и земле, и людям, ведь они его сделали! И правда, нередко, когда оно оранжево-знойное, красноватое, кажется, что испарения крови человеческой, пота и слёз человеческих образовали эту ужасную массу! — что насыщенная раздражением, вялостью и горем, она должна сломить кого-либо, убить, сделать ужасное. В другое же время — напротив! — оно будто бы из опалов, перламутра, из лунных камешков, ветреное, прекрасное, чуть-чуть забавное…

… Я всегда обожал дам: я люблю загадки. В 10 лет я уже был «cabalero». Псковские дамы казались мне принцессами. Глядеть на их царственным оком — я не знал тогда наилучшей забавы…

… Родных, знакомых, товарищей много, но из всех их совместно не выдавить и пол-друга!

— Из письма режиссёра Н. Н. Евреинова Г. В. Шварцу

Наша родина

1-ые опыты

Первую пьесу Николай Евреинов написал в семь лет. Любые домашние торжества обязательно сопровождались его постановками, которые, обычно, заканчивались слезами режиссёра — он вожделел, чтоб спектакль длился, и длился — вкупе с жизнью. В молодости он бежал с кочевыми актёрами, но был водворён… — в жизнь. И, кто знает, может, тогда в первый раз его посетила мысль о том, что «жизнь должна стать театром» — реальным воплощением известной шекспировской метафоры.

Творческое наследство Николая Николаевича Евреинова так велико, а сфера его деятельности настолько широка, что неважно какая попытка, даже в максимально сжатой форме, выложить более принципиальные их пункты, безизбежно ставит пишущего перед проблемой: предпочесть освещение его теории рассказу о поставленных им спектаклях (выделив самые значимые из их), либо, дав характеристику его постановкам и способам, к которым он прибегал, бросить без внимания 10-ки и сотки контактов с театральными деятелями, живописцами, актёрами, музыкантами, учёными, литераторами, антрепренёрами, философами и многими, многими другими, сократив его библиографию до перечня более важных публикаций. А ещё был Евреинов-художник, Евреинов-путешественник, Евреинов-музыкант, Евреинов-масон, Евреинов-«коллаборационист», «Оригинал о портретистах», «Нагота на сцене»… Словом, одно всегда будет во вред другому. И даже если «Старинный театр», «Кривое зеркало», «Привал комедиантов», «Кочевая собака» и т. д. могут быть выделены в отдельную тему, то главное, что отличает его от многих коллег по цеху, всё-таки безотступно просит довольно поочередного изложения, так как настоящая творческая биография Н. Н. Евреинова ещё ждёт собственного часа..

Н. А. Римский-Корсаков, Н. Евреинов и А. К. Глазунов. 1905 А. К. Шервашидзе. Николай Евреинов.
  • 1887—1892 — учёба в гимназиях Пскова и Москвы.
  • 1887 — 1-ая пьеса (пародийный домашний водевиль).
  • 1892 — поступает в Императорское училище правоведения, где играет в любительском театральном кружке, для которого пишет.
  • 1893 — написал и поставил одноактную пьесу «Репетиция» (не размещена) и оперу-буфф, арлекинаду «Сила чар» (утрачена; поставлена была вместе с Н. В. Карминым — будущим вдохновителем постановки «Вампуки»). В кружке же он сыграл Франца Мора (в «Разбойниках» И. Шилллера), Глумова («На всякого мудреца достаточно простоты» А. Н. Островского), Отпрыска (в комедии М. Н. Владыкина «Омут»).
  • Середина 1890-х — после развода родителей — принял сторону мамы, дела с папой фактически не поддерживал.
  • 1901 — окончание училища(с серебряной медалью; выпускное сочинение — реферат «История телесных наказаний в России»). Поступление вольнослушателем в Санкт-Петербургскую консерваторию, где его учителями были Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Написал историческую драму из «петровской эпохи» «Болваны, кумирские боги» — прототип его реконструктивных постановок «Старинного театра» (размещена в его книжке «Драматические сочинения»). Начал службу в Министерстве юстиции, а потом, в этом же году — в Министерстве путей сообщения (до 1914). Тогда же Н. Н. Евреинов под управлением А. И. Введенского начал учить в институте философию.
  • 1902 — написал комедию в трёх действиях «Фундамент счастья» (размещена также в 1912 году под заглавием «Счастливый гробовщик»).
  • 1905 — поставил свою одноактную комедию «Стёпик и Манюрочка» (1904) в Александринском театре (премьера — 22 декабря; Стёпик — П. М. Медведев, Манюрочка — В. В. Стрельская).
  • 30 января 1905 — комедия «Фундамент счастья» в «Новом театре» (театр Л. Б. Яворской) (Анастасия — Л. Б. Яворская, Чернушкин — И. Ф. Шмидт).
  • 16 декабря 1906 — в Театре Литературно-Художественного общества (Суворинском) идёт пьеса Н. Н. Евреинова «Красивый тиран. Последний акт драмы» (в 4-х действиях).
  • 27 января 1907 — «Бабушка», отрывок из жизни в одном действии Н. Н. Евреинова" — к 50-летию актёрской деятельности В. В. Стрельской, которая игралась «самоё себя».

Дебют Н. Н. Евреинова на большой сцене — одноактная пьеса для 2-ух действующих лиц «Стёпик и Манюрочка», в какой адюльтер представлен как выход из «серой сети будней», конечно, предполагал, если и не скандал, то приметную реакцию — это 1-ая пьеса Н. Н. Евреинова, в какой он манифестирует «трансформацию жизни», «театрализацию быта», тут выслеживается и воздействие О. Уайльда. В это время Н. Н. Евреинов ставит пьесы в Новеньком театре (Л. Б. Яворской), в каких участвует в качестве актёра, — в Малом театре (Суворинском). Выходит 1-й том его «Драматических сочинений», в который по определению создателя были включены его «литературно-драматические» пьесы. В числе их пацифистская драма «Война», комедия «Фундамент счастья» («эскиз» будущих монодрам Н. Н. Евреинова) и «Красивый деспот». Последнее произведение броско тем, что в нём уже дан определенный, приятный пример «театрализации»: главный герой завёл в своём поместье подобие быта начала XIX века, детально стилизовав усадьбу подходящим антуражем, в этом «театре для себя» он находит единственный смысл существования — «вопль об исчезающей красоте».

Порою мне думается, что не местный я, не теперешний, а тот, прошедший, что я запоздал родиться на целое столетие, что посреди других людей, в другой эре мне было бы превольней, веселее и, государь посреди господ, я не шлялся бы тогда кислым облаком, а услаждался бы земной красотой на земле, по-земному, услаждался бы стопроцентно, был бы счастливым…

И вот! Если бы не осталось грёз и искусства, я не знаю… Я погиб бы и не было бы излишнего облака, чтоб застить еще раз свет.

— Из письма режиссёра Н. Н. Евреинова Г. В. Шварцу

Древний театр Н. И. Бутковская и Н. Н. Евреинов. Кусок большой фото участников Древнего театра. Санкт-Петербург. 1907 М. А. Риглер и Б. Х. Кастальский. Пастурель «Игра о Рабэне и Марион» И. Я. Билибин. Набросок костюмчика Командора к драме Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна». Древний театр. 1911

Древний театр появился в Санкт-Петербурге по мысли Н. Н. Евреинова в конце 1907 года и окончил 1-ый сезон постом 1908 года (литургическая драма, миракль, моралите, пастурель, фарс), возродился в конце 1911 года (испанская драма эры расцвета). Из участников и управляющих этой непродолжительной, но оставившей приметный след в культурной жизни тех пор затеи, следует именовать заядлого театрала барона Н. В. Дризена (1-го из главных субсидентов), издательницу Н. И. Бутковскую, а в числе иных теоретиков, сначала, естественно, Е. В. Аничкова и К. М. Миклашевского.

Задачкам Древнего театра был посвящён доклад Н. Н. Евреинова, прочитанный 30 ноября 1907 года в Литературном кружке имени Я. П. Полонского. Евреинов выдвинул, а именно, принцип «изображать не изображаемых, а изображающих», «стремиться передать образ мистерии либо моралите через черты того учёного аббата либо почетного гражданина, который являлся носителем драматического искусства в ту эпоху». Публика была заинтригована очень. Евреинову удалось собрать вокруг собственного предприятия наилучшие юные силы, и уже один список служащих театра не позволяет запамятовать о нём в анналах российскей истории. Роль самого Н. Н. Евреинова выразилось последующим:

1-ый сезон (1907—1908)
  • «Три волхва» — сочинение Н. Н. Евреинова (реконструкция старогерманской полулитургической драмы XII века). Постановка А. А. Санина (обряд литургической драмы — М. Н. Бурнашева). Декорации Н. К. Рериха. — Как открывавшая «Старинный театр», постановка очень принципиальная. Спектакль широкого для камерного театра размаха — с органом, даже с церковным хором.
  • «Игра о Робэне и Марион» (фр. Jeu de Robin et Marion) — пастурель трувера XIII века Адама де ла Алля (фр. Adam de la Halle). Постановка Н. Н. Евринова. Оформление М. В. Добужинского. Для Евреинова пастурель была настоящей находкой. Он с удовольствием пичкал её различными театральностями, без утомились учил неискушённых артистов «по части манеры произносить слова, ходить, жестикулировать и мимировать». Не считая того, в соединении всех искусств в спектакле — декламации, музыки, пения и пляски — ему грезился любимый синтетический «театральный театр». Заложенное в «Игре о Робэне и Марион» Евреинов развил в «Кривом зеркале», весёлом театре «сатирических пародий и эксцентрического смеха».
  • «Ярмарка на индикт святого Дениса» («Уличный театр» — вида и забавы XIV века) — драматическая сюита Н. Н. Евреинова в его же постановке (по сообщениям приват-доцента Е. В. Аничкова и приват-доцента В. Ф. Шишмарёва). Оформление Е. Е. Лансере и А. Н. Бенуа. Постановка не была осуществлена.
2-ой сезон (1911—1912)
  • «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») — драма Лопе де Веги (сочинение, 1612—1613; издание, 1619. Перевод С. А. Юрьева). Постановка Н. Н. Евреинова. Декорации Н. К. Рериха. Костюмчики И. Я. Билибина (с учениками Вестфален, Завадовской и Коннель). Наилучшим из испанских спектаклей называли темпераментную и патетичную «Фуэнте Овехуну» Н. Н. Евреинова, в чьей экспрессивной сценографии действие проходило на площади городка, фоном чему служил горный пейзаж задника, без занавеса и рампы, и где как будто в вихре кружились актёры массовых картин, подчинённых, но, серьезному ритму, свиваясь и развиваясь колоритными, выразительными группами. Но раздвигался занавес в глубине, и перед царской четой, бездвижно восседавшей на креслах, одномоментно и покорливо склонялись бунтовщики, как слову Божию внимавшие Королю. Органичная стыковка разнородных сцен при общих исполнителях передавала броский испанский спектр.
  • «Два болтуна» — интермедия Мигеля Сервантеса (авторство под вопросом, 1-ая публикация относится к 1617 году). При всей собственной комичности и внятности сюжета эта миниатюра может смело претендовать на роль 1-го из первых опытов театра бреда. Потом, в 1933 году в Париже, Н. Н. Евреинов повторил постановку в «Весёлой сцене».

В 3-ем сезоне режиссёр не участвовал — третьего сезона не было… (см. об этом в статье о Древнем театре).

  • Весна 1908 — «Орлеанская дева» Ф. Шиллера в постановке Н. Н. Евреинова, с Б. С. Глаголиным в роли Иоанны, идёт в Театре Литературно-художественного общества (приятельство суворинских артистов, возникшее на сезон 1908 года). Своё постановочное решение режиссёр толковал в духе Древнего театра, как попытку вернуть нрав спектаклей времён Ф. Шиллера.
  • 2 сентября 1908 — пьеса «Такая женщина» («Катар души»). Драматический феномен в 1 действии Н. Н. Евреинова (1906). Постановка Б. Глаголина. Театр Литературно-художественного общества. Современная содержанка обеспеченного аристократа гибнет от скукотищи, а тот, потакая прихотям, окружает её сказочной роскошью, дарует одетого в военную форму 5-килограммового лилипута из паноптикума. Содержанка убивает Его Светлость. Спектакль, оформленный в стиле О. Бердслея, с актёрами-декламаторами в костюмчиках XVIII века, провалился. Создатель пьесы предоставил право принимать «поздравления» режиссёру-постановщику.

В перерыве меж сезонами Древнего театра Н. Н. Евреинов — режиссёр-постановщик Артистичного кружка баронессы И. А. Будберг (1909). Тут он поставил «Кандида» Вольтера и «Снег» (1903) Пшибышевского.

В сезон 1908/1909 был приглашён в театр на Офицерской к В. Ф. Комиссаржевской на должность режиссёра. Не следует переоценивать этого набольшого периода ни для театра, ни для творческой биографии Н. Н. Евреиноваа, но сотрудничество это явилось принципиальным шагом в самосознании режиссёра, с молодых лет собственных с пиететом относившегося к актрисе. Приемущественно из-за «Игры о Робэне и Марион» очарованная пастурелью В. Ф. Комиссаржевская пригласила Евреинова в собственный театр после отставки В. Э. Мейерхольда.

Театр В. Ф. Комиссаржевской Н. Евреинов. «Представление любви». Заставка Е. П. Ващенко. 1910
  • 4 сентября 1908 — «Франческа да Римини» Г. Д’Аннунцио (перевод В. Брюсова и Вяч. Иванова, живописец М. В. Добужинский) в постановке Н. Н. Евреинова в первый раз показана во время столичных гастролей Драматического театра. Спектакль фуррора не имел.
Монодрама

В спектакле «Франческа да Римини» Н. Евреинов в первый раз применил в режиссёрской работе «принцип монодрамы», показав действия, как будто проецируемые через сознание главной героини. Теория монодрамы как драматического представления, которое преподносит мир вокруг нас таким, каким он воспринимается действующим лицом «в хоть какой момент его сценического бытия», и принуждает каждого из зрителей стать в положение этого лица, «зажить его жизнью», оформилась у Н. Н. Евреинова к 1908 году. Монодрама как пьеса «от первого лица», как драма, утратившая свою «объективность» («только личное, искажённое» зрение представляет ценность для современного театра), в первый раз реализована в «Представлении любви» (в 1-й книжке «Студия импрессионистов», СПб, 1910).

  • 27 октября 1908 — генеральная репетиция «Саломеи» О. Уайльда (перевод М. Ф. Ликиардопуло, режиссёр Н. Н. Евреинов, живописец Н. К. Калмаков).
Н. Евреинов. Набросок Н. К. Калмакова Н. Калмаков. «Саломея». 1908

Будучи в экстазе от «удивительного», «единственного в своём роде», как он называл Калмакова в собственной статье «Художники театра В. Ф. Комиссаржевской» Евреинов, по-видимому, и пригласил его в «Старинный театр». Это был также мастер круга «Мира искусства», но с несколько запоздалыми реминисценциями О. Бердслея… В спектакле «Старинного театра» они, правда, не были настолько осязаемы, как в цикле пряно-гротесковых театральных эскизов «Саломеи» О. Уайльда либо «Чёрной маски» Л. Андреева, исполненных посреди 1908/1909 г. для театра В. Ф. Комиссаржевской..

  • 28 октября 1908 — за несколько часов до спектакля было запрещено представление пьесы О. Уайльда «Саломея» (разрешённое драматической цензурой) на том основании, что сюжетом пьесы являются евангелические действия. Не посодействовало и переименование пьесы в «Царевну».
  • 8 января 1909 — «Ванька-ключник и паж Жеан», драма в 12 двойных карт Фёдорвея Сологуба. Режиссёр Н. Н. Евреинов. Живописец К. И. Евсеев. Потом переботанная Ф. К. Сологубом пьеса будет поставлена Н. Н. Евреиновым в «Кривом зеркале».

Инфернально-саркастическая с включением фольклорных частей проза Ф. К. Сологуба, как и балансирующее на грани с непристойностью, но владеющее, вобщем, драматичностью и чарующей красотой искусство Н. К. Калмакова закономерно были близки Н. Н. Евреинову, тяготевшему в собственных пристрастиях этой поры к творчеству Ш. Бодлера, О. Уайльда и Ф. Ропса. А развитие данного вектора эстетики предназначают тенденции, царящие в умонастроениях общества, к которому она обращена, — его запросы и вкусы, его состояние в целом. В это время особенной популярностью воспользовался, к примеру, вульгарный жанр Grand Guignol (фр. театр ужасов) — публика валом валила на спектакли, создатели которых не ставили никаких задач, не считая как испугать неприхотливых и впечатлительных обывателей душещипательными натуралистичными сценами. Критик недоумевает: «Русский „Grand Guignol“, по-видимому, отвечает какому-то спросу, по последней мере, спектакли этого театра сильных чувств постоянно завлекают много публики». Но не следует притом забывать, что Н. Н. Евреинов был сначала экспериментатором, первопроходчиком, его тянула возможность «проверить в деле» свои теоретические выводы, потому он не гнушался никакими средствами, да и «не задирал брезгливо подол» в достижении выразительности — он познавал пределы вероятного в искусстве театра.

Весёлый театр для старых деток

Величавым постом 1909 года театр В. Ф. Комиссаржевской уехал на гастроли. В Петербурге остались Ф. Ф. Комиссаржевский, Н. Н. Евреинов и часть труппы. В их распоряжении оказалась отлично оборудованная сцена и масса свободного времени. «Весёлый театр» просуществовал недолго — до конца озари такого же года. Не считая актёров театра В. Ф. Комиссаржевской, труппу кабаре составили некие «кривозеркальцы». К началу сезона они все разошлись по своим театрам. Через год «Весёлый театр» попробовали было открыть опять и даже в Театральном клубе дали несколько представлений. Но из возобновления ничего не вышло. И дело скоро развалилось.

Н. Евреинов. Шарж Ре-Ми (Н. В. Ремизова)

Кабаре осилило всего две программки. Н. Н. Евреинов убеждал, что ни о каких художественных заданиях не помышляли — просто «решили летом подзаработать». Репертуар был очень оригинален. Н. Евреинов поставил тут собственный трагифарс «Весёлая смерть», пьесы Козьмы Пруткова «Черепослов, сиречь френолог» и «Фантазию», Ф. Комиссаржевский — кукольную комедию П. Ронсона «Лилия долины», оперу Д. Перголези «Служанка госпожа» и оперетту В. Зуппе «Прекрасная Галатея».

«Кривое зеркало»

Сначала сентября 1910 года Евреинов был приглашён на должность головного режиссёра «Кривого зеркала»; 15 сентября такого же года начались репетиции под его управлением.

1-ая программка «Кривого зеркала» была связана с именованием Евреинова — в неё включили пародию на кусок только-только нелегальной «Царевны». Н. Н. Евреинов обожал озорство, розыгрыши, ценил смешные рассказы, уважал людей умеющих их говорить. Это сближало его, к примеру, с А. Глазуновым, К. Миклашевским. Отдельные письма последнего не содержат ничего, не считая свежайшего смешного рассказа, Евреинов отвечал ему этим же. Нареченный кусок, «Танец 7 покрывал» («Саломея» — в «Кривом зеркале») в выполнении Т. Пуни, заканчивался несением гробовидного сундука с табличкой: «Осторожно, Оскар Уайльд!»

С 1910-го по 1916-й год он драматург, режиссёр, художественный управляющий, композитор и живописец «Кривого зеркала», где поставил за этот период около 100 спектаклей.

11 ноября 1912 А. А. Блок записал в дневнике: «Вечером пошёл в „Искривленное зеркало“, где лицезрел умопомрачительно профессиональные непристойности и святотатства г. Евреинова. Яркий пример того, как может быть вредоносен талант. Ничем неприкрытый цинизм некий нагой души» (Цитируется по Ю. Анненкову).

Общество

Кроме активного и многобразного сотрудничества в границах интересов, имеющих отношение конкретно к всепоглощающему театру (в том числе «Бродячая собака», «Привал комедиантов», основанные при конкретном его участии — соответственно в 1912 и 1916 годах, и другие объединения), творческая жизнь Н. Н. Евреинова со всей ясностью показывает потребность в насыщенной публичной деятельности, присущность этому культуртрегеру духа коллективизма.

  • 1911 — Н. Н. Евреинов один из членов-учредителей Общества одного искусства, предполагавшегося к образованию инициативой Н. И. Кульбина, композитора А. Н. Дроздова и юриста М. Г. Сыркина, также архитекторов Л. А. Ильина, В. С. Карповича и Н. М. Проскурина. Целью общество ставило «объединение всех форм искусства, искание и последовательное проведение в жизнь начал красоты», предполагались «чтения, беседы, общественные лекции, спектакли, музыкальные, литературные и художественные вечера, концерты, балы, курсы, конкурсы, музеи, выставки, особые библиотеки, оркестры, хоры, группы оперных драматических, оперных и балетных артистов, студии»; предполагалось «также устраивать свои помещения, буфеты, столовые, клубы и т. д.».
  • 1914 — в бюро Общества деятелей повторяющейся печати и литературы, существовавшего с 1907 по 1917 год, и объединявшего около 700 членов, которое было на самом деле проф союзом творческих деятелей Москвы, Санкт-Петербурга и губерний Рф. В правлении общества и его членами в различное время были также Ю. А. Бунин, председатель Первой Гос думы С. А. Муромцев (председатель суда чести общества), Б. К. Зайцев (с 1907), И. Х. Озеров, В. М. Фриче, А. А. Титов, Дон-Аминадо и многие другие. При обществе действовала Чеховская комиссия.
  • 1915−1917 — Общество возрождения художественной Руси. Н. Н. Евреинов в числе шестидесяти четырёх учредителей, посреди которых И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, Б. В. Зворыкин, А. И. Менделеева, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих, С. Ю. Судейкин, А. В. Щусев, А. М. Ремизов, А. В. Кривошеин, М. С. Путятин, архиепископы Серафим Тверской и Арсений Новгородский, ректор Духовной академии А. А. Бобринский и др. Общество имело широчайшую просветительскую и исследовательскую программку.
  • «Треугольник»

Много позднее, уже в эмиграции, Н. Н. Евреинов, бежавший из русской Рф, в одном из собственных масонских докладов (масонство, как и для многих его сограждан, станет для него эквивалентом в значимой степени утраченных корпоративных коммуникаций), подтверждая эту свою потребность в коллективизме, ничтоже сумняша произнесет последующее, вспоминая работу над постановкой «Взятия Зимнего дворца»:

Я..., обратился, прямо за уполномоченным русской власти, к четырёмстам военным комиссарам, излагая собственный план постановки и требуемое от руководимых ими воинских частей театрально-боевое роль. Я никогда не принадлежал к коммунистической партии, наслаждаясь положением «сочувствующий», но в этот момент общения с избранными представителями, равно, как тогда и, когда мы покидали с ними, дружною толпою, Георгиевский зал Зимнего дворца, я ощутил такое сладостное чувство слитности с моими товарищами, какое подняло чувство людской солидарности до высот, на которых замирают уже эгоистические интересы. Н. Н. Евреинов. О любви к населению земли.
  • С 1914 по 1916 живойёт в Финляндии у Ю. П. Анненкова (сейчас Репино (Санкт-Петербург). Воспринимал активное роль в публичной театрально-народной жизни посёлка. Сотрудничал с Чуковским в его рукописном альманахе «Чукоккала».
  • Поздней осенью 1917 года уезжает из Петрогада.
  • В театре Свободной комедии поставил пьесу Л. Никулина и М. Рейснера «Небесная механика». Создатель музыки к спектаклю Л. Никулина «Тут и там» (1920).
«Штурм Зимнего»

Одним из самых ярчайших и, непременно, самым массовым и масштабным опытом в творческой биографии Н. Н. Еврениова явилось управление постановкой «Взятия Зимнего дворца» — кульминационного эпизода октябрьской революции, в третью её годовщину (7 ноября 1920 года). Более подробное описание истории постановки и самого этого представления отдал другой их участник Юрий Анненков (многие годы — друг и сотрудник драматурга) во 2-м томе собственных «Дневников».

Одним из инициаторов этого потрясающего спектакля был пианист и композитор, служащий политуправления Петроградского военного окрестность Дмитрий Темкин (потом узнаваемый южноамериканский кинокомпозитор, лауреат 4-х «Оскаров»).

Размеры «сценической площадки», которой явилась вся Дворцовая площадь (в то время уже носившая имя Урицкого — до 1944 года), обуславливали коллективность режиссуры: главный режиссёр — Николай Евреинов, его помощники-постановщики — А. Кугель, А. Петров, Г. Державин и Ю. Анненков (кроме того — создатель декораций), вспомогательные функции (сценарные, костюмерные и т. д.) делали многие другие. Зрелище упоминается в почти всех изданиях, посвящённых истории современного театра. Число участников представления в различных источниках указывается различное, по словам Ю. Анненкова, «действующих лиц было около 8000… (оркестр в 500 человек)».

Представление это знаменовало собой верхушку (в смысле размеров и количества привлечённых исполнителей) и начало заката карьеры Н. Н. Евреинова в Рф.

Кадры, на которых запечатлены эпизоды этого спектакля явились образным базисом «революционной мифологии», в протяжении десятилетий эксплуатировавшимся идеологами, и заставлявшим веровать в их достоверность, по последней мере, огромную часть представителей практически трёх поколений русских людей.

«Самое главное»

Самое главное. Для кого комедия, а для кого и драма, в 4-х действиях — премьера 20 февраля 1921 года в Петрограде в театре «Вольная комедия».

В произведении релизована значимая часть теоретических положений Н. Н. Евреинова, откристализовавшихся за 15 лет, фрагментарно воплощённых в опытах, начиная с «Красивого деспота» 1905 года. Вобрав главные программные принципы «Театра для себя» и «Театра как такового», эта пьеса — типичный результат и испытание их необходимости и жизнеспособности. На фоне массового коллективного монументального зрелищного творчества в духе героико-эпического «вагнерианства», которое декларировал театр «победившей революции», и дань которому режиссёром была отдана постановкой массового действа на Дворцовой, формально главные задачки Н. Н. Евреинова стают камерными тестами персональной проекции. Но к решению их он двигался довольно прагматично, и усешно приспосабливал к требованиям времени. Идеи свои он без напряжения адаптирует к «утилитарным» потребностям «общей пользы» средством включения приёмов наряду с написанием пьесы разработанной им методики театротерапии, призванной сценическими средствами врачевать зрителей.

Этой пьесе поистине предначертано было стать самой главной в жизни Н. Н. Евреинова. Под наименованиями «Маскарад жизни», «Доктор Фреголи», и, в конце концов, «Комедия счастья» она переведена практически на все европейские языки, шла и временами возобновляется в постановках фактически всх государств Европы, в США, Латинской Америки, Стране восходящего солнца. Ставили её Театр Польски (Варшава, 1922), Государственный театр (Белград, 1924), Гилд Театр (New-york, конец марта-апрель 1926 — 40 спектаклей), театры Луиджи Пиранделло и «Ателье» Шарля Дюллена (1926, тут, в Париже, эта пьеса шла около 250 раз), Бургтеатр (Вена, 1927),. Царский Фламандский театр (Антверпен, 1930) и многие другие.

Последние пробы

Моё творчество — игра облака. Я знаю, вчера, сейчас и завтра — все различные формы.

… Разве творчество должно быть постоянно схожим?! Я проявляю собственный творческий дух и так, и сяк, как мне на́ руку! Естественно, странноватое скопление, оно так нередко меняет виды, так стремительно несётся куда-то, несётся беспрестанно в новеньком направлении, беспрестанно играя красками, формами, без заботы, какие это краски и какие формы… Ну да! Оно отыскивает чего-то!

… Бледное оторванное скопление! Может быть, в конце концов и я люблю так театр оттого, что я скопление. Задумайтесь, сколько представлений на земле оно лицезреет издалече, не вмешиваясь в их, стороной, как реальный зритель! И с каких разных точек зрения лицезреет происходящее… Как привыкает к представлениям, как нуждается в их! А позже, естественно, играет видами, кого-либо поддразнивает, на что-то намекает, что-то представляет, манит куда-то… ведь представления не даются даром! Я это знаю и поэтому пишу пьесы — плачу за представления представлениями…

— Из письма режиссёра Н. Н. Евреинова Г. В. Шварцу


«Ленинград мы покинули поздно вечерком в субботу 30 января 1925 года».

Эмиграция

Масонство Н. Н. Евреинова

В определённом смысле, «театрализация по Н. Н. Евреинову» может быть понимаема как применение по отношению к ежедневной жизни системы «условных ролей», другими словами включение и преобразование всех проявлений бытия, в том числе и расставания с ним, в тот либо другой сценарный круг. Имеется только две версии способа корректной реализации реального плана: трансляция через наружный опыт («дать гласить „Другому“») либо воспроизводящая персонификация его («если „Другой“ мёртв») в купе с положительной рекомендацией и врачующим воздействием отстранённого восприятия общественного стресса.

На базе вышесказанного можно толковать увлечение масонством позднего Н. Н. Евреинова (2-ой половины эмигрантского периода творчества режиссёра); его активное роль в работе ряда российских и французских лож, сначала — «Юпитер» и «Великой Ложи Франции», где им было изготовлено несколько докладов, касающихся вопросов культурологической направленности, затрагивающих задачи этики и философии.

Следует напомнить, что российское масонство Франции 1930-х-1950-х годов, невзирая на достаточно импозантную представительность собственных рядов и довольно сложную структуру, было политически не очень влиятельным. В значимой степени для отдельных культурных групп российской эмиграции оно являлось связывающим инвентарем, способствовавшим самоидентификации и адаптации в критериях нарастающего разобщения и подозрительности, как следствий неизменных идейных и мировоззренческих разногласий, государственного беспочвия, сознательной и не полностью — причастности определённой части в различное время покинувших Россию к деятельности русских спецслужб. Тут корпоративность такового рода давала хоть и не очень действующий, но всё-таки — путь преодоления депрессии в критериях деформации и разрушения российского мифа.

В той обстановке, и по ряду обстоятельств личного нрава (о чём — ниже), масонство явилось единственной возможностью для «преображений» евреиновской театрализации.

Конкретно в этом плане он интересовался масонскими ритуалами и знаками как другими методами субъективации и социализации, с условной, театральной толикой субординации, которая подразумевается в системе масонских градусов, мастеров, гроссмейстеров и т. д., и полном идейном символизме.
...
В собственных «масонских» докладах он добавляет к преображению последующий шаг — «преобращение», как образ нового мифа — некоей общей, публичной маски, и отмечает преемство собственного энтузиазма к масонству с философией театра 20-х гг. И. Чубаров

А вот какую аллюзию и истолкование концепции Н. Н. Евреинова мы встречаем у писателя, «брата» Романа Гуля, который воспроизводит слова мировоззрение другого «брата», египтолога А. Н. Пьянкова:

Нередко человек идет в масонство, чтобы не быть обычным мещанином Иваном Ильичем, а стать некоторым «братом, охраняющим входы» либо «братом дародателем», и это льстит — чему? Его суетности. Наш «брат» Н. Н. Евреинов верно развивает теорию «театрализации жизни», так именуемого «театра для себя». «Театр для себя» живет в каждом. И вот, когда Иван Ильич преображается из обычного мещанина в «брата, охраняющего входы», он заходит уже в какую-то «роль». И «роль» эта ему нравится. Пусть экзистенциально он тот же Иван Ильич Перепелкин, но себе он уже «брат дародатель» либо «брат, охраняющий входы». И какие-то в миру именитые люди именуют его, обычного Ивана Ильича, своим «братом». Вот и начинается «театр для себя», которым Иван Ильич живет. При этом это еще прикрыто «тайной». А «тайна» — мощная вещь. «Тайна» — величавый мотор в человеке. Об этом умно гласит Зигмунд Фрейд. А все это вкупе, естественно, суета сует, которую любит конкретно «сатана».

Некие документы, свидетельствующие о масонской «карьере» Н. Н. Евреинова хранятся в фонде режиссёра в РГАЛИ. Кроме грамот посвящения, конкретно о развитии её гласит автограф Н. Н. последующего содержания:

Curriculum vitae . Н. Евреинова"
(род. 13 февр. 1878 г.)
Посв. в 1° — 15 мая 1930

− в 2° — 21 мая 1931 − в 3° — 18 февраля 1932 − в 4° — 26 мая 1933 − в 14° — 19 ноября 1936 − в 18° — 18 ноября 1937

Занимал должность Обрядоначальника,
в первых трёх градусах,
и обрядоначальника в 18°

В ложе «Юпитер»: посвящён 15 мая 1930 года; возведён во 2-ю степень 21 мая 1931 года; в 3-ю степень — 18 февраля 1932 года; ассистент обрядоначальника в 1931 году; 2-ой страж — 1932, 1933; 1-ый страж — 1934; архивариус — 1938; возобновил членство 10 марта 1945 года; после войны — 1-й страж и обрядоначальник; член ложи до кончины. С 1934 года член парижской масонской ложи «Гамаюн», которая работала по Старому и принятому шотландскому уставу под эгидой Величавой ложи Франции под № 624. Являлся членом Верховного совета Франции, в ложе усовершенствования (4—14) «Друзья Любомудрия» построен в 4-ю степень 10 января 1934; в 9-ю — 8 мая 1935; в 13-ю — 13 мая 1936; в 14-ю степень — 23 декабря 1936. Обрядоначальник с 1939 года. Возведён в Капитуле «Астрея» (15—18) в 18-ю степень 20(18) ноября 1937. Обрядоначальник капитула после войны.

Эти куски частью собственной строго соответствуют масонской теме, и показывают осознание Н. Н. Евреиновым назначения шагов посвящения, а частью — в большей степени выражают концептуальное созвучие в той либо другой форме, которое он находил и находил в ритуале и теории свободных каменщиков (разумея его теорию театра). Но почти во всем — дают ключ и к осознанию миропонимания режиссёра, которое при других обстоятельствах он, возможно, не сумел бы выразить таким макаром:

Когда я надеваю кожаный передник свободного каменщика, я проникаюсь его очевидным и заветным смыслом — перестаю в конце концов ощущать себя как мирской человек, занятый только своими личными делами и делишками! — Я преображаюсь равномерно в строителя жизни и вижу себя вкупе с тем одним из инструментов её творческого созидания! — Я поворачиваюсь тогда на уровне мыслей к Востоку и, в чаяньи света духовного, говорю для себя, сдерживая свои страсти, — «к порядку». Н. Н. Евреинов. О запоне свободного каменщика. О моих масонских впечатлениях.
«Для меня убеждение в нескончаемой жизни исходит из понятия деятельности; если я без отдыха работаю до конца, то природа должна дарить мне другую форму существования, когда сегоднящая моя форма уже не способен задерживать мой дух».
Эта идея Гёте получает своё символическое воплощение при переходе из 3° в 4°, когда начатая работа в 3° доведена свободным каменщиком до конца и требуется другая форма, другие элементы для построения творческой личности. Н. Н. Евреинов. Масонство Гёте.
...В нас обостряется чувство справедливости перед символикой посвящения в 9°.

Это обостренное чувство гласит нам, что быть хорошим это одно, а быть добряком — дело другое. Хороший действует от полноты собственного «Я», — от чувства и разума; добряк же, в собственных действиях, исходит только из чувства сантиментальности, не направляемого разумом.

Когда я был посвящён в 9°, я прекрасно понял эту разницу и привёл себя в готовность, если б востребовал того Очень Могучий, пролить кровь за общее благо. Н. Н. Евреинов. Избранные 9-ти.

Тут Н. Н. Евреинов в собственной стихии:

«Помни, — настаивает к примеру Эпиктет, — что ты актёр в комедии, которая разыгрывается как угодно государю: если он желает длинноватую, играйся длинноватую; маленькую — играйся маленькую; если он желает, чтоб ты сыграл роль бедняка, играйся её с изяществом; равно как и роль калеки, бюрократа либо плебея. Ибо твоё дело — отлично сыграть данную для тебя роль, но избрать её — дело другого»
Тому же примерно учит и Марк Аврелий.
...Ибо тот «театр», который мы смотрим не только лишь в нашей жизни, да и в жизни животных (и в жизни самой природы!), указывает, что и лицемерие, и мимикрия, и защитное сходство, и всякого рода маскировка, выражающая этот изначальный «театр» — театр самой природы, — они все служат не к ослаблению борьбы за жизнь и её блага, а к укреплению этой «struggle for life» и к её лучшей страховке. Н. Н. Евреинов. Эпиктет.

Библиография

Основная статья: Библиография Николая Николаевича Евреинова Главные сочинения Н. Н. Евреинова

Драматургия

  • «Болваны, кумирские боги», историческая пьеса в 4 д. и 7 карт. (1900; опубл. 1908)
  • «Стёпик и Манюрочка», комедия в 1 д. (напис. 1905; пост. Александринский театр, 1905; опубл. 1907)
  • «Красивый деспот» (опубл. 1907)
  • «Красивый тиран. Последний акт драмы Н. Евреинова» (пост. Малый театр (СПб.), 1906; опубл. 1907)
  • «Ярмарка на индикт св. Дениса» (пост. Уличный театр, 1907; опубл. 1914)
  • «Три волхва» (пост. Древний театр, 1907; опубл. 1914)
  • «Война», драма в 3 д. (опубл. 1907)
  • «Такая женщина» (пост. Малый театр (СПб.), 1908; опубл. 1908)
  • «Фундамент счастья», комедия в 3 д. (опубл. 1908)
  • «Представление любви» (напис. 1909?, опубл. 1910?)
  • «Всегдашни шашни» (опубл. 1912)
  • «Весёлая смерть», арлекинада в 1 д. с маленьким, но очень занимательным прологом и несколькими заключительными словами от имени создателя (пост. Весёлый театр, 1909; опубл. 1909).
  • «Плутос», комедия Аристофана, приспособ. к соврем. театру в 1 д. и 2 карт. (опубл. 1912)
  • «Счастливый гробовщик», пьеса в 1 д. (опубл. 1912). Сначало называлась «Фундамент счастья» (1902; пост. Новый театр, 1905)
  • «Бабушка» (опубл. 1914)
  • «Неизменная измена» (опубл. 1914)
  • «О щести красавицах, не схожих друг на друга», инсценировка сказки Магоммада-Эль-Бассари (опубл. 1911)
  • «Представление любви», монодрама в 3 д. (опубл. 1916)
  • «Самое главное», для кого комедия, а для кого и драма в 4 д. (пост. Свободная комедия, 1921; опубл. 1921). 1-ая часть трилогии «Двойной театр».
  • «Ревизор», режиссёрская буффонада в 5 «построениях» 1-го отрывка (опубл. 1923)
  • «В кулисах души», монодрама в 1 д. с прологом (опубл. 1923)
  • «Четвёртая стена», буффонада в 2 ч. (опубл. 1923)
  • «Школа этуалей. Эпизод из жизни Аннушки горничной», пародия-гротеск в 1 д. (пост. Неровное зеркало; опубл. 1911)
  • «Кухня хохота (Мировой конкурс остроумия)», пародия 4 шаржах (опубл. 1923)
  • «Корабль праведных» (напис. 1924; опубл. кусок под назв. «Коммуна праведных» 1924, на сто процентов 1938; пост. Teater Polski (Варшава), 1925). 2-ая часть трилогии «Двойной театр».
  • «Театр нескончаемой войны», пьеса в 3 д. и 4 карт. (пост. Художественный театр (Рига) под назв. «Маскарад жизни», 1929; опубл. 1928). Треть трилогии «Двойной театр».
  • «Шаги Немезиды» («Я другой таковой страны не знаю»), драм. хроника в 6 карт. из партийной жизни в СССР (1936—1938) (опубл. 1956)
  • «Чему нет имени, либо Бедной девченке снилось», пьеса в 3 д., 8 карт. с эпилогом (опубл. 1963?)

Другие сочинения

  • Древний театр. Об актёре средних веков (1907)
  • Режиссёр и декоратор (1909)
  • Испанский актёр XVI—XVII вв. (1909)
  • Будущий лицедей (1909)
  • Введение в монодраму (1909)
  • Сценическая ценность наготы (1911)
  • Язык тела (1911)
  • Ропс (1910)
  • Живописцы театра В. Ф. Комиссаржевской (1911)
  • Испанский театр, 1911?
  • Крепостные актёры (1911)
  • Бёрдслей (1912)
  • Театр как такой (Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни) (1912)
  • История телесных наказаний в Рф (Реферат выпускного сочинения) (1913)
  • К постановке «Хильперика» (1913)
  • Далькроз и его школа (1912)
  • К вопросу о границах театральной иллюзии. Беседа (1912)
  • О «Весёлой смерти» (1917)
  • «Сцена театра и сцена жизни». «Жизнь искусства», № 640—642
  • «Нас было четыре (о театре под сов. форулой)» /сценическое сооружение Forewall/
  • «Pro scena sua. Режиссура. Лицедеи. Последние препядствия театра» (1915)
  • «Театр для себя», ч. 1: теоретическая (1915)
  • «Театр для себя», ч. 2, 3 (1916)
  • «Происхождение драмы. Первобытная катастрофа и роль козла в истории её появления: Фольклористический очерк» (1921)
  • Нестеров (1922)
  • Первобытная драма германцев. Из истории германо-скандинавских народов (1922)
  • Оригинал о портретистах (К дилемме субъективизма в искусстве) (1922)
  • О новейшей маске (авто-био-реконструктивной) (1923)
  • Театр у животных (О смысле театральности с био точки зрения) (1924)
  • Азазел и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов (1924)
  • Потаенна Распутина (1924)
  • «Что такое театр». Книга для деток. «Светозар». Петербург. 1924 г.
  • The theatre in life. New York; London, 1927
  • Le theatre en Russie Sovietique. P. 1946
  • Histoire du theatre russe. P. 1947
  • История российского театра. Н.-И. 1953
  • История российского театра. New-york, 1955, с. 331
  • «Памятник мимолётному. (Из истории эмигрантского театра в Париже)». Париж. 1953
  • Режиссёр-автор. Беседа с Н. Н. Евреиновым. — Преждевременное утро, 1913, 3. III
  • Об отрицании театра. Полемика сердца. «Стрелец», вып. 1,1915, СПб.
  • Н. Евреинов — вступительная статья в кн.: Степанов В. Я. Опыт словаря декораторов; Опись памятников российского театра из собрания Л. И. Жевержеева, Пг., 1915
  • «Две категории» (?).
Монографии и главные публикации о Н. Н. Евреинове

Монографии

  • Каменский В. В. Книжка о Евреинове. — Петроград: «Современное искусство» Н. И. Бутковской. 1917 (На обложке портрет работы А. К. Шервашидзе).
  • Казанский Б. В. Способ театра. Анализ системы Н. Н. Евреинова. Ленинград: Academia. 1925
  • Анна Кашина-Евреинова. Н. Н. Евреинов в мировом театре XX века. Париж. Imprimerie Béresniak. 1964

Статьи

  • Луканова А. Г. Гончарова и Евреинов // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г. Ф. Коваленко; Муниципальный институт искусствознания Министерства культуры Русской Федерации. — М.: Наука, 2004. — С. 125—132. — ISBN 5-02-010251-2.

См. также

Прочитано 1005 раз
Другие материалы в этой категории: « Жак Тати Дюшоссуа Мишель »